Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД) »

Законодательство о безопасности жизнедеятельности (Тема 9)

Законодательство о безопасности жизнедеятельности (Тема 9) [04.10.10]

Тема: Законодательство о безопасности жизнедеятельности (Тема 9)

Раздел: Бесплатные рефераты по безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.21K | Скачано: 269 | Добавлен 04.10.10 в 20:29 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Киров 2009


Содержание

Введение 3

1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности 4

2. Законодательная база по охране окружающей среды 6

3. Система стандартов безопасности труда 10

4. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям 13

5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности 15

Заключение 17

Список использованной литературы: 18

 

Введение

Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правильных и своевременно принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах мирового сообщества, страны, в отраслях и на отдельно взятых предприятиях.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Основными функциями системы обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Все органы государства обеспечивают безопасность страны в строгом соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1.

 

1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является Конституция РФ – основной закон государства, гарантом которой является Президент. Существует целый ряд законов в области обеспечения БЖД. Основные из них: Федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21.12.1994г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30.12.1999г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 09.01.1996г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25.07.1998г. № 130-ФЗ»).

Существующие правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовывать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека.

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития.

Важное значение придается национальным интересам России, представляющим совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопасности России. Среди внутренних угроз выделяются угрозы экономики, которые имеют комплексный характер и  обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно - технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить: стремление отдельных государственных и международных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны.

В Концепции намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности: реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, законодательства РФ; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства РФ всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране.  Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и внутриэкономической деятельности государства.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

 

2. Законодательная база по охране окружающей среды

Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992г.) [1, стр. 134-137].

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992г. федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство [2, стр. 301-302].

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» заполнил пробел российского экологического законодательства и определил следующие пути разрешения противоречий, возникших между экологией и экономикой:

Во-первых, Закон является главным законодательным актом, предметом регулирования которого служат природоохранные отношения. Регулируя эти отношения, он преследует цель решения трех задач:

- охрана природной среды, а через нее и здоровья человека;

-предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;

- оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Во-вторых, основное направление Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду.

В-третьих, в отличие от отраслевых законов, Закон формулирует требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду, т.е. к предприятиям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, центральная тема Закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

В-пятых, нормы Закона закрепляют механизм его исполнения, который состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственника в охране природной среды и меры административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цель охраны окружающей природной среды. Источником экологического права служит Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он  регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного  воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. Ст. 18 Закона содержит нормы о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций, правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Эта система государственных мероприятий, закрепленных в праве  и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В природоохранное законодательство входят Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ «О недрах», Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира, а также другие законодательные и нормативные акты.

Основным актом природоресурсного законодательства является Земельный кодекс РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР в 1991 году. Все нормы Земельного кодекса разделяются на четыре группы:

Первая – нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения;

Вторая - земельно-административные нормы, регулирующие управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель, их учета по количеству и качеству;

Третья – земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей землепользователями;

Четвертая - земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защиту окружающей природной среды от вредного воздействия использования земель.

Конституция РФ внесла ряд существенных изменений в статьи Земельного кодекса, в связи с чем из 127 статей Кодекса 48 были отменены. Принято решение о подготовке нового Земельного кодекса.

Так произошло и с Законом РФ «О недрах». Несмотря на то, что недра являются природным объектом, составной частью окружающей природной среды, охраняемой государством, в Закон не включены нормы собственно  эколого-правового содержания, следовательно тоже подлежит пересмотру.

В принятой 12 декабря 1993 года Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч.1 ст.9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности  народов, проживающих на соответствующей территории.

Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ от 4 февраля 1994г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» или Указ от 27 декабря 1993г. «О приведении земельного законодательства РФ в соответствии с Конституцией РФ».

Развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием ее ресурсов. Меняется техника, технология, условия жизни человека, требующие новых законов по охране природы. Поэтому развитие эколого-правовых норм - процесс непрерывный и неизбежный [3, стр. 482-495].

 

3. Система стандартов безопасности труда

Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы:

- гигиенические нормативы (ГН);

- санитарные нормы (СН);

- санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России;

- правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России;

- правила Госэнергонадзора России;

- система строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России;       

- межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда РФ.

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России [1, стр. 145]. ССБТ – комплекс взаимозаменяемых стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и  систематизация  всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда. ССБТ устанавливает требования  и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

- требования безопасности к производственному оборудованию;

- требование безопасности к производственным процессам;

- требования к средствам защиты работающих.

Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов должно достигаться приведением их в соответствие с требованием ССБТ [2, стр. 312].

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы (схема 1).

- Стандарты подсистемы «0» устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

- Стандарты подсистемы «1» устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.

- Стандарты подсистемы «2» устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

- Стандарты подсистемы «3» устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.

- Стандарты подсистемы «4» устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним.

- Стандарты подсистемы «5» устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям. В государственной системе стандартизации ССБТ относится к 12-му классу [1, стр. 145-146].

 

4. Основная законодательная  и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям

Обеспечение безопасности жизнедеятельности – задача первостепенного приоритета для личности, общества и государства. Опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, болезнях, инвалидных и летальных исходах и др. Профилактика опасности и защита от них – актуальная гуманная, социально-экономическая и юридическая проблема, в решении которой государство заинтересовано.

В России постепенно формируется законодательная база по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека во всех средах его обитания - в быту, на производстве, в условиях окружающей природной среды и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

11 ноября 1994 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в котором  определены общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [3, стр. 599-600].

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Правительство устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы для защиты населения и территорий от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.

Для осуществления государственного управления и координации органов исполнительной власти создан федеральный орган - Министерство РФ по делам гражданской обороны,  чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который создает подведомственные ему территориальные органы. Эти органы в свою очередь организуют работу в области защиты населения и территории от ЧС в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики.

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ, органами местного самоуправления [2, стр. 315-317].

Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 года № 738 утвержден Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, который  определяет основные задачи, формы и методы подготовки населения РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и высшего профессионального образования.

Основные задачи подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

- обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций;

- обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

- ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

- подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций [3, стр. 600].

 

5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности

Россия разработала основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

Основные направления деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития заключается в следующем:

- экологически обоснованное размещение производительных сил;

- экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

- неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов;

- рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

- расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;

- совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В области охраны среды обитания человека предусматриваются следующие основные направления деятельности:

- создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

- развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно – оздоровительного назначения;

- улучшение качества продуктов питания;

- обеспечение населения качественной питьевой водой;

- предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

- обеспечение радиационной безопасности населения;

- предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

- экологическое воспитание и образование населения [1, стр. 193-194]. 

 

Заключение

Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.

В обеспечении безопасности участвуют международные организации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные интересы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законодательные акты Российской Федерации.

 

Список использованной литературы:

  1. Шлендер П.Э., Маслова В.М., Подгаецкий С.И. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2003. – 208 с.;
  2. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 352 с.;
  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. – 678 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 21.21K
Скачано: 269
Скачать бесплатно
04.10.10 в 20:29 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе