Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Искусство как особый вид духовного производства

Искусство как особый вид духовного производства [11.11.13]

Тема: Искусство как особый вид духовного производства

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.15K | Скачано: 301 | Добавлен 11.11.13 в 15:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2012


Содержание:
Введение. 3
Происхождение искусства. 4
Основные функции искусства. 6
Основные категории искусства. 8
Социальное содержание искусства. 9
Существует ли прогресс в искусстве. 11
Заключение. 17
Литература. 19

Введение.

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства  - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

Происхождение искусства.

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии - "человек был создан Богом по его образу и подобию". Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным: "Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, - солнце, звезды, дикие животные и деревья - и стимулирует простейшие, но сильные эмоции - страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму". 

Вторая теория возникновения искусства - эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов - пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны - гименеи, погребальные причитания - орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом, c помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.

Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии - искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве: "В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы". 

Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона "искусством" называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Основные функции искусства.

Каждый культурный человек стремится использовать свой досуг для того, чтобы прочитать книгу, пойти в кино или театр, послушать музыку. Почему же именно искусству отдаем мы свой досуг? Не потому ли, что оно дает нам возможность получить эстетическое наслаждение?

Однако ни нарочитая назидательность, ни пустое развлекательство не способны доставить нам подлинного, глубокого эстетического наслаждения. Его мы испытываем лишь при восприятии тех произведений, содержание которых идейно значительно и вместе с тем художественно. В этом случае от произведения искусства мы получаем такие познания и впечатления, которые обогащают наш собственный духовный мир, нашу человеческую личность. А эти впечатления необычайно многообразны и многоплановы. Их совокупность мы называем эстетическим переживанием.

Эстетическое переживание — явление сложное по своей природе. Во-первых, сложен сам его предмет, т. е. художественное произведение, воспринимаемое человеком. В нем отражается целый ряд явлений: правдивые картины человеческой жизни, нравственность и психология личности определенной эпохи, разные моменты идеологического порядка (идеи, представления, идеалы и т. д.). Бесполезно было бы, например, пытаться выделить какое-либо одно чувство, рождающееся при восприятии подлинно художественного творения.

Во-вторых, впечатления от произведения рождаются в сознании, в воображении человека. Поэтому эстетическое переживание связано с идейными, нравственными, психологическими ассоциациями, обусловленными жизненным опытом человека. Все это обогащает воспринимаемый художественный образ, дополняет или дорисовывает его, подтверждает или опровергает мысль художника, выраженную в нем. Эстетическое переживание зависит не только от характера произведения, но и от человека, его воспринимающего. С этим связана огромная эмоциональная убедительность и «заразительность» искусства, его способность потрясти человека, переубедить его, если он занимает неверную позицию, заставить его рассмеяться или заплакать, поверить в то, что рассказывает художник, верный принципу художественной правды.     Целостное восприятие и воздействие искусства обусловлены жизненностью художественных образов, воспринимаемых человеком как конкретные явления (будь это реальные предметы или переживания). Искусство воздействует всем своим содержанием на все способности человека. И только в теории мы можем и должны выделить разные способы, формы этого воздействия. Это помогает нам глубже, всесторонне понять эстетическую потребность человека в искусстве социально богатом, неизмеримо более содержательном, чем простое развлечение.

Искусство открывает путь к знанию о прошлом народов, об их быте и нравах, об общественных порядках, которые для нас являются давно пройденной историей, о национальных героях. По произведениям Пушкина, Руставели, Толстого, Шевченко, Репина, Сурикова, Мусоргского, Чайковского и других великих художников нашей Родины мы познаем историю и людей страны. Кинематограф переносит нас в отдаленнейшие страны, города и села, знакомит с пейзажами и архитектурными памятниками, а главное — с людьми. Чувства и мысли, характеры и поступки человека, решения жизненных проблем, а также многое другое открывает нам искусство. Оно, следовательно, имеет громадное познавательное значение. Противоречит ли это значение искусства его эстетическому воздействию на человека? Конечно, нет! Эстетическое наслаждение включает в себя радость открытия, обогащения сознания новыми впечатлениями. Поэтому механическое повторение старых, избитых сюжетов и образов в отдельных произведениях никогда не вызывает активного интереса в массах народа. Итак, функции искусства состоят в следующем:

- Пробуждает в человеке художника;

- Воспитывает способность находить внутреннюю гармонию предметов и явлений;

- Учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам;

- Формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире;

- Удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его.

Основные категории искусства.

Искусство, в отличие от других видов ду­ховного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит су­щественные и порой скрытые стороны действительности, одна­ко пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Это, соб­ственно, и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искус­ства как способа освоения мира. К ним обычно относят:

● художественные образы, символы как главные средства вос­произведения эстетической реальности;

● «перевернутый» способ обобщения - общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный ге­рой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновремен­но и общий тип, характер);

● признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии;

●ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.

Эти особенности свидетельствуют об известной самостоя­тельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.

Социальное содержание искусства.

Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

Отношения общества и человека к миру оцениваются в искусстве с позиции основных эстетических категорий «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического». В своей эстетической оценке действительности искусство исходит из определенного эстетического идеала, хотя сам по себе он может осознаваться или не осознаваться. В основе этого идеала лежит понимание прекрасного и производных от него других эстетических категорий. Это не означает, что прекрасное должно быть обязательным, и тем более единственным объектом искусства. Прекрасное выступает – в этом специфическое отличие искусства от всех других форм общественного сознания, – принципиальным и основополагающим критерием в оценке отражаемой и преображаемой жизни. Эстетический подход отличает искусство и от религии, которая, как и искусство, также является особым типом духовно-практического освоения мира. Но в основе религии лежит не эстетика, а вера в священное, в сверхъестественное, в Бога. В то же время нравственная ориентированность религии была и остается причиной тесной связи искусства с религией на всем протяжении его исторического развития.              

Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве раздвигаются. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.

Все сказанное делает искусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функция искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.

Осознание общественной роли искусства, понимание его как средства социального воспитания можно встретить уже у античных авторов (Платон, Аристотель), в древней эстетике Востока (Конфуций). Если средневековые философы выдвигали на первый план религиозность искусства, то мыслители эпохи Возрождения подчеркивали роль искусства во всестороннем и свободном развитии личности (Кампанелла). Представители Просвещения подчеркнули нравственно-воспитательную (Шефтсбери) и общественно-мобилизующую (Дидро) функции искусства. Представители классической немецкой эстетики (Гете, Шиллер, Гегель) трактовали искусство как «образ свободы», как активную общественную силу в борьбе за освобождение человека. Говоря словами Гете, пафос искусства в том, чтобы считать достойным звания человека лишь того, кто «каждый день идет на бой». Русские революционные мыслители видели в искусстве «учебник жизни» и высоко ценили его функцию быть «приговором» явлениям действительности.

Существует ли прогресс в искусстве.

Весьма своеобразный характер имеет способ развития искусства. Ведь его прогрессивная направленность далеко не само­очевидна. Прямое наложение любой схемы исторического про­гресса на историю искусств порождает лишь недоумение: неуже­ли современная музыка «прогрессивнее» классической, живо­пись затмила живопись эпохи Возрождения, а литература пре­взошла гениев прошлого столетия (эпохи неразвитого капита­лизма)? Любопытно, что подобные сравнения почему-то неред­ко бывают в пользу минувшего.

Но, разумеется, сама постановка проблемы эстетического прогресса в таком виде не во всем корректна. Природу художе­ственного гения, положим, во все времена можно считать оди­наковой. Но эстетическая зрелость общества - разная. Взрослые восхищаются наивной прелестью детей, но сами быть такими они уже не могут. В соответствии со своим историческим «возрастом» в разные эпохи искусство культивирует разные сто­роны человеческой жизни.

Например, общепризнанно искусство античных скульпторов. Но можете ли вы припомнить какое-нибудь конкретное живое лицо бесчисленных афродит, аполлонов, афин и прочих небо­жителей? Сделать это неспециалисту в искусствоведении очень трудно. И не потому, что они портретно схожи, физиономии-то олимпийцев как раз разные. Но они потрясающе похожи в сво­ей «безликости», «лица необщим выраженьем» совершенно не отмечены. Искусство еще не осознало, как следует интеллекту­альной мощи человечества и любуется главным образом физичес­ким совершенством человека, красотой его тела, грацией поз, динамикой движения и т.д. Вот и запечатлеваются в нашей памя­ти многочисленные обнаженные торсы, руки-ноги, изящные из­гибы тел и ... все. При всем уважении к античным шедеврам никто не спешит заполнять их копиями наши площади и интерьеры. Эпоха - не та. И эстетические требования соответственно другие.

Ныне своим основным достоинством и гордостью челове­чество признало все-таки свой интеллект. Мощь и безгранич­ные возможности разума человеческого стали доминантой, цен­тром  эстетического освоения мира. Поэтому современное ис­кусство стало в основе своей интеллектуальным, символиче­ским, абстрактным. И другим сегодня оно быть не может.

На протяжении веков постоянно нарастают сложность ис­кусства, его жанровая и видовая дифференцированность, глуби­на эстетического постижения мира. При этом конечно, эстети­ческие ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность.             

Как уже отмечалось, сама возможность появления искус­ства как сферы профессиональной деятельности связана с воз­никновением классовой дифференциации общества. Связь эта сохраняется и в дальнейшем, накладывая определенный отпеча­ток на ход развития искусства. Однако ее не следует трактовать прямолинейно, как наличие разных типов искусства: пролетар­ского и буржуазного, помещичьего и крестьянского и т.п. Точ­нее сказать, искусство всегда тяготеет к верхним, господствую­щим слоям общества. Будучи зависимо от них в материальном плане, оно невольно настраивается на волну интересов приви­легированных слоев общества и обслуживает эти интересы, вы­давая их за всеобщие, общечеловеческие.       Проблема классовости в искусстве в конечном счете сводится к недоступности для широких масс народа, во-первых, потребления, а во-вторых, производства, создания произведений высо­кого искусства. В современном мире проблема эта (по крайней мере в первой ее части) в основном решается чисто технически: развитием средств массовой информации и коммуникации, де­лающих хотя бы потребление достижений искусства доступным практически всем, было бы желание. Однако при этом проблема «оторванности» искусства от народа поворачивается другой гра­нью. Возникает достаточно резкое противопоставление, с одной стороны, искусства элитарного, «высокого», требующего для своего восприятия особой эстетической подготовленности, а с другой - искусства массового, общедоступного, эстетически не­притязательного.

Другим интересным аспектом рассматриваемой темы яв­ляется проблема соотношения общечеловеческих начал в искусстве и его национальных особенностей. В сравнении с другими видами духовного производства (наукой, религией) национальный мо­мент в искусстве более весом. Ибо оно сильнее зависит от на­ционального языка, характера, этнографических особенностей и т.д. Поэма, переведенная на другой язык, превращается, по сути, в другое произведение; характерный танец, оторванный от местных условий и традиций, выглядит зачастую нелепо; вос­точные мелодии нередко кажутся западному жителю заунывны­ми и пр. В то же время нельзя не видеть и обратных примеров: Шекспир ведь, что называется, и в Африке Шекспир, а гений Льва Толстого или Федора Достоевского созвучен всему миру.

Нетрудно также увидеть, что, как бы ни были значимы на­циональные особенности искусства, его интернационализация, подкрепленная мощной технической базой современных средств коммуникации, представляет ныне господствующую тенденцию. Однако национальные черты искусства различных народов не исчезают полностью, да и не моryт исчезнуть. Современная цивилизация несет с собой сильнейшую тягу к унификации всего и вся. Но она же порождает и контртенден­цию: все хотят быть цивилизованными, но не хотят быть одина­ковыми.

Будучи одним из видов освоения действительности, искусст­во не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета ма­териальной и духовной культур часто не совпадают. Причиной тому является не только специфика материального и духовного производства, но и своеобразный «принцип сохранения» чело­веческой энергии: если активность человека в материальной сфере каким-либо образом стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непроизвольно перемещается, переливается в сферу духа, вызывая к жизни новые науки, утопии, идеологии и т.д. Искус­ство также проявляет большую активность в предкризисные, переломные исторические эпохи, когда обнажаются, становятся явными их основные противоречия, и соответственно резко воз­растает поисковая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.

Одной из самых наглядных иллюстраций этому тезису служит история искусства конца XIX - начала ХХ вв., зафикси­ровавшая рождение такого своеобразного эстетического явле­ния, как модернизм. Все без исключения виды и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние стиля «модерн», за несколько десятилетий буквально сокрушившего вековые эстетические стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в «дегуманизации искусства». И с ним, право, трудно не согласиться.

Ход рассуждений философа приблизительно таков. Вплоть до конца XIX столетия эстетическое удовольствие большинство людей получало от создаваемой произведениями искусства ил­люзии жизненности, достоверности воспроизводимых реалий. В пьесах и романах привлекали перипетии человеческих судеб, в живописи - узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи вос­принимались как чудные места для собственных прогулок, а ювелирные или другие художественные изделия - лишь как вещи, которыми неплохо бы попользоваться самим (хотя бы и в воображении). Однако реализм в искусстве лишь отчасти явля­ется собственно искусством, ведь для него не нужна особая ху­дожественная восприимчивость. Ну чем, к примеру, отличается любая житейская история, рассказанная нам случайным попут­чиком в вагоне поезда, от тысячи аналогичных историй, пред­ставленных на сцене или экране? Радоваться или сопереживать героям этих историй - вовсе не значит получать эстетическое наслаждение. Это всего лишь механический отклик.

«Новое искусство» (ХХ в.) стремится к тому, чтобы его про­изведения были лишь произведениями искусства и ничем боль­ше. Создать нечто такое, что не копировало бы натуры, но об­ладало бы при этом определенным содержанием  - предполагает дар более высокий, который только и заслуживает названия художнического. Таким образом, новизна стиля «модерн»  за­ключалась в дистанцировании от реальности, в изгнании из искусства непосредственности чувств, т. е. всего живого, человече­ского, гуманизированного. Искусство стало «бесчеловечным», дегуманизированным, отвлеченным, холодным и ироничным.

Дегуманизация искусства как основa его художественных приемов принесла немало эстетических открытий и приобрете­ний, paвно как и потерь. Но с философских позиций важным представляется то, что процесс дегуманизации искусства конца XIX - начала ХХ вв. был своеобразным пророчеством, художе­ственным проектом возможного развития исторических собы­тий, этакой «пробой пера» обеспокоенного духа.

ХХ в., наверное, войдет в  историю как эпоха борьбы с тота­литаризмом и авторитаризмом, весьма бесчеловечными полити­ческими режимами. Но даже и в развитых демократиях самой спокойной части мира технократический стиль жизни и мышле­ния таит в себе далеко еще не проявленную угрозу человечно­сти. Подобные примеры можно множить. Но суть их очевидна: дегуманизация всей общественной жизни - одна из отличи­тельных черт истории нашего столетия. Искусство увидело эту тенденцию первым, раньше других форм духа - науки, религии, морали. Оно же стало и одной из первых ее жертв.

Дегуманизация общества вообще и тоталитаризм полити­ческой жизни в частности породили в середине нашего века со­вершенно уникальное явление - тоталитарное искусство. Уни­кальность его заключается в том, что свое предназначение как тоталитарного искусства оно не рождает само, логикой своего саморазвития, а получает извне - из политической сферы. В этом случае искусство теряет свою эстетическую природу, ста­новится средством осуществления чуждых ему политических це­лей, инструментом в руках государства.

Тоталитарное искусство подрывает фундамент своего суще­ствования, во-первых, тем, что подавляет, гасит разнообразие художественных стилей, приемов, форм, которое есть необходи­мое условие всякой жизненности вообще, в том числе и эстети­ческой. А во-вторых, тем, что навязывает искусству в качестве главной роль идеологического воспитателя, который, правда, сам еще должен быть идеологически воспитан. Однако любое постороннее (нехудожественное) ограничение свободы искусства в выборе своего предмета, равно как и средств и методов его освоения, неизбежно ведет к его оскудению и потере при­влекательности. Искусство, как и любой другой вид духовного производства, нельзя подчинять чуждым ему целям. Оно, кроме прочего, должно работать и «на себя». Только тогда-то оно и способно быть настоящим воспитателем.

Современное российское искусство потихоньку выбирается из своей тоталитарной оболочки. К сожалению, оно попадает «из огня да в полымя», чему виной кризисное состояние нашего общества и стремление политических сил использовать искусст­во в своих целях. Искусство активизируется в предкризисные эпохи. В лихие же года самих кризисов и социальных катастроф ему плохо. До него просто никому нет дела. Общество занято спасением материальных основ своего существования. Но ис­кусство непременно выживет: слишком велика и ответственна его социальная роль. И остается только надеяться, что после­дующее развитие искусства будет естественно и органично. Только при этом условии у него есть будущее.

Заключение.

Важнейшим видом духовного производства является искyccтвo. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов - худож­ников, поэтов, музыкантов, т. е. специалистов в области эстетического освоения мира.

Искусство выполняет множество практиче­ски полезных функций - разведывательную (проб и ошибок), познавательную, воспитательную, аксиологическую, мемориальную и т.д. Но все же главная функция искусства - эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять чело­веку эстетическое удовлетворение и наслаждение.

Искусство имеет ряд особенностей, которые свидетельствуют об известной самостоя­тельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.

Своеобразный характер имеет способ развития искусства. Ведь его прогрессивная направленность далеко не само­очевидна. На протяжении веков постоянно нарастают сложность ис­кусства, его жанровая и видовая дифференцированность, глуби­на эстетического постижения мира. При этом, конечно, эстети­ческие ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность.

Ныне своим основным достоинством и гордостью челове­чество признало все-таки свой интеллект. Мощь и безгранич­ные возможности разума человеческого стали доминантой, цен­тром и эстетического освоения мира. Поэтому современное ис­кусство стало в основе своей интеллектуальным, символиче­ским, абстрактным. И другим сегодня оно быть не может.

Литература.

1. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М.: Мысль, 2001.

2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М.: Наука, 2000.

3. Философия. Курс лекций/ Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – М.: Мысль, 2001.

4. Философия: Учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. Философия.  В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-  ДАНА, 2003. С. 390-396. 

6. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2. С. 200-206.

7. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с  фр. -   М.: Политиздат, 1990 - 415 с.

8. Философский словарь   / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с. 

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 24.15K
Скачано: 301
Скачать бесплатно
11.11.13 в 15:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе