Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »

Расходы бюджетной системы, их содержание и классификация

Расходы бюджетной системы, их содержание и классификация [25.05.12]

Тема: Расходы бюджетной системы, их содержание и классификация

Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ

Тип: Контрольная работа | Размер: 123.09K | Скачано: 453 | Добавлен 25.05.12 в 16:55 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

Теоретическая часть 5

1. Расходы бюджетной системы, их содержание классификация 5

2. Формы предоставления бюджетных средств 11

Практическая часть 14

Составление проекта бюджета района (вариант 1) 14

Заключение 43

Список используемой литературы 44

 

Введение

Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества. 
Бюджетный процесс в России регулируется нормативными актами многие положения, которых неадекватно отражают характер реальных процессов, происходящих в экономике России и отдельных ее регионах, что создает определенные трудности в процессе формирования и исполнения бюджетов различных уровней.

В условиях СССР вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленную группу налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всех слоев населения будут использованы налоговые поступления. 

Успех экономической стабилизации в России во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четко работающего механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов бюджетов всех уровней.

Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти.

Бюджет — есть категория экономическая. Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства.

Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления.

 

Теоретическая часть

Расходы бюджетной системы, их содержание классификация

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений.[1, ст.10]

Бюджетное законодательство устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ

Текущие расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.[7]

Состав расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:

1) По экономическому назначению. В зависимости от возможного воздействия на экономику страны, все расходы делятся на текущие и капитальные, а также на погашение кредитов.

2) По функциональному признаку. Определяет состав расходов по отдельным отраслям экономической и социальной сферы.

3) По ведомствам – получателям средств. Состав расходов по отдельным распорядителям.

В этих случаях состав расходов зафиксирован в бюджетных классификациях расходов.

В РФ происходит также распределение расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета. В этом случае расходы распределяются между бюджетами на основе закрепленных в конституции РФ и в бюджетном кодексе РФ полномочий федеральных, региональных и местных органов власти.

В настоящее время существует два вида таких полномочий:

1. Исключительные полномочия, которые возлагаются только на один уровень государственной и местной власти. Эти полномочия определяют расходы только федерального или только региональных, или только местных бюджетов.

2. Совместные полномочия, которые исполняются всеми органами государственной и местной власти одновременно. Такие полномочия определяют расходы, которые финансируются из всех бюджетов сразу.

Исходя из этого, из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

- общегосударственные вопросы;

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография, СМИ и телевидение;

- здравоохранение, физкультура и спорт;

- расходы на подготовку Олимпийских сборных;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты бюджетам иного уровня и др.

По данным федеральной службы государственной статистики расходы федерального бюджета в 2011 году составили (см. табл. 1)

Таблица 1

Исполнение расходной части федерального бюджета

 

Утвержденные бюджетные
назначения на 2011г.1),
млрд.рублей

Фактическое исполнение 
в 2011г.

млрд.
рублей

в % к
утвержденным бюджетным назначениям 
на 2011г.

Расходы

11126,0

10935,2

98,3

из них на:
общегосударственные вопросы

815,1

787,4

96,6

обслуживание государственного и муниципального долга

266,6

262,7

98,5

национальную оборону

1524,4

1516,0

99,4

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1258,2

1259,8

100,1

национальную экономику

1861,7

1790,2

96,2

из нее на:
топливно-энергетический комплекс

41,7

41,0

98,3

сельское хозяйство и рыболовство

142,3

141,5

99,4

транспорт

315,9

291,0

92,1

дорожное хозяйство (дорожные фонды)

376,7

349,5

92,8

связь и информатику

44,1

42,6

96,6

прикладные научные исследования в области национальной экономики

185,8

178,7

96,2

другие вопросы в области национальной экономики

566,2

559,5

98,8

жилищно-коммунальное хозяйство

282,9

279,8

98,9

социально-культурные мероприятия

4448,0

4370,6

98,3

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам 
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

651,4

651,3

100,0

1) Данные приведены в соответствии с уточненной бюджетной росписью.

Процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в 2011г. составили 262,7 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 2,4%.[6]

Из региональных бюджетов финансируются:

- обеспечение деятельности органов исполнительной и законодательной власти субъектов федерации;

- реализация региональных целевых программ;

- обеспечение деятельности СМИ регионов;

- обслуживание внешнего долга региона (информацию о государственном долге Ярославской области на 01.01.2011 г. см. Приложение 1);

- проведение выборов в регионе;

- формирование и управление государственной собственности субъектов федерации;

- обеспечение деятельности предприятий и учреждений государственного сектора экономики;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-осуществление внешнеэкономических связей и т.д.

Расходы Ярославского областного бюджета в 2012 году составят 42,5 млрд. руб., в том числе текущие расходы - 34,8 млрд. руб., расходы на региональные программы - 4,7 млрд. рублей, расходы за счет федеральных средств - 3,0 млрд. рублей.[5]

Из местных бюджетов финансируются расходы:

- обеспечение деятельности органов местной власти;

- поддержка деятельности муниципальных организаций и учреждений;

- обеспечение жизнедеятельности граждан на территории (ЖКХ, экология, связь, свет, ТБО и др.)

- обеспечение проведения референтов и выборов;

- обеспечение внешнеэкономической деятельности и т.д. 

Значительная часть расходов совместно финансируется из бюджетов различных уровней:

1) Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства;

2) Обеспечение правоохранительной деятельности;

3) Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

4) Проектно-изыскательские работы;

5) Социальная защита населения;

6) Охрана и воспроизводство природных ресурсов;

7) Предупреждение и ликвидация чрезвычайных событий и прочие расходы;

 Основной проблемой формирования расходов бюджетной системы является распределение этих общих расходов между конкретными бюджетами. До сих пор не разработана общая методика распределения этих расходов. Поэтому разграничение расходов осуществляется на основе индивидуальных соглашений между органами власти.

В этом случае может возникнуть излишнее переложение полномочий на нижестоящий уровень, который не имеет достаточных доходов для финансирования расходов.

Очень часто с передачей расходов не передаются источники финансирования и возникают нефинансируемые мандаты, что приводит к задержке предоставления средств бюджетополучателям.

В особом порядке выделяются средства для финансирования инвестиционных программ. Все объекты инвестиционного финансирования (федеральные, региональные и местные) включаются в единую федеральную инвестиционную программу уже на стадии ее составления, рассмотрения и утверждения. Эти объекты финансирования учитываются в расходах федерального бюджета на очередной финансовый год. А при исполнении федерального бюджета, ассигнования, которые предусмотрены для финансирования региональных и муниципальных объектов, передаются бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам в виде специальных субвенций – целевых ассигнований. При этом допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для бюджетополучателей регионального и местного значения с последующей передачей им этих товаров.

Такой порядок установлен для осуществления контроля за расходованием средств по инвестиционным программам через федеральное казначейство.

 

Формы предоставления бюджетных средств

Осуществление бюджетных расходов происходит при помощи двух способов предоставления бюджетных средств. Первый способ, основной – это бюджетное финансирование. При помощи него происходит выдача до 90% всех бюджетных ресурсов бюджетополучателям.

Бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.[3]

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) бюджетных кредитов юридическим лицам;

5) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

7) бюджетных ссуд, дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

8) кредитов иностранным государствам;

9) средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

 Второй способ осуществления бюджетных расходов – это бюджетное кредитование. Оно стало применяться в РФ с середины 90-х годов. Оно осуществляется путем выдачи бюджетных кредитов и ссуд.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.[8]

Бюджетные кредиты и ссуды – это предоставление бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с целями и задачами, установленными законом о бюджете. Эти средства предоставляются всегда на возвратной основе, бюджетные кредиты выдаются на возмездной основе, а бюджетные ссуды – как на возмездной, так и на безвозмездной основах.

Бюджетные кредиты предоставляются государственным и муниципальным предприятиям, а также частным юридическим лицам. При выдаче этих средств государственным и муниципальным предприятиям бюджетные кредиты предоставляются на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных бюджетом.

В современных условиях бюджетные кредиты предоставляются в основном в форме связанных кредитов иностранных государств, зарубежных банков, фирм, и международных финансовых организаций.

Связанные кредит предполагает поступление целевых денежных средств на возвратной и платной основе от иностранных кредиторов для оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с программой кредитования.

Большая часть связанных кредитов имеет инвестиционный характер и в программах финансирования, как правило, участвуют не только иностранные кредиторы, но и российские банки, а также субъекты РФ и муниципальные органы.

 Бюджетные ссуды предоставляются другим бюджетам на возвратной основе. Предоставляются эти ссуды на срок до 6 месяцев в пределах календарного года. Цель бюджетных ссуд – это покрытие кассовых разрывов, т.е. временного недостатка доходов, который возникает в процессе исполнения бюджета. Погашаются бюджетные ссуды за счет текущих доходов. Если ссуда не погашена до конца финансового года, то непогашенная часть засчитывается в счет трансфертов, которые получает субъект РФ или муниципальный орган в следующем году.

 

Практическую часть смотите в файле!

Составление проекта бюджета района (вариант 1)

1. На основе представленных исходных данных рассчитать показатели проекта бюджета района и составить проект бюджета по форме № 1-Б.

2.Подготовить пояснительную записку к составленному проекту бюджета района, в которой  проанализировать структуру и динамику доходов и расходов бюджета и оценить фи­нансовое состояние муниципального образования.

 

Заключение

На протяжении последнего десятилетия бюджетная система Российской Федерации постоянно подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов,происходящих в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние, а экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию, колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее функций. В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;
- укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на всех уровнях бюджетной системы;

- разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.

 

Список используемой литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

2.   Бюджетная система РФ: Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов V курса (первое высшее образование) и  IV курса (второе высшее образование) специальности 080105 (060400) «Финансы и кредит». – М.: ИНФРА – М – Вузовский учебник, 2007. – 42 с.

3.   Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей "ИНФРА-М").

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 123.09K
Скачано: 453
Скачать бесплатно
25.05.12 в 16:55 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе