Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс) »
Тема: Дефицит государственного бюджета
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (2 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 40.90K | Скачано: 307 | Добавлен 14.05.11 в 13:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Липецк 2010
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО ФУНКЦИИ 4
1.1. Сущность и роль госбюджета в финансовой системе 4
1.2. Статьи государственного бюджета 7
1.3. Функции государственного бюджета 8
2. ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И ЕГО ПРИЧИНЫ 10
2.1. Виды состояний государственного бюджета 10
2.2. Причины дефицита госбюджета и его виды 10
1.3. Источники покрытия дефицита госбюджета 12
1.4. Дефицит бюджета РФ в 2009 г. 15
3. ТЕСТЫ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и, частично, национального богатства [1 стр. 234]. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [2].
В целом, современное определение государственного бюджета является дискуссионным вопросом, так Романовский М.В. и Врублевская О.В. предполагают, что «Бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд» [3 стр. 12]. По мнению Соколовой О.В., госбюджет – «совокупность денежных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны» [4 стр. 214], Сенчагова В.К. и Архипова А.И., - «Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства» [5 стр. 168], Федуловой С.Ф., - «Бюджет – система денежных отношений по поводу распределения и перераспределения общественного продукта с целью образования и расходования централизованного фонда денежных средств, используемого на выполнение общегосударственных задач и утверждаемого законодательно в форме финансового плана, состоящего из доходной и расходной частей» [6 стр. 158].
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная система (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муниципальный уровень). Ее структуру можно представить следующим образом [2]:
Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Все расходы, связанные с централизованным управлением процесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.
Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов (88 бюджетов, из них 21 республиканский бюджет, 55 областных и краевых бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Бюджет субъекта Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, транспорта и связи. Бюджеты субъектов Федерации имеют важное значение в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь, - в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Третий уровень бюджетной системы - бюджеты муниципальных образований (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). В связи с реформированием системы местного самоуправления в пределах нижнего уровня выделяются два подуровня - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), бюджеты городских и сельских поселений. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов [2].
Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в федеральный и местный бюджеты определенных общественных потребностей, связанных с обязательным социальным страхованием. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:
Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно: содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Доходами бюджетов принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозвратные безвозмездные перечисления.
Налоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары, реализуемые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ; на совокупный доход; на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Из неналоговых доходов основными являются следующие виды: доходы от внешнеэкономической деятельности; собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные поступления: безвозмездные поступления от нерезидентов; от других бюджетов бюджетной системы РФ; от государственных (муниципальных) организаций; от негосударственных организаций; от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации основными видами расходов являются: общегосударственные вопросы; национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование, культура, кинематография, средства массовой информации; здравоохранение, физическая культура и спорт; социальная политика.
С макроэкономической точки зрения все госрасходы делятся на [7]:
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся [8]:
1. контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.
2. информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации.
3. институционализация общественных предпочтений. Структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.
4. регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральное звено которой - бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных сфер деятельности.
Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях [7]:
1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (профициту) госбюджета;
2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.
Рис. 1. Дефицит и излишек государственного бюджета
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета увеличивается, а профицит сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.
Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит [7]. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:
,
где - структурный дефицит бюджета,
- государственные закупки,
- налоговая ставка,
- потенциальный ВВП.
Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики.
Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:
где - циклический бюджетный дефицит,
- фактический бюджетный дефицит,
- фактический ВВП.
Циклический дефицит – это дефицит вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики.
Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между текущим дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.
В зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным. Активный дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности. Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.
Бюджетный дефицит оказывает влияние на кредитно-денежное хозяйство и функционирование экономики в целом. В условиях существования бюджетного дефицита правительство вынужденно искать источники его покрытия с наименьшими потерями для экономики [9 стр. 280]. Есть несколько путей:
1. Сокращение расходов госбюджета. Этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотации может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что, в свою очередь, снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогового бремени. Данный путь приведет к уменьшению инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.
3. Эмиссия денег является самым простым методом покрытия бюджетного дефицита. Эмиссия может привести к весьма отрицательным последствиям для экономики. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, обесцениваются сбережения населения и предприятий, снижается курс национальной валюты - в итоге всё это приводит к воспроизводству бюджетного дефицита.
4. Государственные займы, которые подразделяются на краткосрочные (до 1 года или 3 лет), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5лет). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они оказывают негативное влияние на экономику:
Влияние основных методов финансирования бюджетного дефицита на экономику представлено в табл. 1. [10].
Таблица 1. Влияние методов финансирования дефицита на экономику
Метод финансирования |
Краткосрочный эффект |
Долгосрочный эффект |
|||
Процентная ставка |
Инвестиции |
Денежная масса |
Цены |
||
Займы у частного сектора |
Рост |
Уменьш. |
Не изменяется |
Незнач. рост |
Небольшой рост совокупного спроса |
Займы у центрального банка |
Уменьш. |
Рост |
Рост |
Рост |
Рост совокупного спроса, инфляция |
Эмиссия денег |
Уменьш. |
Рост |
Рост |
Рост |
Рост совокупного спроса, инфляция |
Решение проблемы бюджетного дефицита путем государственных заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население.
Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).
Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов. Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и др. Консолидация государственного долга производится путем продления срока действия займов или путем унификации ранее выпущенных кратко- и среднесрочных займов в один долгосрочный заем.
Для того чтобы избежать последствий дефицита бюджета, необходимо постоянно вести работу по его балансированию. Современные экономические школы представляют три альтернативных концепции [9 стр. 283]:
Дефицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов внебюджетных государственных фондов по состоянию на 1 января 2010 года составил 2,427 триллиона рублей против профицита в размере 2,012 триллиона рублей на 1 января 2009 года, говорится в основном докладе Росстата [11].
При этом дефицит за последний месяц 2009 года вырос в 2,1 раза, что было обусловлено традиционным ростом расходов консолидированного бюджета в декабре. Консолидированные доходы за прошлый год составили 13,421 триллиона рублей против 16,004 триллиона рублей в 2008 году. Консолидированные расходы за 2009 год сложились в размере 15,847 триллиона рублей против 13,992 триллиона рублей за 2008 года.
1. Правильно ли утверждение, что покрытие дефицита бюджета усиливает инфляцию в текущем периоде:
Ответ: б).
К усилению инфляции в текущем периоде может привести только один из наиболее нерациональных способов покрытия бюджетного дефицита – увеличение предложения денег на основе их эмиссии. К такому способу погашения дефицита государство прибегает в случае невозможности использования иных путей, т.к. со временем могут быть исчерпаны альтернативные источники сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений и погашения государственного долга.
2. Что может привести к дефициту госбюджета:
Ответ: а), б), в), г).
Одними из причин возникновения бюджетного дефицита могут являться сознательное завышение государственных расходов и снижение налоговых ставок. Низкие доходы населения и рост безработицы являются, скорее, следствием политики государства, направленной на покрытие существующего дефицита бюджета за счет средств населения. В случае неэффективного использования полученных денег государством будет наблюдаться усугубление существующего положения: продолжение снижения совокупного спроса, уменьшение объемов производства, а, следовательно, и рост дефицита бюджета. Таки образом, снижение жизненного уровня населения и уровня занятости можно отнести к косвенным причинам дефицита госбюджета.
В заключении хотелось бы рассмотреть сущность дефицита госбюджета, на примере состояния дел в РФ в посткризисный этап ее развития. Согласно проекту федерального бюджета на 2010 г. и плановый период до 2012 г., бюджет-2010 будет дефицитным: его расходы превысят доходы на 2,93 трлн руб., или 6,8% ВВП. В качестве источников покрытия дефицита Минфин называет внешние и внутренние заимствования и средства Резервного фонда, который будет практически исчерпан к концу 2010 г. В целом бюджет-2010 будет иметь социальный характер: на повышение уровня жизни граждан старшего поколения и модернизацию пенсионной системы правительство планирует выделить более 600 млрд руб. Будут выполнены и другие обязательства, касающиеся здравоохранения и обеспечения жильем военнослужащих; не уменьшатся расходы на оборону, проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г. и Олимпиады-2014 в Сочи. Доходы пойдут, в первую очередь, на выполнение социальных программ в ущерб инвестиционным и инфраструктурным проектам.
Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Таким образом, бюджет является ведущим звеном финансовой системы и играет как важную экономическую, так и политическую роль в современном обществе.
Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается многими как негативное явление. Однако это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
1. Финансы: Учебник / Под ред. проф. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: НОРМА, 2006.
3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
4. Финансы. Деньги. Кредит: Учебник / Под ред. О.В.Соколовой.
5. Финансы, денежная обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2001.
6. Финансы: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. /С.Ф.Федулова. – М.: КНОРУС, 2005.
7. Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов, 2001.
8. Бюджетная система Российской Федерации. Дистанционный учебный курс. [В Интернете] http://www.budgetrf.ru.
9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Проспект, 2000. - 448 с.
10. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 472 с.
11. Федеральная служба государственно статистики. [В Интернете] http://www.gks.ru.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.