Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Философия жизни. Философские аспекты учений психоанализа
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Реферат | Размер: 28.78K | Скачано: 306 | Добавлен 05.12.13 в 21:44 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Содержание.
1. Введение. 3
2. Философия жизни. 4
3. Философские аспекты учений психоанализа. 14
4. Характерные высказывания из произведений З.Фрейда, Ф.Ницше. 17
5. Заключение. 19
6. Список литературы. 20
Введение.
Философия жизни, иррационалистическое философское течение, выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Данное течение отвергало механистическое объяснение явлений и процессов. Воззрения представителей философии жизни весьма разнообразны. Понятие "жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах философии жизни.
Иррационалистические тенденции философии жизни продолжает и углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению нервов методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления. Основатель психоанализа - австрийский врач, психолог, З. Фрейд.
Итак, цель моей работы: прежде всего, дать общую характеристику философии жизни; раскрыть ее онтологическую и гносеологическую сущность; показать характерные особенности этой философии на примере наиболее ярких ее представителей – В. Дильтея, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и рассмотреть философские аспекты психоанализа.
Следует отметить, что идеи философии жизни и психоанализа явились достаточно значимыми и актуальными, так как затронули весьма интересные и противоречивые вопросы, а именно: «Что есть жизнь?», «Что побуждает человека к действию?», «Какова роль культуры в жизни человека?» и др.
Так же важно то, что основные принципы психоанализа легли в основу современной психиатрии.
Философия жизни.
Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX начала XX века занимает философия жизни.
«Философия жизни» — это культурно-логическое течение в современной философии. Она старается постичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни человека. Отсюда ее тесная связь с литературой и искусством. Она оказала большое влияние на творчество австрийского поэта Р.М.Рильке, австрийского писателя Гофмансталя, швейцарского писателя Германа, Гессе, немецкого композитора Рихарда Вагнера и др. Во Франции под влиянием этого философского направления находился крупнейший писатель Марсель Пруст.
Представители этого течения сходятся, прежде всего в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как «творческая эволюция», целостный, органический «поток» («порыв», «длительность» и т.д.), в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни, к которому в полной мере применимы слова Гераклита «panta rei (все течет), необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни. Поэтому такие тезисы - символы рационализма, как «мыслю, следовательно, существую» (Декарт), «все действительное разумно» (Гегель) в новой философской парадигме перестают носить знаковый характер. Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью (которую можно описать в терминах науки), а «длительностью» (А. Бергсон), которая не поддается научному анализу.
«Философия жизни» выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иными утилитарными подходами. В связи с этим, понятие «жизнь», как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие «бытие». Собственно жизнь - это и есть бытие. Такова онтологическая сущность философии жизни. «Философия жизни» выступала против того, чтобы положить в основу становления что-либо устойчивое. Становление, по мнению ее сторонников, это первооснова, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представителей подчеркивали, что жизнь-это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему реализовать и познавать самого себя. Следовательно, жизнь - это и человеческая жизнь, и основа бытия, и определенное отношение человека к этой основе бытия. Каждый индивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует себя подчиненным каким-то потокам, потокам жизни. Представители этого философского течения нередко при описании жизни используют образ реки, атмосферных потоков и т. п.
В гносеологическом аспекте главная её идея состоит в том, что на смену опирающейся на разум классической философии должна придти философия, «вытекающая из полноты переживания жизни». На место логики и рационального познания заступает «вчувствование» в жизнь, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное в жизни - не материя, а дух, который выражает «подлинную эволюцию» мира. Отсюда следует, что для интерпретации жизни основное значение имеют не «науки и природе», а «науки о духе», которые имеют более адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и т.д. Таким образом, на место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и «эстетическая интуиция». Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания); интуиции, веры, любви и т. д.
Основные представители философии жизни: Ф. Ницше, В. Дилътей, Г. Зиммелъ, А. Бергсон, О. Шпенглер, Л. Клагес и др. Под знаменем этой философии объединились блестящие, но вместе с тем самые разные по духу мыслители. Это объясняется тем, что само понимание жизни является достаточно неопределенным и иные авторы вкладывали в него различное содержание. Так, у Ницше жизнь наполнена, прежде всего биологическим смыслом, Бергсон понимает ее в космологическом плане, для Дильтея, Зиммеля и Шпенглера главное в жизни - это культурно-исторический аспект. Так, в «философии жизни» можно выделить три основных школы: академическую «Философию жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель), «Творческую эволюцию» А.Бергсона (1859 - 1941) и его последователей, «Философию воли» Ф.Ницше (1844 - 1900) и его последователей.
Академическая философия жизни. В. Дильтей и Г. Зиммель определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность - это то, что содержится в опыте самой жизни. Следовательно, действительность - это чистое переживание, вне которого действительности не существует. В. Дильтей говорит о необходимости веры в реальность внешнего мира, основанную на волевом, «практическом» отношении человека к миру. Г. Зиммель также видит в «жизни» центр, от которого с одной стороны идет путь к душе, к «Я», а с другой - к идее, Космосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характеристики жизни - это переживание, «жизненный опыт».
«Жизненный опыт» и выступает объектом познания. «Жизненный опыт», подчеркивают Дильтей и Зиммель, несводим к разуму. Он иррационален. Жизнь - это поток, изменение, творчество. Поэтому представители «философии жизни» отрицают возможность знания как отражения закономерного, всеобщего. Жизнь не может быть постигнута только через индивидуальное. Представители академической «Философии жизни» провозглашают методом «наук о духе» непосредственно переживание исторических событий. По Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и «пережить» ее заново, «истолковать и воспроизвести в ее жизненности».
Следует отметить, что здесь в «философии жизни» ставится вполне реальная проблема. Если путем изучения памятников материальной культуры можно с объективной достоверностью констатировать изменения, происшедшие в материальных условиях жизни людей - в производстве, технике, быту и т. д. - то иначе обстоит дело при изучении побудительных мотивов поведения людей. Выявление этой субъективной стороны исторического процесса имеет немаловажное значение уже потому, что без него невозможно понять ту или иную материальную форму их выражения. Тем более это важно для изучения истории духовной культуры. Это изучение действительно подразумевает «вживание» исследователя в предмет своего исследования - в картину, в скульптуру, симфонию и т. д.
Однако, следует иметь в виду, что раскрытие субъективных сторон деятельности людей, их побудительных мотивов, идей и эмоций, оказывается значимым в научном отношении лишь в тех случаях, когда субъективные мотивы оцениваются в свете объективных фактов истории. Иначе наука превращается в беллетристику.
Далее продолжим конкретизировать концепции философии жизни на примере учений Шопенгауэра.
У истоков философии жизни стоит Артур Шопенгауэр (1788 - 1860), концепция которого концентрируется вокруг центральной тории - «воля». Основной его труд имеет характерное название - «Мир как воля и представление», в котором выражена онтологическая и гносеологическая сущность его философии.
В качестве главного принципа жизни и познания Шопенгауэр рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля - это «вещь сама в себе», которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Например, птица не имеет представления о яйцах, для которых она вьет гнездо, паук - о разбое, для которого натягивает паутину, - в обоих случаях воля действует слепо, инстинктивно и не направляется сознанием.
Понятие воли, по Шопенгауэру, означает «то, что составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления». Это весьма важное положение, свидетельствующее о претензии Шопенгауэра «углубить» Канта, который остановился перед «вещью в себе», объявил ее непознаваемой. Шопенгауэр раскрывает её сущность как волю. Объяснив сущность «вещи в себе», можно было переходить и к сущности мира. «Мир как воля» - вот основной тезис Шопенгауэра. Можно только уточнить, что когда речь идет о мире в целом подразумевается мировая воля, всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего, каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека. Такова онтологическая сущность философии Шопенгауэра.
С его онтологией неразрывно связана и гносеология. Исходной предпосылкой ее является истина, которая имеет силу для «каждого познающего существа», а именно - «мир есть мое представление». Окружающий мир существует только в качестве объекта для субъекта. Налицо, таким образом, духовное родство не только с Кантом, но и с Беркли. Но Шопенгауэр и здесь пытается идти дальше. Если у Беркли познание имеет для человека самостоятельную ценность, то по Шопенгауэру его исходным пунктом и конечной целью является воля.
Вообще познание, как разумное, так и созерцательное, исходит таким образом первоначально из самой воли... Предназначенное к служению воле, к исполнению ее целей, оно почти неизменно вполне к ее услугам: по крайней мере у всех животных и почти у всех людей. ¹
С этим связано и его представление о наиболее эффективном способе познания мира. Поскольку воля «сама по себе бессознательна и слепа», постольку рациональное познание изначально чуждо ей, даже враждебно. Поэтому основным является интуитивное или непосредственное познание, которое реализуется через переживание мира. Отсюда следует, что высшим видом познания является не наука, а искусство, которое основано на интуиции и способно «в качестве ясного зеркала мира» в большей степени раскрыть волю к жизни.
Таким образом, воля Шопенгауэра - это демиург, первоначало и сущность мира. Она является определяющим принципом онтологии, эпистемологии, этики и эстетики. Воля - это все, ибо: «Нет воли - нет представления, нет мира». На место провиденциализма Средневековья и разума классической философии заступает мифология воли. Применительно к человеку эта воля проявляется, прежде всего, в качестве «воли к ________________________________________________________________
¹ Шопенгуэр А. избранные произведения. – М.:Просвещение, 1993 – с.162
жизни». После этого оставалось сделать еще один шаг и ответить на вопрос: а какова сущность самой «воли к жизни», что является в ней определяющим и, следовательно, что отличает рядового человека с его волей к жизни от «героя», «сверхчеловека»? На эти вопросы и попытался ответить Ф. Ницше.
Он развивал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни».
Понятие Воли, как основы всего существующего, Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, если для Шопенгауэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. «Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти». «Воля к власти» - это наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. «Что хорошо?» - вопрошает Ницше. - Все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. «Что дурно?» - Всё, что вытекает из слабости. Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению «воли к власти»?
- Нет, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя активность, деятельностью рассуждений. Общепринятая мораль также подрывает «волю к власти», проповедуя любовь к ближнему.
«Воля к власти» - основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. В том числе, право сильного - основа власти мужчины над женщиной. Известен афоризм Ницше: «идешь к женщине - бери плетку». Всякое стремление к уравнению прав мужчины и женщины - показатель упадка и разложения власти. Такая же характеристика распространяется Ницше и на другие демократические институты, и на демократию, как институт, в целом, поскольку, по его мнению, в условиях демократии масса составляет оппозицию праву сильного.
Из права сильного, «воли к власти» Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете. Наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве, прежде всего, в Нагорной проповеди Иисуса Христа. По словам Ницше, аристократическое уравнение ценностей (хороший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый = любимый Богом) евреи сумели с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это зубами безграничной ненависти, ненависти бессилия. По их логике, только одни несчастные, бедные, бессильные, низкие - хорошие, только страждущие, терпящие лишения, больные, уродливые - благочестивы, блаженны. Только им предназначено вечное блаженство, а знатные, могущественные - злые, жестокие и похотливые отвергнуты Богом и им навсегда быть проклятыми и отверженными.
Ницше считал, что иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в упразднении результатов «восстания рабов в морали» и возрождении «морали господ». В основе «морали господ», с точки зрения Ницше, должны лежать следующие принципы:1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность, 2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти», 3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.
Всем этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет субъект морали господ - сверхчеловек. Сверхчеловек - «белокурая бестия» - центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Это понятие, наряду со многими антисемитскими и антихристианскими идеями, было заимствовано у Ницше идеологами фашизма. Учение Ницше было объявлено чуть ли не официальным философским учением фашизма. И для этого, как мы видим, были определенные основания. Наряду с генетической характеристикой сверхчеловека, как Человека арийской расы, с определенными фенотипическими признаками («нордический тип»), Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу - это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к «чужим» они немногим лучше необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных тормозов и руководствуются в своих действиях инстинктами. Внешней особенностью сверхчеловека Ницше считал «врожденно, благородство», «аристократичность». Он презирал современных господ – буржуа - за их происхождение или занятие, а прежде всего, за недостаток у них этих качеств, способных, по его мнению, автоматически обеспечивать власть над людьми. Ницше считал, что массы готовы повиноваться, если господин доказывает право повелевать уже своей внешностью, манерой держаться. Если же аристократический облик отсутствует, то массу легко навести на мысль, что только случай и нечаянное счастье возвышает одного над другим. А коли так, попытаем и мы однажды счастье и случай, бросим и мы жребий - отберем богатство, построим социализм. Обладатель власти, сверхчеловек становится не в силу рождения членом определенного сословия или класса, а предназначен к этому самой природой. И эта антибуржуазная направленность учения Ницше, конечно, находилась в полном противоречии с идеологией и практикой фашизма. Ницше был категорическим противником любых форм господства массового сознания, которое наивысшим образом проявилось в фашистской Германии. Его сверхчеловек - это гармонический человек, в котором сочетаются физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.
Ницше нередко заявляет, что в действительности сверхчеловека еще не было, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Заратустра - это не сверхчеловек, а «мост» к сверхчеловеку. Обычные люди нашего времени - это исходный материал, «навоз», необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек, по сути дела, занимает у Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили - возвещает Ницше устами Заратустры, и на его место должны прийти сверхчеловеки.
«Творческая эволюция» А. Бергсона. В отличие от других представителей «философии жизни» А.Бергсон в своих работах опирался на естествознание. На основе концепции «жизни» он стремился построить картину мира, которая по новому бы объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральное понятие философского учения А.Бергсона - жизненный порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя - косное начало бытия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате, мир в изображении Бергсона, предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый. Рождая вес новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.
Бергсон считал, что человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект, по Бергсону - это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т. д., а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Бергсон не отрицает познавательных возможностей интеллекта. Но он считает, что мир и его движение «схватываются» интеллектом примерно также, как он «схватываются» в кинематографе, где естественное течение жизни заменяется искусственным с помощью движения кинопленки, состоящей из отдельных мертвых кадров. Интеллект удерживает сходное, повторяющееся, общее ценой утраты уникального, неповторимого. Он обретает способность предвидеть аналогичные процессы и в будущем.
Однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в собственном смысле этого слова, то есть непрерывность изменения.
Интеллекту принципиально недоступен «жизненный порыв». Его познание возможно только на основе интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного, и, следовательно, невыразимого. Интуиция позволяет проникнуть в самую суть вещей. Бергсон характеризует интуицию как основу Духа. Это тождественное с Духом состояние он называет первоначальной интуицией. С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во втором - способности проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком отдана в жертву интеллекту. Однако, считает Бергсон, утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной. В «пограничных» ситуациях, когда речь идет о жизненных интересах первостепенной важности, интуиция освещает человеческое «я», его свободу, судьбу и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон относит так же эстетическую способность, с наибольшей силой проявляющуюся у творцов произведений искусства. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь, человеку овладеть рассеивающимися интуициями.
Философские аспекты учений психоанализа.
Основоположник психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Разработанный им в конце XIX в. начале XX в. психоанализ, с одной стороны представлял собой метод лечения психических заболеваний, а с другой - теорию, объясняющую роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека и развитии всей культуры (фрейдизм). Мы рассмотрим философские аспекты психоанализа, связанные с его второй стороной. Основные идеи психоанализа изложены в его работах: «По ту сторону принципа удовольствия» (1920 г.), «Массовая психология и анализ человеческого "Я"» (1921 г.), «"Я" и "Оно"» (1923 г.) и др.
Философия жизни оказала большое влияние на идеи З. Фрейда, и прежде всего философия Ф.Ницше. Подобно ей, возникновение психоанализа обусловлено неудовлетворенностью натуралистичного и механистического объяснения человека, его поведения и деятельности. Как стало ясно уже в конце XIX в. жизнь не возможно объяснить механистическими законами, а жизнь человека свести к рациональному поведению. Второе основание возникновение фрейдизма состоит в том, что до Фрейда предметом психологии было главным образом сознательное поведение личности. Фрейд же в своем анализе психики впервые обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека.
Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З.Фрейда.
Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.
Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.
Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» - инстинкт жизни, и «Тиатос» - инстинкт смерти.
Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.
Одна из важнейших проблем психоанализа - «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.
Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд - проблема конфликта человека и общества.
По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.
Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.
На основе учения Фрейда в конце 30-х годов возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Райх, Г.Юнг, Э.Фромм. С различных сторон они не только развивали его теорию, но и выступали с критикой его идей.
Они попытались соединить психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это было сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать.
Так, Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии - помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения - культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.
Характерные высказывания из произведений З.Фрейда, Ф.Ницше.
Я охраняет себя от подобной опасности [смещения реальности], прибегая к проверки на реальность, действия которой преостанавливается во время сновидений, в связи теми условиями, которые преобладают в состоянии сна.¹
Здесь под опасностью или смещением реальности, подразумевается какое-то психическое заболевание или отклонение. И разумеется, Я пытается огородить себя от этого. Так как во время сновидений активно действует Оно, то человек подвергается действию инстинктивного влечения. И Я вынуждено сдерживать влечения своего Оно, то есть идет постоянная и непримиримая борьба между «принципом реальности» и «принципом удовольствия». Таким образом «проверка на реальность» - способ защиты от воздействия инстинктов и от психических отклонений.
Детское Я под властью реального мира избавляется от нежелательных инстинктивных запросов при помощи так называемых подавлений.²
Ребенок, то есть детское Я, из-за боязни пытается подавить свое Оно - инстинкты или запросы. Причиной этого может являться, например, боязнь потери любви родителей. Но эти попытки не являются сильно действующими. И в силу «незрелости Я», инстинкты не могу быть подавленны. Это может привести к развитию у ребенка невроза.
Он [человек] создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность.³
________________________________________________________________
¹ Фрейд З. Основные принципы психоанализа. «Рефл – бук» «Ваклер», 1998 г. с.192
² Фрейд З. Основные принципы психоанализа. «Рефл – бук» «Ваклер», 1998 г.с.129
³ Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994 с. 40
«Целое» создается, потому что постепенно возникает осознание того, что в мире нет никакой «цели», достижением которой озабочен весь мир, в мире нет «единства», которое до сих пор было основой его спокойствия, нет «истины». С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценности всех вещей. Он создал мир, подтверждающий его собственную значимость.
Жить – это, значит, быть иным, нежели природа, не подчиняться ни природной, ни человеческой необходимости.¹
Нет двух миров – мира в себе и мира для нас, есть один мир – мир жизни, борьбы и поражения, столкновения с неизвестным. Жизнь в ее «человеческом» исполнении находится между природой и культурой, это единство природности и духовности.
________________________________________________________________
¹ Ницше Ф. Сочинение. В двух томах. Т.2.М., 1990 с. 346
Заключение.
Основные принципы философии жизни изложены выше и раскрыты на примере философий В. Дильтея, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и А. Бергсона. И как мне кажется, это еще раз свидетельствует о том, что каждая концепция в какой то степени верна, и у каждого человека складывается индивидуальное мнение, то есть кому-то ближе философия Ф. Ницше, кому-то - А. Шопенгауэра и т.д. Мне же ближе и понятнее философия Ф. Ницше, хотя она и вызывает крайне противоречивые оценки. К примеру, высказывание Ницше о жизни: «жизнь – это символ свободы, творчества и борьбы», я считаю наиболее точным и правильным среди всех других.
Важны и философские аспекты психоанализа. И я думаю, что с полной уверенностью можно говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только не утратит своего влияния на развитие философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость. Если сейчас, в условиях разъединенённости мира и споров о том, что и кто лучше, теория действительно послужит делу создания общих знаменателей, то только за это можно будет благодарить З. Фрейда и сказать, что он работал не зря.
Список литературы.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.