Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Теория потребительского поведения

Теория потребительского поведения [13.01.11]

Тема: Теория потребительского поведения

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 416.61K | Скачано: 237 | Добавлен 13.01.11 в 10:14 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2010


Содержание:

1. Введение 3

2. Кривые безразличия 4

3. Бюджетная линия 6

4. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений 7

5. Заключение 9

6. Список использованной литература 10

7. Тесты 11

 

Введение.

Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1. Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег что бы осуществить покупку?

Что бы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя. Эти три проблемы – полезность, цена,  доход и составляют  содержание теории поведения потребителя.  В своей контрольной работе я рассмотрю их взаимосвязь.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в ней, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

 

Кривые безразличия

Попытки измерения субъективной полезнос­ти с помощью абсолютной шкалы не увен­чались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсо­лютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Такие попытки пред­принимались в течение полувека, начиная с 80-х гг. XIX в.

Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полез­ность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а отно­сительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, тео­рия полезности). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рас­смотрим лишь два блага (рис.1)

Кривая безразличия в трехмерном пространстве

Рис. 1. Кривая безразличия в трехмерном пространстве

Поскольку величина полезности зависит от количества благ, то функция полезности блага Х представлена кривой U2 , блага Y — U2. Общая полезность двух благ в трехмерном пространстве может быть отложена на оси Z. Для любой точки L кривой U1 может быть найдена такая точка К кривой U1 обозначающая одинаковую с ней полезность для потребителя. Соединив все точки на поверхности K0L, мы получим кривую KR1R2L — геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полезности потре­бительские наборы двух благ. Проекция K'R1'R2'L' кривой KR1R2L на плоскость YOX сохраняет все свойства первоначальной кривой и называется кривой безразличия.(см. рис. 2)

Кривая безразличия (indifferent­e curve) показывает различные комбинации двух экономичес­ких благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Кривая безразличия в двухмерном пространстве

Рис. 2. Кривая безразличия в двухмерном пространстве .

Допустим, что благо Х является пепси-колой, а благо Y — гам­бургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 гам­бургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точка R 1'), или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (точка R2') (см. рис. 2). Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше распо­ложена кривая безразличия, тем большее удовлетворение прино­сят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (рис. 3)

Карта кривых безразличия

Рис. 3. Карта кривых безразличия

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом.  Это объясняется тем, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении этого условия: если он увеличивает потребление товара Х, то он должен отказаться от известного товара Y. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значение в теории поведения потребителя.

 

Бюджетная линия.

Карта безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя. Естественно, потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Далеко не всякий товарный набор ему доступен. Для изображения множества доступных потребителю товарных наборов используется бюджетная линия.

Обозначим месячный доход потребителя через I. Для упрощения предположим, что потребитель не делает никаких сбережений и весь свой доход расходует на приобретение только двух товаров X и Y. Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:

I = PхX + PyY         (1)

Бюджетное ограничение имеет очевидный смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров X и У. Преобразуем равенство (1) к следующему виду:   Y= I/РхХ +I/ PуY        (2).

Мы получили уравнение бюджетной линии, или, как ее еще называют, линии цен. На рис.4 эта линия первоначально занимает положение KL.

Бюджетная линия

Рис. 4. Бюджетная линия

Точки пересечения бюджетной линии с осями координат можно получить следующим образом. Если потребитель весь свой доход / израсходует только на покупку товара X, то он сможет приобрести I/Pх единиц этого товара. Поэтому длина отрезка OL равна I/Pх. Аналогично можно показать, что длина отрезка ОК равна 1/Ру. Наклон бюджетной линии равен ≈Рх/Ру ≈ коэффициенту при X в уравнении (2).

Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно I руб. и являются потому доступными для нашего потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I руб. и недоступны для потребителя. Таким образом, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.

 

Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений

До сих пор рассматривались инструменты, анализирующие проблему максимизации полезности.  Карта кривых безразличия иллюстрировала систему предпочтений потребителя относительно всех возможных наборов товаров. Она отражает субъективные аспекты потребительских предпочтений. А бюджетная линия выражает все наборы товаров, которые доступны потребителю при некоторых финансовых ограничениях, и говорит об его объективных возможностях принятия тех или иных решений  относительно покупок. Задача потребителя заключается в том, чтобы из всех возможных наборов товаров выбрать тот, который приносит ему максимальную полезность.

Потребительское равновесие – структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.

Совместим карту безразличия и бюджетную линию в одной системе координат. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничени­ем означает положение равновесия потребителя. На рис. 5 по­казаны несколько кривых безразличия — U1,U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности)

Рис. 5.. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности)

Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U2, является кривой бо­лее высокого порядка, чем U3 ,однако она выходит за пределы на­шего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

Итак, условия касания кривой безразличия и бюджетной линии  для максимизации полезности требуют, чтобы:

1)расходы равнялись доходу, т.е. РхХ+PyY=М;

2) предельная норма замещения была равна соотношению цен товаров Х и Y.

Теория потребительского поведения позволяет понять мотивацию поведения потребителя в разных ситуациях, что важно как для отдельно потребителя, так и для разработки основ социальной политики.

 

Заключение.

В заключении своей контрольной работы я хочу подвести следующие выводы:

1. Полезность товара - это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность зависит от интенсивности потребности в товаре и его количества. Полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, называется совокупной полезностью, полезность, приносимая дополнительной единицей блага, - предельной полезностью. Согласно закону убывающей предельной полезности, по мере увеличения количества потребляемых благ пре-дельная полезность падает. Совокупная полезность по мере увеличения количества потребляемых благ возрастает, но все замедляющимися темпами.

2. Согласно количественной теории потребительского поведения, рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны.

3. В основе порядковой теории потребительского поведения лежит анализ кривых безразличия, отражающих совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя, и бюджетных линий (линий, графически отображающих набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат). Согласно порядковой теории, потребитель находится в равновесии, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия. Равновесное положение потребителя - это состояние, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

Теория потребительского поведения позволяет понять мотивацию поведения потребителя в разных ситуациях, что важно как для отдельно потребителя, так и для разработки основ социальной политики.

 

Список использованной литературы

  1. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник/ Р.М. Нуреев - 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2008. — 576 с.
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика : В 2-х т. / Общая редакция В. М. Гальперина. СПб. : Экономическая школа. 2006. Т. 1. 352 с
  3. И.П. Николаева экономическая теория. Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.- М.: «Проспект», 2000. – 448 с.
  4. Океанава З.К. Экономическая теория: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 596 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 416.61K
Скачано: 237
Скачать бесплатно
13.01.11 в 10:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе