Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа [14.05.11]

Тема: Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 28.89K | Скачано: 316 | Добавлен 14.05.11 в 11:24 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2011


Содержание

Введение 2

1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения 3

2. Философские аспекты психоанализа 7

3. Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и 3. Фрейда и объясните их. (Можно взять любые произведения названых авторов 12

Заключение 15

Список используемой литературы 16

 

Введение

Философия пользуется множеством категорий, которые помогают осмыслить ценность жизни – «бытие», «существование», «бессмертие». Однако в ней есть и другой ряд категорий  -  «смерть», «небытие», «разрушение». Понять жизнь можно только  через их сопоставление. Смерть – ответственный и важный момент жизни. Уже из библейских текстов известно: чтобы прийти к вечной жизни, нужно сначала умереть. В свою очередь, жизнь – одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определенных условиях развития материи.

В XX вв. революционные сдвиги в научном познании, технический прогресс и ряд других социокультурных изменений несколько ослабили жесткое противостояние классов, каким оно было в XIX в. Возникновение философии жизни было связано с быстрым развитием биологии, психологии и других наук, обнаруживающих несостоятельность механической картины мира. В центре этой философии – понимание жизни как бесконечного, абсолютного, уникального начала мира, которое активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна лишь переживанию.

В данной контрольной работе, мне очень важно раскрыть определение  - «Философия жизни». Как можно точнее дать характеристику ей. Показать ее характерные особенности и принципы.  Для этого я буду использовать мнении, высказывания таких авторов, как Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Бергсона. Далее я постараюсь рассмотреть философские аспекты психоанализа на примере З. Фрейда, раскрывая основные положения и принципы теории Фрейда.

 

1.Философия жизни: общая характеристика и основные положения

Философия жизни — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Жизнь противостоит всему механическому, застывшему, определённому. Одной из предпосылок к её возникновению был отказ некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат к философии Канта.

В формировании философии жизни значительную роль сыграли взгляды А. Шопенгауэра (1788—1860). В его основном сочинении «Мир как воля и представление» мир предстает как «слепая воля к жизни». Только воля обладает объективностью, что и обеспечивает, ее примат над разумом. Мышление — производное воли, способно быть лишь системой ее обеспечения, выполнять служебную функцию.

Этика Шопенгауэра предельно проста – страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно воли к жизни. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно, утверждает смерть. Индивид, который борется с волей является свободным. По Шопенгауэру подлинная свобода невозможна, возможен лишь краткий прорыв к ней. Страдание есть необходимость,  действие вопреки слепой воле есть свобода. История жизни отдельного индивида – история его страданий.

Так же в Германии заложил основы "философии жизни" Фридрих Ницще.

Среди основных идей ницшеанства выделяется учение, которое Ницше заимствовал непосредственно у Шопенгауэра - это учение о воле как первооснове всего сущего.

"Воля к власти" - это одно из основных понятий ницшеанства. "Воля к влас-

ти" выступает у Ницше движущим началом мира.

Идеи и концепции Ницше. Ницше решительно осуждает господствовавшую в Европе мораль, если, конечно, пытаться превратить ее в универсальное, для всех значимое условие деятельности. Она - "сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека".

Ницше пишет: "Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым и для другого; требование однообразной морали для всех ведет ко вреду для людей высшего порядка; существуют градации между людьми и, следовательно, между видами нравственности".

Это не отрицание морали, а ее релятивизация. Он пишет: "Я объявил войну малокровному христианскому идеалу не в намерении его уничтожить... Продолжение христианских идеалов относится к числу наиболее желательных вещей среди тех, которые имеются..."

Как реакцию на христианскую "мораль рабов" Ницше провозглашает новую "переоценку ценностей", возрождающую "мораль господ" в самой откровенной  и

жестокой форме.

Сверхчеловек, по Ницше, является субъектом "новой морали". Он пишет: "Красота сверхчеловека явилась мне, как тень. О, братья мои! Что мне теперь боги!" Здесь - отказ от христианства, связанный с истолкованием его генезиса как религиозной санкции "морали рабов". На место христианской религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке.

Ницше выступает против демократии, утверждая: "Так с неизбежностью образуется песок человечества: все очень одинаковые, очень маленькие, очень круглые, очень уживчивые, очень скучные". Демократия является для него адекватной формой господства "низкого" человеческого начала. Ницше писал: "...создайте себе понятие народа: для этого вам достаточно никогда не думать о благородном и высоком".

Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него - стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности. Во многих отношениях фашистским идеологам, использовавшим философию Ницше в своих целях, вовсе и не нужно было "извращать смысл" воззрений Ницше (хотя налицо были и тенденциозное редактирование поздних работ Ницше его сестрой, и практика избирательного цитирования его сочинений).

Анри Бергсон - представитель философии жизни - был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.

Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания теорией жизни". "Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности.

Бергсон считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воды решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна - вот в чем Бергсон совершенно уверен.

Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно.

Путем этого непосредственного постижения жизни, по Бергсону, и является интуиция.

Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими.

Философию жизни Бергсона называют еще интуитивизмом Бергсона, рассматривая его как представителя интуитивизма - течения философии, усматривающего в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже  XIX-XX

веков, будучи разновидностью иррационализма.

Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными объектами.

"Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием жизни". В физике, например, утверждает Бергсон, время - это не "настоящее" время. Чувствуя это, мы должны обратиться к характеристикам "истинного" времени.

Анализу физического понятия времени Бергсон посвятил специальную работу - "Длительность и одновременность", в которой он разбирает физическое понятие времени как оно представлено в специальной теории относительности. Бергсон утверждает, что под научным понятием времени - "опространствленным", "ненастоящим" - есть "реальная длительность", которая "нами испытывается". Вот здесь то и приходим мы, по мнению Бергсона, в соприкосновение с "истинной природой жизни".

"Сущностью" мира для Бергсона есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от механическо-физического времени.

В своей последней крупной философской работе "Два источника морали и религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: закрытая и открытая. "Замкнутое общество" - это возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. В отличие от "замкнутого общества", созданного природой и охватывающего отдельные замкнутые и враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм "замкнутого общества".

 

2. Философские аспекты психоанализа

Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). По мнению многих, достижения в этой области поставили его в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся её и на социальные явления. Он во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке.

Суть фрейдовского открытия заключалась  в обнаружении бессознательного. Конечно, о   наличии  неосознанного  содержания  в человеческой психике знали и раньше, однако только Фрейд от­крыл бессознательное как самостоятельное, независимое от созна­ния безличное начало человеческой души.

Разделение психики человека на сознательную и бессознатель­ную сферы является основной предпосылкой психоанализа. Психоаналитическую теорию интересует иной вид бессозна­тельного — вытесненное бессознательное. С точки зрения Фрейда, некоторые представления не являются сознательными потому, что им противодействует мощная психическая сила, которая не допус­кает их в сознание. Подобные состояния и называются вытеснен­ными. Понятие бессознательного мы и получаем главным образом из учения о вытеснении.

«Вытеснение» — защитный механизм психики, суть которого за­ключается в активном забывании, удалении из сферы сознания травмирующих личность влечений и импульсов. Наличие в психике подобных механизмов предопределяет ее структуру.

Трехзвенная картина человеческой психики:

«Сверх – Я» – имеет существенное значение в выработке характера человека. Как известно, если человек нуждается в каких-то объек­тах удовлетворения потребностей (влечений) и ему приходится от них отказываться, то нередко наступает изменение личности данного человека. Поэтому характер представляет собой специфический осадок отвергнутых привязанностей к объекту: характер каждого человека, по Фрейду, формируется на основе истории выборов объ­ектов влечения и получаемых отказов в удовлетворении данных влечений. Самая важная привязанность человека — привязанность к роди­телям (Эдипов комплекс). Эдип — герой древнегреческой мифоло­гии, суть трагедии которого заключалась в том, что, принадлежа к роду фиванских царей, он становится жертвой тяготеющего над этим родом проклятия. Сам того не ведая, Эдип в точности осуще­ствляет предсказанное: убивает своего отца и женится на собствен­ной матери. Как предполагает Фрейд, трагедия Эдипа когда-то ре­ально разыгралась в первобытном племени, породив суровые запре­ты на подобные действия — табу. В силу же биогенетического за­кона, который ученый считал важнейшим законом психоанализа, подобная трагедия неизменно повторяется на каждой семейной сцене. Суть биогенетического закона состоит в том, что онтогенез (индивидуальное развитие человека) есть повторение филогенеза (развития человеческого рода). И этот закон, и история Эдипа, пе­ресказанная Фрейдом, часто вызывали как критику, так и просто недоумение. Однако не следует упускать из виду важный вывод, сделанный австрийским психологом. В результате господства Эди­пова комплекса в «Я» человека отлагается осадок, который проти­востоит прочему содержанию «Я» в качестве «Я-идеала» или «Сверх-Я».

«Сверх-Я» является наследником Эдипова комплекса и концен­трирует в себе требования и запреты, порожденные воспитанием, традицией, социальной средой и вообще всем филогенезом. Все, что биологические задатки и судьбы человеческой истории создали в личности, закрепляется в «Сверх-Я» в форме идеала и индивидуаль­но переживается человеком. Таким образом, культура может руково­дить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформляясь в качестве особой бессознательной инстанции — «Сверх-Я». Не эволюционное развитие орудий труда и интеллекта, а появление совести выделяет человека из животного мира. Именно совесть и создает феномен культуры. Преступление, навязчивые видения как последствия преступления и раскаяние — все это, с точки зрения Фрейда, и является источниками появления человеческой культуры. Культура тогда должна пониматься скорее как средство принуждения человека к социально-упорядоченному поведению, как инструмент подавления первичных асоциальных позывов, а не только как пространство человеческого самосовершенст­вования на основе творческой деятельности.

Сознание – некоторая промежуточная часть психики. Снизу ее подпирают страсти и инстинкты, сверху – требования общества. Поддаться своим инстинктам (половой инстинкт, страсть к насилию, агрессивность и др.) нельзя: общество не потерпит. Подавить их тоже нельзя – это приводит к нервным срывам, к неврозам, к психическим заболеваниям.

Бессознательное – бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты. Среди инстинктов главное место занимает половой инстинкт.

Поведение человека, по Фрейду, определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт). Все остальные стремления – только следствия неудовлетворённости и сублимированного переключения либидо (сексуальной энергии) на другие области. Механизм сублимации оказывается основным источником творчества. Также Фрейд в дополнение к Эросу обращается и к инстинкту смерти (Танатосу). Инстинкт смерти разлагает живой организм и возвращает его в исходное, неорганическое состояние. Не так-то просто понять, как действует этот инстинкт. Фрейд считает, что этот инстинкт обращается против внешнего мира и обнаруживает себя в агрессивных и разрушительных действиях. Ограничение направленной вовне (экстравертивной) агрессии увеличивает саморазрушительную деятельность, которая всегда присутствует в индивиде. Танатос может также «смешаться» с Эросом, примером чего является садизм. В то же время мазохизм иллюстрирует взаимосвязь между направленными внутрь (интровертивными) разрушительными инстинктами и сексуальностью.

Таким образом, Фрейд осуществил биологизацию человеческого существования и в этом смысле придерживался традиции социологии и антропологии XIX века, в которых сложные социальные и психические явления сводились к элементарным физическим и биологическим процессам.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд, отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.
Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личсти во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К.Г. Юнг (1875-1961). Фрейд признавал, что Юнг внёс много нового и полезного в психоанализ. Юнг, также как и Фромм, считал преувеличенным влияние сексуального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление сознательного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

Юнга тоже интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, Юнг активно использовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввёл в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах – бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности исторического психоанализа.

Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзистенциальный психоанализ» (Ж.П. Стартр, Э. Фромм), «Психоаналитическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю.Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в современных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.

 

3. Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и 3. Фрейда и объясните их

В «Антихристианине», одном из главных произведений позднего периода творчества Ницше, содержится множество идей, которые принято считать классическими для этого мыслителя. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов.

«Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? - Сострадать слабым и калекам… Сострадание во много крат увеличивает потери в силе, страдания и без того дорого обходятся».

Призывом проявлять милосердие к падшим, убогим, недужным пропитана вся христианская религия. Ницше был гуманистом и не призывал убивать. Но он призывал не сострадать “слабым и уродливым”, ибо хилость есть порочность. В полусгнившем теле, писал Ницше, не может быть здорового духа. Именно в хилости, как ценности, он усматривал порочность христианства и современной ему культуры. Ницше предложил такую философию, где хилость выродится, т.е. элиминирует, в результате чего люди вновь, как в столь чтимой им античности, станут здоровыми и сильными. С этой целью Ницше воспевает мощь и величие человека, т.е. здоровый дух. Только тот, кто исполнен энергии жизнерадостности, достоин звания Человека. Такой человек видится Ницше в образе Сверхчеловека. Сверхчеловек Ницше – это сильная личность, разорвавшая оковы «рабской морали», построенной на послушании и восставшая против человеческих законов, это аристократ, находящийся вне пределов «стада». Но это еще и аристократ духа, т.е. широко образованный человек, хорошо разбирающийся в искусстве и способный к глубокому его восприятию.

«Поистине, уж лучше жить среди отшельников и козопасов, чем среди нашей раззолоченной, лживой, нарумяненной черни, - хотя бы она и называла себя «хорошим обществом»».

Ницше разрабатывал идею «сверхчеловека». И по его словам, та аристократия, те высшие слои общества, которые находились у власти в его времена, не могли претендовать на это звание, так как вся их якобы образованность, вычурность, красивые речи на самом деле искусно сделанная маска, за которой скрываются люди совсем не голубых кровей, абсолютно диких и неразумных. Нужно искать такого человека, что даже будучи он козопасом, крестьянином смог обладать такими качествами, чтобы прослыть великим немедля, чтобы не звание сделало выше его надо всеми, а сверхкачества и сверхпонимание и осознание нашего мира.

По Фрейду: «Человек есть животное стадное, он скорее животное орды, особь предводительствуемой главарём орды». («Массовая психология и анализ человеческого «Я». «Я» и «Оно»).

То, что человек - существо стадное, несомненно. Куда большинство – туда и он сам. Главное, нужен хороший громогласный предводитель и несколько необразованное общество, тогда и управлять легче, да и народу не так обидно будет, если что вдруг сложится не так. Стадному чувству хорошо располагает отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы. Масса, в отличие от одного человека, очень ослаблена интеллектуально, склонна к бурному, подчас слишком бурному выражению своих чувств, будь то гнев или радость, она выплёскивает свою эмоциональную энергию через действия.

Каждый отдельный индивид находится во власти установок массовой души, проявляющихся в расовых особенностях, сословных предрассудках, общественном мнении и т. п.

Создается впечатление состояния, где отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других.

 «В рамках влюблённости прежде всего бросается в глаза феномен сексуального повышения оценки, тот факт, что любимый объект в известной мере освобождается от критики, что все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых лиц, или чем в то время, когда это лицо ещё не было любимо».

Человек, влюбившись в кого-то, теряет голову. Он не видит ничего, кроме своего объекта обожания, в том числе и его недостатков и изъянов. А следовательно, если чувства неприязни, осуждения вытесняются, появляется ощущение, что объект любим именно за это самое своё совершенство. Человек любим, словно собственное «Я», из этого можно сделать вывод, что в данном случае наблюдается некий нарциссизм. Тот, кто любит, ищет в объекте своей любви свой идеал, совершенство, может быть то, чего сам он в жизни достичь не смог. Появляется зависимость от этой влюблённости, личность человека, его собственное «Я» полностью поглощены влюблённостью, отсюда самопожертвование, смирение, уступчивость, в некоторых случаях даже нанесение вреда себе.    

 

Заключение

Философия XX в. является продолжением развития философии XIX в. и прежде всего ее завершающего этапа – немецкой классической философии. Философия была связана с социально-экономическими, культурными и научными достижениями своего времени.

Иррационализм того времени представлен концепциями «Философии жизни» таких мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, С. Кьеркегор и др. Он стремился показать особенности гуманитарного знания и неисчерпаемость объектов исследования человека и общества, культуры.

В «философии жизни» на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане.

Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.

 

Список используемой литературы

1.История философии: учебник /Под ред. Гриненко Г.В.   – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007

2.Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Философия: учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп./ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

5. http://ru.wikipedia.org/wiki

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 28.89K
Скачано: 316
Скачать бесплатно
14.05.11 в 11:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе