Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Методы сбора эмпирической информации: анкетирование, интервьюирование

Методы сбора эмпирической информации: анкетирование, интервьюирование [06.10.11]

Тема: Методы сбора эмпирической информации: анкетирование, интервьюирование

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.12K | Скачано: 215 | Добавлен 06.10.11 в 10:34 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание
Введение 3
1. Опрос и его разновидности 4
2.Качественные методы: case study, фокус-групп 9
3.Тест 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Введение
В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют также частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
 Использование конкретных методов социологического исследования зависит от условий, места и времени,  целей и задач исследования, а также его вида. Для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент и тестирование.
Цель данной работы:
1.    Раскрыть  сущность социологической информации, требования, предъявляемые к ней, а так же методы сбора эмпирической информации такие как: опрос и его разновидности: анкетирование, интервьюирование и т.п., качественные методы case study, фокус-групп.
2.    Методы социологических наблюдений, их виды и этапы.
3.    Изучить классификацию документов, методы их анализа, подробно раскрыть контент-анализ.

1.  Опрос и его разновидности

 Каждый из этапов социологического исследования – это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки процесс. Наибольший интерес составляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, именно на этом этапе добываются новые знания, необходимые для обогащения и нормального функционирования науки. И если другие этапы базируются на уже «готовых» данных: разработка программы – на заранее имеющихся, а обработка и анализ – на вновь полученных, то сбор социологической информации нацелен именно на «свежее сырье» - те самые  новые сведения, обобщая и перерабатывая которые, социолог строит научную теорию, помогающую глубже объяснить реальный мир и предсказать будущие события.
     При этом качество (достоверность, объективность и т.д.) новой информации зависит от того, какими способами, приемами и средствами она была получена. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о методах сбора данных в социологических исследованиях.
Социологическая информация –  это совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых из различных источников, как объективного, так и субъективного характера.
Основные требования, предъявляемые к социологической информации:
полнота, репрезентативность, надежность, достоверность, обоснованность,
актуальность.[2,с127]
По способу получения информация может быть первичной – это данные полученные в результате специально проведенного исследования и вторичной – результат обработки различных документов.
Основные методы сбора первичной информации: опрос, наблюдение, фокус-группы, метод case study, эксперимент.
Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен  на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.
 Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.  [5]
Письменная   форма  опроса,   осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом, называется анкетированием.
Анкета — это система вопросов, объединенная единым замыслом и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входит упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Оно целесообразно в двух случаях: (1) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время, (2) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
 Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.). При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон,E-mail).Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные). Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики.     Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные (возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа) и не альтернативные (нескольких вариантов ответов).    Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.             Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.  Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы). Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, — это интервьюирование.
Главное различие между анкетированием и интервью в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. Во время интервью контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает сформулированные исследователем вопросы, организует и направляет беседу, фиксирует полученные ответы согласно инструкции.[1,с387]
   Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.
 В прикладной социологии различают три вида интервью:
1.Формализованное интервью. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. 2.Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.          3.Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования.   Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
   Экспертный опрос разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступают эксперты – это компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования. От других форм социологического опроса экспертный метод отличают несколько важных черт:
    Количество опрашиваемых меньше чем при анкетировании или интервью
    Кругозор, уровень квалификации, знание специальной области опрашиваемых  выше, чем у обычных респондентов
    В массовом опросе социолога интересует типичность, повторяемость, а в экспертном опросе исследователь дорожит именно уникальностью знаний эксперта, их глубиной
    Первичную информацию, получаемую в анкетировании или интервью, социолог использует для проверки научных гипотез, а в экспертном опросе для того, чтобы разобраться в совершенно новой для себя области.[1,с487-488]

2. Качественные методы: case study, фокус-групп
    В социологических исследованиях часто применяется анализ документов, имеющихся в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития.
    Под документом в социологии подразумеваются те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города, может быть начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении театров, концертов и т.д.
Классификация документов
Однако чтобы использовать возможности предоставляемые  документами,   следует в свою очередь получить системное представление обо всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.
По форме фиксации информация делится на:
•    письменные документы (текстовая форма изложения);
•    статистические данные (цифровая форма изложения);
•    иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
фонетические документы.  
Метод анализа документов
Метод анализа документов (или документальный метод) - это
один из основных методов сбора данных в социологических исследованиях, предполагающий использование информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте, кинопленке и других носителях информации. Изучение документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни. Метод анализа документов открывает социологу широкую возможность увидеть отраженные аспекты социальной действительности, содержащиеся в документальных источниках.  Однако чтобы как можно полнее использовать возможности, предоставляемые документами, следует получить систематизированное представление о всем их многообразии. Ориентироваться в документальной информации помогает классификация документов, основанием в которой служит фиксация содержащейся в том или ином документе информации. Иными словами, от формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, в каких целях может быт использован тот или иной документ и каким методом он может быть наиболее успешно проанализирован. Анализ документов отличается от других методов социологических исследований тем, что оперирует уже готовой информацией; во всех же иных методах эту информацию социологу приходится добывать специально. Кроме того, объект исследования в этом методе опосредован, замещен документом. Самой большой проблемой этого метода является отсутствие уверенности в достоверности документа и содержащейся в нем социологической информации. Ведь можно столкнуться и с поддельным документом. Однако социологическому анализу можно подвергнуть и фальшивку (если есть уверенность в том, что это действительно фальшивка) для изучения целей и методов фальсификации документов и их последствий для общества. Проблема достоверности документальной информации обусловлена также и типом документа. В целом информация, содержащаяся в официальных документах по сравнению с содержащейся в личных более достоверна, что можно сказать и о первичных документах по сравнению с вторичными.
Максимальной достоверностью обладают документы, подвергшиеся специальному контролю, например финансовому, юридическому и другим видам контроля.
Контент-анализ
Стремление преодолеть субъективность  традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
  Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), — это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. Развитие контент-анализа преимущественно связано с социологическими исследованиями, он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.
При своем рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газетных материалов. И сейчас наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчетности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80% самой секретной информации добывается с его помощью и поныне.[4, ст. 369-372]
К качественным методам сбора социологической информации относятся такие, как наблюдение, биографический метод, исследование отдельных случаев, ситуаций (метод case study), метод фокус-группы, эксперимент.
Рассмотрим метод case study и метод фокус-групп.
Анализ случая (case study)
Анализ случая – углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на отдельно взятом, но представительном объекте. При этом предмет исследования, его взаимосвязь с объектом изучаются с большей подробностью и тщательностью. Для сбора данных здесь используются наблюдение, интервью, протоколы, тесты, архивные документы и т.д. Основное требование к наблюдателю – дать  наиболее детальное описание  позволяющее восстановить живую атмосферу события. Сущность исследования в том, чтобы детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.   Ключевым методологическим моментом case study является опора на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала. Исследования, проводимые в стратегии case study, предоставили социологам возможность проникнуть в глубинные пласты повседневной жизни, изучить те стороны бытия, которые трудно или невозможно охватить традиционным анкетным способом. Для методики case study характерно ограниченное использование точных количественных методов. Исследователь выходит на прямое общение с респондентами, проводит с ними обсуждение, прослеживает их действия, учавствует в некоторых событиях.предпологается погружение исследователя в объект, понимание им мотивации поступков индивида и группы. [1,с56] Особенность метода состоит в глубоком изучении специфики объекта, выводы часто имеют прикладной характер и воплощаются в конкретных рекомендациях, направленных на оптимизацию деятельности изучаемой социальной общности.
Можно выделить 2 разновидности анализа случая:
    Монографический анализ случая – предпологает выявление взаимосвязи предмета исследования с объектом
    Сквозной анализ случая – предполагается выделение предмета исследования, пересекающего границы разных объектов, которые не образуют для него какой-либо единой среды.
Метод case study предполагает длительное «погружение» социолога в исследуемый объект, часто с помощью метода наблюдения.
Метод наблюдения и виды наблюдения
Это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование метода наблюдения связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и дает моментальный снимок объекта, характеризуя его состояние здесь и сейчас. Наблюдение позволяет избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.  
 Существуют следующие виды наблюдений:
    включенное — означает работу социолога в коллективе в качестве его члена, когда остальные члены не знают, что в их среде находится исследователь, или знают, но расположены к нему и доверяют ему;   
    невключенное – означает, что социолог наблюдает за объектом, не участвуя в деятельности группы, не вступая с ее членами в прямые контакты;   полевое – проводится в естественной обстановке в реальной жизненной ситуации;
    лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Используется чаше всего в экспериментальных исследованиях;
    структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации результатов);
    стандартизированное (формализованное) – проводится по ранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования, точно знает, что и как будет наблюдать, когда другими методами получить необходимую информацию невозможно;  
    нестандартизированное — применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования;
    научное — ведется по программе, в которой заранее предусмотрены временные рамки, определены людские и финансовые ресурсы, место проведения, выборка, факты, подлежащие изучению;
    систематическое — это регулярная фиксация действий, ситуаций, процессов в течение определенного временного периода.  Оно позволяет социологу выявить закономерности развития наблюдаемых явлений и процессов. Его можно проводить с интервалом или частотой, заранее определенной в программе: каждый день, один день в неделю, одну неделю каждый месяц и т.д.;
    случайное — проводится в ситуациях, когда изучению подвергаются заранее не запланированные действия, ситуации, явления.
Программа наблюдения
В  программе наблюдения определяются следующие этапы научного исследования.
1.   Определение цели и задач наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.
Цель наблюдения определяется его направленностью.
Задачей наблюдения может быть: предварительная ориентировка в объект наблюдения, выдвижение и проверка гипотез, уточнение и проверка результатов, полученных другими методами.
Объектом наблюдения могут быть отдельные лица в различных ситуациях общения, малые и большие группы, общности. Наблюдаемые ситуации могут быть естественными и экспериментальными, управляемыми и неуправляемыми наблюдателем, спонтанными и организованными и т.д.
Предметом наблюдения бывают вербальные (речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, эмоциональность и т.д.) и невербальные акты поведения отдельного человека, в определенной социальной среде или ситуации.
2.  Выбор способа наблюдения,  наиболее полно обеспечивающего сбор необходимой информации.
3. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта, который определяется целями и задачами, объектом и предметом, видом наблюдения.
4.Регистрация результатов наблюдения может производится в блокнотах, в специально разработанных карточках, в протоколах. При   многодневных  систематических наблюдениях используются дневники наблюдения, куда заносится информация. В последние годы широко применяются фото-, кино-, видеоаппаратура, хотя есть некоторые ограничения их применения: технические средства не всегда можно применить с точки зрения места проведения наблюдения, а подслушивание и подсматривание нарушают права личности.
Метод наблюдения обладает и преимуществами, и недостатками. Преимущества наблюдения: непосредственное восприятие изучаемого объекта, что незаменимо на начальных этапах исследования. Оно помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект, предмет исследования, сформулировать гипотезы.
Недостатки наблюдения заключаются в следующем: присутствие наблюдателя накладывает отпечаток на исследуемых, а измерить это влияние невозможно; человеческое восприятие ограничено и можно пропустить что-то значимое; невозможно выявить мнения, суждения наблюдаемых по интересующим исследователя проблемам; некоторые формы поведения, эмоциональное выражение записать однозначно очень сложно; наблюдение – трудоемкий процесс, требующий значительных затрат, времени, людских и финансовых ресурсов.
[3, ст. 411-413]
Метод фокус-групп
Фокус-группы применяются в случае, когда необходимо получить подробные данные от существующих или потенциальных потребителей по поводу их восприятия объекта исследования, ассоциаций и мнений с ним связанным, а также для моделирования возможного потребительского поведения.
Метод фокус-групп, или групповое глубокое интервью, относится к числу так называемых "гибких" или "качественных" методов социологического исследования. В настоящее время в развитых странах "гибкие" методы опросов (индивидуальное и групповое интервью) сделались не просто разновидностью исследовательских методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей функционирование институтов рынка (маркетинг) и институтов демократии (анализ и коррекция политических имиджей). Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов.
В отличие от количественных методов исследования (например, социологический опрос), который дает ответ на вопросы ‘Кто..?’ и ‘Сколько..?’, фокус-группа дает ответы на вопросы ‘Как именно..?’ и ‘Почему..?’
Второй особенностью является способ формирования выборки и методы сбора информации. В социологическом (количественном) исследовании базовым методом является опрос (личный, телефонный), при котором респондентов, представляющих определенную категорию потребителей, опрашивают по единой схеме (анкете). В фокус группе (качественном исследовании) применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие «вытащить» из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к проблеме.
Фокус-группа является субъективным методом исследования (в отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации). Смысл этого метода в том, что в групповом обсуждении респондент включен в общение с себе подобными.  
 Таким образом, каждый из рассмотренных методов имеет свои достоинства и недостатки. Целесообразность использования того или иного метода зависит, прежде всего от специфических особенностей объекта исследования. На выбор влияют и другие обстоятельства: степень разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, возможности социолога или социологической группы, цели и задачи проводимого исследования.

4. Практическое задание
Представьте, что Вы выбираете для работы кандидатуру социолога из числа специалистов, имеющих:
- философское образование и курсы социологов;
- социологическое образование;
- инженерное образование и курсы социологов;
- историческое образование (или педагогическое, юридическое) и курсы социологов.
 Какой вариант Вы выбрали бы? Объясните.
Я выбрала бы человека с социологическим образованием, потому что в процессе учёбы на социолога он получает разносторонние знания, касающиеся области социологических исследований и педагогики, и юриспруденции, и промышленности, и философского знания

Заключение
Изучив весь материал данной работы можно сделать следующие выводы:
Каким бы методом социологические данные добыты ни были, сами по себе они ещё не позволяют сделать обобщённые выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы – одним словом, решить задачи, поставленные в программе исследования. Для того чтобы полученная первичная информация начала давать реальные результаты, её необходимо путём обработки превратить в соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать.

Список использованной литературы
1.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник – М.:ИНФРА – М,2008. – 768с.
2.Зборовский Г.Е.,Костина П.Б. Социология управления:учебное пособие/Г.Е. Зборовский, П.Б. Костина – М.:Гардарики,2008. -272с.
3.Социология: Учебник для вузов/  Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 448с.
4.Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриенко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407с.
5.Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, разъяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.12K
Скачано: 215
Скачать бесплатно
06.10.11 в 10:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе