Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Возникновение теоретической социологии XIX века

Возникновение теоретической социологии XIX века [06.02.13]

Тема: Возникновение теоретической социологии XIX века

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.42K | Скачано: 348 | Добавлен 06.02.13 в 12:55 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание:

Введение 3

1. Социологический проект Огюста Конта 4

2. Эволюционная социология Герберта Спенсера 9

3. Практическая часть 13

Заключение 16

Список использованной литературы: 17

 

Введение

Предсоциологический период становления социологии – это время, когда в обществе и в самой системе научного знания созрела потребность в изучении общественных процессов, не применявшимися ранее методами, создался «строительный материал» для будущей научной дисциплины. В это время и появляются ученые, которые взяли на себя смелость сформулировать предмет и метод новой науки, описать ее принципы, дать классификацию соответствующих ей методов. Такими отцами-основателями социологии стали Огюст Конт и Герберт Спенсер.

Каждый из этих ученых внес значительный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в данной контрольной работе мы подробно рассмотрим их научные взгляды.

Раскрывая первый вопрос контрольной работы, рассмотрим социологический проект О. Конта, определим общие контуры новой науки, предмет и методы исследования, классификацию наук и место в ней социологии, а также проанализируем «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» и взгляд О.Конта на проблемы гармонии и согласия в обществе.

Во втором вопросе охарактеризуем вклад Г.Спенсера в социологию и в разработку ее понятийного аппарата, раскроем суть его органической теории общества и теории эволюции, а также рассмотрим взгляд Спенсера на проблемы стабильности в обществе.

В третьем вопросе прокомментируем отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля и выскажем свое мнение по поводу согласия с автором.

 

1.    Социологический проект Огюста Конта

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе был французский ученый, философ-позитивист Огюст Конт. Он поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречаются в его работах.

Огюст Конт является основоположником наиболее влиятельного и поныне направления в области философии и социологии – позитивизма. Он называл свою философию и социологию позитивными, при этом пояснял, что они полностью базируются на данных науки, на научных наблюдениях.

Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе, которое он также называл социальной философией [1, 31 – 32]. Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г. в одной из лекции курса позитивной философии. Этим термином он обозначает «ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственным социальным явлениям». Социология, по Конту, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет социологии – самый важный и сложный, поэтому она – своего рода царица наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (предшественница социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными. Вместе с тем они служат для нее тоертико-методологическим образцом, ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось много теологических и метафизических элементов, воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением [6, 61].

Новая общественная наука, предлагаемая Контом, оказывается исследованием законов исторического развития. Она основывается на наблюдении и сравнении, а значит на методах, которые используют другие науки, но сферы применения этих методов будут уточнены с помощью ведущих идей позитивистского учения, его синтетической концепцией статики и динамики [2, 110 – 111].

Огюст Конт разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. Этому посвящены многие его работы, среди которых особое место занимают «Курс позитивной философии» в шести томах и «Система позитивной политики» в четырех томах.

Необходимость существования новой науки – социологии – оправдывается, по Конту, единым замыслом истории, который заключается в прогрессе разума человечества. Согласно чрезвычайно важному для понимания социологии Конта «Основному закону интеллектуальной эволюции человечества», познавательная деятельность людей прошла через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии (или состояние вымысла) все явления объясняются на основе религиозных представлений. Другими словами, доминирует религиозно мифологическое сознание, на основе которого складывалось отношение людей к внешнему миру, формировалась их мораль, решались проблемы их каждодневной жизни.

На метафизической стадии (или абстрактное состояние) человеческое сознание, по Конту, больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы жизни людей. Метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода сущностями, причинами и иными метафизическими категориями. Основная задача этой стадии – критическая, разрушительная, она подготавливает третью и последнюю стадию.

На позитивной стадии (или научное состояние) человеческое сознание исходит в своих суждениях и выводах преимущественно из научных наблюдений. На основе этой стадии возникает настоящая наука об обществе, содействующая его реальной организации, – позитивная философия, имеющая своим сосредоточием социологию [3, 19].

Учение о трех стадиях стало базой, разработанной Контом классификацией наук, в основе которой лежит принцип возрастания сложности явлений, изучаемых соответствующими науками: астрономией, математикой, физикой, химией, биологией и социологией. Социология – вершина человеческого знания. Она законодательствует над предшествующими науками, гуманизируя каждую из них.

Столь высокое положение социологии в классификации наук Конта объясняется позитивным методом, который она используется при исследовании общества. Позитивный метод включает в себя следующие приемы: наблюдение, эксперимент, сравнительный и исторический анализ. Только они могут дать теоретическому анализу надежные, проверенные, объективные данные об объектах исследования.

Новую социальную науку Конт разделили на два больших раздела: социальную статику и социальную динамику.

Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика – социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой из них – общество «в состоянии покоя», объект второй – общество «в состоянии движения». Приоритет одного раздела социологии над другим у Конта менялся.

Социальная статика исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества. Индивид, по Конту, предназначен для того, чтобы жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинным социологическим элементом» является семья – школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Семья – основной элемент, из которого и по образцу которого строится общество. Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования [6, 62].

В учении о социальной динамике Конт характеризует развитие общества как закономерное и прогрессивное. Он указывает на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил свой труд «Система позитивной политики» [1, 34].

Социальная динамика – это позитивная теория общественного прогресса, на развитие которого влияют различные факторы. Конт разделяет их на первичные (духовное, умственное развитие) и вторичные (климатические условия, раса, прирост населения, уровень разделения труда). Первичные факторы определяют тенденции развития, в то время как вторичные – скорость реализации этих тенденций. Развитие интеллекта, переход к научному, позитивному мировоззрению, развитие солидарности и нравственных чувств – вот основы развития общества и человека. Социальная динамика рассматривает каждое проживаемое состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник последующего [6, 62 – 67].

Важное значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации в развитии общества и его стабильности. Гармония в обществе есть гармония «между целым и частями социальной системы», а также согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества – политической, экономической, духовной, биологической и др. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества

Гармония в обществе это также наилучшее сочетание интересов разных личностей и социальных слоев. Значение политической власти состоит именно в том, чтобы мудро согласовывать интересы социальных субъектов. Именно в этом Конт видел главное достоинство политиков. Гармония в обществе, считал он, достигается тогда, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи – с другой, гармонизируют между собой». В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, каждого народа, каждого человека.

Таким образом, проблемы, которые решались в социологии О. Конта, весьма актуальны в настоящее время. Не утратили своего значения и методы решения им этих проблем с точки зрения его представлений об обществе как о целостном социальном организме, о закономерном и прогрессивном развитии общества, о роли в этом развитии общественного разделения труда, политической деятельности людей, науки и духовной культуры. Весьма актуальны сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильность, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп и личностей. Эти и многие другие положения социологии Конта помогают глубже осмысливать социальные проблемы современные проблемы развития нашего общества. Все это делает учение О. Конта важным достоянием современной социологии. Именно в силу актуальности проблем, поставленных в социологии Конта, и научной продуктивности их решения его учение было усвоено и продолжено многочисленными последователями [1, 35].

 

2.    Эволюционная социология Герберта Спенсера

Многие идеи О.Конта, прежде всего его позитивистские установки на использовании в философии и социологии данных наук и природе и обществе, а также его представления об обществе как о целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер.

Как и Конт, Спенсер был широкообразованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении «Системе синтетической философии» он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Г.Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении «Научные, политические и философские опыты».

Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта [1, 36].

Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он выявил общие системные принципы, делающие общество похожим на биологический организм:

    общество как биологический организм наращивает массу (численность населения, материальные ресурсы и др.);

    как и в случае биологической эволюции рост массы приводит к усложнению структуры;

    усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями;

    в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей;

    как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

Спенсер также обращает внимание и на существенные различия социального и биологического организма:

    в отличие от биологического организма, образующего тело, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией;

    пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию;

    в обществе нет единого «органа», концентрирующего чувствовать и мыслить;

    общество отличает пространственная подвижность элементов структуры.

Главное в биологическом организме – подчиненность частей целому, тогда как в обществе «целое» существует ради «частей». Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены существуют для блага общества.

Особенность «организма» Спенсера, состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. Это объединение «организма» с «номинализмом» составляло наибольшую теоретическую  трудность в социологии Спенсера [6, 69].

Концепция эволюции составляет, по сути, основу социологической теории Г. Спенсера. В эволюции он выделили следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка). Социальная эволюция, по Спенсеру, это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностями людей, это наблюдается во всех областях общественной жизни, в том числе и в области развития государственной власти.

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов.

В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые в свою очередь возрастают в размере и разнообразии, в определенности и сложности.

Спенсер постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности, он ставил и решал вопросы мотивации социального поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. Каждый член общества должен действовать в направлении улучшения социальной жизни [1, 37 – 38].

Социологическая теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Он первым применил в социологии понятия структуры и функции, социальной системы, социального института, политическая интеграция, политическая дифференциация. Изменения в структуре не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда [4,39] [5, 4].

Для понимания спенсеровского определения предмета социологии  большое значение имеет его концепция социальных институтов, которые определяются им как своеобразные механизмы самоорганизации современной жизни людей.

Пять типов социальных институтов регулируют социальную жизнь общества, дополняя друг друга: домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные. Теория социальных институтов представляла собой попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других [6, 67 – 68].

Нельзя обойти вниманием взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, между обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии.

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок. Этот процесс совершается прежде всего под воздействием внутренних причин, а также внешних. Последние характеризовались Спенсером как «новое движение извне». Распад общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом организации. Становится малоэффективной деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При распадении общества происходит уменьшение экономической и политической интеграции и возрастание центробежных движений. Растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, «прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом».

Таким образом, картина распада общества отражена Г. Спенсером всесторонне глубоко и дает немало для понимания современных процессов, происходящих также и в нашем обществе. Многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путем достижений социального равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения многих проблем более частного характера [1, 38 – 40].

 

3.    Практическая часть

Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии.  Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, О. Конт не сделал в социологии ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее, он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела знания».

Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных О. Контом? Какие это методы?

На мой взгляд, Д. Милль прав, действительно О.Конт не был творцом социологии, т.к. он сам ссылается на трех авторов, которых представляет в качестве своих вдохновителей – Монтескьё, Кондорсе и Боссюэ. Конт считает выдающейся заслугой Монтескьё подчеркивание детерминизма исторических и общественных явлений. В работе Монтескьё «О духе законов», Конт усматривает принцип детерминизма, распространяемый на разнообразие общественных явлений и одновременно на процесс становления обществ. Зато, чтобы стать основателем социологии, Монтескьё не достает идеи прогресса. Ее Конт находит у Кондорсе в известном «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума», в котором автор претендует на открытие определенного числа фаз, пройденных человеческим разумом. Большинство этих фаз определено, а порядок их следования неизбежен. Сочетая проблематику Монтескьё, касающуюся детерминизма, с проблематикой Кондорсе, связанной с неизбежностью прогресса разума человека в условиях неотвратимого порядка, Конт приходит к основному своему замыслу: общественные феномены подчинены строгому детерминизму, принимающему форму неминуемого изменения обществ под давлением прогресса разума человека. Такое восприятие процесса исторического становления приводит к пониманию истории как процесса совершенно унифицированного движения к последнему этапу развития разума человека и обществ, пониманию, в конечном счете сравнимому с провиденциализмом Боссюэ, который Конт восторженно принимает как самую выдающуюся попытку, предшествовавшую его собственной: «Первую значительную попытку человеческого разума рассмотреть с достаточно возвышенной точки зрения все прошлые общества, конечно, следует всегда связывать с великим Боссюэ».

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, понятно, что того, кого считают основателем позитивной науки, может быть также представлен в качестве последнего сторонника христианского провиденциализма; понятно, как может совершаться переход от интерпретации истории с помощью провидения к интерпретации ее с помощью общих законов. Идет ли речь о замыслах провидения или неотвратимых законах становления общества. история представляется необходимой и единой. Замысел един, поскольку он определен либо Богом, либо природой человека; эволюция неизбежна, поскольку либо провидение определило ее этапы и конец, либо та же природа человека и обществ предопределила ее законы. Так мысль О. Конта легко переходит от определенной концепции науки к новой версии провидения [2, 102 – 104].

О. Конт предложил несколько исследовательских принципов, сформулированных в четырех методах новой науки: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический анализ.

Рассуждения о методах социологии является наиболее рациональной частью его системы. В своих рассуждениях о методах социологии Конт исходит из представлений о существовании естественных законов общественной жизни, открытие которых должно обеспечить возможность создания науки об обществе.

Исходя из этого, можно согласиться с Д. Миллем в том, что понятие метода социального исследования О.Конта действительно превосходит, понятия всех его предшественников на этом поприще.

 

Заключение

Таким образом, О. Конт – это мыслитель, чей вклад не ограничился введением термина «социология». Огюст Конт считается основателем социологии как самостоятельной и целостной науки, а также создателем нового направления – позитивизма. Центральным звеном его философско-социологических взглядов является открытый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Также особое значение имеют взгляды Конта на проблемы гармонии и согласия в обществе. Проблемы, исследуемые О. Контом, а также его воззрения актуальны и на сегодняшний день.

Наряду с О. Контом крупнейшим представителем позитивистской социологии, родоначальником органической школы в социологии являлся Герберт Спенсер. С его именем связывают главным образом два подхода к рассмотрению общественных явлений: понимание общества как организма и учение о всеобщей эволюции. Так же как и О.Конт, Г.Спенсер ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе.

О. Конт и Г. Спенсер были одними из первых социологов, которые внесли большой вклад в развитие понятийного аппарата и в понимание предмета социологии.

 

Список использованной литературы:

1.    Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. – М., 2000. – 407 с.

2.    Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: «Прогресс – Политика» , 1992. – 608 с.

3.    Конт О. Дух позитивной философии. – СПб.,1910

4.    Коломийцев В.Ф. Социология Г. Спенсера // Социологические исследования. – 2004. – №1.

5.    Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории. – М.: «Норма», 2005. – 912 с.

6.    Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. М.: «Дашков и Кº», 2003. – 518 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.42K
Скачано: 348
Скачать бесплатно
06.02.13 в 12:55 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе