Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по правоведению »
Тема: Контрольная работа по Правоведению Вариант 2
Раздел: Бесплатные рефераты по правоведению
Тип: Контрольная работа | Размер: 79.12K | Скачано: 253 | Добавлен 02.03.12 в 11:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Тула 2011
Вариант 2
1. Понятие и сущность государства 3
2. Основные категории правового регулирования общественных отношений 7
3. Практическое задание 13
На основании изучения Конституции РФ, федерального конституционного законодательства раскройте конституционно-правовые нормы экономической деятельности в нашей стране. Изучите полномочия субъектов государственной власти в формулировании и реализации экономической политики. Представьте в форме сравнительной таблицы.
Список литературы 20
Процесс формирования государства начался приблизительно 12-15 тыс. лет назади длился шесть-восемь тысячелетий. Причём у разных народов на различных географических координатах он не был одинаковым и одновременным.
Особенности возникновения различных государственных систем предопределялись совокупностью природных, экономических, человеческих и общественных факторов.
Вопрос о причинах происхождения государства, формах и стадиях этого процесса является сложным и недостаточно изученным. Существует множество теорий происхождения государства, из них можно выделить:
Понятие государства раскрывается через характеристики:
Государство – это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.
Сущность государства выражается, прежде всего, в управленческой природе государства. Суть государства - управленческая деятельность. Государства во все времена выступает как орган, управляющий обществом.
Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть. Это то первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Но государственная власть – это реальная власть, материализованная в специальных государственных учреждениях и власть народа, опосредованная государством и объективированная в правовых нормах. Поэтому сущность государства – это легитимная и обеспеченная соответствующими средствами власть.
Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства. В итоге функции государства можно поделить на внутренние и внешние.
Внутренние функции можно разделить на:
Внешние функции государства сводятся к развитию отношений экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с другими государствами, а также защите страны от нападений извне.
Форма государства (рис.1) - это такой аспект его характеристики, который раскрывает способы организации государственной власти. Традиционно в это понятие включают три элемента: форму правления; форму государственного устройства и политический режим.
Рис.1. Форма государства
Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:
- верховенство закона;
- взаимная ответственность государства и личности;
- разделение властей;
- гарантия прав и свобод личности.
На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т.д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы:
1) правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т.е. таких правил, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами.
2) нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты модели поведения человека в обществе. Они разнообразны.
Принято различать два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное - упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Нормативное - упорядочение поведения людей при помощи установленных общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
Появление нормативного регулирования - первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачок в его развитии.
Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные и др. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.
Правовые нормы – это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.
Правовое регулирование – это воздействие на общественные отношения, поведение людей с помощью юридических норм и других правовых средств. Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех санкционированное законом или иным нормативным актом.
Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, обеспеченные принудительной силой государства и отраженные в источники права.
Признаки правовой нормы:
1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.
2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других.
3. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.
5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.
6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.
Правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты (рис.2). Законы принимаются законодательным органом государства или народом в результате референдума и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты – это правотвореческие акты компетентных органов.
Нормы бывают императивные (от правил которых нельзя отступать) и диспозитивные (которые могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон).
Структура правовой нормы:
Рис.2. Виды нормативных актов
Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений — отрасль права.
Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются:
Правоотношение — урегулированная нормами права связь между субъектами правоотношений в виде корреспондирующих прав и обязанностей, обеспеченная принудительной силой государства.
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения (физические лица, юридические лица, государство);
2) объекта правоотношения (материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение);
3) юридического факта и содержания.
Под субъективной стороной правоотношения понимаются мотивы и цели субъекта при вступлении его в правоотношение, а также (в случае, если правоотношение представляет собой нарушение закона) и вина лица.
Мотив – движущая сила человеческого поведения, те или иные факторы, которые влияют на человека и обуславливают его поведение.
Цель – то, чего лицо хочет достичь в результате вступления в правоотношение.
Вина – это психическое отношение лица к совершенному им деянию (под термином «деяние» понимается «действие или бездействие»). Вина выступает в двух основных формах: умысел и неосторожность. Очевидно, что за умышленное правонарушение к нарушителю будут применены более серьезные меры ответственности, чем за совершение неосторожного правонарушения.
Таким образом, субъективная сторона правоотношения – то, что не существует объективно (мотивы, цели субъектов, а также их вина – как психическое отношение к деянию – существуют лишь в мыслях, желаниях, намерениях данного субъекта).
С помощью анализа субъективной стороны можно выяснить, каковы же истинные мотивы, цели субъекта при вступлении в данное правоотношение и, следовательно, можно понять, правильно ли квалифицировано само правоотношение либо оно по своей сути не соответствует декларированным целям.
На основании изучения Конституции РФ, федерального конституционного законодательства раскройте конституционно-правовые нормы экономической деятельности в нашей стране. Изучите полномочия субъектов государственной власти в формулировании и реализации экономической политики. Представьте в форме сравнительной таблицы.
Государственное управление экономикой — это управление промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, финансами и некоторыми другими отношениями, примыкающими по ряду вопросов к экономике (например, экология). Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства, продукции.
В соответствии со ст.8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Правительство Российской Федерации:
Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является, юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.
Конституция Российской Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах – частной, государственной, муниципальной и др.
В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, – указывается в ст. 8 Конституции, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.
Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства (например, министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, финансов) и ведомства (Государственный комитет по рыболовству, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Российское агентство по патентам и товарным знакам, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности и др.).
Органы федерального центрального отраслевого управления — министерства и ведомства. Они занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере, иногда независимо от подчиненности (например, устанавливают правила производства некоторых товаров, нормы труда).
Органы субъектов Федерации (законодательные органы, главы администраций, правительства), министерства, департаменты, другие отраслевые органы выполняют приблизительно те же задачи по управлению экономикой, что и соответствующие федеральные органы, но в рамках субъекта. Они действуют в соответствии с законами Федерации (если законы приняты по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов) или самостоятельно (если определенные вопросы экономического регулирования отнесены к исключительному ведению субъектов).
Законодательные органы субъекта Российской Федерации могут осуществлять законотворчество в сфере экономического и социально-культурного строительства – определяют внутреннюю политику субъекта федерации, порядок экономической деятельности, сбора налогов и распоряжения собственностью, вопросы социальной политики и культурной жизни.
Так, в соответствии со статьей 18 Устава Тульской области областная Дума принимает законы [3]:
1) утверждается бюджет области и отчет о его исполнении, представленные губернатором области;
1-1) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об их исполнении;
2) утверждаются программы социально - экономического развития области, представленные губернатором области;
3) устанавливаются и вводятся в действие, изменяются и отменяются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания, устанавливаются льготы по налогам и сборам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
4) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм;
5) утверждается заключение и расторжение договоров и соглашений, подписанных от имени области;
6) устанавливается порядок назначения и проведения референдума области и порядок подготовки и проведения местных референдумов;
7) устанавливается порядок проведения выборов в областную Думу;
8) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области;
9) устанавливается административно - территориальное устройство области и порядок его изменения;
10) устанавливается порядок решения вопросов муниципального устройства области;
11) устанавливается административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за неисполнение законов и иных нормативных правовых актов области;
12) учреждаются награды, почетные звания и премии области, а также устанавливается порядок присвоения почетных званий и награждения наградами и премиями области;
13) определяется порядок привлечения областью заемных средств, а также обслуживания и погашения внутренних и внешних долгов области;
14) устанавливается в соответствии с федеральным законодательством порядок охраны и использования расположенных на территории области объектов, имеющих историческую, культурную, научную, оздоровительную ценность;
15) устанавливается порядок распоряжения и пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в собственности либо ведении области;
16) устанавливается порядок согласования вопросов размещения объектов на территории области;
17) устанавливается система исполнительных органов государственной власти области;
18) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами области к ведению и полномочиям области.
Высший орган исполнительной власти субъекта федерации решает вопросы государственного управления, не отнесенные к ведению законодательного (представительного) органа и высшего должностного лица. Так, Администрация Тульской области по статье 34 Устава Тульской области [3]:
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
2) разрабатывает проект бюджета области, а также проекты программ социально-экономического развития области, предусматривающие финансирование из бюджета области;
3) обеспечивает исполнение бюджета области, готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области;
4) формирует иные органы исполнительной власти области;
5) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5.1) утверждает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативы потребления коммунальных услуг;
6) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации и области изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе по указанным основаниям обратиться в суд;
8) обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти с областной Думой;
9) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом области и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
Действие федеральных судов на территории субъектов федерации, как правило, обозначено в их конституциях и уставах, хотя не все суды перечислены в этих документах. Так, в Тульской области судебная власть осуществляется Тульским областным судом, районными, городскими судами, военными судами, мировыми судьями, Арбитражным судом Тульской области, Уставным судом Тульской области [3].
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.