Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Законодательство о безопасности жизнедеятельности

Законодательство о безопасности жизнедеятельности [31.01.11]

Тема: Законодательство о безопасности жизнедеятельности

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 153.22K | Скачано: 274 | Добавлен 31.01.11 в 17:07 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2010


План

Введение 3

1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности 5

2. Законодательная база по охране окружающей среды 8

3. Система стандартов безопасности труда 10

4. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям 12

5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности 14

Список использованной литературы 16

 

Введение

Безопасность жизнедеятельности возможна лишь при условии, если своевременно  и верно принимаются соответствующие управленческие решения в масштабах всего мира, отдельной страны, отрасли или предприятия. Безопасностью жизнедеятельности можно управлять посредством законодательной основы, нормативной и правовой, используя руководящие и контролирующие органы. Безопасность жизнедеятельности обеспечивается действиями органов законодательной, исполнительной и судебной властей, организации государственные и общественные, и людьми, которые уполномочены обеспечивать безопасность на основании закона. [1, с. 132]

Управление безопасностью жизнедеятельности состоит из таких составляющих систем как управление охраной окружающей среды, управление охраной труда, управление защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Управление охраной окружающей среды отвечает за защиту природных средств и рациональное природопользование, руководящим органом в данной области в нашей стране является Министерство природных ресурсов России. За охрану труда ответственность лежит на Министерстве труда и социального развития России, они следят за обеспечением благоприятных условий труда для работающего населения и профилактикой травматизма на предприятиях. Управление защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций занимается профилактикой, либо ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, управляющий орган – Министерство по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Система обеспечения безопасности жизнедеятельности необходима для выявления, предупреждения и нейтрализации угроз (как внешних, так и внутренних) жизненно важным интересам объектов безопасности; для обеспечения мер по работе объектов безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации и в повседневных условиях; для обеспечения безопасности за пределами страны, согласно международным соглашениям и договорам.

Управление безопасностью жизнедеятельности может осуществляться на международном уровне и на национальном. На международном уровне это ООН – Организация Объединённых Наций, куда входят почти все государства. Свой вклад в обеспечение безопасности жизнедеятельности вносят международные организации: НАТО, ЕЭС (Европейское экономическое сообщество), ОАГ (Организация американских государств) и другие. Управление национальной безопасностью России состоит из государственных органов и общественных структур, которые защищают национальные ценности и личные интересы граждан.

Уровни системы государственных органов, обеспечивающих безопасность человека, общества и государства.

 

1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Нормативно-правовая база направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

Основные законы, направленные на обеспечение государственной безопасности:

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. [3]

17 декабря 1997 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации (10.01.2000 были внесены изменения и дополнения), в которой сформулирована система взглядов   на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Большое внимание в данной Концепции уделяется отношениям России с мировым сообществом, их развитие, но также  рассматриваются угрозы национальной безопасности России. [1, с. 135] Экономическая нестабильность, криминализация общества рассматривается здесь как угроза внутреннему социально-экономическому укладу страны. Внешними угрозами являются появление иностранных военных баз поблизости от российских границ, притязания на территорию нашей страны, принижение роли существующих механизмов обеспечения международной безопасности отдельными странами.

 

Законодательная база по охране окружающей среды

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды и её устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет. С 1993 года образован и действует Комитет Государственной Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации.

К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы:

 

Система стандартов безопасности труда

Система стандартов безопасности труда – это основной вид нормативных правовых актов по охране труда. [1, с. 145]

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ на основе государственных правовых актов. Отраслевые стандарты учитывают специфику определённой отрасли и, исходя из этого, могут быть более строгими, чем общие государственные стандарты. То же касается и стандартов предприятий, они могут быть более жёсткими, чем государственные, на основании конкретных условий производства, но ни в коем случае не мягче.

ССБТ – комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

- к производственному оборудованию;

- к производственным процессам;

- к средствам защиты работающих.

Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности последнего входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.

В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

 

Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. [3]

Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности» (где определяются общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России). Главным законом, определяющим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Целями настоящего Федерального закона являются:

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Основной вид нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» - 22 система ГСС.

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Благодаря ей, обеспечиваются меры предупреждения ЧС, определяется порядок действий в ЧС. Система координирует действия соответствующих организаций для предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды в условиях чрезвычайной ситуации.

Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области. Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности

Основными направлениями в области безопасности жизнедеятельности являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законодательные акты РФ.

В законодательную базу по охране окружающей среды необходимо добавить более чёткие  экономические рычаги. Загрязнитель окружающей природы должен безусловно нести экономическую ответственность за свои действия,  и в то же время быть заинтересованным в  привлечении необходимых средств на строительство очистных сооружений, внедрение безотходных технологий и обеспечение иных мероприятий, необходимых для охраны окружающей природной среды. Необходимо внести законы о качестве питьевой воды. Нужно законодательно урегулировать обеспечение экологической безопасности автотранспорта. Законодательно более жёстко должно преследоваться нерациональное природопользование, разбазаривание наших лесов, полезных ископаемых, водных ресурсов. Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства. Если ввести закон обязательного экологического страхования, это позволит сформировать ресурсосберегающую стратегию рационального природопользования, когда экономически станет невыгодно загрязнять; экологически чистое и стабильное производство, ресурсосбережение начнет приносить прибыль.

В области безопасности труда законодательство довольно подробно регулирует отношения между работником и работодателем, прописывает правила безопасности рабочих мест, в разделе «Охрана труда» Трудового Кодекса Российской Федерации. Но есть проблемы с применением данных правил на практике, поэтому было бы целесообразно совершенствовать законодательную базу в части ответственности работодателя за несоблюдение безопасных условий труда работника, а именно ужесточать санкции.

Что касается чрезвычайных ситуаций, необходимо усилить позицию предупредительной части. Многие промышленные объекты в нашей стране находятся в аварийном, ветхом состоянии. Добровольно собственникам не интересно вкладывать средства в модернизацию, поэтому их можно принудить делать это законодательным путём, издав соответствующие законы. Таким образом можно будет предупредить многие аварии, катастрофы и спасти жизни людей.

 

Список использованной литературы

1. Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / под. ред. проф. П.Э.Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 208 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под. ред. проф. Э.А.Арустамова. 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», - 206, 476 с.

3. Справочно-правовая системы «Консультант Плюс».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 153.22K
Скачано: 274
Скачать бесплатно
31.01.11 в 17:07 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе