Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »
Тема: Законодательство о безопасности жизнедеятельности
Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.96K | Скачано: 275 | Добавлен 17.11.10 в 11:39 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Калуга 2009
Содержание
1. Введение 3
2. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности 4
3. Законодательная база по охране окружающей среды 6
4. Система стандартов безопасности труда 10
5. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям 13
6. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности 15
7. Список литературы 19
Введение
Безопасность жизнедеятельности достигается за счёт правильных и современных управленческих решений в масштабах мирового сообщества, страны, в отраслях и на отдельных предприятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.
Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности ( ОБЖ) образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные. Общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.
Любая производственная, хозяйственная или иная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.
1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.
Правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека.
На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента РФ от 17 декабря 1997г.№ 1300(с изменениями дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000г. № 24). Эта концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. В начале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом, где акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития.
Серьёзную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.
Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов: стремление отдельных государств и международных объединений снизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширения НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны.
К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях. К стандартам, формулирующим требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС).
На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.
Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.
Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных — 3 года. После чего эти документы пересматривают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.
2. Законодательная база по охране окружающей среды
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).
Система стандартов «Охрана природы» – составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов–совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплекса: 0 – организационно-методические стандарты; 1 –гидросфера, 2–атмосфера, 3 –биологические ресурсы, 4 –почвы, 5 –земли, 6 –флора, 7 – фауна, 8–ландшафты, 9–недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов (табл. 1).
Таблица 1-Классификация системы стандартов в области охраны природы
Шифр группы |
Группа стандартов |
0 |
Основные положения |
1 |
Термины, определения, классификация |
2 |
Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов |
3 |
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов |
4 |
Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозя |
5 |
Требования к средствам контроля и измерений состояния среды |
6 |
Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите |
7 |
Прочие стандарты |
Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых двигателей автомобилей стоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его ГОСТ 17.2.2.03–87.
Несколько примеров.
1) Закон «Об охране атмосферного воздуха». В нем изложены основные положения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.
В этом законодательном акте предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других негативных воздействий на воздушную среду, включая воздействие на погоду и климат. Ряд разделов Закона посвящен государственному контролю в области охраны атмосферного воздуха и ответственности должностных лиц и граждан страны за нарушения воздухоохранного законодательства.
2) Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местах и курортах. Общие экологические требования к водопользованию отражены в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.
Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др. Этим вопросам посвящена гл. 11 Водного кодекса РФ, в которой изложены общие требования к охране водных объектов, сведения о нормативах предельно допустимых воздействий на водные объекты и водоохранные зоны.
3) Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществляется в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции страны (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В развитие основополагающих конституционных положений в земельном законодательстве страны предусмотрена система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель (в том числе земель лесного фонда), воспроизводство и повышение плодородия почв.
4) Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей природной среды», а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». С экологической точки зрения наиболее важные из них: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.
В отличие от других природных объектов недра практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в установлении особых требований, способствующих их рациональному использованию и надлежащей охране.
3. Система стандартов безопасности труда
В нормативно-технической документации по безопасности труда важное место занимает система стандартов безопасности труда (ССБТ). В нашей стране впервые в мировой практике в области охраны труда разработаны и объединены в единую систему нормативные документы, именуемые системой стандартов безопасности труда, которые вступили в силу с 01.08.1974 г.
При разработке инженерных мероприятий по охране труда за исходные данные принимают гигиенические и технологические нормативы, изложенные в ССБТ, как самостоятельные разделы государственной системы стандартизации. Эта система включает комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасных условий труда, и устанавливает требования и нормы по всем видам опасных и вредных производственных факторов, требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам, средствам защиты и, кроме того, методы оценки безопасности труда.
ССБТ содержит государственные, отраслевые, республиканские стандарты и стандарты предприятий. Эти стандарты не отменяют действие норм и правил, утверждаемых в установленном законом порядке.
ССБТ включают пять классификационных групп стандартов с кодовыми обозначениями (ГОСТ 12.0.001-74):
О - основополагающие государственные стандарты;
1 - государственные стандарты общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;
2 - стандарты общих требований безопасности к производственному оборудованию;
3 - стандарты требований безопасности к производственным процессам;
4 - государственные стандарты требований к средствам защиты;
5 - стандарты и требования безопасности к зданиям и сооружениям;
6-9 - резерв.
ГОСТ 12.0. - основополагающие государственные стандарты, устанавливают классификацию опасных и вредных производственных факторов; порядок обучения рабочих и служащих вопросам охраны труда.
ГОСТ 12.1. - государственные стандарты общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливают предельно допустимые значения нормируемых параметров, например шума и вибрации.
ГОСТ 12.2. - стандарты общих требований безопасности к производственному оборудованию в целом и его отдельным элементам (органам управления, сигнализации, защитным устройствам).
ГОСТ 12.3. - стандарты требований безопасности к производственным процессам, устанавливают требования безопасности, связанные с режимом работы производственного оборудования, организацией рабочих мест.
ГОСТ 12.4. - государственные стандарты требований к средствам защиты работающих, устанавливают требования к конструктивным и гигиеническим показателям средств коллективной и индивидуальной защиты.
ГОСТ 12.5. - стандарты и требования безопасности к зданиям и сооружениям, устанавливают: общие требования к зданиям и сооружениям, обеспечивающие безопасность при их строительстве, ремонте, эксплуатации и реконструкции; методы контроля требований безопасности к зданиям и сооружениям.
ГОСТ 12.6-9. - номера подсистем, являются резервными.
Применяемая форма записи стандартов включает в себя систему стандартов, квалификационную группировку, номер стандарта в классификационной группировке и год регистрации стандарта.
Например, ГОСТ 12.0.001-82. Число 12 указывает на систему стандартов по безопасности труда, цифра 0 - на основополагающие государственные стандарты, число 001 - номер ГОСТа в классификационной группировке, а число 82 - год регистрации стандарта.
Система стандартов безопасности труда не исключает действие норм и правил, утвержденных органами государственного надзора, но они должны быть взаимно увязаны.
Стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), государственные стандарты (ГОСТ) утверждаются Госстандартом и Госкомитетом по вопросам архитектуры и строительства;
отраслевые стандарты (ОСТ) - соответствующими федеральными органами исполнительной власти;
стандарты предприятия (СТП) - предприятиями. Стандарты предприятий по безопасности труда разрабатываются непосредственно на предприятии и согласуются с профсоюзным комитетом. Они регламентируют принципы работы по обеспечению безопасности труда; организацию контроля условий труда; надзор за установлением повышенной опасности; обучение работающих безопасности труда; аттестацию лиц, обслуживающих установки повышенной опасности, и рабочих мест на предприятии и т.п.
4. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям
В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Конституции РФ.
Разработан ряд федеральных целевых программ, направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.
Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).
Основные цели комплекса:
– повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
– эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Таблица 2 - Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС
Номер группы |
Группа стандартов |
Кодовое наименование |
0 |
Основополагающие стандарты |
Основные положения |
1 |
Стандарты в области мониторинга и прогнозирования |
Мониторинг и прогнозирование |
2 |
Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства |
Безопасность объектов народного хозяйства |
3 |
Стандарты в области обеспечения безопасности населения |
Безопасность населения |
4 |
Стандарты в области обеспечения безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов |
Безопасность продовольствия |
5 |
Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений |
Безопасность животных и растений |
6 |
Стандарты в области обеспечения безопасности водоисточников и систем водоснабжения |
Безопасность воды |
7 |
Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения |
Управление, связь, оповещение |
8 |
Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Ликвидация чрезвычайных ситуаций |
9 |
Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей |
Аварийно-спасательные средства |
10,11 |
Резерв |
|
5.Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности
По данным Всероссийского совещания "Комплексный подход к управлению качеством окружающей среды", проведенного в июле 2007 г. с участием руководителей природоохранных ведомств 40 субъектов Российской Федерации рассматривались вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Государственной Думой и Правительством Российской Федерации приняты ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственного управления и использования водных биоресурсов. В настоящее время деятельность рыбохозяйственного комплекса регламентируется Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральным законом "О животном мире", Федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ.
Основными задачами для усовершенствования законодательной базы являются:
В том числе:
- утвердить методику расчёта предельно допустимого сброса веществ в водные объекты;
- определить порядок расчёта величины лимитов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
- разработать и согласовать проекты разрешительной документации по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников.
Включить в программу законотворческой деятельности подготовку любого кодифицированного акта: Горного кодекса, Кодекса о недрах, а также ряд отраслевых законов, таких, как о нефти.
В области охраны окружающей среды
Деятельность по улучшению условий и охраны труда должна включать основные направления:
В настоящее время в РФ проводится работа по согласованию отечественной законодательной базы в сфере охраны труда с международными правовыми нормами.
В области предотвращения и ликвидации ЧС
В соответствии с данными, взятыми с официального сайта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В период с 2008 – 2010 годы необходимо осуществить:
Важным направлением мер, содействующим уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций, является:
На основании долгосрочного плана проводится разработка целевых и научно-технических региональных программ.
В рамках этого этапа определяются меры по участию субъекта Российской Федерации в реализации федеральных целевых программ по отдельным видам безопасности. Может быть разработана единая комплексная целевая программа по обеспечению безопасности субъекта Российской Федерации. При этом может осуществляться долгосрочное целевое программное планирование комплексов мероприятий; текущее (среднесрочное) планирование и реализация мероприятий по отдельным этапам целевых комплексных программ; оперативное (краткосрочное) планирование и реализация мероприятий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Интернет источники:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.