Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Возникновение теоретической социологии 19 века

Возникновение теоретической социологии 19 века [07.09.13]

Тема: Возникновение теоретической социологии 19 века

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.67K | Скачано: 266 | Добавлен 07.09.13 в 22:27 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


Содержание
Введение 3
1. Социологический проект Огюста Конта 4
2.Эволюционная социология Герберта Спенсера 10
3.Теоретический вопрос 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Приложение 17

Введение
Развитие учения об общественной жизни можно найти уже в античной философии IV века до нашей эры. Еще активнее эта проблематика разрабатывалась в Новое время. Но только в 40-х годах XIX в. был впервые использован термин «социология» и выдвинута задача изучения общества на научной основе.
 История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития.
 В данной контрольной работе рассматривается зарождение социологии (самого понятия-термина), а также вклад в ее развитие О.Конта и Г.Спенсера.

1.Социологический проект Огюста Конта
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на новые общественные потребности стали позитивный стиль мышления и разумно-рациональный образ деятельности. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.[10]
Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с 1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона.
 На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном.  Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества.[10]
 О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.
Социологию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. С одной стороны, он критиковал теологов, которые, рассматривая человека как существо, принципиально отличное от животного, считали его созданием бога или провидения. С другой стороны, критикуя предшествовавших ему философов-«метафизиков», которые создавали «социальные утопии», он упрекал их в том, что они понимают общество как создание человеческого разума, разумной воли индивидов. Социология, по Конту, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Эта мысль вырастает у Конта в целую концепцию, согласно которой индивид является абстракцией, а общество — действительностью, подчиняющейся естественным законам. Общественные явления в отличие от биологических постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования, развиваются во времени.[9]
Конт ввел в научный оборот понятие социология, обозначающее учение об обществе. Это учение он нередко называл еще социальной философией.
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Она должна была стать  таким же точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергающим спекуляции и вымыслы [1; стр. 35].
В основу построения  социологии  как  самостоятельной  науки  О.  Конт положил идею «социальной системы», т.е. признал общество как целостный социальный организм, где общество это  органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе. Решающую роль в развитии общества играет прогресс человеческого разума, при этом в основе его  лежат: 1) общественная солидарность и согласие; 2) постоянное развитие [2; стр. 96].
 Роль самого человека в обществе может быть как малая, так и большая, но лишь как социального субъекта, а не как автономно развивающейся и абсолютно свободной в своих действиях личности. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально - политические и другие институты.
  Ключевая роль в стабилизации общества, по мнению О.Конта, принадлежит семье, потому что семья – это наиболее естественное «начало общества». Эта «естественность» обусловлена тем, что в семье присутствуют в единстве, как биологическое, так и социальное начала. Второй институт – стабилизатор общества – духовный. Это моральный стабилизатор общества (ограничитель злых помыслов и дел и побудитель добрых). Третий институт – стабилизатор – государство. Но он способен обеспечивать стабильность общества, только будучи под контролем духовного института. Вывод таков: если в обществе нет гуманистических объединяющих идей или признания их духовного приоритета, то это порождает интеллектуальную анархию, за которой следуют политические катаклизмы: перевороты, революции, войны.
  Двумя главными категориями социологии, согласно О. Конту, являются социальная статика и динамика:
 Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой - анализ социальных элементов, определяющих общественный консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, делающих из множества социальных институтов целостное единство. Таким образом, социальная статика приводит к пониманию условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.
 Социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. Поэтому она сосредоточивает внимание на метаморфозах, осуществляющихся в процессе развития общества.[4;стр.54].
    Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал "великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества" [2; стр.32]. Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах "Курса позитивной философии", а также в других своих работах. Исследуя ход развития человеческого ум в различных областях, Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний:
- теологического;
- метафизического;
- позитивного.
Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.
Вторая стадия - метафизическая. Для нее, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но при этом объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности.
Третья стадия - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На этой стадии полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.
В социологии Конт разработал несколько методов исследования: наблюдение, экспериментальный метод, сравнительный и метафизический:
1) Наблюдение как основной метод исследования социологии, с помощью которого можно получить исходные данные социологии. Оно связано с трудностями, которые проявляются в сложности приобретения необходимой научной подготовки, обеспечивающей исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми понятиями.
2) Эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Косвенный опосредованный эксперимент Конт рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций).
3) Сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества. Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.
4) Исторический метод наиболее соответствует природе социальных явлений. Заключается в историческом сравнении различных последовательных состояний человечества. Сопоставляя серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества. [3; стр. 60]
 Большую часть идей О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер и др.

2. Эволюционная социология Герберта Спенсера
 Одним из наиболее влиятельных направлений XIX века стала биолого-эволюционная школа в социологии. Основным идеологом и создателем этого направления был Герберт Спенсер, являвшийся  одним из родоначальников социал-дарвинизма и идеологом  либерализма.
  Первым трудом Герберта Спенсера была – «Социальная статика». Он предпринимал попытку создания синтетической философии. В 60- 90 е года выходят его работы: «Основы начала», «Основание психологии», «Основание биологии», «Основание этики», «Основание психологии», «Социология как предмет изучения» (1873 год)
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера — эволюционизм. По его определению эволюция — это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, это целое — общество, не может и не должно поглощать отдельную личность. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью. Распад общества это процесс обратный социальному равновесию, гармонии и стабильности, которому  предшествует его упадок. Этот процесс совершается под воздействием внутренних, а также внешних причин.
Герберт Спенсер понимает общество как целостный организм, аналогичный биологическому организму. Это сложный организм, состоящий из взаимосвязанных и взаимозависимых клеток и органов. Эти клетки и органы связаны в единую систему и выполняют специфические функции в составе организма. Общество обнаруживает явление постоянного роста, по мере его возрастания, части его, становясь несходными друг с другом, обнаруживают увеличение сложности строения. Эти несходные части принимают на себя выполнение несходных функций; эти функции не только различны между собою, но еще эти различия находятся в таких отношениях друг к другу, что делают возможными одни другие. Являющаяся таким образом взаимная помощь вызывает взаимную зависимость всех частей общества. Эти взаимозависимые части, живя при помощи, друг друга и друг для друга, образуют агрегат, построенный на том же самом общем начале, как и индивидуальный организм. Можно сказать, что он заложил фундамент формирования понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода. В значительной степени этому способствовали аналогии человеческого общества с биологическим организмом. Различие между биологическим организмом и процессами общественной жизни в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе — наоборот.[5; стр. 48-49].
   Задача социологии это  изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных. Размышляя о специфике социологии, Спенсер выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные факты для Спенсера - это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации.
Он  много  времени  уделял   взаимосвязи   природы   и   общества.
Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею  эволюции на  все  без  исключения  явления  и  процессы  в  природе  и   обществе   — космические, химические, биологические и  социальные.  Спенсер  считал,  что даже психология и  культура  естественны  по  происхождению  и  поэтому  все естественное и природное развивается по законам  природы,  а,  следовательно — эволюции. Общество, будучи  формой  природного  бытия,  подчиняется  тем  же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился  одной  из методологических основ  исследования  общества  и  его  процессов.  Эти  два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции  — определили  тот  факт,   что   Спенсер   считается   основоположником   двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.  В теории эволюции он выделил две  стороны:  интеграцию  и дифференциацию:
     1)Интеграция — в объединении индивидов  в  группы  (органы  по  аналогии  с биологическим организмом), каждый из которых  выполняет  свойственные  ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в  связи  с  ростом численности  или  постепенным  слиянием  маленьких  владений  в   крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
     2)Дифференциация заключается в движении от однородного  к  разнородному,  в  усложнении строения. Первобытное общество — простое и  однородное.  Но  впоследствии возникают новые  социальные  функции,  происходит  разделение труда, происходит  дальнейшая  разнородность  структуры  и  функций,  что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. Спенсер рассматривал  эволюцию  как  единство  этих  двух  процессов.[6; стр. 41].
   Спенсер был последователем Конта, но его учение принципиально отличалось ориентацией на индивидуализм и социологический номинализм. В социологии Спенсера гораздо сильнее выражена натуралистическая тенденция. Вся его теоретическая система была насыщена внутренними противоречиями.

3.Теоретический вопрос
Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, О. Конт не сделал в социологии ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мысли разной истинности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания». (Милль Д. О. Конт и позитивизм. — СП6, 1906. С. 105.)
Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предложенных О.Контом? Какие это методы?
   Я считаю, что становление любой науки это заслуга не одного ученого, а каждого в совокупности. Изучая тот,  или иной предмет гениальная мысль, а в последующем теория возникает при изучении множества мнений, теорий и проектов, поэтому заслуга О.Конта велика в развитии социологии, как науки, но не более важна, чем предшествующие и последующие ей теории.
  О. Конт заложил фундамент социологии как науки, дал ей имя и заложил принципы и методы исследования (наблюдение, эксперимент, исторический и сравнительный методы), присущие данной науки. Он рассматривал социологию как элемент общей системы научного знания. Его идеи получили широкое распространение, интерес к позитивизму как к философскому направлению намного вырос.
О. Конт внес большой вклад в развитие социологии, как науки, но при этом она еще требовала большой доработки в процессе своего становления и развития, поэтому с высказыванием Д. Милля можно согласится.

Заключение
Для социологии очень важна методика познания социальной реальности. И не только потому, что она этим серьезно отличается от других наук, а потому, что она предполагает использование статистико-математического аппарата, многообразных специфических методов познания. Строго говоря, социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности отдельными индивидами, социальными группами и слоями. Для этого она выработала систему конкретных приемов и инструментов, с помощью которых производится съем информации с последующей его интерпретацией.
О.Конт и Г.Спенсер – внесли огромный вклад в становление науки. В периоды творений Конта социология еще находилась на низшей стадии развития, и  некоторые работы философа были не признаны, а слово «социология» было не правильно истолковано. Лишь впоследствии, прежде всего благодаря трудам Г. Спенсера, а затем и других ученых, слово «социология» было реабилитировано. Оно стало обозначать не только социальную доктрину Конта, но вообще науку о социальных явлениях, независимо от социальных идеалов исследователя.

Список используемой литературы
1.    Лавриненко В.Н. Социология. Учебник для вузов. 3 –е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2.    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3-е изд., М., Библионика, 2006.
3.    Громов И., Малкевич А., Семенова В. Западная социология. СПб, 1997.
4.    Г. В. Осипов. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА  М), 2001. — 576 с.
5.    Е. М. Бабосов. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
6.    В. Ф. Коломийцев. Социология Герберта Спенсера. – 2004г.
7.    Социологические исследования (СОЦИС): Ежемесячный научный и общественно-политический журнал. – 01/2004. – N1. – (стр 37-45) – Статья о крупнейшем представителе в позитивистской социологии XIX в. английском мыслителе Герберте Спенсере.

Приложение
1. Анархизм (от др.-греч. αναρχω: ἀν, «ан», — «без» и ἄρχή, «архэ», — «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.
2. Социология (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
3. Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
4. Теология - религиозно-культурный тип богопознания; версия философствования, для которй существенно значима обусловленность той или иной религиозной культурой. Так, противопоставление религиозной и светской философии выступает атрибутивным моментом для европейского мышления с тех пор, как оно подверглось воздействию христианства
5. Метафизика (др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
6. Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.
7. Утопия (от греч. u – нет и topos – место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от ей – благо и topos – место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования.
8. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1)общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства).
9. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой - анализ социальных элементов, определяющих общественный консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, делающих из множества социальных институтов целостное единство. Таким образом, социальная статика приводит к пониманию условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом.
10. Социальная динамика изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. Поэтому она сосредоточивает внимание на метаморфозах, осуществляющихся в процессе развития общества.
11. Интеграция — в объединении индивидов  в  группы  (органы  по  аналогии  с биологическим организмом), каждый из которых  выполняет  свойственные  ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в  связи  с  ростом численности  или  постепенным  слиянием  маленьких  владений  в   крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
 12. Дифференциация заключается в движении от однородного  к  разнородному,  в  усложнении строения. Первобытное общество — простое и  однородное.  Но  впоследствии возникают новые  социальные  функции,  происходит  разделение труда, происходит  дальнейшая  разнородность  структуры  и  функций,  что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. Спенсер рассматривал  эволюцию  как  единство  этих  двух  процессов.
13. Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями. 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, все остальные формы считаются не завершившими объединение,т.е. не сформировавшими до конца общество.
14. Логический позитивизм (англ. Logical positivism) — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.
15. Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
16. Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
17. Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.
18. Этнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.
19.Социальная роль- модель поведения, объективно заданная социальным статусом личности, ее положением в системе общественных отношений.
20. Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 24.67K
Скачано: 266
Скачать бесплатно
07.09.13 в 22:27 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе