Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Рынок труда и занятость населения в Российской Федерации
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Курсовая работа | Размер: 62.07K | Скачано: 364 | Добавлен 26.10.12 в 13:56 | Рейтинг: +2 | Еще Курсовые работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…………………….. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА…………………. 1.1. Структура и сущность рынка труда………………………………… 1.2. Особенности современного рынка труда…………………............... 1.3. Организационно-финансовые основы рынка труда……………….. 1.4. Рынок труда в России………………………………………………... ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………... 2.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости…….. 2.2. Занятость населения по секторам экономики и отраслям рыночного хозяйства………………………………………… 2.3. Экономическая активность и занятость населения России……….. ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………….. 3.1. Развитие и совершенствование рынка труда………………………. 3.2. Основные перспективы развития занятости населения РФ до 2010 г…………………………………………………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………… |
3 5 5 8 10 11
15 15
16 21
26 26
29 33 35 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний.
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п. К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Целью курсовой работы является исследование рынка труда и занятости населения в Российской Федерации.
В рамках обозначенной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка труда;
- охарактеризовать социально-экономическую сущность и структуру занятости, ее принципы и уровень;
- определить теоретические и практические аспекты измерения занятости в экономике;
- проанализировать экономическую активность и занятость населения России;
- предложить мероприятия по совершенствованию государственной политики регулирования занятости населения;
- определить основные пути развития и совершенствования рынка труда.
В курсовой работе объектом исследования является рынок труда и занятость населения в своей экономической совокупности.
Теоретической базой курсовой работы являются исследования отечественных ученых в области экономики. В ходе работы над темой курсовой работы были так же изучены: законодательство Российской Федерации, специальная литература, материалы периодических изданий, монографии, статистические исследования в области безработицы и занятости населения в Российской Федерации.
Практическая значимость курсового исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в дальнейшей научной разработке вопросов регулирования занятости населения.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
1.1. Структура и сущность рынка труда
Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
Существовавшая ранее в нашей стране административно-командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду. Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом.
Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда.
Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
На рынке труда реализуется возможность:
- свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
- найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
- независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
- свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
В конкурентно-рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
1.2. Особенности современного рынка труда
Труд в условиях частной собственности, когда она является не враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях, облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около 80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий, обладателями акций фирм и корпораций.
Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие творческих способностей учащихся.
Чрезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой собственности. Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний.
Внимательнее и гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.
Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно-эксплуатационное минутно-потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике.
В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
1.3. Организационно-финансовые основы рынка труда
Рынок труда функционирует силами управлений и отделов кадров, учебных и исследовательских центров, а также социальных служб корпораций аналогичных подразделений государственных учреждений, некоммерческих организаций и т. д. Его важными звеньями являются региональные и местные службы министерств труда, осуществляющие профессиональное обучение, трудоустройство и материальную поддержку в первую очередь лиц, нуждающихся в особой социальной опеке - безработных, инвалидов, иммигрантов, неустроенной молодежи.
Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий.
Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов. Задача государства состоит в обеспечении наиболее благоприятных экономических, в т. ч. налоговых, социальных и культурных возможностей развития страны. Эффективность подобной концепции подтверждает опыт развития западного общества 70-80-х годов. Государство ни при каких обстоятельствах не выступает давящей директивной силой, наделившей само себя монопольными правами регулировщика рынка труда. Опыт развития западной цивилизации показывает, что подобная ситуация неминуемо приводит к исчезновению эволюционных потенций в обществе и его деградации.
В настоящее время расширенному воспроизводству и развитию высококачественных трудовых ресурсов в той или иной степени служат так или иначе практически все, включая оборону, материальные и духовные активы страны. О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.
Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям - трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).
1.4. Рынок труда в России
При переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем - формирование рынка труда.
С целью моделирования собственного рынка труда необходимо рассмотреть модель общего рыночного хозяйства с выделением блоков, непосредственно относящихся к рынку труда. Исследования его функционирования в отрыве от других рынков не позволяет выявить все возможные рычаги его регулирования, так как необходимо вести учет взаимодействия всех его взаимосвязанных элементов.
Макроэкономическая модель предполагает разделение отраслей народного хозяйства по признакам (функциональному, степени взаимозаменяемости труда и капитала) и качественным характеристикам используемых трудовых ресурсов (производственная сфера, включающая отрасли материального производства без торговли, сфера услуг, бюджетная сфера - наука, культура, образование).
В настоящее время прочно утвердилось представление о том, что рынок труда - это безработица, предложение труда ассоциируется с незанятым населением, а спрос на труд - с вакантными рабочими местами. Подобное смещение понятий приводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся ситуации в области занятости и переспектив становления рынка труда в России.
В соответствии с современной экономической теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий, основные из которых следующие:
- большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда;
- рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;
- экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;
- высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;
- общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.
Становление рынка труда в России происходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике.
Из-за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.
Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5-7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране.
Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране. Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.
В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как результат и следствие экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.
Определенные надежды на расширение в будущем возможности занятости связаны с иностранными инвестициями в российскую экономику. Конечно, инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий будет иметь, как правило, трудосберегающий эффект. Однако в целом значительное увеличение иностранных капиталовложений означает создание новых рабочих мест, что поможет снять напряженность на рынке труда, которая в ближайшие годы, по видимому, возрастет.
ГЛАВА 2. ЗАНЯТОСТЬ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА И ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Социально-экономическая сущность и структура занятости
Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости - важный макроэкономический показатель. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.
Как экономическая категория занятость - это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.
В Законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает как социально-экономическое, так и правовое содержание.
По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:
1. Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.
2. Военнослужащие. Занимаются деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода. По мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике.
3. Учащиеся с отрывом от производства. По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на три подгруппы:
- наемные работники: к ним относятся занятые на основе продажи своей рабочей силы;
- работодатели: предприниматели, реализующие свои предпринимательские способности;
- самозанятые: лица, работающие за свой счет; члены производственных кооперативов, не использующих наемную рабочую силу на постоянной основе.
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения:
1) наемные работники;
2) работодатели;
3) лица, работающие за свой счет;
4) члены производственных кооперативов;
5) помогающие члены семьи;
6) работники, не классифицируемые по статусу.
В зависимости от целей анализа можно использовать разные классификации.
2.2. Занятость населения по секторам экономики и отраслям рыночного хозяйства
Данные о развитии российской экономики за последнее десятилетие не слишком представительны, так как она прошла в этом периоде и кризисное состояние, и финансовые катаклизмы и оказалась в плену однобокой политики сочетания сырьевого экспорта и насыщения внутреннего рынка за счет импорта. Кроме того, на занятости сказалось влияние процесса замедленного распада и сохранения старых производственных коллективов, обладающих большой устойчивостью к социально-экономическим изменениям. Вообще, зависимость занятости от темпов роста не является линейной и может определяться или нарушаться другими обстоятельствами, в частности технологическими сдвигами в производстве. Но в качестве главной тенденции она всегда существует.
Таблица 1
Соотношение основных показателей экономического роста
и уровня занятости населения в период 2000-2007 годах
Показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Численность трудоспособного населения, млн. человек |
84,2 |
84,3 |
84,8 |
85,5 |
86,3 |
87 |
87,4 |
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. |
1540 |
2146 |
2479 |
2741 |
4767 |
7402 |
9041 |
Индексы ВВП |
95,9 |
96,6 |
100,9 |
95,1 |
105,4 |
109 |
105 |
Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе в организациях негосударственных форм собственности и индивидуальном секторе, тысяч человек |
66409 |
65950 |
64693 |
63812 |
63963 |
64327 |
65000 |
Как видно из таблицы 1, в соответствии с кризисным положением экономики и вследствие этого кризиса, абсолютная численность занятых в экономике с 2001 года вплоть до 2004 года снижалась, а затем, отражая некоторое экономическое оживление, стала расти.
Низкая заработная плата на основной работе и хронические задержки ее выплат послужили основными причинами распространения вторичной занятости (здесь имеется в виду только занятость по найму). Ее уровень, по данным специальных исследований за 2007 год, достиг 16% от всего занятого в народном хозяйстве населения. Основная работа стала утрачивать свои безоговорочные позиции с точки зрения приложения основных затрат труда и получения базового дохода, большая часть тех, кто был занят на основной работе в государственном секторе и имел дополнительную работу, отдавал последней свыше 28 часов в неделю.
По материалам обследований населения по проблемам занятости, среди занятого населения 2,4 миллиона человек (3,8%) имели в 2007 году дополнительную работу и 8,7 миллиона человек (13,5%) ее искали. Особенно высокая доля рабочих мест в дополнительной занятости отмечалась в сельском хозяйстве (таблица 2).
Таблица 2
Распределение занятого населения по отраслям экономики
по основной и дополнительной работе в 2007 г.
Показатель |
Основная работа |
Дополнительная работа |
||
тысяч человек |
в % к итогу |
тысяч человек |
в % к итогу |
|
Все занятые |
64664 |
100 |
2446 |
100 |
В отраслях, производящих товары |
26767 |
41,4 |
1694 |
69,3 |
Из них: |
||||
Промышленность |
16148 |
25 |
231 |
9,4 |
Сельское и лесное хозяйство |
6691 |
10,3 |
1369 |
56 |
В отраслях, оказывающих услуги |
37897 |
58,6 |
752 |
30,7 |
За годы реформирования российской экономики занятость населения не только снижалась в абсолютном и относительном выражением, но и изменялась качественно - по отраслевой структуре, формам собственности, типам и размерам предприятий и организаций, привлекающим рабочую силу.
Если общая численность занятых в экономике в настоящее время на 10% меньше, чем в начале 90-х годов, то в науке и научном обслуживании она сократилась вдвое, в строительстве и промышленности - в 1,5-1,6 раза, в сельском хозяйстве - в 1,2 раза, на транспорте - в 1,2 раза. Напротив, увеличилась численность занятых в управлении - в 2,2 раза, торговле и общественном питании - в 2 раза, в сфере финансов, кредита и страхования - в 1,8 раза. В итоге доля занятых в промышленности сократилась почти на 10 процентных пунктов (до 21,7% в 2006 году), а доля занятых в торговле и общественном питании настолько же возросла (до 17,1%). Удельный вес других отраслей экономики в структуре занятости изменился не столь значительно.
Начиная с 2002 года наблюдается тенденция роста доли наемных работников в структуре занятого населения. В первом полугодии 2007 году она увеличилась до 92,8%, а доля работающих не по найму снизилась до 7,2%. Среди работающих не по найму сократилось число членов производственных кооперативов и самостоятельно занятых (таблица 3).
Таблица 3
Распределение занятых по статусу на основной работе, 2002-2007, %
Года |
Работающие по найму |
Работающие не по найму |
в том числе |
|||
работо-датели |
самосто-ятельно занятые |
члены производственных кооперативов |
неоплачиваемые семейные работники |
|||
2002 |
89,2 |
10,8 |
0,9 |
8 |
1,8 |
0,2 |
2003 |
89,8 |
10,2 |
0,9 |
7,7 |
1,4 |
0,1 |
2004 |
91,8 |
8,2 |
1,4 |
6 |
0,7 |
0,1 |
2005 |
92,2 |
7,8 |
1,3 |
5,9 |
0,5 |
0,1 |
2006 |
92,5 |
7,5 |
1,2 |
5,7 |
0,5 |
0,1 |
2007 |
92,4 |
7,6 |
1,3 |
5,8 |
0,4 |
0,1 |
Подавляющее большинство занятых экономической деятельностью россиян - около 85,4% - имеет основную работу на различного рода предприятиях, в учреждениях и организациях. В последние пять лет довольно быстро увеличивалась доля работающих по найму у физических лиц, в то время как удельный вес занятых в сфере ИП, напротив, немного снизился. Доля занятых в фермерских хозяйствах оставалась стабильно низкой.
Ускорилось сокращение рабочих мест в крупных и средних организациях. Если в 2006 году 60,1% занятых в экономике (39,5 миллиона человек) были штатными работниками крупных и средних организаций (без учета совместителей), то в 2007 году - 57,5% (38,8 миллиона человек). На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось в 2007 году еще 1,7 миллиона человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число рабочих мест, замещенных работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, в организациях (без субъектов малого предпринимательства) составило 40,5 миллиона и было меньше, чем в 2006 году, на 0,3 миллиона мест, или на 0,7%.
Таблица 4
Распределение занятых по месту основной работы, 2002-2007, %
Года |
На предприятиях, в учреждениях, организациях |
В фермерских хозяйствах |
В сфере индивидуального предпринимательства (ИП) |
По найму у физических лиц |
2002 |
87,6 |
0,5 |
8 |
3,8 |
2003 |
87,8 |
0,6 |
7,7 |
3,9 |
2004 |
88,4 |
0,7 |
6,6 |
4,2 |
2005 |
88,4 |
0,6 |
6,5 |
4,5 |
2006 |
86,9 |
0,7 |
6,3 |
6,2 |
2007 |
85,4 |
0,7 |
6,5 |
7,4 |
Наибольшее снижение числа рабочих мест наблюдалось в нефтедобывающей, угольной, химической, легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, угольной, мукомольно-крупяной и комбикормовой, медицинской промышленности, электроэнергетике и сельском хозяйстве (на 5,6-12,5%). Одновременно с этим продолжался рост числа рабочих мест в организациях отраслей социальной сферы, финансов, кредита и страхования, управления.
В общем количестве замещенных рабочих мест в организациях рабочие места внешних совместителей составляли 2,1%, а лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, - 2,2%. Наиболее высока доля рабочих мест совместителей и лиц, работавших по гражданско-правовым договорам, в организациях страхования (36,6%), культуры и искусства (11,8%), науки и научного обслуживания (7,0%), торговли и общественного питания (6,6%), образования (6,3%), здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения (5,4%).
Продолжается рост числа занятых в неформальном секторе экономики, представленном производственными единицами без государственной регистрации в качестве юридического лица. Если в среднем за 2004-2005 годах в нем было занято 9,3 миллиона человек (14% от общей численности занятых), в 2005-2006 годах - 9,7 миллиона человек (15%), то в 2006-2007 годах - 11,1 миллиона человек (17%).
В 2007 году в неформальном секторе экономики было занято 11,7 миллиона человек. Из них 9,5 миллиона человек были заняты только в неформальном секторе (81,1%), а для 2,2 миллиона человек (18,9%) работа в неформальном секторе была дополнительным источником дохода к работе за пределами этого сектора экономики. Неформальный сектор экономики в большей мере развит на селе. В 2007 году он охватывал 13% общей численности занятого населения городских поселений России (6,6 миллиона человек), а на селе - 32% занятых (5,1 миллиона человек). Около 4 миллионов человек (35,8% занятых в неформальном секторе) работали в торговле и общественном питании, около 3,7 миллиона человек (33,7%) - в сельском и лесном хозяйстве.
2.3. Экономическая активность и занятость населения России
Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости населения относятся к числу глобальных социально-экономических параметров. С одной стороны, рынок труда - элемент экономической системы и от эффективности его функционирования зависят как вектор, так и темпы макроэкономической динамики. С другой стороны, рынок труда опосредует влияние макроэкономического развития на благосостояние населения и на протекание большинства социальных процессов.
В этом контексте процессы на рынке труда выступают базовым социальным параметром, по отношению к которому многие социальные процессы являются производными. Тем самым, хотя процессы на рынке труда тесно связаны с факторами экономической конъюнктуры, политика занятости имеет социальный характер, что предопределяет необходимость обращения к данной проблеме в общем контексте Обзора социальной политики.
С 2002 г. по 2007 г. общий тренд в изменении численности населения России оставался стабильно негативным: за 5 лет сокращение составило 3 млн. 416 тыс. чел, или 2,3% от уровня 2002 г. Несмотря на это, численность населения в возрасте экономической активности (15-72 года) и в трудоспособных возрастах (16-59 лет для мужчин и 16-54 лет для женщин) в тот же период увеличивалась (таблица 5).
Таблица 5
Основные показатели численности населения,
занятости и безработицы в 2002-2007 гг.
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Численность населения, тыс. чел. |
146890 |
146304 |
145649 |
144964 |
144168 |
143474 |
Население в трудоспособном возрасте, тыс. чел. |
87172 |
88040 |
88515 |
89206 |
89896 |
90218 |
Экономически активное население, тыс. чел. |
72332 |
71411 |
72421 |
72835 |
72909 |
73811 |
Занятые в экономике, тыс. чел. |
65273 |
65124 |
66266 |
67152 |
67134 |
68603 |
Безработные по определению МОТ, тыс. чел. |
7059 |
6288 |
66266 |
67152 |
67134 |
68603 |
Доля занятых в экономике от числа экономически активного населения, в % |
90,2 |
91,2 |
91,5 |
92,2 |
92,1 |
92,9 |
Доля безработных (МОТ) от числа экономически активного населения, в % |
9,8 |
8,8 |
8,5 |
7,8 |
7,9 |
7,1 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел. |
1037 |
1123 |
1500 |
1639 |
1920 |
1830 |
Отношение численности безработных, зарегистрированных в органах гос.службы занятости, к общей численности безработных, % |
14,8 |
17,8 |
24,4 |
28,7 |
33,3 |
35,1 |
Среднее время поиска работы, мес. |
9,1 |
8,2 |
8,6 |
8,2 |
8,5 |
8,0 |
Уровень экономической активности населения с 2002 г. по 2007 г. вырос на 1,1% и составил 66,2%, т.е. население в этом возрасте увеличило свою вовлеченность в экономику страны. Таким образом, даже на фоне демографического снижения численности населения рынок труда реагировал на общий экономический рост возрастанием экономической активности населения.
Динамика численности занятых в экономике повторяет динамику экономически активного населения, хотя разрыв между этими двумя показателями сокращается. Сближение этих трендов показывает, что рост занятости имеет естественные ограничения, и в перспективе при сохраняющихся тенденциях возможен дефицит трудовых ресурсов, который может неблагоприятно сказаться на перспективах экономического роста.
По оценке Федерального агентства государственной статистики, экономически активное население (рабочая сила) Российской Федерации насчитывало на конец 2007 года 73,8 млн. человек, или около 50% от общей численности населения страны. Это составляет 101,7% к 2006 году, а в среднем за месяц в 2007 году численность экономически активного населения была на 1,4% больше, чем в соответствующий период прошлого года (72,7 против 71,8 миллиона человек).
На протяжении 90-х годов преобладающей тенденцией на рынке труда был спад экономической активности населения. Финансово-экономический кризис 1998 года нарушил ее, и после него возобладала обратная тенденция - рост, хотя и с некоторыми колебаниями. За 1992-1998 годы численность экономически активного населения сократилась с 74,9 до 67,3 миллиона человек, а в относительном выражении - с 70,3% до 61,1% населения 15-72 лет (в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения). В 2002 году экономически активное население заметно увеличилось, достигнув 72,2 млн. человек (65,5% населения 15-72 лет), но затем вновь уменьшилось - до 71,0 млн. человек (64,3%) в 2001 году. В последний период рост численности экономически активного населения наблюдается с октября 2006 года (в августе 2006-мае 2007 года экономическая активность составила 65,4%) и обусловлен уж не ростом числа безработных, а увеличением числа занятых в экономике.
В результате структура экономической активности населения претерпевала значительные изменения. Если в 1996 году 94,8% экономически активного населения приходилось на занятых, а 5,2% - на безработных, то к 1998 году их соотношение составило 86,8% и 13,2%. В период экономического роста, начавшегося в 2002 году, оно стало улучшаться и в 2006 году составило 92,1% и 7,9%. На 2007 года уже 92,6% экономически активного населения (68,3 миллиона человек) классифицировались как занятые, а остальные 7,4%, или 5,5 миллиона человек, не имели доходного занятия, но активно искали его и были готовы приступить к нему, то есть были безработными (рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение численности экономически активного населения России, по месяцам 1996-2007, млн. человек
Численность занятых в экономике составила 102,6% к соответствующему периоду прошлого года, а численность безработных - 91,4% (95,2%). Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, уровень экономической занятости населения - удельный вес занятых в экономике в общей численности населения 15-72 лет - составил в 2006-2007 годах 60,1% против 59,6% в 2005-2006 годах и 59,1% за тот же период 2001-2005 годов. А уровень общей безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения), соответственно, 8,0% против 8,3% и 8,5%.
Экономическая активность населения за 1996-2007 годы снизилась по всем возрастным группам, кроме одной из старших - 55-59 лет. В наибольшей степени снизилась экономическая активность населения самых молодых групп трудоспособного возраста - на 13-15 процентных пунктов среди молодежи до 24 лет. В период 1992-1998 годов заметно сокращалась и экономическая активность людей предпенсионного и пенсионного возраста - на 13 процентных пунктов в группе от 55 до 59 лет, на 9 процентных пункта среди людей 60-72 лет, - но после финансово-экономического кризиса 1998 года она, напротив, возросла в большей степени, чем по остальным группам - на 16 процентных пунктов среди населения 55-59 лет, на 8,3 процентных пункта в группе 60-72 лет.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Развитие и совершенствование рынка труда
Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием нарастающего дефицита рабочей силы из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте, а также дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в профессиональном и территориальном разрезах.
Возможности увеличения занятости со стороны населения России в долгосрочной перспективе крайне ограничены. Показатель занятости среди женщин уже является одним из самых высоких в мире и может снижаться под воздействием мер по стимулированию рождаемости. Занятость среди молодежи может снижаться вследствие перехода к всеобщему полному среднему образованию и ростом спроса на высшее образование. Активизация трудовой деятельности населения пенсионного возраста возможна только в пределах первых постпенсионных пяти лет, однако показатели занятости в этих возрастных группах уже находятся на достаточно высоком уровне (50% у женщин и 35% у мужчин).
При сокращении трудоспособного населения в 2007-2020 годах на 13%, сокращение занятости в экономике прогнозируется на уровне 5%, из-за ожидаемого снижения уровня безработицы с 6,5% в 2007 году до 3% в 2020 году.
Стратегической целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами и повышения эффективности их использования. Наряду с модернизацией системы профессионального образования и переподготовки кадров важнейшим условием реализации этих целей станет повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности, появление условий для профессиональной и территориальной мобильности населения.
Несмотря на долгосрочные перспективы формирования общего рынка труда в рамках ЕврАзЭС и постепенную либерализацию миграционного законодательства возможности притока иностранной рабочей силы, особенно русскоязычной, ограничены. С другой стороны, в долгосрочной перспективе по мере либерализации общеевропейского рынка рабочей силы, может вновь возрасти миграционный отток рабочей силы из России и усилится давление в сторону выравнивания уровней заработной платы.
В этих условиях основным фактором ослабления дефицита рабочей силы остается процесс перераспределения работников из неэффективных предприятий в эффективные и повышение уровня производительности труда (в рамках целевого инновационного варианта - на 6,7% в год в 2011-2015 годах и на 7,5% в 2016-2020 годах).
Повышение мобильности движения рабочей силы достигается:
- расширением доступности найма и приобретения жилья;
- повышением профессиональной мобильности населения, внедрением непрерывных и гибких форм обучения, за счет совместного их финансирования социальными партнерами - государством, работодателями и работниками;
- повышение конкурентоспособности профессионального образования и его соответствия требованиям рынка;
- созданием действенного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
- развитием гибких форм занятости, стимулированием активного использования современных форм дистанционной занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;
- созданием условий для удлинения трудовой жизни населения, за счет стимулирования более раннего выхода на рынки труда молодежи и эффективного использования трудового потенциала пожилых людей (гибкий график труда, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий);
- создание условия для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;
- реформирование системы оплаты труда в бюджетном секторе в связи с распространением отраслевых систем оплаты труда.
В результате опережающего сокращения занятости в 90-е годы в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве структура занятости в России приблизилась к структуре занятости в развитых европейских странах в значительно большей степени, чем структура производства или относительный уровень заработной платы.
В 2010-2020 годах процесс постепенного приближения к структуре занятости, характерной для развитых стран, продолжится, хотя его интенсивность значительно снизится. С учетом того, что значительная часть российского населения (свыше 25%) проживает в сельской местности, доля занятых в первичном секторе экономики едва ли сможет снизиться более чем на 3 п.п. (с нынешних 10-11% до 7-8%). С ростом открытости российской экономики и усилением рыночной конкуренции продолжит терять рабочие места также и вторичный сектор (промышленность, строительство, сельское хозяйство), хотя не так активно, как в 90-е годы.
В результате к 2020 г. доля вторичного сектора в общей численности занятых может предположительно упасть на 3-4 п.п. (с нынешних 29% до 25-26%). Соответственно доля третичного сектора (сферы услуг) может возрасти на 6-7 п.п., при этом можно ожидать дальнейшего расширения занятости в «рыночных услугах» (за исключением транспорта), при их сокращении в сфере «социальных услуг» (образовании и здравоохранении).
Сложившийся в настоящее время и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы обуславливает устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над производительностью труда, а также препятствия для полного выравнивания заработной платы между социальным, преимущественно бюджетном и частным рыночном секторами экономики.
В 2011-2020 годах ожидается среднегодовой рост реальной заработной платы на 8-8,5% при росте производительности труда в экономике на 6,7-7,5процентов.
3.2. Основные перспективы развития занятости населения РФ до 2010 г.
Основные перспективы занятости населения РФ до 2010 года в значительной степени определяется состоянием экономики и темпами экономического роста.
По данным Госкомстата России, численность постоянного населения Российской Федерации к 2010 году, по усредненному подсчету, составит 138,8 миллиона человек и сократится по сравнению с 2001 годом на 6 миллионов, то есть на 4,1%. С точки зрения обеспеченности народного хозяйства трудовыми ресурсами и предложения рабочей силы, наиболее благоприятны 2001-2006 годы.
К концу этого периода по сравнению с 2000 годом численность трудоспособного населения вырастет на 3,4% и экономически активного населения - на 4,4%. Изменится и показатель демографической нагрузки (число нетрудоспособных, приходящихся на одну тысячу человек трудоспособного возраста), который снизится с 686 человек в 2000 году до 573 к 2006 году и 590 человек в 2010 году.
В прогнозном периоде будет продолжаться старение населения, что выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Доля лиц старше трудоспособного возраста начнет интенсивно возрастать с 2006 года, и к 2016 году составит 24,8% от общей численности населения. В то же время удельный вес детей и подростков сократится с 19,3% в 2001 году до 14,9% в 2010 году, численность вступающих в трудоспособный возраст уменьшится почти в два раза.
Однако эти изменения в ближайшей перспективе не отразятся негативно на численности трудовых ресурсов. Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения будет возрастать до 2007-2008 годов, когда она достигнет 63,7% (против 60,1% на начало 2001 года). Затем начнется снижение удельного веса рабочих возрастов. Число трудоспособных, а также экономически активных членов общества начнет постепенно снижаться, а коэффициент демографической нагрузки, напротив, повышаться.
Однако останется проблема структурного дефицита трудовых ресурсов. Парадоксальное, на первый взгляд, одновременное существование проблем повышения уровня занятости и нехватки трудовых ресурсов объясняется неоднородностью положения в различных отраслях народного хозяйства, в различных регионах страны, а так же в крупных городах, с одной стороны, и в сельской местности и в малых городах - с другой.
Предположительно число занятых к 2010 году увеличится на 6,1% к уровню 2001 года и составит 69,2 миллиона человек, из них 64,1 миллиона человек (или 92,6%) - в трудоспособном возрасте.
Увеличение числа занятых произойдет за счет возможного (по официальным прогнозам) роста числа малых предприятий до 2 миллионов и численности работающих на них до 20 миллионов. Ожидается, что количество безработных приобретет устойчивую тенденцию к сокращению уже в среднесрочной перспективе.
Таблица 6
Основные показатели занятости населения в перспективе до 2010 года
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность населения, млн. человек |
144 |
143,3 |
142,6 |
141,9 |
141,3 |
140,7 |
140,1 |
139,5 |
138,8 |
Численность экономически активного населения (ЭАН): млн. человек |
71 |
71,4 |
71,6 |
72 |
72,2 |
72,5 |
72,8 |
73,1 |
73,4 |
в % к 2001 году |
100,1 |
100,7 |
101 |
101,6 |
101,8 |
102,3 |
102,7 |
103,1 |
103,5 |
Общая численность занятых, млн. человек |
65,6 |
66,1 |
66,5 |
67 |
67,4 |
67,9 |
68,3 |
68,8 |
69,2 |
Уровень занятости, в % к ЭАН |
92,5 |
93,1 |
93,6 |
99,2 |
94,6 |
95,2 |
95,7 |
96,3 |
96,8 |
Численность занятых в трудоспособном возрасте, млн. человек |
61,5 |
61,9 |
62,2 |
62,6 |
62,8 |
63 |
63,4 |
63,8 |
64,1 |
в % к 2001 году |
100,5 |
101,1 |
101,6 |
102,3 |
102,6 |
102,9 |
103,6 |
104,3 |
104,7 |
Удельный вес в общей численности занятых |
93,7 |
93,6 |
93,5 |
93,4 |
93,2 |
93,1 |
92,9 |
92,8 |
92,7 |
Общая численность безработных, млн. человек |
5,4 |
5,3 |
5,1 |
5 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
в % к 2001 году |
94,7 |
93 |
89,5 |
87,7 |
84,2 |
80,7 |
78,9 |
75,4 |
73,7 |
Уровень безработицы, в % |
7,6 |
7,4 |
7,1 |
6,9 |
6,6 |
6,3 |
6,2 |
5,9 |
5,7 |
Численность безработных в трудоспособном возрасте, млн. человек |
4,9 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
4,1 |
4 |
3,9 |
3,8 |
в % к 2001 году |
94,7 |
93 |
89,5 |
87,7 |
84,2 |
80,7 |
78,9 |
75,6 |
73,7 |
Существенно должен уменьшиться процент работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях (с 88,9 до 80,2%) и увеличиться (с 6,4 до 14,5%) занятых предпринимательской деятельностью. Таким образом, можно заключить, что одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Рисунок 2. Динамика числа занятых в трудоспособном возрасте и безработных в 2002-2010 годах (в % к 2001 году)
В этой связи следует выделить и решить два блока проблем:
- оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
- совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
- оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
- совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики.
Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения.
Таким образом, можно заключить, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (КоАП РФ).
3. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
4. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. №156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости».
5. Ананьев Р.О. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. // Вопросы экономики, 2007, №9, с.12-14.
6. Власов В.И., Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации». - Система ГАРАНТ, 2008.
7. Волынский Г.Ю. К вопросу о безработице в переходный период. // Российский экономический журнал, 2008, №1, с.28-35.
8. Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект). - М.: Экономика, 2006.
9. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996-2007 годы (по материалам Госкомстата России) // Вопросы статистики, 2008, №1, с.8-18.
10. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учебное пособие / Под ред. А.И.Рофе. - М.: Издательство «МИК», 2008.
11. Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции. - М.: РЭА, 2005.
12. Стендинг Г.А., Четвернина Т.Н. Загадки российской безработицы. // Вопросы экономики, 2007, №3, с.9-12.
13. Узяков М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. - М.: Издательство ИСЭПН, 2008.
14. Френкель А.А. Прогноз развития экономики России на 2007-2010 годы // Вопросы статистики, 2008, №1, с.12-15.
15. Экономика труда: Учебник / Под ред. Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова - М.: Экономика, 2007.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.