Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Роль конфликтов на предприятии. Методы управления конфликтами (Вариант 15)

Роль конфликтов на предприятии. Методы управления конфликтами (Вариант 15) [12.01.11]

Тема: Роль конфликтов на предприятии. Методы управления конфликтами (Вариант 15)

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.66K | Скачано: 282 | Добавлен 12.01.11 в 08:26 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Вариант 15

Содержание

Введение 3

1. Роль конфликтов на предприятии. Методы управления конфликтами 4

2. Стрессы и их роль в менеджменте. Классификация и управление стрессами 10

3. Тест 15

Заключение 16

Список литературы 17

 

Введение

Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями в повседневной жизни. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. И ничего странного в этом нет. Поэтому каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, стратегиях поведения при их возникновении.  К сожалению, для большинства людей характерно неумении находить достойный выход из них. Ведь долгое время нас учили управлять и совершенствовать  своё телесное физическое начало (занятие физкультурой и различными видами спорта), свой разум (внедрялись различные программы по раскрытию талантов и глубинных резервов  человеческого ума), но вот управлению внутренним миром (управлению эмоциями, поведением, переживаниями, борьбе со стрессами и формированию стрессоустойчивости и т.д.), нас, к сожалению, не учили. А ведь именно это часто становится камнем преткновения в развитии гармоничной личности, готовой к максимальной реализации своих способностей и талантов в жизни, творчестве, работе. Часто неумение управлять своими эмоциями и поведением, правильно выходить из конфликтной и стрессовой ситуации, приводит к крушению карьеры, значительному ущербу для здоровья, а иногда и гибели человека, как  личности.

Считаю, что тема «Конфликты и стрессы» очень важна для более успешного менеджмента, и её необходимо включать в программу подготовки менеджеров различного звена в более широком аспекте и практическом применении.

 

1. Роль конфликтов на предприятии. методы управления конфликтами

В жизни работников, организации мо­гут возникать конфликты: производственные, политические национальные, социальные, семейные и т. д. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых интересов[1,276]. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Конфликт возникает лишь тогда, когда противоречия обостряются.

Причины конфликтов бывают объективные и субъективные: различия в целях, ограниченность ресурсов; различия в вос­приятии ценностей; разные уровни образования, стили поведе­ния; плохая коммуникативность и т. д.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциирует его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной т.п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и   может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

Таким образом конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Для того, чтобы разработать эффективный метод управления конфликтом, необходимо провести тщательную классификацию последних, выявив, таким образом, отличительные черты и особенности каждого типа.

Методы и способы разрешения конфликтов разнообразны — от бесед, просьб, убеждений, разъяснений до силового разреше­ния (подавление, перевод, разъединение, приказ, решение суда и т.д.).

Главная задача менеджера в том, чтобы уметь «войти» в конфликт и разрешить его, используя разные методы. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

1. Структурные методы разрешения конфликта:

• Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения[2,448]. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

• Координарные и интеграционные механизмы. Это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия,  использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.

• Общеорганизационные комплексные цели. Установление общеорганизационных комплексных целей - еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели. Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. Аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.

• Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

2. Межличностные стили разрешения конфликтов:

• Уклонение. Этот стиль характеризуется тем, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

• Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”.  “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему,  лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека, повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв.

• Принуждения. Попытка заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что  он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

• Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры,  даже если при этом происходит отказ от благоразумных  действий[4,267]. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.

• Решение проблемы. Данный стиль - признание  различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения проблемы конфликтной ситуации.

 

2. Стрессы и их роль в менеджменте. Классификация и управление стрессами

Наряду с конфликтом важную роль в деятельности работников играют стрессы.

Стресс (англ. stress — «туго натянуть») — давление, напря­жение. Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда  встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

По мере перехода к комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы и допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к очень тяжелым последствиям.

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором.  Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший  интерес  представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

- физиологический стресс -  возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума и пр.). Физиологические признаки стресса – язва, болезнь сердца, астма и т.п.;

- психологический стресс -  нарушение психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, оскорбление, выполнение работы, не соответствующей квалификации и пр. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы и т.п. Психологические в свою очередь делятся на информационные и эмоциональные. Психологические проявления – раздражительность, потеря аппетита, депрессия;

- информационный стресс - возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума;

- эмоциональные стрессы появляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Поскольку стрессы неизбежны в жизни, менеджер должен научиться управлять ими.  Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным.  Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс:

1.организационные факторы:

- перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадёжности и материальных потерь.

-конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой, и соблюдать требования руководства – с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

-неопределённость ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают, В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

-неинтересная работа – четвёртый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям,

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

2. личностные факторы - уход на пенсию, свадьба (развод), привлечение по суду, увольнение с работы, наказание (выговор), смерть близкого, переход на другую работу, потеря вложенных в банк средств и т. п.

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряжённостью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчинённых, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Всё, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесёт пользу, как ему, так и организации.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

  1. оценивать способности, потребности и склонности работников и попытаться выбрать для них соответствующий объём и тип работы;
  2. разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, необходимо объяснить, почему это нужно, и установить приоритеты в их работе;
  3. чётко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;
  4. использовать стиль лидерства, соответствующий требований данной ситуации;
  5. обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
  6. выступать в роли наставника по отношению к подчинённым, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.
  7. принимать конкретные меры индивидуального характера, разрабатывать программы по нейтрализации стрессов (меди­тация, расслабление, психоанализ, диета, тренинг и т.д.).

Основой стрессоустойчивой жизненной стратегии является поиск выхода из сложившейся ситуации, активная жизненная позиция, грамотное чередование труда и отдыха.

 

3.Тест

1.Совокупность ценностей, видений, ожиданий, традиций и норм поведения, принимаемых членами организации без обсуждения – это …

Ответ: организационная культура- представляет собой систему норм и ценностей, которыми отличаются работники и в целом данная организация[1,76]

2.Чем является информация для управленческого труда:

а) продуктом управленческого труда

б )предметом  управленческого труда

в) средством управленческого труда

Ответ: б. Предмет управленческого труда- это информация, обеспечивающая принятие управленческих решений[1,58]

3. Особенности зрелой организации:

а) устойчивое положение на рынке

б) демократичный стиль управления

в) завоеванный сегмент рынка

г) оптимизация численности и структуры персонала

д) максимальная численность сотрудников

е) систематический рост прибыли

Ответ: а,в,г,е.

4. Практика управления возникла:

а) с созданием Школы управления

б) с возникновением системного подхода

в) в ходе индустриализации промышленности

г) с объединением людей в организованные группы

Ответ: а.   Менеджмент как наука стала формироваться активно с зарождением и развитием капитализма в конце 19- начале 20 века.  Первая нayчнaя шкoлa yпpaвлeния- (1885-1920 гг.).шкoлa cвязaнa c имeнeм Ф.У. Тeйлopa.

 

Заключение

Руководитель, не способный разглядеть и предотвратить зарождение и развитие конфликта, может понести большие потери, как в плане персонала, так и финансовой стороне вопроса, ведь разрушительная сила конфликтов такова, что организации, где не уделяют должного внимания своевременному их разрешению, оказываются полностью парализованными и найти пути к ликвидации конфликта, к восстановлению работоспособности очень сложно. А в современных условиях конкуренции одним из важнейших факторов успеха является компетентный, трудолюбивый и дружный коллектив. Повышение стрессоустойчивости, формирование принципов бесконфликтного общения является залогом успеха в трудовой деятельности и счастливой  личной жизни!

Поэтому улучшение психологического климата в коллективе, формирование корпоративной культуры должны являться одним из приоритетных направлений развития организации.

 

Список литературы

  1. Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Менеджмент. Учебник. .:М Банки и биржи; ЮНИТИ 1998.-276, 76, 58с.
  2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд.; перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 670с, -448с.
  3. Кибанов А.Я.Основы управления персоналом: Учебник / А. Я. Кибанов. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 447с.
  4. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Королева. - М.: Магистр, 2008. - 620с, -267с.
  5. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Королева. - М.: Магистр, 2008. - 620с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 19.66K
Скачано: 282
Скачать бесплатно
12.01.11 в 08:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе