Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа [10.11.12]

Тема: Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.12K | Скачано: 316 | Добавлен 10.11.12 в 20:54 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


План работы

 

Стр.

Введение...................................................................................................

3

Философия жизни: общая характеристика и основные положения...

4 – 8

Философские аспекты психоанализа....................................................

9 – 13

Практическое задание.............................................................................

14 – 15

Заключение..............................................................................................

16

Список использованной литературы.....................................................

17

Введение

Примерно с середины XIX века западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблем, а также особенности философского мышления Нового времени.

В классической западной философии XVII - начала XIX века господствовала рациональная парадигма (это: многомерность бытия, многомерность сущности человека, его духовная эволюция и Духовные Существа, превышающие человека по уровню своего развития). Ее краеугольный камень – принцип разумности бытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко не только как индивидуальный человеческий, но и как Мировой, Божественный Разум, - а природные законы и духовная культура - как проявление природного и человеческого разума. Но действительность, научная и социально-историческая, оказалась намного сложнее и неоднозначнее. Это подмывало устои классической философской парадигмы. Все сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, распространялись убеждения в относительности истины. Классический рационализм рушился, начинались активные поиски нестандартных концепций миропонимания. Именно в этот период появляются новые философские направления, которые получат свое развитие уже в XX веке. В целом в западной философии XIX—XX вв. можно выделить три линии развития: 1) критика и отказ от классического рационализма; 2) защита и возрождение классического рационализма; 3) синтез классической рациональной философии, иррациональной метафизики, научных и религиозных теорий на базе эзотерической философии.

Первая линия проявилась в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше и А. Бергсона. От них получили начало три новых философских течения: философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Кьеркегор), интуитивизм (Бергсон). Рассмотрим более подробно общую характеристику и основные положения философии жизни.

Философия жизни: общая характеристика и основные положения

Течение, именуемое «философия жизни» — достаточно неоднородное явление. Его представителей, которые порой далеки друг от друга по своему мировоззрению, объединяет интерес к феномену жизни, понимаемому не столько в биологическом, сколько в философском, метафизическом смысле.   

Философия жизни критически относится к рационализму классической философии и исходит из той мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Её представители сходятся, прежде всего, в том, что в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность - «жизнь» как «творческая эволюция», целостный, органический «поток», в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. И этот целостный поток жизни необъясним в рамках рационализма, позитивизма и механицизма, предшествующей философии, потому что не существует тождества мышления и жизни. Жизнь - это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью», которая не поддаётся научному анализу. Жизнь в таком её понимании и составляет содержание и сущность бытия. Собственно жизнь - это и есть бытие. Такова онтологическая сущность философии жизни.

В гносеологическом аспекте, главная идея философии жизни состоит в том, что на смену опирающийся на разум классической философии должна придти философия, вытекающая из полноты переживания жизни. На место логики и рационального познания заступает «чувствование» жизни, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное в жизни - не материя, а дух, который выражает подлинную эволюцию мира. Отсюда следует, что для интерпретации жизни основное значение имеют не науки о природе, а науки о духе, которые имеют более адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и т.д. Таким образом, на место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и эстетическая интуиция. В силу этих обстоятельств философия жизни оказалась тесно связана с культурой, литературой и искусством. Яркими представителями философии жизни являются А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон.

У истоков этого течения стоял немецкий философ Артур Шопенгауэр. Исходный тезис своего миропонимания Шопенгауэр сформулировал в названии главной книги: «Мир как воля и представление». Мир является человеку через его представления (т.е. субъективное восприятие). Воля есть первоначало мира,  извечная иррациональная сила, причина активности и изменений. Воля бессознательна и не имеет разумных целей. Ее главное свойство — борьба или соперничество, проявляющееся как в неживой, так и в живой природе. В человеческом (феноменальном) мире все предопределено. Но воля исходит из другого мира — ноуменального. Она привносит в природу движение и делает ее вечным потоком изменения и становления. Миру приписываются человеческие свойства — тоска, страдание, противоборство.

Вообще мировидение Шопенгауэра окрашено в мрачные тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом, бессмысленностью и несчастьем. Мир человека для философа — наихудший из возможных миров. Низшая ступень проявления вселенской воли — силы природы и свойства материи (тяжесть, твердость, магнетизм и т.д.). Здесь еще нет индивидуальной воли. Она развивается на более высокой ступени — в животном мире. Здесь абстрактная воля становится волей к жизни. У человека она получает наибольшее развитие. Но в этом и причина его несчастий. Воля к жизни — различные желания и потребности — заставляет человека страдать. Преодоление воли к жизни - смысл жизни человека. Этому способствуют: праведная жизнь, избегание страстей, сострадание к другим, контролирование своей воли, которая стоит выше разума и направляет разумные поступки и познание. Очевидно, что в учении Шопенгауэра явно присутствуют буддийские идеи: жизнь есть страдание, причина страданий – жажда жизни. Современная эпоха и предчувствие близких кризисов наложили на мировоззрение этого философа определенный отпечаток.

Учение немецкого философа Фридриха Ницше - клубок противоречий, с чем он сам охотно соглашался. В творчестве Ницше выделяют три периода: первый — его волнуют преимущественно философско-эстетические проблемы; второй — переоценка ценностей и отказ от прежних предпочтений; третий — время создания основных оригинальных произведений: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали». В своих работах Ницше развивает всего три основные идеи: воля к власти (онтология), сверхчеловек (антропология) и нигилизм (общество и культура).

Центральное понятие Ницше - воля к власти. Она у него понимается как универсальная сила, присущая всему бытию, в том числе и человеку. Вся жизнь, по его мнению, стремится к власти, т.е. доминированию и самоутверждению. Определенное влияние на его учение о воле оказали идеи Ч. Дарвина — о борьбе за существование и естественном отборе. Хотя немецкий философ не во всем соглашался с Дарвином (отрицал прогрессивную эволюцию видов). Мир — вечное изменение, становление и круговорот (возвращение). Не осознав идеи развития, Ницше вынужден реанимировать древнюю греческую идею круговорота. Многие понятия, в том числе жизнь и воля к власти, Ницше воспринимает как многозначные символы, противопоставляя их однозначно определенным понятиям рациональной философии.

Важное место в творчестве Ницше занимает идея сверхчеловека, которую он развивает устами древнего иранского пророка Заратустры («Так говорил Заратустра»). Ницше уловил древнюю эзотерическую мысль о развитии земного тщедушного человека в высшее духовное существо. Но в его сознании эта глубокая идея исказилась, как в кривом зеркале. Совершенный богочеловек ему представился в образе сильной, властной, но бесчеловечной белокурой бестии. Что отличает ее от других? Развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, индивидуализм и свобода от всех моральных предписаний, делающих человека, как полагал Ницше, слабым. Сверхчеловек должен освободить в себе задавленные инстинкты. Человек превращается в человека-зверя, весьма непохожего на богочеловека. Сверхчеловек, в понимании Ницше, — это тот, кто падающего толкнет. Он признает только одно право — право сильного. Среди себе подобных он благороден, уважителен и уважаем. Но к тем, кто ниже, т.е. слабее его, он относится иначе. Такие недостойны его любви и сострадания.

Ницше стремится к радикальной переоценке ценностей. Общество и культура, убежден он, поражены упадком. Здесь он порой доходит до полного нигилизма. Отвергаются: мораль и сострадание, гуманизм, демократия и наука. Такие убеждения, если они овладеют массовым сознанием, в лучшем случае приведут общество в состояние хаоса. В худшем — к гибели. Судьба жестоко посмеялась над философом, культивировавшим силу и волю к власти. В конце жизни Ницше заболел неизлечимой психической болезнью. Он стал слабым, никчемным и обременительным для общества. Как будто судьба ему бросала вызов его же словами: падающего — толкни.

В творчестве выдающегося французского философа Анри Бергсона понятие «жизнь» становится центральным. Опираясь на достижения естественной науки, идеи европейских спиритуалистов он разрабатывает теорию динамического, творчески развивающегося мира. Главные произведения: «Введение в метафизику» и «Творческая эволюция».

В философии Бергсона мир — это непрерывный творческий процесс эволюции новых форм и состояний. К такому выводу философ приходит, анализируя понятие «время». Физическое время всегда обратимо. Опыт в механике можно повторить бесчисленное количество раз с одним и тем же результатом. Но для сознания характерно другое время - «длительность». Мир физических вещей и мир сознания кардинально различаются. В реальной жизни, воспринимаемой сознанием, каждый последующий момент времени несет нечто новое. Так же и в эволюции. Ее время необратимо, так как появляются новые формы. Следовательно, реальное время — длительность — это жизненный поток, постоянное творческое становление. Бергсон не принимает декартово разделение мира на дух и материю. Они есть лишь полюса единой реальности (жизни), проявляющей протяженность и мышление. Не соглашается Бергсон и с двумя традиционными представлениями эволюционизма — механистическим (эволюция целиком выводится из прошлого — свершившихся причин) и финалистическим (эволюция выводится из будущего — из цели, к которой устремлено развитие). Ограниченность этих воззрений преодолевает концепция творческой эволюции. Материя здесь — продукт остановки и распада жизненного порыва. Через эволюцию жизнь стремится освободиться от оков инертной материи. Траектория эволюции — взрыв гранаты, осколки которой продолжают постоянно взрываться. Энергия взрыва — это и есть творческий порыв жизни. Металл гранаты, препятствующий энергии взрыва, — это материя. Человек приспособился к материальному миру с помощью интеллекта, который действует через искусственные органы. Инстинкт действует через естественные органы. Но, ни тот, ни другой не дают ее полного восприятия. Только интуиция способна на это. Интуиция — это разум, стремящийся стать бескорыстным инстинктом. Это видение духа со стороны самого духа. Не случайно учение Бергсона называют интуитивизмом. Он выделяет два типа общества и морали — закрытое и открытое общество. Первое: полное подчинение индивида обществу и его инстинктам (главный — продолжение рода). Второе: ставка на свободу и индивидуальное начало, творческую личность, которые не противопоставляются коллективу. Идеалы такого общества — человечность и моральные ценности. Идеи А. Бергсона повлияли на развитие новых философских течений (прагматизм, персонализм, экзистенциализм) и ученых-эволюционистов.

Философские аспекты психоанализа

Основатель психоанализа — невропатолог, психиатр, психолог Зигмунд Фрейд. Он рано стал проявлять выдающиеся способности и любовь к чтению. Исследуя влияние гипноза, он разработал свой собственный терапевтический метод — метод свободных ассоциаций, и отказывался от чисто физиологического объяснения психических процессов. Изучая неврозы и психические отклонения, Фрейд создал теорию психоанализа, которая у него со временем приобрела философский статус. Основные работы 3. Фрейда: «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно», «Клинические случаи», «Будущее одной иллюзии».

 Главное философское достижение Фрейда — открытие в человеческой психике сферы бессознательного. Классическая философия изучала преимущественно сферу сознания. Бессознательное (подсознательное) хотя и было известно западным философам, но все же долгое время оставалось в тени. Фрейд ставит его в центр своего учения, что для западной науки было новым. Однако для восточной философии пристальное внимание к подсознанию было традиционным. Поэтому данное достижение Фрейда надо понимать как нечто достаточно относительное. Исследуя сферу бессознательного (сны, оговорки, описки, забывчивость, влияние гипноза), Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности. В ней выделяются три уровня: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Первый (нижний) уровень обозначается термином «Оно». Это нижняя сфера бессознательного — кипящий котел неосознаваемых влечений и инстинктов. Важнейшие из них: инстинкт жизни (Эрос) — стремление к самосохранению и продолжению рода, что кульминирует в сексуальном влечении (либидо), и инстинкт смерти (Танатос) — агрессивная сила, назначение которой Фрейд усматривает в уравновешивании раздражений, вызываемых инстинктом жизни. «Оно» руководствуется принципом удовольствия, который особенно характерен для животных и детей в раннем возрасте. Второй уровень обозначается понятием «Я» (Ego). Это сфера сознания — маленькое пламя свечи в огромном темном подвале бессознательного. «Я» формируется как оттиск внешней реальности, при этом зависит от влечений и инстинктов «Оно». Хотя Фрейд не отрицает некоторую самостоятельность сознания, которое руководствуется принципом реальности (т.е. способно отказываться от удовлетворения желаний), тем не менее, он полагает, что «Оно» является подлинным скрытым двигателем «Я». И сознание это далеко не всегда осознает. Третий уровень психики — «Сверх-Я» (Super Ego) — это высшая сфера бессознательного, которая формируется воспитательными запретами, социальными и моральными нормами. «Сверх-Я» — источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании, например, как совесть. Таким образом, психика человека — арена постоянной борьбы высших и низших бессознательных сил. Если побеждает «Оно», человек теряет свой культурный, моральный облик, так как «Я» подчиняется и стремится к постоянной реализации бессознательных влечений «Оно». Если побеждает «Супер-Эго», влечения и инстинкты ограничиваются, «Я» торжествует над «Оно». Это, так сказать, нормальное состояние психики. Человек, считает Фрейд, должен стремиться расширить контроль «Я» над «Оно». Однако тут его подстерегает серьезная опасность. Если равновесие между бессознательными влечениями и социоморальными нормами нарушается, загнанные в угол инстинкты начинают мстить. В психике человека разгорается конфликт, приводящий к неврозу или психологическому срыву. Их источник, говорит Фрейд, — сфера бессознательного. Восстановление нарушенного равновесия — главная цель психоанализа.

Модель психической структуры личности, согласно 3. Фрейду:

• высшая сфера бессознательного — «Сверх-Я»

• сфера сознания — «Я»

• низшая сфера бессознательного — «Оно»

Во-первых, необходимо установить причину психологического конфликта личности, которая находится где-то в глубинах бессознательного. Следовательно, психоанализ — это анализ бессознательного. Проводится он с помощью гипноза или метода свободных ассоциаций, когда по снам, оговоркам, непроизвольным действиям, забывчивости выявляется деструктивная психическая сила, о которой пациент, как правило, и не подозревает (ведь она находится вне сферы сознания). Во-вторых, чтобы устранить действие этой силы (фактора психологической дестабилизации), необходимо ее из сферы «Оно» перевести в сферу «Я». Осознав и пережив заново травмирующую психику ситуацию, пациент избавляется от действия деструктивной бессознательной силы. Важнейшую роль в формировании психики человека и происхождении неврозов Фрейд отводит сексуальному влечению (либидо). Уже в раннем детстве, считает он, ребенок имеет спонтанные, неосознанные эротические устремления. Направляются они на ближайший объект — личность матери. Но постепенно «Сверх-Я» подавляет это влечение. Так возникает эдипов комплекс, влияющий па психику человека в течение всей жизни. Это положение фрейдизма во многом спорно. Последователи Фрейда (Юнг, Адлер, Фромм и др.) критиковали его за чрезмерное преувеличение роли психосексуального влечения. Действительно, Фрейд совершенно неоправданно оставляет без внимания другие мощные силы и факторы, влияющие на психический мир человека. Чисто медицинскую теорию психоанализа Фрейд пытается распространить на сферу социокультурной жизни человека (мифология, религия, искусство и т.д.). Исходная идея та же самая: влияние неосознанных влечений. Главное понятие — сублимация, т.е. перенос психической энергии инстинктов в сферу деятельности — художественной, религиозной, научной и т.д. С этой точки зрения, вся культура предстает продуктом сублимации.

Идеи Фрейда, принятые сначала настороженно и даже враждебно, со временем нашли своих приверженцев и горячих сторонников. Постепенно формируется психоанализ — широкое движение, прежде всего врачей-психотерапевтов и психологов, воспринявших психоаналитический метод Фрейда. Но отождествление фрейдизма и психоанализа (как научно-философского течения) не совсем справедливо. Психоанализ — общее течение, объединяющее теории 3. Фрейда, неофрейдистов, А. Адлера, К. Юнга, Ж. Лакана и других исследователей. Ученик Фрейда Альфред Адлер переосмысливает теорию своего учителя и создает индивидуальную психологию. Главной силой психического мира человека он считает не сексуальное влечение, а волю к власти. Личность развивается между двух полюсов: с одной стороны, комплекс неполноценности как следствие прежних неудач; с другой, — стремление к самоутверждению. Невроз — результат чрезмерного переживания своей неполноценности. Соратник и популяризатор теории Фрейда, швейцарский психолог Карл Густав Юнг также начинает переосмысливать исходные принципы основателя психоанализа. Его не устраивает понимание бессознательного и завышенная роль либидо как сексуального влечения. Либидо, по его мнению, есть общее проявление бессознательной и сознательной жизни личности. Это есть некий поток психической энергии, который либо преодолевает преграды, либо откатывается назад, создавая неврозы. Центральное понятие Юнга — коллективное бессознательное и его образы (архетипы). Оно есть основа индивидуальной психики, так как формируется в течение человеческой истории и передается по наследству. Австрийский психолог Вильгельм Райх пытается на основе синтеза марксизма и фрейдизма выработать собственную теорию происхождения неврозов. По его мнению, деструктивная психическая энергия порождается не человеком, а обществом, которое препятствует реализации естественных инстинктов человека.

В конце 30-х годов появляется неофрейдизм (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). Его представители отходят от концепции бессознательного и развивают преимущественно социокультурные аспекты фрейдизма. Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма - нового направления в психоанализе. Социологизация психоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда. Главой неофрейдизма по праву считают Э. Фромма, одной из важнейших тем философских размышлений Фромма - взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития. Социальная программа Фромма сводится к отрицанию общества, которое вступило в противоречие с фундаментальными потребностями человеческого бытия. Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем которой был К. Г. Юнг. Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современных философских направлений. Среди них можно назвать психологическую философскую антропологию, экзистенциальный психоанализ, психоаналитическую герменевтику, структурный психоанализ.

Практическое задание

Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда и объясните их (Можно взять любые произведения названных авторов).

Выполнение:

Из произведений Ф. Ницше:

1. «...Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что дóлжно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?.. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!  Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!..» - Идея сверхчеловека, которую он развивает устами древнего иранского пророка Заратустры, занимает важное место в творчестве Ницше. Совершенный богочеловек ему представился в образе сильной, властной, но бесчеловечной бестии. Что отличает ее от других? Развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, индивидуализм и свобода от всех моральных предписаний, делающих человека, как полагал Ницше, слабым. Сверхчеловек должен освободить в себе задавленные инстинкты.

2. «...Только там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но — так учу я тебя — воля к власти!..» - Центральное понятие Ницше - воля к власти. Она у него понимается как универсальная сила, присущая всему бытию, в том числе и человеку. Вся жизнь, по его мнению, стремится к власти, т.е. доминированию и самоутверждению.

Из произведений З. Фрейда:

1. «...Человек есть животное стадное, он скорее животное орды, особь предводительствуемой главарём орды...» - То, что человек - существо стадное, несомненно. Куда большинство – туда и он сам. Главное, нужен хороший громогласный предводитель и несколько необразованное общество, тогда и управлять легче. Каждый отдельный индивид находится во власти установок массовой души, проявляющихся в расовых особенностях, сословных предрассудках, общественном мнении и т. п.

2. «...В рамках влюбленности, прежде всего, бросается в глаза феномен сексуального повышения оценки, тот факт, что любимый объект в известной мере освобождается от критики, что все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых лиц, или чем в то время, когда это лицо ещё не было любимо...» - Человек, влюбившись в кого-то, теряет голову. Он не видит ничего, кроме своего объекта обожания, в том числе и его недостатков и изъянов. А, следовательно, если чувства неприязни, осуждения вытесняются, появляется ощущение, что объект любим именно за это самое своё совершенство. Человек любим, словно собственное «Я». Тот, кто любит, ищет в объекте своей любви свой идеал, совершенство, может быть то, чего сам он в жизни достичь не смог. Появляется зависимость от этой влюблённости, личность человека, его собственное «Я» полностью поглощены влюблённостью, отсюда самопожертвование, смирение, уступчивость.

Заключение

Иррационализм - течения в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план, волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию, мистическое озарение, воображение, инстинкт, бессознательное и т. п.  Иррационализм стремится показать особенности гуманитарного знания и неисчерпаемость объектов исследования человека и общества, его культуры.

В философии жизни на первый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения. Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане.

Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений.

Список использованной литературы

  1. Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
  2. Канке В.А. Философия для экономистов: учебник. – М.: Омега-Л, 2008.
  3. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – М.: Издательство «Мысль», 1996.
  4. Островский Э.В. Философия: учебник. – М.: Вузовский учебник, 2009.
  5. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд.; перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
  6. Философия: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  7. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. – М.: «Просвещение», 1990.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 25.12K
Скачано: 316
Скачать бесплатно
10.11.12 в 20:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе