Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Происхождение искусства и его основные функции
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 13.88K | Скачано: 368 | Добавлен 07.12.10 в 16:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Оглавление
Введение 1
1. Происхождение искусства и его основные функции 2
2. Основные категории и социальное содержание искусства 6
3. Существует ли прогресс в искусстве 7
Заключение 9
Литература 10
Введение
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.
Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.
В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.
Цель данной контрольной работы: рассмотреть искусство как особый вид духовного производства.
Задачи: Рассказать о происхождении искусства и его основных функциях. Раскрыть содержание понятия «эстетическое» и его особенности. Рассказать о прогрессе в искусстве.
Происхождение искусства и его основные функции
Важнейшим видом духовного производства является искусство. Существует народное искусство — народные песни, танцы, музыка и т. д. и профессиональное искусство — творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) в области эстетического освоения мира. [3, 472]
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Искусство – это неотъемлемая часть жизни людей, которая сопровождает человечество с древнейших времён. Наряду с религией и наукой, оно является одним из способов познания человеком мира и самого себя.
Искусство относится к чувственному способу изучения и отражения действительности. Это часть духовной культуры общества, которая тесно связана с моралью, эстетикой, духовными ценностями; форма общественного сознания[1]
В искусстве проявляются творческие способности человека, его эстетическое сознание. Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеалы, - формируется в процессе эстетической деятельности
Во все времена искусство доставляло человеку удовольствие и обогащало его внутренний мир. Особенностью искусства является возможность создания новой реальности, которая отражала бы не реальный мир, а желаемый. Таким образом, искусство – это целый мир, существующий параллельно с реальным, в котором находит отражение эстетическое сознание человека.
Возникновение искусства относится к истории первобытного общества.
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Найдены были фигурки, изображающие женскую фигуру, так называемые «палеолитические Венеры». Также к эпохе палеолита относятся произведения пещерной живописи. Самые прекрасные из них были созданы примерно двадцать - десять тысяч лет назад. Пещерные росписи сохранили облик мамонтов и пещерных медведей, быков, лошадей, северных оленей.
К эпохе бронзы относятся своеобразные огромного размера сооружения, получившие название менгиров. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Таким образом, изобразительное искусство и скульптура считаются первыми появившимися жанрами искусства.
Другие жанры искусства возникли, вероятно, чуть позже. Уже во времена существования древнейших государств было развито музыкальное искусство, танцы. Огромной популярностью пользовалось театральное искусство (например, в Древней Греции).
В настоящее время жанров искусства насчитывается намного больше:
· художественная литература
· архитектура
· декоративное искусство
· живопись
· графика
· музыка
· хореография
· театр
· искусство фотографии
· кино
· телевидение
· эстрада
· цирк
Искусство пронизывает все сферы жизни общества. Оно имеет ряд функций:
1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.
2. Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение). Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромна. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.
3. Функция предвосхищения ("кассандровское начало", или искусство как предсказание).
4. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.
5. Воспитательная функция. (Искусство как катарсис; формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.
6. Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.
7. Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства. Только оно может:
- формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.
- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.
8. Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.
Основные категории и социальное содержание искусства
Роль искусства в жизни трудно переоценить. Оно сопровождает человечество во все времена и во всех ситуациях. Оно, как параллельная реальность, существующая одновременно с обыкновенным миром. Искусство неразрывно связано со всеми процессами, происходящими в обществе. Ни одно переустройство общественных порядков не обходилось без его активной помощи. Искусство является и их отражением, и их восприятием, и их причиной. Таким образом, оно является существенной частью общественного сознания.
Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни человека осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия “добро” или “зло”, “прекрасное” или “безобразное”, “праведное” или “неправедное” могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные. Все эти понятия, как ценности, формируются с помощью искусства. Каждый человек придает ценностям различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе.
Искусство обеспечивает также преемственность культуры, в созидании которой участвуют многие поколения людей. Это важнейший творческий процесс. С помощью искусства накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.
Эстетическое сознание формируется на протяжении длительного времени. Да и сама история эстетики насчитывает много веков.
Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты. Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы эстетики.
В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.
Существует ли прогресс в искусстве?
Слово «прогресс» подразумевает движение вперёд, совершенствование. Идея прогресса в искусстве имеет двойственный характер. С одной стороны, искусство всегда находится в движении, всегда меняется. С другой – сложно назвать эти изменения «движением вперёд». О явном прогрессе в искусстве нельзя говорить, как о прогрессе в науке.
Из истории искусства мы узнаём, что оно возникло в глубокой древности, и сопровождает человечество до сих пор. В разные эпохи искусство культивировало разные стороны человеческой жизни, создавало разные ценности, культы, охватывало разное количество социальных групп. Когда-то оно не считалось общедоступным, а потом породило массовую культуру. Исходя из этих фактов можно сказать, что искусство менялось и развивалось, но эти перемены нельзя назвать прогрессом в его обычном понимании. Прогресс искусства – это эволюция творчества.
Большой загадкой в истории искусств остаётся феномен гения – человека, который в своих произведениях «опережает время», создаёт нечто принципиально новое, не существующее ранее. История гениев чаще всего трагична. Дело в том, что в обществе слишком медленно формируется эстетическая зрелость. Для того чтобы воспринять что-то новое, поверить в него и принять его, человечеству требуются многие годы. Искусству приходится убеждать, доказывать, повторяться.
Искусство в современном мире насчитывает более десятка различных жанров, оно продолжает развиваться. В своей основе оно становится более символическим, интеллектуальным.
С одной стороны, искусство стремится к тому, чтобы стать доступным и понятным всем людям, с другой – остаётся чем-то возвышенным, доступным лишь для избранных.
В России сейчас происходит расцвет некоторых видов искусства. Например, музыкальное искусство, искусство фотографии, кино, телевидения, танца находит множество приверженцев и имеет бешеную популярность. Возникает большой интерес к архитектуре. На подъёме находится искусство дизайна помещений, ландшафта, аранжировки. В основном деятелями искусства становятся молодые люди. Но популярность приобретают чаще всего те жанры, которые обеспечивают его создателя материально.
Заключение
В ходе данной контрольной работы я попыталась рассказать об искусстве как особом виде духовного производства. Искусство сопровождает человечество с древнейших времен и имеет следующие функции: общественно-преобразующая, познавательно-эвристическая, предвосхищения, информационная и коммуникативная, воспитательная, внушающая, эстетическая, геданестическая.
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта. В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений искусства. Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека.
Искусство в современном мире насчитывает более десятка различных жанров, оно продолжает развиваться. В своей основе оно становится более символическим, интеллектуальным. Прогресс искусства – это эволюция творчества
Литература
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М., 2003.
2. Борев Ю. Эстетика - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975.- 399с
3. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко
В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.
М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 580.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп
– М.: Республика, 2001. – 719 с.
5. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений.- М.: Феникс. 1995. - 653 с
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.