Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Восток, Запад, Россия в диалоге культур: Культура и цивилизация

Восток, Запад, Россия в диалоге культур: Культура и цивилизация [17.04.11]

Тема: Восток, Запад, Россия в диалоге культур: Культура и цивилизация

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.17K | Скачано: 304 | Добавлен 17.04.11 в 17:09 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2010


Содержание:
1. Введение 3
2. Культура как предмет философского анализа. Понятие цивилизации 6
3. Закономерности функционирования культуры и цивилизации 13
4. Восток, Запад, Россия в диалоге культур 15
5. Используемая литература 19

1. Введение.

Тема культуры - до относительно недавнего времени была но­вой для учебной литературы по философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положе­ние и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

Много связанных с культурой проблем имеют международ­ный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угроза­ми культуре, которые несли с собой различные тиранические ре­жимы от Гитлера до Пиночета. Остро стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимо­понимание различных культур, в том числе отношения совре­менной западной культуры и традиционных культур развиваю­щихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практиче­ские основания. Все это стимулировало разработку философских проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания, вплоть до создании особой науки о культуре - культурологии. Иначе говоря, при изучении истории и прогнози­ровании будущего социальная философия уже не может обхо­диться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. А это открывает широкое поле для раз­нообразных исследований культуры.

Явления культуры изучает множество конкретных наук: ар­хеология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающая различные формы сознания - искусство, мо­раль, религию и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследова­ния. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материали­зованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этногра­фия интересуется проявлениями культуры того или иного народа во всем ее конкретном многообразии и целостности. Для истории искусства культура - это прежде всего художественная деятель­ность человека и ее результаты. Так что "образ культуры" в раз­личных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают в мировой литературе от 150 до250 опре­делений культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззрен­ческих позиций и даже разных подходов в рамках одного миро­воззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже начи­нается область философии.

Культура интересует философию не в своих частных, эмпири­ческих проявлениях, а как феномен общественной жизни в це­лом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие ми­ровоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Наряду с проблемой культуры не менее актуальной является тема "цивилизации".

Вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся спо­ры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в неко­торых аспектах доходящее даже до враждебной противополож­ности.

Цель этой работы - выяснить, что скрывается под понятиями "культура" и "цивилизация", определить их сходство и различие.

2. Культура как предмет философского анализа. Понятие цивилизации.

       Культура – чрезвычайно многогранное явление, трудно поддающееся однозначному определению. Так, понятие культуры используется в обыденной жизни, в непосредственном общении людей, и здесь она может выступать как некая норма, образец, внутренне присущий человеку, на который следует равняться в своих поступках. Т.е. культура здесь предполагает такие элементы социального поведения, как тактичность, уважение к другим людям, деликатность, чувство меры и т.п. также культура может выступать синонимом образованности, эрудиции. В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом.

       Понятие культуры может различно употребляться в разных областях научного знания. Например, в археологии используются такие понятия, как мезолитическая культура, неолитическая культура и т.п. В этнографии можно говорить о различных национальных культурах. В практике государственной жизни говорят, например, о министерстве культуры. Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие материальной культуры, имея в виду технику, материальные ценности и т.п., можно выделить понятие духовной культуры (наука, искусство, литература, философия, мораль и т.д.). можно вести речь о политической культуре и т.д.

       В философской литературе существует множество формулировок культуры, которые, как правило, раскрывают только ее отдельные стороны.

       Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

       Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве),  которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

       Усвоение культуры  осуществляется  с помощью научения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

       Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

       Культура  - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

       Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой  -  общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе.

       По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:

      1. Понятия (концепты).

Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.

      В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца  и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

     Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

       Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

       2. Отношения.

       Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

       Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

       3. Ценности.

       Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

      Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

       4.Правила.

       Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

       Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения.

       Философия стремится выразить мудрость в формах мысли. Она возникла как духовное преодоление мифа. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия.

       Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

       Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией. Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализовываться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры.

Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и других.

       Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.

       - Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она  приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по этому признаку.

       - Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

       - Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.  Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.

       - Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

      Развитию цивилизаций сопутствуют свои противоречия и проблемы, которые, в конечном счете, приводят цивилизации к неизбежному старению и гибели или к смене одних другими. В этом смысле нет абсолютно никаких оснований считать развитие земной цивилизации исключительной. Жизнь это не столько форма существования материи, сколько одна из форм самоорганизации материи. Для образования биологических видов, в том числе и человека, не потребовались особые компоненты или вещества. Любое становление это процесс самостоятельного творения. Можно утверждать, что наша цивилизация не единственная и не уникальная в просторах Вселенной, а ее теперешняя стадия это лишь мгновение в бесконечных изменениях. Цивилизацию можно определить как культурную общность наивысшего ранга (вещественное воплощение культуры), следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняется состав и границы той или иной цивилизации. Цивилизация может охватывать большую массу людей, например, Китай: "Это цивилизация, которая выдает себя за страну" (Л.Пай). Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств, как в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одно-единственное как в случае с Японией.  Цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны. Цивилизации динамичны: у них бывает подъем и упадок, они распадаются и сливаются и исчезают, их затягивают пески времени.  По мнению О.Шпенглера развитие народа есть развитие его культуры, основы их могут быть разнородны и даже противоположны. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Он рисует образы 8 существовавших на земле культур: египетской, вавилонской, индийской, китайской, греко-римской, византийско-арабской, западноевропейской и культуры майя. Во введении к "Закату Европы'' полагает, что из названных культур продолжает существование только западноевропейская, которая вступила в фазу завершения и упадка, заката. Европейская цивилизация стала ключевой частью современной культуры. На ней основана технология, система образования, взгляды на мир, на человечество, общество. Она определяет стиль жизни, который предлагается всему миру как образец.

3. Закономерности функционирования культуры и цивилизации.

       Иначе рассматривает  культуру и цивилизацию А.Дж. Тойнби,  для которого цивилизация - это не мертвая,  но вполне развитая культура.  Наиболее интересными аспектами его концепции развития цивилизаций является понятие "вызов-и-ответ" как основная движущая  сила этого развития, а также то, как он сравнивает совершенно, казалось бы,  различные и не имеющие исторического общего цивилизации, например Спарту и турок-мамлюков. Оказывается, развитие любой цивилизации происходит в условиях внешнего по отношению к культуре  давления.  Судьба  же  цивилизации  зависит от того,  будет ли найден адекватный ответ на  такой  вызов.  Найденный  ответ  обеспечивает подъем,  но  если  за ним не следует нового вызова или цивилизация оказывается к нему не готовой,  то следует надлом  и  гибель. Так произошло в судьбе Спарты,  которая, найдя ответ на военный вызов всей Греции и Персии, оказалась бессильной перед вызовом мирной  жизни и была проглочена земледельческой и торговой культурой Афин.  Аналогический случай он наблюдает и  в  военизированной Турции.                                                                                                      Таким образом, Тойнби пытается нащупать общие закономерности исторического развития культур и, несмотря на критику, его концепция является  одной  из наиболее интересных.  Во всяком случае, понимание истории как цепи вызовов и ответов,  возможно,  окажется для человечества ценнее,  чем фатальный пессимизм О.Шпенглера. Гибель европейской цивилизации может и не наступить,  если правильно понять настоящий  исторический вызов и найти ему адекватный ответ.   Тойнби рассматривает взаимодействие с  другими  культурами  - Востоком,  Московией,    Оттоманской империей и другими как столкновение, противостояние чужеродному давлению в стремлении выжить,  сохранить себя. Однако в наше время нарастающего взаимопроникновения культур и  опасности силовых решений, чреватых планетарной катастрофой,  имеет смысл опираться на поиск глубинных связей между самыми разными культурами. Если земляне пока еще не стали  единой  цивилизацией,  (особенно  большие  сложности возникают здесь с Китаем и Африкой),  то в самом ближайшем будущем им предстоит ей стать - это вопрос выживания.  Поэтому в современной культурологи широкое распространение получают всевозможные  концепции мондиализма.

4. Восток, Запад, Россия в диалоге культур.

«Запад есть запад, восток

есть восток, не встретиться

им никогда.  Лишь у подножья

Престола Божья в день

страшного суда».

       Эти строки,  принадлежащие великому английскому писателю Редьярду  Киплингу,  и по сей день, привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом,  говоря,  что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии,  искусствам, медицине). Под восточной  цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия,  Китай и Япония на протяжении  гигантского  временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э.- 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.

       В устойчивости  Восточной  цивилизации  и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации.   Напротив,  они  органично  вписываются в старое и растворяются в нем.

       Восток очень  гибок,  он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.   Кроме того,  в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,  и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными  восточными верованиями.  Таким образом,  какие бы потрясения не происходили,  основы цивилизации оставались незыблемыми.  

        Второй важной особенностью Востока являлось то,  что общество здесь не утеряло связи с природой. Любимым доводом европейских колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение,  что они облагодетельствовали  людей Востока тем,  что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.).  Европейцы в  своем  развитии  пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали  возмещать созданием громоздких машин.  Они резко выделил себя из природы,  перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага. Ее надо было одолеть,  победить,  поставить себе на службу. Убедив себя,  что человек есть венец творения и все в этом мире создано исключительно для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее богатства,  не считаясь ни

с загрязнением окружающей среды,  ни с другими потерями. В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов,  возмещающих собственное несовершенство,  а на то,  чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им,  как единое целое, и человек в этом целом не господин,  а лишь одна из составных частей. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня.  Уже в очень  давние времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии, математики, медицины и других наук.  Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иероглифическая письменность.  Несколько позднее  были  изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до н.э.  был составлен первый в мире звездный каталог,  насчитывавший 800 светил.

       Третьей особенностью   Востока  является  приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях  Востока была возведена в далеком прошлом,  в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Отношение к религии является одним из важнейших  показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство.  Религии Востока  -  это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира. Полностью отсутствует  на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы.  Так же,  как и демографический образ  правления.  Восточный  человек не свободен,  а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится,  а признает ее  вполне естественной.  Обязан  соблюдать традиции,  ритуалы,  системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий).  Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом,  в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного  сословия. При  любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким  образом,  человек  тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю традиций, наук и т.д.

       Подведем итоги: цивилизация и культура  Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись  с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и  стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

       В России  наравне с христианством уживаются несколько  религии, такие как мусульманство (буддизм и т. д – восточные) и католичество, протестантство (западная). На юге России (в основном Закавказские республики) сказывается влияние восточной культуры, преобладает мусульманское вероисповедание. Запад России ориентируется, и сказывается влияние западной культуры. В настоящее время Россия склонна к западной  культуре.

Используемая литература:

  1. Тойнби А. Дж «Постижение истории». М., 2000.
  2. Богомолова Л. Н, Лазебинкова А. Ю «Основы современной цивилизации». М., 2004.
  3. Барг М. А «Цивилизация». М. : ООО «Издательство АСТ», 2004
  4. Корсунцев И. Г «Проблемы развития и будущее цивилизации» М.: «Издательство АСТ», 2003.
  5. Сербиенко В.В. Русская философия: курс лекций. – М. : РГГУ, Омега-Л, 2005.
  6. «Проблема человека в западной философии». – М., 1988. – 552 с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 21.17K
Скачано: 304
Скачать бесплатно
17.04.11 в 17:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе