Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Возникновение теоретической социологии XIX века

Возникновение теоретической социологии XIX века [23.04.11]

Тема: Возникновение теоретической социологии XIX века

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.92K | Скачано: 289 | Добавлен 23.04.11 в 16:12 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Новороссийск 2010


Содержание

1. Социологический проект Огюста Конта 3

2. Эволюционная социология Герберта Спенсера 10

3 Анализ отрывка из работы Д. Милля 15

4. Список использованной литературы 18

 

1. Социологический проект Огюста Конта

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе явился французский ученый и философ Огюст Конт (1798 – 1857). Основной труд Конта "Курс позитивной философии" в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах, в 1844 вышло "Рассуждение о духе позитивной философии", в 1851 - "Позитивистский катехизис", в 1851-1854 годах - "Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества" (в 4 томах), после смерти - "Завещание Огюста Конта" (в 4 томах).

На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи  Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии  человеческого  общества.  Но особенно плодотворным было его сотрудничество  с  Сен-Симоном. Так, Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои гениальные  идеи  заимствовал  у  Сен-Симона.  Другие  авторы,  напротив,  подчеркивают  оригинальность  концепции Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.

Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе. Это учение он нередко называл еще социальной философией.

Социология должна была стать, по мнению Конта, таким же точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергающим спекуляции и вымыслы [1, 35]. В основу построения  социологии  как  самостоятельной  науки  О.  Конт положил идею «социальной системы», т.е. признал общество как целостный социальный организм, решающую роль в развитии которого играет прогресс человеческого разума и предметом социологии выступает социальный организм, социальная система. При этом в основе общества по Конту лежат: 1) общественная солидарность и согласие; 2) постоянное развитие [5, 96].

Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал "великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества" [2, 32]. Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах "Курса позитивной философии", а также в других своих работах. Исследуя ход развития человеческого ум в различных областях, Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний:

•    теологического;

•    метафизического;

•    позитивного.

Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактно теоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развития всего человечества.

Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки – не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях.  Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

В социологии Конт разработал метод наблюдения, эксперимент, сравнительный метод, исторический. Говоря о наблюдении, Конт подчеркивает, что ему должна предшествовать выработка какой-то общей теории. Всякое изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно. Наука может пользоваться только теми наблюдениями, которые,  хотя бы гипотетически,  привязаны  к  какому-нибудь   закону.

Второй  метод  в   социологии – эксперимент. «В социологии невозможен «прямой» эксперимент, состоящий, как в физике, в искусственном создании каких-то явлений. Но зато в ней существует «косвенный» эксперимент, суть которого состоит в исследование патологических явлений в  обществе,  возникающих  под  влиянием общественных потрясений (революций)» [4,108]. Общественные  потрясения,  потрясающие социальный  организм,  являются  основными  законами  общественного  организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму.

 Сравнительный метод в социологии, по Конту, сопоставляет жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества. Для науки, указывал Конт, «могут быть полезными сравнения жизни животных с человеческим обществом» и, наконец, можно сравнивать «общественное положение различных классов» одного и того же общества [6, 73]. Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества. Этот метод, составляющий основу социальной науки, характерен только для социологии и отличает ее даже от наиболее близкой к ней биологии. «...Мы научимся рационально предсказывать будущее только после того, как предскажем, в некотором роде, прошлое...» [8, 124]

Конт  стремился  к  органическому синтезу наук,  при  котором  их  законы,  хотя  и  связаны  иерархически  не сводятся к простым законам физики. «Я имею в виду рассмотреть - писал  Конт,- как каждая из основных наук относится ко всей позитивной системе  и  какой характер ее направления, т. е. науку с двух сторон: ее  существенные  методы и ее главные результаты».

Основные науки в классификации Конта являются в следующем последовательном порядке: математика, физика, химия, биология, социология.

Положительные науки основаны на измерении, а потому первая в классификации наука – математика; физика основана на математике и законах механики; химическим телам присущи механические законы и в них раскрывается новый естественный закон: кратного соотношения частей в молекулярных составных единицах. Жизненным телам присущи законы механические и химические, и в изучении их открывается новый естественный закон: организации и роста, закон развития или эволюционный; все эти законы, согласно классификации, присущи социальным явлениям. Организация, как и всякий организм, представляет одно целое или единицу, составленную естественно из разнородных частей.

Общественная экономическая единица тоже состоит из разнородных частей, но она отличается от биологической единицы (особенно у животных высшего разряда) тем, что в биологической единице грубее и яснее видима неделимость этой единицы.

По Конту социология состоит из двух разделов: социальная статистика и социальная динамика.

Социальная статистика – теория общественной гармонии и прогресса.

Общество изучается в состояние покоя, с точки зрения его строения и функционирования основных социальных институтов (семья, государство, религия).

Гармония в обществе есть гармония «между целыми и частями социальной системы», а также согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества – политической, экономической, духовной, биологической и т.д. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Общественная гармония наилучшее сочетание интересов различных личностей и социальных слоев. Гармония в обществе, считал Конт, достигается только тогда, когда «политические учреждения с одной стороны, нравы и идеи – с другой, гармонируют между собой». В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека. Социальная статистика – анатомия общества, общество сравнивается с другими органами, которые выполняют специфические функции.

Социальная динамика - это социологическая трактовка Закона «трех стадий», содержащая идею общего направления прогресса, заключающегося в поступательном развитии интеллектуальных сил человечества.

Огюст Конт первый систематизировал социальные закономерности. Он потребовал отдельные дисциплины для изучения общества; противопоставил исторический подход в изучение общества теориям «права» и «общественного договора» (Т. Гоббс); обосновал необходимость научных методов, изучения социальных явлений.

Человек может играть малую или большую роль в обществе, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и абсолютно свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально - политические и другие институты.

Огюст Конт развивал именно такой подход к обществу и его развитию. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма.

Ключевая роль в стабилизации общества, по мнению О.Конта, принадлежит семье, потому что семья – это наиболее естественное «начало общества». Эта «естественность» обусловлена тем, что в семье присутствуют в единстве, как биологическое, так и социальное начала. Второй институт – стабилизатор общества – духовный. Это моральный стабилизатор общества (ограничитель злых помыслов и дел и побудитель добрых). Третий институт – стабилизатор – государство. Но он способен обеспечивать стабильность общества, только будучи под контролем духовного института. Вывод таков: если в в обществе нет гуманистических объединяющих идей или признания их духовного приоритета, то это порождает интеллектуальную анархию, за которой следуют политические катаклизмы: перевороты, революции, войны. Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни.

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе.

Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Итак, Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе. Он пользовался также понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого им раскрывался механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.

Не отрицая роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические идеи, которые управляют миром и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.

Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они целиком базируются на данных науки - не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях.

Значение научного вклада О.Конта состоит в том, что он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития на основе эмпирических исследований.

В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический методы исследования.

Итак, социология рисуется Контом научной, зависимой от биологии, хотя он решительно возражает против того, чтобы считать социологию простым отделом науки о человеке, не принимая в расчет исторических наблюдений.

Проблемы, которые решал О. Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не утратили своего значения и методы решения им этих проблем с точки зрения его представлений об обществе как о целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном развитии общества, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры. Весьма актуальны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильность, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп и личностей. Эти и многие другие положения социологии Конта помогают глубже осмысливать современные проблемы развития нашего общества. Конт впервые, обрисовав контуры социальной структуры общества, нашел новые социологические методы. Он заложил фундамент социологии как науки. Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Конта, и научной продуктивности их решения его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями.

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер и др.

    

2. Эволюционная социология Герберта Спенсера.

Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом и создателем этого направления был Герберт Спенсер.

Спенсер разделял основной взгляд Конта – социология примыкает к биологии, составляя с ней физику организованных тел. Правда, Спенсер помещает между ними психологию, которую отвергал Конт, но это не оказало заметного влияния на его научные изыскания вообще и на концепцию общества в частности.

  Спенсер считал, что в истории осуществляется переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому («военный» тип), к обществу, в котором социальный организм служит составляющим его индивидам («промышленный» тип). [3, 91] Главное занятие примитивного типа государства — война. Поэтому там господствует деспотизм, всепроникающее око правительства, дотошная регламентация всей жизни общества. Люди здесь низведены до уровня рабов, служителей правительства. Высший тип государства основан на мире, свободе, равноправии. Здесь цель государства — благо индивида, а государство лишь средство. Невмешательство государства в социально-экономическую жизнь, свободная конкуренция, частная инициатива во всех сферах являются по Спенсеру условиями и источниками общественного прогресса.

Суть органической  теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально – природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Он выявлял доказательства,  делающие   общество похожим на биологические системы: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга; 4) те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

Легко заметить, что система приводимых доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества.

В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в первом — части соединены неразрывно, вторые же — дискретное целое, в котором части — люди — свободны и рассеяны. В первом — способность чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов — людей. По Спенсеру, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы—это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы — производящей средства для жизни, и распределительной системы — связь органов.

Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. [9, 57] Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок, - писал он. Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных движений и возрастание движений дезинтегрированных (центробежных)». Растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, «прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом». [6, 109]

Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его  рамках  отдельных административных органов Спенсер понимал по аналогии с  разделением  функций между органами живого тела. Основным законом  социального  развития  Спенсер считал  закон  выживания  наиболее  приспособленных  обществ,  а  из   своей концепции  эволюции  выводил  преимущества,   наибольшую   приспособленность “дифференцированного”, то есть разделённого на классы  общества.  Спенсер  –  противник   социализма,   считавший   революцию   “болезнью”   общественного организма.

Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы

Эволюция по Спенсеру достигается средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и специализации, от текучести к статике и т.д. [9, 47]

Этот подход Спенсер считал универсальным процессом в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

1) Однообразие создает условие для нестабильности. Т.е. процесс развития отягощается особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация.

2) Существует тенденция к углублению неравенства.

3) Люди, занимающие одинаковое положение, как правило, стремятся к объединению, поскольку общество начинает делиться на фракции.

Социальная дифференциация приводит к тому, что возвращение к социальному однообразию невозможно. Благодаря дифференциации, человеческая история проходит ряд стадий. На смену изолированным обществам приходит общественное разделение труда. Из простого оно становится сложным, составным. В результате дифференциации центральное значение приобретает политика, политическая система, а основной вопрос - о власти.

Спенсер ввел понятие «дихотомия», полярную дихотомическую концепцию общества. В ней противоположные типы общества представляют собой некие идеальные типы, характеризующие стартовую и конечную точку развития общества. Имеется в виду, что начальная точка – это военное общество, а конечная – это промышленное общество.

Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение в систему наднаучных категорий - понятия «общество», «структура», «динамика», «функции». Этому способствовали его аналогии человеческого общества с биологическим организмом.

Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и биологическим организмом. Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов. [9, 63]

Процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.

 

3. Анализ отрывка из работы Д. Милля

Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологию ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Д. Милль О. Конт и позитивизм. СПб. 1906. с. 105).

Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных Контом? Какие это методы?

Я считаю, что можно  согласиться с автором данного отрывка. Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью контовской системы. В своих рассуждениях о методах социологии  Конт  исходит из представлений о существовании естественных  законов  общественной  жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания  науки  об  обществе. Он рассматривает социологию как элемент общей системы научного знания. В социологии Конт разработал несколько методов исследования - метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический методы. На основе данных методов до сих пор стоят социологические исследования:

1) наблюдение как основной метод исследования социологии, с помощью которого можно получить исходные данные социологии.

2) эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

3) сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества.

4) исторический метод, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Метод заключается в историческом сравнении различных последовательных состояний человечества.

При этом Конт не отрицал своеобразия общества по сравнению с природой и искал специфических методов его исследования. Плодотворность мысли о естественно-историческом характере общественных закономерностей особенно очевидна, если вспомнить, что в то время господствовали теологические и спиритуалистические концепции, отрицавшие возможность научного познания общества. Важной была также постановка вопроса о необходимости опоры на твердый теоретический фундамент при проведении социологических исследований. Беда Конта заключалась в том, что он не мог предложить в качестве такого фундамента ничего, кроме своих теорий социальной статики и социальной динамики, законы которых носили умозрительный, спекулятивный характер, отнюдь не соответствующий его собственным исходным установкам.

 

Заключение

Социология — это не только теория, но и методология, т.е. такой уровень теоретического знания, который интерпретирован на языке социологии, позволяющем оперировать информацией, переложенной на язык индикаторов и показателей. Например, сознание может быть представлено через набор таких компонентов, как знание, оценка, настроение, мотивы, ценности, установки, ориентации и т.п. Именно оперирование этими конкретными показателями позволяет наполнить «кровью» и «плотью» некоторые понятия, которые на уровне социальной философии или социальной психологии не требуют такой детализации и конкретизации.

Помимо методологии для социологии очень важна методика познания социальной реальности. И не только потому, что она этим серьезно отличается от других наук, а потому, что она предполагает использование статистико-математического аппарата, многообразных специфических методов познания. Строго говоря, социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности отдельными индивидами, социальными группами и слоями. Для этого она выработала систему конкретных приемов и инструментов, с помощью которых производится съем информации с последующей его интерпретацией.

Несомненно, что оба позитивиста – О.Конт и Г.Спенсер – внесли огромный вклад в становление науки. Причем, в периоды творений Конта социология еще находилась на низшей стадии развития, и  некоторые работы философа были не признаны, а слово «социология» было не правильно истолковано. Лишь впоследствии, прежде всего благодаря трудам Г. Спенсера, а затем и других ученых, слово «социология» было реабилитировано. Оно стало обозначать не только социальную доктрину Конта, но вообще науку о социальных явлениях, независимо от социальных идеалов исследователя.

 

Список использованной литературы

1.    Социология. Учебник для вузов/под редакцией проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2.    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.

3.    Социология. Курс лекций. Учебное пособие/Ю.Г. Волков (и др.), изд. 2е, Ростов Н/Д. Феникс, 2006.

4.    Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2003

5.    Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2004.

6.    Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин). Питер, 2007.

7.    Конт О. Курс позитивной философии./Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в., М., 1995.

8.    Осипова Е.Г. Огюст Конт и возникновение позитивной социологии. М., 2000

9.    Коломийцев В.Ф, Социология Г. Спенсера/Социологические исследования, 2004, №1.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 21.92K
Скачано: 289
Скачать бесплатно
23.04.11 в 16:12 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе