Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социологическое изучение общественного мнения

Социологическое изучение общественного мнения [30.03.11]

Тема: Социологическое изучение общественного мнения

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.07K | Скачано: 279 | Добавлен 30.03.11 в 20:10 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основная часть
1. Понятие «общественного мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения. 5
2. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением. 14
Практическая часть
1. Сравните понятия «субъект общественного мнения» и «выразитель общественного мнения». Как вы понимаете термин «мнение общества»? 20
Заключение 22
Список используемой литературы 24
 
ВВЕДЕНИЕ
Словосочетание «общественное мнение» давно у нас на слуху. На него очень часто ссылаются политические деятели, журналисты, парламентарии, молодежь, которая в буквальном смысле этого слова – «зависит» от общественного мнения.
Что же такое общественное мнение, какова его сущность и признаки? Как формируется общественное мнение? Возможна ли манипуляция общественного мнения? Чем отличаются понятия «субъект» и «выразитель» общественного мнения? Эти и некоторые другие вопросы  будут освещены в моей контрольной работе. Тема, которой звучит следующим образом: «Социологическое изучение общественного мнения». Изучение   общественного мнения является актуальной проблемой в настоящее время. Причиной актуальности данной проблемы может послужить следующее: общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. А так же причина в том, что общественное мнение в большинстве своих случаев является «создателем» общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции. Ещё одна не менее важная причина изучения общественного мнения, это то, что в последнее время предвыборные кампании и программы партий или тех или иных партийных лидеров опираются на результаты опросов общественного мнения. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недоствовернными и даже ошибочными. В этом случае, они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них своего собственного мнения по тем или иным вопросам.
 Существуют некоторые сложности для подробного рассмотрения данной проблемы изучения общественного мнения как социального явления. Дело в том, что по поводу данной проблемы идут горячие споры в литературной массе, она  ещё не достаточно хорошо разработана. Литература, написанная в советский период, постоянно делают акцент на общественном мнении, с марксиско-ленинской точки зрения. Так же нужно отметить, что та информация, которая находится в современных учебниках по поводу общественного мнения и его изучения, порой противоречит друг другу.
Данная контрольная работа, раскрывает общие понятия по вопросу общественного мнения и того, что связано с ним, основываясь преимущественно на отечественной научной литературе.
Контрольная работа состоит из введения, двух теоретических и одного практического заданий, а так же имеется заключение и список используемой литературы.
 
ПОНЯТИЕ «ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ»  СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ  ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Феномен «общественное мнение» принадлежит к числу таких социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с древних времен. Сила общественного мнения, его активное воздействие на деятельность субъектов исторического процесса признавались всегда. Макиавелли в своем «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена. В этом виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Значит, происхождение этого словосочетания – англосаксонское. И появилось оно в Англии  во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в конце XVIII в. стал общепринятым.
Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф.Гегель. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый – условия существования общественного мнения, второй – объект (содержание) общественного мнения, третий – носитель общественного мнения, четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.
Представители разных сословий часто вкладывали в него различное содержание. Это происходило потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познания  этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, группы, класса, народа в целом.
Для того чтобы говорить об общественном мнении как социальном институте необходимо, проследить его развитие с самих его истоков. Только тогда можно будет понять значимость и сущность такого социального явления в обществе, как общественное мнения.
История развития общественного мнения в России и СССР тесно связана с реальными социальными и политическими процессами, происходившими в стране. А выделение общественного мнения как относительно самостоятельного направления исследований в истории мировой социологии связано, по крайней мере, с тремя обстоятельствами.
1.    Развитие капиталистического производства выдвинуло проблему изучения потребительского спроса и эффективности рекламы в конкурентной борьбе за потребителя.
2.    Развитие демократических структур, политических партий и политической борьбы, что привело к возникновению исследований политических преференций, электорального поведения населения и эффективности политического влияния с помощью пропаганды.
3.    Сильный импульс опросам общественного мнения придало возникновение средств массовой информации, особенно телевиденья, что, вызвало потребность в изучении интересов аудитории. Так же немало важным фактором, является рост уровня образования и культуры населения, расширение спектра его интересов, в частности, и политических .
Прежде, чем приступить к изучению общественного мнения, как социального института, необходимо дать определение самому понятию «общественное мнение». Но сразу нужно отметить, что общественное мнение «принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению» . Поэтому существует множество точек зрения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений. «Стержнем одних является фиксация субъекта и объекта общественного мнения, других – его нацеленность на решение имеющихся в обществе проблем, третьих – родовой связи общественного мнения и общественного сознания, четвёртых – его качественно – количественных признаков – распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция  на различные факты, события или явления общественной жизни» . Для более полного понимания рассмотрим несколько определений, которые можно встретить в различных источниках. Так В.Н.Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях» . Из определения, которое приведено в учебном пособии по социологии А.Н.Елсукова следует, что «общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом» . Из всего выше сказанного можно выделить некоторые логические варианты, которые включают в себя некоторые существенные признаки этого феномена.
Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность.
Во-вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения.
В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).
В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей.
В-пятых общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь ввиду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.
В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена».
Следует заметить, что термин «общественное мнение» используется в двух смыслах:
1)    мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе;
2)    доминирующее мнение, среди всех представителей общественности.
Исходя, из первого определения, «общественного мнения может быть много, и их число зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе». По второму определению можно сделать вывод, что «общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества  точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие «общественное мнение» может применяться как в первом, так и во втором смыслах».
 Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что социология общественного мнения очень сложная специальная социологическая дисциплина, предметом изучения которой является установление закономерностей и механизмов формирования и функционирование оценочного отношения больших социальных общностей. А без всестороннего изучения общественного мнения невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм развития власти. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления.
Необходимо так же упомянуть еще об одной очень важной стороне анализируемого вопроса – сущность и содержание общественного мнения. Следовательно, можно сделать следующие предположения:
1)    Общественное мнение есть конкретный вывод определённой общности людей по тем или иным проблемам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;
2)    Критерием отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;
3)    Массовые суждения обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений;
4)    Общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;
5)    Общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
Образование общественного мнения подчиняется правилу нелинейного сложения, то есть отдельное мнение может стать общим, некоторые вообще не войдут в общее мнение и т.д.
При решении проблемы субъекта общественного мнения необходимо различать понятия субъект и объект общественного мнения.
Субъект – это народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учёт которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Включённость то или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, её важности для данной группы. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.
Объект общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.
Объект общественного мнения ограничен не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью и выполняемыми функциями, а также, некоторыми критериями, в соответствии, с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление действительности в качестве объекта для своих суждений. О них я уже говорила, сейчас лишь расскажу поподробнее.
Общественный интерес. Первый и важнейший из этих критериев, связан с категорией «общественный интерес». В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.
Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже антагонизме по содержанию.
Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Совершенно ясно, что элементарная просьбы или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказываниях, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках и т. д., то есть, заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.
Компетентность. Данный критерий свидетельствует о том, что не каждая проблемы может достичь желаемых высказываний по её решению, то есть, некоторые члены общества владеют полной информацией по одному вопросу, некоторые по другому. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают необходимой информацией для какого либо спора компетенцией – соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а так же соответствующими, специфически научными, средствами его анализа.
 Наряду с отмеченной органической некомпетентностью общественного мнения существует ещё и, так сказать, неорганическая, искусственно создаваемая некомпетентность общественности. С ней мы сталкиваемся, например, когда речь идёт об объектах, не требующих для своего освоения теоретического мышления, - таких, как многие стороны политики, морали, экономики и т.п. В существовании такого рода некомпетентности сомневаться не приходится: практически в каждом опросе общественного мнения выявляется более или менее широкая группа людей, которая отвечает «Не знаю», «Не думал об этом» и т.д..
Теперь нужно сказать о том, что в ходе развития общественного мнения происходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Сформированное общественное мнения имеет интегративный характер. Это не арифметическая сумма индивидуальных мнений, а концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми, сплав, репрезентирующий мнение общества. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истины.
Также общественное мнение имеет качественно количественную характеристику. А из анализа взаимодействия количественной и качественной сторон общественного мнения вытекает четыре вывода:
Во-первых, любое общественное мнение если и не всегда оказывается мнением зрелым, истинным, то в каждом случае как мнение общее представляет собой оценочное суждение большинства.
Во-вторых, как мнение большинства общественное мнение представляет собой не просто сумму отдельных мнений, а их органическое слияние, своего рода концентрированное выражение коллективного разума.
В-третьих, общественному мнению, как мнению большинства присуще внутренне единство, то есть по своей природе оно является монистическим образованием.
Таким образом, из этого следует четвёртый вывод, что сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство, склонность принятию мнения большинства.
Так же, в зависимости от предпочтений субъекта общественное мнение может иметь позитивную или негативную направленность, либо быть индеферентным. Складываясь по поводу конкретного социального вопроса, общественное мнение проявляет достаточную подвижность. Однако, будучи сформированным, оно в течение длительного периода может быть стабильным. Более того, общественное мнение, существующее в течение длительного периода, закрепляется в обычаях, нормах, традициях.
 
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
СРЕДСТВА МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ

Как и любая, конкретно-социологическая дисциплина, социология общественного мнения имеет свои ключевые понятия, категории и критерии. Теперь будет уместно задать вопрос: Когда же возникает общественное мнение? Как утверждает большинство учёных, занимающихся исследованием этого феномена, таких факторов несколько, но важнейшим являются социальные интересы людей.
Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирование общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе. Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности.
Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношений между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.
«Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни» .
Журналистика в обществе представляет собой не только способ воздействия на массы, но и средство участия масс в социальном управлении, то есть манипулирование народными массами. Это участие осуществляется на базе всестороннего информирования масс о социальной жизни в целом, о деятельности отдельных социальных институтов, о жизни отдельных регионов страны. Чем выше информированность масс, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями общества, объединяющегося с помощью каналов массовой информации в общий поток общественного мнения.
Формирование общественного мнения и его выражение посредством печати, радио и телевидения – две взаимосвязанных стороны в деятельности средств массовой информации (далее СМИ). Печать, радио, телевидение обеспечивать общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов. СМИ предоставляют всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля над их реализацией.
Сами печать, радио и телевидения также находятся под воздействием общественного мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории. Аудитория воздействует на СМИ и через руководящие органы страны.
Одна из проблем, связанная с аспектом деятельности СМИ – репрезентативность общественного мнения в материалах печати, радио и телевидения. Функционирование общественного мнения осуществляется посредством разных каналов, прежде всего СМИ при активно и политике этих средств. Сегодня органы массовой информации получают тысячи и сотни тысяч писем. Таким образом, возникает два объекта конкретного социологического изучения – письмо и его автор. В центре внимания всегда оказываются те письма, которые наилучшим образом отражают сущность СМИ как способа участия всех слоёв общества в управление.
Мнение, выраженное в письмах, лишь основа  для функционирования общественного мнения. Само функционирование начинается тогда, когда эти мнения попадают в каналы массовой информации, когда тем самым авторы писем становятся участниками деятельности СМИ, производителями массовой информации.
За последние десятилетия телевидение значительно усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни и поведения, на мировоззрения людей. Структура новостей, охватывающая целый день, в каком-то смысле влияет на наше восприятие окружающей действительности.
Даже «расслабляющие» средства информации, такие как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь
Телевидение формирует способ интерпретации социального мира, помогая упорядочить опыт нашего общения с ним. Установки, которые явно или скрыто, присутствуют во всех видах телепродукции и в способах её распространения, возможно гораздо более  важны, чем-то, что конкретно показывается в программах.
Проводимые в стране исследования общественного мнения (указывают на то, как сильно средства массовой информации «завладели» сознаниями людей. С одной стороны это радует, т.к. люди получают всю необходимую информацию из достоверных источников, но с другой – СМИ являются своеобразным регулятором общественного мнения и общественного создания. В результате можно  направлять поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой-то степени способствует изменению природы выборов. А происходит это потому что ни газеты, ни радио не смогли взять человечество в плен информации так крепко, как телевидение – домашний источник связи с миром. И иногда этот источник становится разработчиком определённых суждений, которые в последствие воспринимаются обществом как правильное решение какой-либо проблемы. Для достижения данного обстоятельства применяются такие средства воздействия на сознания людей как пропаганда и реклама.
В России ныне действует более 20 центров изучения общественного мнения. Среди них наиболее известными  являются Общероссийские: ВЦИОМ , «Общественное мнение», «Vox Populi» Б.А.Грушина, Институт прикладного системного анализа манипулирования.
Управление общественным мнением – одна из главных проблем, связанных с использованием социологических научных знаний. Базой такого управления является пропаганда , основанная на точных научно обоснованных данных о направленности, интенсивности и интеграции общественного мнения. Цель пропаганды состоит в том, чтобы «направить все усилия на принятие общественностью нужной для управляющей стороны точки, создание зрения систему установок на поддержку или отвержение экономических, политических или социальных явлений. Выступление ораторов перед публикой, статьи в журналах, телевизионные передачи, реклама и продвижение товаров на рынке – это образцы пропагандистского воздействия на общественное мнение».
Результатом пропагандистского воздействия должно быть изменение сознания и поведения людей в нужном направлении (через убеждение). Поэтому изменение сознания людей и их практической деятельности принято считать показателям эффективности пропаганды. Эффективность пропаганды связана с реализацией её целей. Эстонская исследовательница М. Лауристин предложила три вопроса, ответ на которые позволит по её мнению, судить об эффективности пропагандистского воздействия:
1)    Какие цели регулятивного характера ставятся коммуникатором?
2)    Как эти цели воплощаются в содержании и форме пропагандистских сообщений?
3)    Как реагирует аудитория на эти сообщения, т.е. насколько их пост коммуникативное поведение, практическая деятельность соответствует целям пропаганды?
В общественной жизни можно наблюдать ещё такое явление, как сформировавшееся, устойчивое общественное мнение. Это происходит тогда, когда обсуждается проблема, о которой уже очень много говорили. В таком случае ответы будут почти однообразными, т.к. средства массовой информации уже «запрограммировали» некую информацию в сознании людей, соответственно и результаты опроса общественного мнения будут константны.
Но помимо «общепринятого» общественного мнения существуют отклонения от принятого мнения, которые принято называть когнитивным диссонансом. Здесь существует две точки зрения. Одни ученые полагают, что если отклонения от общепринятой точки зрения значительны, то воздействие производит наибольшее изменения в общественном мнении, то воздействие производит наибольшее изменение в общественном мнение, но другие учёные придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Виттакер, исследуя оба этих научных подхода, пришёл к мнению, согласно которому основой успешного применения пропаганды является не значение когнитивного диссонанса, а степень поддержки данной точки зрения представителями общественности. Когда члены общества очень интенсивно поддерживают прежнюю точку зрения, с глубокой личностной включённостью, усиление когнитивного диссонанса незначительно меняет общественное мнение. Более того значительный когнитивный диссонанс производит эффект бумеранга, который характеризуется тем, что член общества, подвергаемый пропагандистскому воздействию, начинает его отвергать и поддерживать противоположную точку зрения представителями общественности не столь интенсивна и личностная включенность не столь глубока, когнитивный диссонанс может привести к увеличению степени изменения общественного мнения в результате воздействия пропаганды. Для каждого члена общества существует «оптимальное расхождение», которое производит максимальное изменение общественного мнения.
Теперь, исходя, из всего выше сказанного, нужно постараться понять, какое же общественное мнение устраивает исследователей данного явления. Мы видим, что «любая палка имеет два конца». А для того, что бы получать от общества достоверную информацию, его собственное мнение, которое родилось в сознании каждого индивида данного общества, необходимо более ответственно подходить к тем передачам, рекламным роликам, выпускам новостей и т.д., которые транслируются по телевидению, к печатным материалам и передачам на радио. Потому что средства массовой информации относятся к таким воспитательным средствам, которые действуют практически на всех этапах формирования и развития личности. Воспитание личности, процесс её становления и развития включает в себя социальное познание; усвоение социальных принципов, норм, правил как отдельных социальных институтов, так и общества в целом; выработку, усвоение и совершенствование на этой основе системы ценностных ориентаций, установок и убеждений и т. д. И хотя влияние СМИ на личность на каждом этапе её становления имеет свои особенности, они являются ведущими в системе средств целенаправленного воздействия на личность, потому что как и вся система пропаганды средства массовой информации воздействуют прежде всего на сознания людей с целью приближения его к идеалу, соответствующее данному обществу. А происходит это, потому что СМИ обладает преимуществом, по сравнению с другими средствами и формами воздействия на сознание людей, которые способствуют эффективности воздействия.
 
СРАВНИТЕ ПОНЯТИЯ «СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ» И «ВЫРАЗИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»
КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ТЕРМИН «МНЕНИЕ ОБЩЕСТВА»?

При решении проблемы субъекта общественного мнения необходимо различать понятия «субъект» и «выразитель общественного мнения».
В качестве выразителя общественного мнения могут выступать отдельные лица, группы людей. Что касается субъекта общественного мнения, то в данном качестве выступает общество в целом, народ, партия, международная общественность и т.п. Средства массовой информации – газеты, радио, телевидение – могучие рычаги формирования общественного мнения.  
Таким образом, не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует следующим критериям – социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразителями являются классы, социальные слои населения, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.
Содержание общественного мнения нужно раскрывать через уяснение родового понятия «мнение». Мнение – это суждение об определенном объекте, факте, явлении, событии, принимаемом решении и т.д. существуют оценочные суждения, выражающие похвалу или порицание, одобрение или неодобрение действий и поступков людей, а также дескриптивные (описательные), нормативные.
В результате написания контрольной работы под «мнением общества» я понимаю – отношение социальных слоев населения к проблемам, возникающим в процессе общественной жизни, которые первоначально проявляются в эмоциях и суждениях, а затем уже проявляются в действиях. Мнение общества – это сложное духовное образование, которое отражает явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, общественной жизни. Оно выражает позицию одобрения, либо осуждения по тем или иным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп. Мнение общества должно быть публично выражено, доведено до сведений общества или какой-либо общности людей, иначе оно остается лишь индивидуальной точкой зрения каких-либо отдельных лиц.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, необходимо отметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно выделить то, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Что касается демократизации, то мы уже смогли заметить, что в тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. В современной России так же есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Теперь можно смело сказать что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.
Если обращаться к индивидам общества, объекту и субъекту общественного мнения то можно сказать, что в своем единичном представлении общественное мнение, действительно выражает желания и потребности каждого индивида. Но в его полной совокупности общественное мнение выражает мнение большинства.
В результате контрольной работы мы выявили, сто у общественного мнения имеется своя сущность, функции, роль как и любого другого явления. А это прекрасно доказывает, что общественное мнение представляет собой социальный институт.
Общественное мнение в нашей стране развивается стремительно и прогрессивно. Исследователи общественного мнения пытаются манипулировать мнением общества. Хотя общественное мнение - это своеобразный регулятор всех общественных процессов, которые происходят в обществе. Более точное изучение общественного мнения, а не стремление манипулирования, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством.
Понимание обществом нужности и значимости такого явление, как проявление свободного (не загнанное ни в какие рамки существующего режима) общественного мнения, поможет развиваться общественному мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пересмотрению некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Негипуренко В.И., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. Профессора Ю.Г.Волкова. – М.: Гардарики, 2000. – 474 с.: ил.
2.    Гегель Г.Ф.Философия права.-  М., 1990. 459 с.
3.    Грушин Б.А.Мнение о мире и мир мнений.-М.,1967 187 с.
4.    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 624 с. Серия «Высшее образование»
5.    Елсуков А.Н. История социологии. -  М., 1997 206 с.
6.    Лавриненко В.Н.Социология. - М., 2000 305 с.
7.    Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. профессора В.Н.Лавриненко – 4-е изд., переабот. и дополн. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 415 с.
8.    Павленюк П.Д., Савинов Л.И. Социология: Уч.пособие – М.: Издательство – Торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 – 580 с.
9.    Ядов В.А. Социология в России/ Под ред. В.А.Ядова – 2 изд., перераб.  и  дополн., М.: Издательство – Институт социологии и РАН, 1998. – 696 с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 27.07K
Скачано: 279
Скачать бесплатно
30.03.11 в 20:10 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе