Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »
Тема: Теории поведения потребителя
Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 62.30K | Скачано: 359 | Добавлен 12.05.12 в 18:48 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
План работы.
Контрольный теоретической вопрос 3
Контрольные тестовые задания 10
Задача 11
Список использованной литературы 13
Вариант 5
Контрольный теоретический вопрос
Теории поведения потребителя. Факторы, влияющие на потребительский выбор.
Теория потребительского поведения учитывает ряд ограничений, которые не дают людям возможности приобретать все, что они хотят. Одно из таких ограничений — бюджетное сдерживание. Денежные доходы всех потребителей ограничены в большей или меньшей степени. Раз потребитель имеет ограниченный бюджет, то и приобрести он сможет ограниченное количество благ. Следующим ограничением являются цены благ. Все представленные на рынке блага имеют заданную цену, определяемую величиной издержек производства этих благ. Издержки производства возникают потому, что производство благ требует затрат редких дорогостоящих ресурсов.
Потребитель – это тот, кто покупает товары или услуги для своих собственных нужд. Время от времени потребителем бывает каждый человек.
[Потребность – это осознанная необходимость удовлетворения своих желаний. Процесс удовлетворения этих желаний формирует потребление.] (2)
При анализе потребительского поведения обычно выделяют две специфические разновидности спроса: функциональный и нефункциональный спрос.
[Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).] (4, с. 125) [Функциональный спрос:
– зависит от уровня доходов потребителя;
– максимизирует совокупную полезность или имеющихся денежных средствах;
– зависит от системы предпочтений, вкусов и отношений к моде;
– формируется по результатам наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.] ( 3, с. 73)
[Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.] (4, с. 125) [К числу таких факторов относятся:
– эффект присоединения к большинству. Стремление людей быть «не хуже других». При этом спрос увеличивается на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди;
– «эффект сноба», желание потребителя выделиться из общей массы, подчеркнуть свое социальное положение. В этом случает спрос растет на те товары, которые поднимаются в цене;
– «демонстрационный эффект» – потребление покупателя определяются престижностью. Дополнительный спрос формируется за счет приобретения «элитарных товаров»;
– «спекулятивный спрос», широко используется в условиях дефицита различных товаров.] (3 с. 74)
Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В экономической теории рассматриваются два основных подхода: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория) и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория).
Количественный (кардиналистский) подход. [Представители этого подхода английский экономист, статистик У.С. Джевонс и французский экономист Л.М.-Э. Вальрас выделяли два вида полезности:
Экономисты XIX в., развивавшие этот подход, считали, что удовлетворению можно приписать численное значение при помощи функции полезности U=U(X,Y) и что это значение может быть измерено в условных единицах ютилях.] (3 с. 75)
Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот постулат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого. В свое время это правило поведения потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона Госсена. Ныне закон можно сформулировать следующим образом: [степень удовлетворения одним и тем же благом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что, наконец, наступает насыщение.] (3, с. 78) Математически правило потребительского равновесия выражается равенством МU1 = MU2 = ... = MUn.
[Правило максимизации потребности для потребителя (или условие равновесия потребителя) – денежный доход потребителя распределяется таким образом, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара.] (2) Математически это выглядит следующим образом:
, где
MU1, MU2, MUn – предельные полезности товаров 1, 2, n;
P1, P2, Pn – цены товаров 1, 2, n;
Порядковый (ординалистический) подход. [Ординалисты – сторонники измерения полезности путем сопоставления благ (итальянский экономист, основоположник теории элит В. Парето, американский ученый И. Фишер).] (3 с. 75)
Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.
[Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт; В. Парето, К Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая, теория полезности).] (4, с. 127)
Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность.
Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.
[Каждая комбинация товаров на более высокой кривой предпочтительнее, чем любая комбинация на ниже лежащей кривой. Кривые безразличия никогда не касаются друг друга.] (2)
Свойства кривых безразличия:
[- Абсолютная величина наклона кривой безразличия в любой точке называется предельной нормой замещения MRS блага x благом y. Она может быть вычислена по формуле
- Кривые безразличия являются вогнутыми (т. е. выпуклыми к началу координат). Это обусловлено принципом убывающей предельной полезности, согласно которому чем большим количеством одного блага располагает потребитель, тем все меньшим количеством другого блага он готов жертвовать при обмене;
- Кривые безразличия не могут пересекаться. В случае, если имеет место пересечение, нарушаются все три аксиомы: полной упорядоченности, транзитивности и ненасыщенности;
- Наклон кривых безразличия может меняться в зависимости от индивидуальных предпочтений потребителя.] (3 с. 80–81)
В то время как кривые безразличия описывают систему предпочтений потребителя, бюджетная линия характеризует множество доступных потребителю вариантов. [Чтобы построить бюджетную линию, нужно на оси Х определить точку, показывающую, сколько можно купить товара Х на весь доход при данной цене, и аналогичную точку найти для товара У на оси У. соединив эти точки, мы получим бюджетную линию.
Точка В будет отражать недоступность набора для потребителя, а точка С – недоиспользование дохода.] (2)
[Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Р — цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:] (4, с. 130)
I = PxX + PyY
Рассмотрим некоторые свойства бюджетной линии:
[С точки зрения некоторых ученых–экономистов, вся концепция полезности, основанная на субъективных оценках, не допускает объективных измерений. В связи с этим объяснение закона спроса может быть обосновано действием эффекта замещения и эффекта дохода.] (3 с. 85)
[Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.] (4, с. 135).
Согласно эффекту замещения потребитель будет покупать больше продукции, цена которой относительно снизилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали.
[Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.] (4, с. 135)
Эффект дохода состоит в том, что если цена на какой–либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для приобретения дополнительных единиц данного или другого товара.
[Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, когда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы оценить, влияние которого из эффектов сказывается сильнее, необходимо их количественно разграничить. С этой целью следует исключить влияние дохода, т.е. предположить, что реальный доход не изменился в результате изменения цен.] (3 с. 86)
Контрольные тестовые задания
1) В состав рыночного механизма входит:
1. Спрос.
2. Предложение.
3. Продавцы и покупатели.
4. Цена.
Я считаю, что правильными ответами являются 1,2 и 4, так как основными параметрами любого рынка являются спрос, предложение и цена. Спрос – это форма выражения потребности в товарах и услугах, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. Предложение – это количество произведенных и доставленных на рынок товаров о услуг для их реализации по данным ценам и в данное время. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Между ценой спроса и ценой предложения формируется рыночная цена.
2) Выберите признак, не соответствующий рыночной структуре монополистической конкуренции:
1. Барьеры входа в отрасль существуют, но легко преодолимы.
2. На рынке продается дифференцированная продукция.
3. Фирмы обладают значительной монопольной властью.
4. Прибыль максимальна, если выполняется условие MR=MC.
Я считаю, что правильным ответом является 3, так как в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, и чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар, что может стать препятствием для входа новых фирм. Реализуемый в отрасли продукт носит дифференцируемый характер. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. При этом фирма – монополистический конкурент в краткосрочном периоде будет максимизировать прибыль и минимизировать убытки, то есть MR = MC.
Задача
Заполните таблицу, показывающую зависимость издержек производства от количества выпускаемой продукции:
Выпуск, шт Q |
Издержки |
||||
Постоянные, FC |
Переменные, VC |
Валовые, TC |
Средние, ATC |
Предельные, MC |
|
0 |
10 |
- |
- |
- |
- |
1 |
10 |
8 |
18 |
18 |
18 |
2 |
10 |
12 |
22 |
11 |
4 |
3 |
10 |
15 |
25 |
8,3 |
3 |
4 |
10 |
20 |
30 |
7,5 |
5 |
5 |
10 |
26 |
36 |
7,2 |
6 |
Так как количество выпускаемой продукции не влияет на постоянные издержки, то при любом объеме производства FC = 10.
При выпуске в кол–ве 1 шт.:
VC = TC – FC; VC = 18-10=8
ATC = TC/Q; ATC=18/1=18
MC=TC1-TC; MC=18
При выпуске в кол–ве 2 шт.:
ТС=FC+VC; TC=10+12=22
ATC = TC/Q; ATC=22/2=11
MC=TC2-TC1; MC=22-18=4
При выпуске в кол–ве 2 шт.:
VC = TC – FC; VC = 25-10=15
ATC = TC/Q; ATC=25/3=8,3
MC=TC3-TC2; MC=25-22=3
При выпуске в кол–ве 4 шт.:
TC=ATC*Q; TC=7,5*4=30
VC = TC – FC; VC = 30-10=20
MC=TC4-TC3; MC=30-25=5
При выпуске в кол–ве 5 шт.:
ТС=FC+VC; TC=10+26=36
ATC = TC/Q; ATC=36/5=7,5
MC=TC5-TC4; MC=36-30=6
Список использованной литературы.
1.Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: АСА, 2009. – 832 с.
2.Микроэкономика. Компьютерная обучающая программа для бакалавриата / А.Н. Романов, В.С. Торопцов, Д.Б. Григорович, Л.А. Галкина, С.В. Галкина, В.Ф. Протас, И.П. Николаева, С.И. Цветкова. – М.: ВЗФЭИ, 2000. Дата обновления 15.10.2010. – URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
3. Микроэкономика: учебник для бакалавров / под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой, – М.: Юрайт.-2012.- 263 с.
4. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2–е изд., изм. – М: Норма, 2005. – 576 с.
5.Самуэльсон П. Экономика. – М.: МГП «Алгон» : ВНИИСИ, 1994. – 333 с.
6. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 713 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.