Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »

Государство и право в политической и правовой системах общества

Государство и право в политической и правовой системах общества [16.12.10]

Тема: Государство и право в политической и правовой системах общества

Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.52K | Скачано: 298 | Добавлен 16.12.10 в 19:44 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание
Введение
1.Понятие и сущность государства
2.Основные категории правового регулирования общественных отношений
3.Практическое задание
Заключение
Список литературы

Введение

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Современные исследователи выделяют в основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих  подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. При таком подходе  к праву последнее не отождествляется  с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

1.Понятие и сущность государства

Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Государство не может обходиться без права, которое ему служит, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть вне государства, так как только государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Право – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.

Государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления. Государственная власть является суверенной, то есть верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.[3, 7-8]

Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, основой производственных отношений которого была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в разных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по разному в зависимости от исторических условий. Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права – рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

По форме правления различают монархию и республику. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При монархической форме правления во главе государства стоит монарх, власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия). Признаками монархической формы правления являются: власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности, воля монарха неограниченна, ответственности монарх не несет. Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону. В современных условиях различаются парламентская, президентская и смешанная республики. В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, а также избирает главу государства. В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом). Смешанные республики сочетают в себе элементы президентской и парламентской республик.[4;25-29]

По формам государственного устройства различают государства, состоящие из административно-территориального или национально-территориального устройства, и государства, в составе которых нет других государств. Последние называются унитарными государствами. В составе унитарного государства могут быть административные или национальные образования, не пользующиеся суверенитетом, имеется один законодательный орган, правительство, одна конституция. Федеративные государства – это союзные государства, состоящие из государственных образований – штатов, земель, республик и др. В состав федерации входят государства (субъекты федерации), имеющие свою конституцию, свою законодательную компетенцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы и свое административно – территориальное деление.

Под функциями государства понимают направление, предмет деятельности того или иного политико – правового института, содержание и обеспечение этой деятельности. В функциях выражается сущность  государства, та роль, которую оно играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан.

К внутренним функциям государства относятся:

1.экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода к рыночной экономике;

2.социальная, направленная на совершенствование общественных отношений, обеспечения всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

3.культурно-воспитательная, в основе которой – формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

4.охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

5.природоохранительная (экологическая), направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

1.оборона страны;

2.взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;

3.межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;

4.культурное и научно-техническое сотрудничество.

К основным функциям государства относятся: управленческо-обеспечительная и охранительная.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая стоится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.[1;15-25]

С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:

1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

  Место и роль государства в политической системе общества  определяются следующими основными моментами:

1. государство играет немаловажную  роль  в  совершенствовании общества  как  собственника  основных   орудий   и   средств   производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

 2.  государство выступает организацией всех граждан;

 3. государство располагает специальным аппаратом управления  и принуждения;

4.   государство    располагает    разветвленной    системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы  убеждения  и принуждения;

5. государство обладает суверенитетом;

6.    государство    обладает        единством  законодательных, управленческих  и  контрольных  функций,  это   единственная   полновластная организация в масштабе всей страны.

      Негосударственные  организации  такими  свойствами  и   функциями   не обладают.[6;68-70]

Российская федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и пол­номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой сис­темы государственных органов Российской Федерации.[2;55-60]

Взаимодействие права и экономики

Взаимодействие права и экономики всегда вызывало повышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан.

Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.

Характер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами. Формы и характер влияния права на экономику могут быть положительными и отрицательными; право может стимулировать, поддерживать эффективное экономическое развитие, но может и тормозить его вплоть до разрушения.

Примером правового экономического метода может служить установление правовых запретов, например, на недобросовестную конкуренцию и на установление монополии в отдельных отраслях промышленности.

Право является неотъемлемым элементом в любой социальной системе. Во всех социальных системах право, наряду с традиционными функциями обеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и др. В рыночной экономике государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор. Переход от одной социально-экономической системы к другой, как правило, занимает длительный отрезок времени, подчиняясь объективным закономерностям общественного экономического развития. Особенностью всех экономических реформ в России, а также нынешнего переходного периода является то, что для нее всегда была характерна сильная власть государства в экономике: государство всегда было крупнейшим собственником средств производства и непроизводственных фондов (накануне первой русской революции 38 % всей земельной площади принадлежало государству), крупнейшим инвестором капитала в производственную сферу. В советский период развития эта роль государства была абсолютизирована, и это во многом определяет специфику настоящего момента для российской экономики.[9]

2.Основные категории правового регулирования общественных отношений

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества.

Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом.

Правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы принимаются законодательным органом государства или народом в результате референдума и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты – это правотворческие акты компетентных органов. Есть акты общего действия, распространяющиеся на всех, акты ограниченного действия (например, на должностных лиц), акты исключительного действия (при военных действиях, стихийных бедствиях).

Нормы права бывают императивные (от правил которых отступиться нельзя) и диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон). По содержанию норма права состоит из диспозиции, то есть самого правила поведения, гипотезы – указания на условие применения нормы, санкции – установления угрозы наступления неблагоприятных юридических последствий неисполнения или нарушения правовой нормы.

В нашем обществе действуют не только нормы права, но и нормы морали, традиции и обычаи делового оборота.[8;77-85]

Источники права

Основное место в системе источников права занимает закон. Основным законом является Конституция Российской Федерации и конституции субъектов Федерации. К законам относятся кодифицированные законы – кодексы (своды законов) – Гражданский, Уголовный, Семейный и др. По некоторым отраслям права действуют Основные законодательства. Для регулирования ряда отношений принимаются отдельные законы. Законы принимаются Федеральным Собранием – законодательным органом. Указы президента РФ также имеют силу закона. Субъекты РФ могут принимать законы в рамках своей юрисдикции. Законопроекты вносятся в Государственную Думу, которая их принимает (или отклоняет) большинством голосов и передает на рассмотрение Совета Федерации. Президент подписывает принятые законы.

Наряду с законами источниками права являются подзаконные акты, издаваемые Правительством РФ, другими органами управления, местной администрацией. Все подзаконные нормативно-правовые акты имеют свою иерархию по их юридической силе: приказы министров, инструктивные письма и приказы должны соответствовать законам и другим правовым актам вышестоящих органов власти.

К источникам права относятся:

1.нормы морали, т.е. сложившиеся в обществе правила поведения людей в соответствии с общепринятыми взглядами;

2.обычаи, т.е. правила поведения, вошедшие в привычку в связи с их многократным применением;

3. нормы общественных организаций, содержащиеся в уставах или положениях.

В новейшей юридической литературе в качестве источника права рассматривается нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, в котором содержаться правила, регулирующие взаимоотношения его участников (Федеративный договор, Устав ООН, международная конвенция по вопросам торговли и др.)[3;14-15]

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Правоотношения возникают между людьми, гражданами-предпринимателями, государственными органами, предприятиями, фирмами, кооперативами и иными организациями. Главная особенность правовых отношений – наличие у их участников юридических прав и обязанностей, как правило, взаимосвязанных. Права и обязанности участников правоотношения называются субъективными правами и обязанностями.

Под объектами правоотношений понимается то, на что оно направлено и оказывает определенное воздействие. Поэтому в качестве объекта правоотношения выступает поведение его субъектов, направленное на достижение юридических последствий. Это - одна сторона объекта правоотношения. Другой стороной является понимание объекта как предмета, по поводу которого возникает правоотношение: движимое или недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги и др.[4;36-40]

Для приобретения и осуществления субъективных прав и обязанностей необходимы конкретные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Такие обстоятельства называются юридическими фактами. Указанные обстоятельства могут быть событиями или действиями. Юридические события не зависят от воли и сознания людей. Юридические действия делятся на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия – административные акты государственных органов управления, сделки, в том числе договоры, решения суда и др. Эти действия прямо направлены на установление, изменение или прекращение правоотношений. Неправомерные действия – это правонарушения ( в том числе уголовные преступления) в связи с неисполнением договорного или иного обязательства, совершением недействительной сделки, причинением вреда.

Правонарушение - это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность.

Признаки правонарушения:

Вред для общества. Правонарушение всегда причиняет вред общественным или частным ценностям.

Результатом правонарушения может выступать как фактически причиненный вред, так и реальная угроза его причинения. Большинство правонарушений носят формальный характер, то есть ответственность за их совершение наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.

Противоправность. Само название «правонарушение» свидетельствует, что речь идет о нарушении действующих правовых норм. Составы правонарушений должны быть формально определены, т.е. закреплены в нормах права.

Виновность - это психически-волевое отношение нарушителя к правонарушению и его последствиям. Правонарушение возможно только там, где у субъектов есть возможность выбора поведения, когда они могут поступить по-разному - правомерно или неправомерно, в зависимости от своего сознательно-волевого выбора. То есть у человека должна быть осознанная возможность не совершать правонарушение. Виновность и определяет выбор нарушителем неправомерного поведения. Его индивидуальная воля здесь входит в конфликт с волей законодателя.

Выделяют две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел - это форма вины, при которой нарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал их или сознательно допускал их наступление.

Неосторожность - это форма вины, при которой нарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

В отношении всех правонарушителей действует презумпция невиновности: каждый считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке.

Реальность правонарушения. Юридическая ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. Правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Действие предполагает несоблюдение запретов, а бездействие предполагает неисполнение обязанностей. Ответственность за какие-либо проявления психической деятельности: мысли, чувства, намерения, убеждения или за определенные качества личности: национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи не допускается.

Наказуемость. Не всякое неисполнение обязанности или несоблюдение запрета является правонарушением. Им признается лишь деяние, совершение которого влечет применение установленных законом мер ответственности.

От правонарушения следует отличать казус - объективно-противоправное деяние, содержащее отдельные, но не все признаки правонарушения.

Состав правонарушения - это совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как определенное правонарушение.

Состав правонарушения включает четыре взаимосвязанных компонента, при отсутствии хотя бы одного из которых отсутствует состав правонарушения:

Объект правонарушения - это общественные отношения, которым правонарушением причинён вред. Это различного рода публичные и частные ценности: правопорядок, окружающая природная среда, собственность, права и свободы человека и т.п.

Субъект правонарушения - это деликтоспособный индивид или организация, совершившие правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость, для организации - наличие статуса юридического лица.

Объективная сторона правонарушения - это характеристика противоправного деяния: время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения, размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями. Таким образом, объективная сторона представляет собой единство трех элементов - противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними.

Субъективная сторона правонарушения - это сознательно-волевые признаки правонарушения, основным из которых является вина, а факультативными - мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели - конечный результат, к которому стремился правонарушитель.[6;80-82]

Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения как отрицательные последствия его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

В процессе привлечения к ответственности правонарушитель приобретает специальный правовой статус, включающий ряд ограничений прав и свобод, дополнительные обязанности, юридические гарантии от произвола.

Меры ответственности налагаются с учетом принципов однократности, соразмерности и индивидуализации наказания.

Юридическая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и нарушителем, где у государства в лице уполномоченных органов и должностных лиц возникает право налагать взыскания за совершенное правонарушение, а у нарушителя - обязанность понести определённые лишения в результате наложения этих взысканий. Меры ответственности всегда носят ответный характер и выражают негативную реакцию государства на совершенное правонарушение.

Целями юридической ответственности являются:

· карательно-штрафная, означающая наказание, кару, возмездие;

· превентивно-воспитательная, предполагающая перевоспитание нарушителя, профилактику правонарушений.

Выделяют так называемую частную превенцию, направленную на конкретного правонарушителя, и общую превенцию, направленную на неопределенный круг лиц.

Основаниями юридической ответственности являются необходимые условия привлечения к юридической ответственности:

· нормативное основание - это наличие действующей нормы права, устанавливающей определенное деяние как правонарушение.

· фактическое основание - это фактически совершенное правонарушение;

· процессуальное основание - это вступивший в силу акт уполномоченного государственного органа или должностного лица о привлечении нарушителя к ответственности.

Главная функция юридической ответственности состоит в защите правопорядка.

Признаки юридической ответственности состоят в следующем:

· юридическая ответственность носит исключительно правовой характер, то есть во всех аспектах регулируется материальным правом: общие принципы, составы правонарушений, правовой статус участников, санкции и т.д., и процессуальным правом: порядок привлечения к ответственности;

· юридическая ответственность применяется за нарушение норм всех отраслей права, публично-правовых и частно-правовых. Но связь правонарушения и ответственности не абсолютна, в некоторых ситуациях возможно освобождение от ответственности;

· юридическая ответственность сопровождается публичным осуждением нарушителя и состоит в применении к нему взысканий, закрепленных в санкциях норм права;

· юридическая ответственность применяется как к организациям, так и к физическим лицам. Государственные органы также могут привлекаться к юридической ответственности, прежде всего имущественной;

· юридическая ответственность носит официальный характер, является разновидностью государственного принуждения. Субъектами, привлекающими к ответственности, выступают суды, другие уполномоченные государственные органы и должностные лица;

· привлечение к юридической ответственности носит формализованный характер, всегда происходит в определенных процессуальных формах, судебных или административных.

Виды юридической ответственности:

Уголовная ответственность - применяется за совершение преступлений как наиболее общественно опасных деяний. В Российской Федерации их исчерпывающий перечень определен Уголовным кодексом. Уголовно-правовые взыскания самые жесткие, среди них и исключительная, высшая мера ответственности - смертная казнь. Эти взыскания назначаются только по приговору суда. К уголовной ответственности в России привлекаются лишь физические лица.

Административная ответственность - применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный - административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

Дисциплинарная ответственность - применяется за нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины в рамках линейных отношений «работник - работодатель» или «начальник - подчиненный». В Российской Федерации нормативную базу дисциплинарной ответственности составляет Трудовой кодекс РФ. Таким образом, привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется в порядке служебной подчиненности. Дисциплинарные взыскания могут дополняться восстановительными мерами материального (имущественного) характера.

Гражданско-правовая ответственность - применяется за нарушения гражданско-правовых обязательств - деликтов, посягающие на имущественные или связанные с ними личные неимущественные правоотношения. Данный вид ответственности в Российской Федерации регламентируется Гражданским кодексом. Сфера применения гражданско-правовой ответственности находится в отраслях частного права. Она всегда носит имущественный характер. Главная целью здесь является полное возмещение вреда, причиненного правонарушением. Субъекты, привлекающие к гражданско-правовой ответственности - это суды общей юрисдикции и третейские суды.[1;22-29]

Практическое задание

Норм, относящихся к экономике, в Конституции чрезвычайно много и все они взаимосвязаны между собой тем, что  все в целом направлены на регулирование экономических отношений. К ним относятся: нормы об основных экономических правах: эта статья 34 Конституции, гарантирующая свободу предпринимательства; эта статья 37 Конституция, гарантирующая право на свободный выбор рода деятельности и занятий; эта статьи 35 и 36 о частной собственности, о частной собственности на землю; эта статья 23 о праве на деловую репутацию; это статья о праве на возмещения государственного вреда, о праве на возмещение вреда, причиненного государством, статья 53, а также другие статьи, определяющие экономические права. Но не всегда сам текст Конституции вводит пределы. В некоторых случаях Конституция допускает введение некоторых ограничений путем принятия федеральных законов. В статье 8 Конституции содержатся важнейшие принципы регулирования экономических отношений. Это: 1) принцип единства экономического пространства, 2) принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств,3) принцип поддержки конкуренции, 4) свобода экономической деятельности, 5) принцип равной защиты и равного признания различных форм собственности - государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.

На конституционный принцип свободы экономической деятельности опирается целый ряд норм во Главе 2 Конституции, закрепляющих экономические права. Это: право выбирать род деятельности или занятий (статья 37 Конституции), право на объединение для совместной деятельности (это право гарантировано статьей 34 (часть 1) - "Право на объединение для совместной экономической деятельности"), право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично и совместно с другими лицами - это право, которое предусмотрено статьей 34 Конституции, а также право владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами - статья 36 Конституции, право на защиту от незаконной конкуренции - часть 2 статьи 34.

Нужно сказать, что на данный момент в экономике существуют значительные проблемы в правоприменительной практике. К ним относятся: нарушение трудового законодательства (пытаясь увеличить прибыль предприятия часто пытаются экономить на своих работниках, нарушая при этом многие пункты трудового  кодекса); нарушение авторского права; уклонение от уплаты налогов (теневая экономика); фальсификация отчетности; коррупция чиновников и многое другое.

Правосознание есть необходимая составляющая реформирования России, создания социально ориентированной рыночной экономики с преобладанием в ней предпринимательства. В правовой сфере на его основе переосмысливается наше прошлое, аргументируются отказ от несостоятельных норм и стереотипов и необходимость преемственности накопленного в прошлом положительного опыта, вырабатываются поведенческие модели всего процесса преобразований общества и государства, образцы оптимальной предпринимательской деятельности. Однако практика свидетельствует, что правосознание, к сожалению, не заняло еще предопределенного ему места. Продолжается рост преступности в предпринимательской среде, 60—90% нормативных актов (инструкций и т.п.), которые готовятся федеральными министерствами и ведомствами и предъявляются для регистрации в Министерство юстиции РФ, противоречат действующему законодательству. Судами восстанавливаются на прежнюю работу более половины уволенных по инициативе работодателей. Разрастаются недисциплинированность, необязательность, безнаказанность. В 1998 г. только по инициативе Министерства РФ по антимонопольной политике отменено как противоречащих законодательству около 2000 региональных правовых актов.

Самую большую опасность для правосознания представляет давно укоренившийся в России правовой нигилизм — отрицание права как ценности. Правовой нигилизм лежал в основе немирных социальных революций, сопровождавшихся насильственным сломом государственно-правовых институтов вместо решения назревших проблем путем реформирования общества и государства с помощью права.

Все это наносит существенный урон формированию нового правосознания в возрождающейся России. Низкий уровень правосознания, а тем более правовой нигилизм стали заметным препятствием на пути. дальнейшего цивилизованного реформирования России. Необходимы кардинальные меры по устранению дефектов правосознания и причин, их вызывающих. Правосознанию мало быть простым зеркальным отражением, регистратором, фиксатором окружающей правовой действительности. Его призвание — позитивно критически осваивать отражаемое, вырабатывать рациональные рекомендации по поддержке средствами права прогрессивных социально-экономических и политических процессов и устанавливать непреодолимый заслон всему, что им мешает.

Практика рыночных преобразований свидетельствует о том, что сила и стабильность демократического федеративного государства во многом обуславливается комплексностью и эффективностью правового механизма финансово-экономического взаимодействия (ПМФЭВ), который находится в основе функционирования региональной и местной власти. В формировании такого механизма самое активное участие должны принимать федеральные органы государственной власти. Однако финансово-экономические усилия внутрирегиональных властей, как никогда, нуждаются во взаимной поддержке.

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.

Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

Негативное отношение к государству и неправовым  законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма.

Список литературы

  1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 2006 – 472 с.
  2. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 2001-312с.
  3. Правоведение: Учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г.Крыловой.-М.: Высш.шк., 2003-560 с.
  4. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 2003г.- 228с.
  5. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.
  6. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 2005- 336с.
  7. Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 2009 – 63с.
  8. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.- 320с.
  9. /www.unn.ru/rus/books/stat3.htm – Экономика и право (к проблеме соотношения А.В.Петров)

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+7
Размер: 27.52K
Скачано: 298
Скачать бесплатно
16.12.10 в 19:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе