Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »
Тема: Государство и право в политической и правовой системах общества
Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению
Тип: Контрольная работа | Размер: 35.40K | Скачано: 313 | Добавлен 01.01.13 в 15:36 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Омск 2012
Содержание
1. Понятие и сущность государства 3
2. Основные категории правового регулирования общественных
отношений 12
3. Практическое задание 27
Список литературы 30
Процесс формирования государства начался приблизительно 12-15 тыс. лет назад и длился шесть-восемь тысячелетий. Причём у разных народов на различных географических координатах он не был одинаковым и одновременным.
Особенности возникновения различных государственных систем предопределялись совокупностью природных, экономических, человеческих и общественных факторов. Вопрос о причинах происхождения государства, формах и стадиях этого процесса является сложным и недостаточно изученным.
Существует множество теорий происхождения государства, из них можно выделить:
Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой. Государство не может обходиться без права, которое ему служит, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть вне государства, так как только государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения.
Право – это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.
Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления. Государственная власть является суверенной, то есть верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.[9; 7-8]
Сущность государства выражается, прежде всего, в управленческой природе государства. Суть государства - управленческая деятельность. Государства во все времена выступает как орган, управляющий обществом.
Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть. Это то первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Но государственная власть – это реальная власть, материализованная в специальных государственных учреждениях и власть народа, опосредованная государством и объективированная в правовых нормах. Поэтому сущность государства – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.
Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства.
В итоге функции государства можно поделить на внутренние и внешние.
Внутренние функции можно разделить на:
Внешние функции государства сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений извне.
Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.
На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти.
В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.
В настоящее время в юридической и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления).
Некоторые авторы, например, помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая). При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар).
Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между различными институтами государственной власти по управлению обществом. Эта форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления (Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко).
Поликратическая государственная форма характеризуется демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением властей, системой взаимных сдержек и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных органов местного самоуправления (США, Великобритания, Германия, Япония и др.). [5]
Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая состоит во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:
а)рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б)соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в)необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г)наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона – высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др. [7;15-25]
Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:
Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают.[10; 68-70]
Российская федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.[8; 55-60]
Взаимодействие права и экономики
Взаимодействие права и экономики всегда вызывало повышенный интерес как в науке, так и на практике. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.
Характер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами. Формы и характер влияния права на экономику могут быть положительными и отрицательными; право может стимулировать, поддерживать эффективное экономическое развитие, но может и тормозить его вплоть до разрушения.
Примером правового экономического метода может служить установление правовых запретов, например, на недобросовестную конкуренцию и на установление монополии в отдельных отраслях промышленности.
Право является неотъемлемым элементом в любой социальной системе. Во всех социальных системах право, наряду с традиционными функциями обеспечения общественного порядка и организации обороны страны, решает такие экономические вопросы, как организация денежного обращения, сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских учреждений и др. В рыночной экономике государство и право освобождаются от несвойственных им функций, право обращает внимание на то, без чего не может существовать общество и чего избегает частный сектор. Переход от одной социально-экономической системы к другой, как правило, занимает длительный отрезок времени, подчиняясь объективным закономерностям общественного экономического развития. Особенностью всех экономических реформ в России, а также нынешнего переходного периода является то, что для нее всегда была характерна сильная власть государства в экономике: государство всегда было крупнейшим собственником средств производства и непроизводственных фондов (накануне первой русской революции 38 % всей земельной площади принадлежало государству), крупнейшим инвестором капитала в производственную сферу. В советский период развития эта роль государства была абсолютизирована, и это во многом определяет специфику настоящего момента для российской экономики.[11]
На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т.д.
Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных отношений, т. е. меру свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. [5]
Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы:
1) правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т.е. таких правил, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами.
2) нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты модели поведения человека в обществе. Они разнообразны.
Принято различать два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное – упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Нормативное – упорядочение поведения людей при помощи установленных общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
Появление нормативного регулирования – это первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачок в его развитии.
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества.
Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом. Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные и др.
Каждая правовая норма, будучи «клеточкой» системы права, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру. Структура правовой нормы – это ее внутреннее строение, элементы которого имеют специфическую связь и соотношение. Логически завершенная правовая норма состоит из трех частей: 1) гипотезы; 2) диспозиции и 3) санкции. Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны. Логическая конструкция правовой нормы – это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, призванная регулировать взаимоотношения между субъектами правоотношений. Структуру правовой нормы обычно можно представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Например, в Семейном кодексе Российской Федерации содержится норма: «Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65). В данной статье присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы.
Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Она содержит сведения о фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание, т. е. определяет сферу действия правовой нормы.
Классификацию гипотез можно осуществлять по следующим основаниям (критериям): во-первых, по объему и способам изложения условий реализации правовой нормы и, во-вторых, по степени определенности этих обстоятельств, изложенных в норме права.
Диспозиция – часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу поведения. Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность и функции правовой нормы. Диспозиции в зависимости от степени определенности можно классифицировать на определенные, альтернативные и бланкетные.
Санкция – часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, т. е. это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права. Различаются несколько видов санкций. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные.
В нашем обществе действуют не только нормы права, но и нормы морали, традиции и обычаи делового оборота.
Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права).
Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность. В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права являются:
Чаще всего правовые нормы содержатся в государственных правовых актах. Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором содержатся нормы права, установленные или признанные государством.
Источниками права в Российской Федерации являются: права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.
Конституция Российской Федерации закрепляет основополагающие принципы системы источников правовых норм. Основным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции прав и свобод человека высшей ценностью, а защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2).
Правоотношение — урегулированная нормами права, связь между субъектами правоотношений в виде корреспондирующих прав и обязанностей, обеспеченная принудительной силой государства.
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения (физические лица, юридические лица, государство);
2) объекта правоотношения (материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение);
3) юридического факта и содержания.
Под субъективной стороной правоотношения понимаются мотивы и цели субъекта при вступлении его в правоотношение, а также (в случае, если правоотношение представляет собой нарушение закона) и вина лица.
Мотив – движущая сила человеческого поведения, те или иные факторы, которые влияют на человека и обуславливают его поведение.
Цель – то, чего лицо хочет достичь в результате вступления в правоотношение.
Вина – это психическое отношение лица к совершенному им деянию (под термином «деяние» понимается «действие или бездействие»).
Таким образом, субъективная сторона правоотношения – то, что не существует объективно (мотивы, цели субъектов, а также их вина – как психическое отношение к деянию – существуют лишь в мыслях, желаниях, намерениях данного субъекта).
Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании различных жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий. Эти обстоятельства обычно именуются юридическими фактами. Поскольку юридические факты лежат в основе гражданских правоотношений и влекут за собой их установление, изменение или прекращение, их называют основаниями гражданских правоотношений. Статья 8 Гражданского кодекса содержит общий, не исчерпывающий перечень различных юридических фактов как оснований гражданских правоотношений. При этом гражданские отношения могут возникать, изменяться и прекращаться и на основе иных юридических фактов, которые прямо не предусмотрены действующим законодательством, но не противоречат его общим началам и смыслу.
Несмотря на то, что, в большинстве случаев гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в жизни не исключены ситуации, когда какие-либо отношения имущественного и личного характера оказываются неурегулированными гражданским законодательством. [6]
Законность является политико-юридическим принципом деятельности государства. Строжайшее соблюдение законов – таково требование законности, обращенное ко всем органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, гражданам и их объединениям. И это требование важно исполнять в любых условиях государственной организации общества. Законность означает упрочение правовой основы всей государственной и общественной жизни, что находит свое прямое выражение в повышении роли законности. Статья 15 Конституции Российской Федерации установила, что законность является одним из важнейших правовых принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц.
Законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов возникает вместе с появлением государства и его законов. Практическая реализация законов возможна только тогда, когда в стране действует режим правовой законности. Если законность – это, прежде всего, требование соблюдения всех законов, то режим правовой законности – это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, осуществление юридических прав и обязанностей являются принципом деятельности всех органов государственной власти, должностных лиц, граждан и их объединений.
В юридической литературе существуют самые различные подходы к определению понятия законности. Наиболее значимые из них следующие.
Во-первых, законность – это есть соблюдение, исполнение правовых норм всеми субъектами права. Во-вторых, это требование, принцип соблюдения правовых норм. В-третьих, – метод государственного руководства обществом. В-четвертых, – особый правовой режим общественной жизни. Можно сказать, что это различные стороны законности, характеризующие этот феномен общественной жизни.
Существуют различные уровни законности:
Принципы правовой законности представляют в определенном аспекте отражение объективных закономерностей, свойственных становлению и реализации правоотношений, опосредуемых государством и получивших свое материальное воплощение в соответствующих правовых нормах.
К основным принципам законности относятся:
Важнейшими общими гарантиями законности являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов; демократизм государственного и общественного строя и др.
Важнейшим методом (способом) охраны правопорядка является не принуждение, а разъяснение целесообразности соблюдения законодательства. Общегосударственная целесообразность соблюдения законов ни у кого не может вызывать сомнения. Законность и целесообразность нельзя противопоставлять. Высшая государственная и общественная целесообразность состоит в том, чтобы законы полностью осуществлялись и точно применялись. [5]
Правонарушение - это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность.
Признаки правонарушения:
Вред для общества. Правонарушение всегда причиняет вред общественным или частным ценностям.
Результатом правонарушения может выступать как фактически причиненный вред, так и реальная угроза его причинения. Большинство правонарушений носят формальный характер, то есть ответственность за их совершение наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия.
Противоправность. Само название «правонарушение» свидетельствует, что речь идет о нарушении действующих правовых норм. Составы правонарушений должны быть формально определены, т.е. закреплены в нормах права.
Виновность - это психически-волевое отношение нарушителя к правонарушению и его последствиям. Правонарушение возможно только там, где у субъектов есть возможность выбора поведения, когда они могут поступить по-разному - правомерно или неправомерно, в зависимости от своего сознательно-волевого выбора. Выделяют две формы вины: умысел и неосторожность.
Умысел - это форма вины, при которой нарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его вредные последствия и желал их или сознательно допускал их наступление. Неосторожность - это форма вины, при которой нарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Реальность правонарушения. Юридическая ответственность наступает только за фактически совершенное, то есть объективированное вовне деяние. Правонарушение может выразиться в форме действия или бездействия. Действие предполагает несоблюдение запретов, а бездействие предполагает неисполнение обязанностей. Ответственность за какие-либо проявления психической деятельности: мысли, чувства, намерения, убеждения или за определенные качества личности: национальность, вероисповедание, социальное положение, родственные или дружеские связи не допускается.
Наказуемость. Не всякое неисполнение обязанности или несоблюдение запрета является правонарушением. Им признается лишь деяние, совершение которого влечет применение установленных законом мер ответственности.
Состав правонарушения - это совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние как определенное правонарушение.
Состав правонарушения включает четыре взаимосвязанных компонента, при отсутствии хотя бы одного из которых отсутствует состав правонарушения:
Объект правонарушения - это общественные отношения, которым правонарушением причинён вред. Это различного рода публичные и частные ценности: правопорядок, окружающая природная среда, собственность, права и свободы человека и т.п.
Субъект правонарушения - это деликтоспособный индивид или организация, совершившие правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость, для организации - наличие статуса юридического лица.
Объективная сторона правонарушения - это характеристика противоправного деяния: время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения, размер и характер вредных последствий, причинная связь между деянием и вредными последствиями. Таким образом, объективная сторона представляет собой единство трех элементов - противоправного деяния, вреда и причинной связи между ними.
Субъективная сторона правонарушения - это сознательно-волевые признаки правонарушения, основным из которых является вина, а факультативными - мотивы и цели правонарушителя. Мотивы представляют собой побудительные причины, которыми руководствовался нарушитель, цели - конечный результат, к которому стремился правонарушитель. [10; 80-82]
Юридическая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и нарушителем, где у государства в лице уполномоченных органов и должностных лиц возникает право налагать взыскания за совершенное правонарушение, а у нарушителя - обязанность понести определённые лишения в результате наложения этих взысканий. Меры ответственности всегда носят ответный характер и выражают негативную реакцию государства на совершенное правонарушение.
Основаниями юридической ответственности являются необходимые условия привлечения к юридической ответственности:
Виды юридической ответственности:
Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции.
Экономическая основы конституционного строя представлена в одной статье Конституции РФ (ст. 8), где в обобщенной и сжатой форме закреплены традиционные для государств, осуществляющих переход к новому типу общественных отношений, принципы рыночной экономики. Конституция не содержит специальной главы об экономическом устройстве государства, но существует совокупность конституционных принципов и норм, располагающихся в различных главах. Например, статья 34 Конституции, гарантирующая свободу предпринимательства; статья 37 Конституции, гарантирующая право на свободный выбор рода деятельности и занятий; статьи 35 и 36 о частной собственности, о частной собственности на землю; статья 23 о праве на деловую репутацию; статья о праве на возмещения государственного вреда, о праве на возмещение вреда, причиненного государством.
Воздействие Конституции на экономическую систему осуществляют три группы конституционных норм: 1) нормы, характеризующие экономические основы социального государства; 2) нормы, определяющие основные принципы функционирования экономической системы; 3) нормы, закрепляющие организацию публичного управления экономикой. Положения указанных конституционных норм, развиваются в актах текущего законодательства.
Значение конституционно-правовых норм, регулирующих экономические отношения, определяется необходимостью поддержания баланса между ролью государства в регулировании экономики и свободной реализацией прав, свобод и законных интересов субъектов экономической деятельности.
Содержание конституционных норм, воздействующих на экономические отношения, позволяет сделать вывод о том, что эти нормы не являются однородными и функции их являются различными. Среди конституционных норм, осуществляющих воздействие на экономику, наибольшее значение имеют нормы - принципы.
Полномочия субъектов государственной власти в формулировании и реализации экономической политики.
Субъекты государственной власти |
Полномочия |
Президент РФ |
Обладает правом законодательной инициативы. Даёт указание Правительству РФ по экономическим вопросам. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней политики государства. Через своих представителей в округах осуществляет контроль за содержанием экономической политики в округе. |
Исполнительная власть Правительство РФ Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации |
разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной системы, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной и региональной собственностью разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта |
Законодательная власть |
Принимает законы, обеспечивающие функционирование рыночной экономики |
Судебная власть. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации |
является высшим экономическим судебным органом и осуществляет надзор за судебной деятельностью арбитражных судов РФ. Арбитражный Суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления. Арбитражный Суд разрешает споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус предпринимателя |
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.