Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Искусство как особый вид духовного производства

Искусство как особый вид духовного производства [24.11.10]

Тема: Искусство как особый вид духовного производства

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.71K | Скачано: 378 | Добавлен 24.11.10 в 17:10 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Брянск 2008


Содержание:
1. Введение 2
2. Происхождение искусства и его основные функции 4
3. Основные категории и социальное содержание искусства 9
4. Существует ли прогресс в искусстве 10
5. Заключение 18
6. Литература 19

Введение:

Искусство – творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура).

Искусство – первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения войны). В общепринятом специальном смысле – обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений – произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой – от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.

Разнообразие явлений и событий действительности, а также различие способов их отражения в художественных произведениях вызвали к жизни различные виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме – в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

Искусство появилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью. Свою связь с материальной, производственной деятельностью, хотя и более опосредствованную, оно сохранило и по сей день.

В процессе труда у людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

Происхождение искусства и его основные функции

Важнейшим видом духовного производства является искyccтвo. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов - худож­ников, поэтов, музыкантов, т. е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в кате­гории «эстетическое».

Эстетическое не является исключительной прерогативой ис­кусства. Оно составляет одну из общих характеристик самого со­циального бытия и как бы «разлито» во всей социальной реально­сти. Эстетическим, т. е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, лю­бые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности - трудовые, спортив­ные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая по­рождает у него специфические чувства и мысли.

Объективной основой возникновения эстетического явля­ются, очевидно, некие фундаментальные закономерности бытия, проявляющиеся в отношениях меры, гармонии, симметрии, цело­стности, целесообразности и т.д. Конкретно-чувственная, нагляд­ная форма этих отношений в объективном мире порождает свое­образный резонанс в душе человека, который и сам есть частица этого мира, и следовательно, тоже причастен к общей гармонии Вселенной. Настраивая свой предметный и душевный мир в уни­сон с действием этих универсальных отношений бытия, человек и получает специфические переживания, которые мы называем эстетическими. Справедливости ради, следует заметить, что в эсте­тике существует и другой взгляд на природу эстетического, отри­цающий его объективность и выводящий все формы эстетиче­ского исключительно из человеческого сознания.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде че­ловеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, спорте, игре) эстетическая сторона является подчинен­ной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и само­стоятельное значение.

Искусство как «чистая» эстетическая деятельность есть не что иное, как обособившаяся сторона практической деятельно­сти людей. Искусство «вырастает» из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специа­лизированный вид деятельности оно появляется лишь в антич­ности. Да и в эту эпоху собственно эстетическое содержание деятельности далеко не сразу становится обособленным от ути­литарного или познавательного. В доклассовый же период исто­рии то, что обычно называют первобытным искусством, искус­ством в собственном смысле этого слова не являлось. Наскаль­ные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь неэстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции совмест­ных действий и Т.д. Прямого воздействия на успех первобытного человека в борьбе с внешним миром они, надо думать, не ока­зывали, зато их косвенное влияние на это несомненно.

Искусство, как и другие виды духовного производства, соз­дает свой особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека. Причем первый обладает такой же целостностью, как и второй. Стихии природы, общест­венные установления, душевные страсти, логика мышления ­все подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир художественного вымысла, кото­рый порой бывает убедительнее самой реальности.

В чем же заключается смысл создания мира искусства? За­чем он нужен человечеству?

Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна.

● Идеальный мир искусства есть своеобразный испыта­тельный полигон для многочисленных человеческих устремле­ний, желаний, страстей и т.д. Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с художественными обра­зами, символами - сколько душе угодно. Только художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно про­игрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыс­лимые побуждения человека. «А что будет, если...» - вот исход­ная точка всех комедий, трагедий, драм, утопий и антиутопий. Вымышленный художественный мир порою «как друг и зовет, и ведет», но может служить и грозным предостережением челове­честву о многочисленных социальных опасностях. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общест­ва, в том числе и «на пределе» его возможностей, в экстремаль­ных условиях. Считается, что именно в таких ситуациях лучше всего познается человек. Может быть, это верно и применитель­но к обществу?

● Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих че­ловека стремиться к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

● Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты, Мастера и Марга­риты, Медные всадники и Всадники без головы - все это точ­нейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, точ­ные ориентиры в налаживании взаимоотношений между людь­ми. Искусство, следовательно, выступает и как своего рода на­глядное средство обучения, незаменимый способ социализации человека.

● Эстетический мир является подлинной памятью челове­чества. В нем бережно и надежно в течение тысячелетий сохра­няются неповторимые особенности множества самых разнооб­разных укладов жизни.

Иными словами, искусство выполняет множество практиче­ски полезных функций - разведывательную (проб и ошибок), познавательную, воспитательную, аксиологическую, мемориальную и т.д. Но все же главная функция искусства - эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять чело­веку эстетическое удовлетворение и наслаждение. Ведь, в конце концов, мы ходим в кино или театр не затем, чтобы нас там учи­ли жизни или демонстрировали поучительные примеры для подражания. От произведений искусства, прежде всего мы хотим получить удовольствие. Причем не просто удовольствие, а удо­вольствие именно эстетическое. Оно отнюдь не сводится к бла­гоприятному расположению духа от созерцания прекрасного. Природа эстетического удовольствия заключается в возбужден­ном, растревоженном состоянии духа, испытывающего немой восторг от безупречно исполненной работы «мастеров искусств».

При этом художественный вкус любого человека - это, конеч­но, дело воспитания и привычки. Но объективная его основа ­всеобща. К примеру, даже если человека никогда не учили му­зыкальной грамоте, он обычно отличает «правильное» пение от фальшивого. Как это ему удается, науке, как говорится, неиз­вестно, но вполне очевидно, что наши органы чувств самой природой настроены на избирательное восприятие определен­ных отношений гармонии, симметрии, пропорциональности и т.д. Так вот, когда в организуемых искусством звуках, красках, движениях, словах проступают эти отношения, наш дух неволь­но приходит в некоторое волнение, пробует совместить свое со­стояние с этим «ритмом Вселенной». В этом и заключается суть эстетического переживания. А уж если мы, воодушевленные от соприкосновения с подлинным произведением искусства, пере­носим, эти эмоции на повседневность, стараемся достичь хотя бы приблизительно такого же совершенства в своей обычной деятельности, искусство может считать свою главную задачу (эстетическую функцию) успешно выполненной.

Основные категории и социальное содержание искусства

Искусство, в отличие от других видов ду­ховного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит су­щественные и порой скрытые стороны действительности, одна­ко пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Это, соб­ственно, и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искус­ства как способа освоения мира. К ним обычно относят:

● художественные образы, символы как главные средства вос­произведения эстетической реальности;

● «перевернутый» способ обобщения - общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой литературный ге­рой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновремен­но и общий тип, характер);

● признание фантазии, вымысла и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии;

●ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.

Эти особенности свидетельствуют об известной самостоя­тельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.

Существует ли прогресс в искусстве

Весьма своеобразный характер имеет способ развития искусства. Ведь его прогрессивная направленность далеко не само­очевидна. Прямое наложение любой схемы исторического Про­гресса на историю искусств порождает лишь недоумение: неуже­ли современная музыка «прогрессивнее» классической, живо­пись затмила живопись эпохи Возрождения, а литература пре­взошла гениев прошлого столетия (эпохи неразвитого капита­лизма)? Любопытно, что подобные сравнения почему-то неред­ко бывают в пользу минувшего.

Но, разумеется, сама постановка проблемы эстетического прогресса в таком виде не во всем корректна. Природу художе­ственного гения, положим, во все времена можно считать оди­наковой. Но эстетическая зрелость общества - разная. Взрослые восхищаются наивной прелестью детей, но сами быть такими они уже не могут. В соответствии со своим историческим «возрастом» В разные эпохи искусство культивирует разные сто­роны человеческой жизни.

Например, общепризнанно искусство античных скульпторов.

Но можете ли вы припомнить какое-нибудь конкретное живое лицо бесчисленных афродит, аполлонов, афин и прочих небо­жителей? Сделать это неспециалисту в искусствоведении очень трудно. И не потому, что они портретно схожи, физиономии-то олимпийцев как раз разные. Но они потрясающе похожи в сво­ей «безликости», «лица необщим выраженьем» совершенно не отмечены. Искусство еще не осознало, как следует интеллекту­альной мощи человечества и любуется главным образом физиче­ским совершенством человека, красотой его тела, грацией поз, динамикой движения и т.д. Вот и запечатлеваются в нашей памя­ти многочисленные обнаженные торсы, руки-ноги, изящные из­гибы тел и ... все. При всем уважении к античным шедеврам никто не спешит заполнять их копиями наши площади и интерьеры. Эпоха - не та. И эстетические требования соответственно другие.

Ныне своим основным достоинством и гордостью челове­чество признало все-таки свой интеллект. Мощь и безгранич­ные возможности разума человеческого стали доминантой, цен­тром и эстетического освоения мира. Поэтому современное ис­кусство стало в основе своей интеллектуальным, символиче­ским, абстрактным. И другим сегодня оно быть не может. Когда мы смотрим на ставших хрестоматийными «Рабочего и колхоз­ницу» (что ни говорите, а настоящий шедевр), мы читаем преж­де всего мысль автора композиции (Веры Мухиной), схватываем «идею» торжества новой жизни, а потом уже воспринимаем гар­монию сочетания конкретных художественных деталей. То есть и восприятие современного искусства совсем иное, чем раньше. Наверное, это и есть развитие искусства, его прогресс?

На протяжении веков постоянно нарастают сложность ис­кусства, его жанровая и видовая дифференцированность, глуби­на эстетического постижения мира. При этом конечно, эстети­ческие ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность. Как бы много ни было у ребенка игрушек, он все равно потянется к той, которой у него сейчас нет. Так и современная зрелая, сложная эстетическая культура с завистью смотрит на то, что ей самой не хватает, ­на простоту, очаровательную наивность и непосредственность своей далекой исторической молодости.

Как уже отмечалось, сама возможность появления искус­ства как сферы профессиональной деятельности связана с воз­никновением классовой дифференциации общества. Связь эта сохраняется и в дальнейшем, накладывая определенный отпеча­ток на ход развития искусства. Однако ее не следует трактовать прямолинейно, как наличие разных типов искусства: пролетар­ского и буржуазного, помещичьего и крестьянского и т.п. Точ­нее сказать, искусство всегда тяготеет к верхним, господствую­щим слоям общества. Будучи зависимо от них в материальном плане, оно невольно настраивается на волну интересов приви­легированных слоев общества и обслуживает эти интересы, вы­давая их за всеобщие, общечеловеческие.

Проблема классовости в искусстве в конечном счете сводится к недоступности для широких масс народа, во-первых, потребления, а во-вторых, производства, создания произведений высо­кого искусства. В современном мире проблема эта (по крайней мере в первой ее части) в основном решается чисто технически: развитием средств массовой информации и коммуникации, де­лающих хотя бы потребление достижений искусства доступным практически всем, было бы желание. Однако при этом проблема «оторванности» искусства от народа поворачивается другой гра­нью. Возникает достаточно резкое противопоставление, с одной стороны, искусства элитарного, «высокого», требующего для своего восприятия особой эстетической подготовленности, а с другой - искусства массового, общедоступного, эстетически не­притязательного.

Другим интересным аспектом рассматриваемой темы яв­ляется проблема соотношения общечеловеческих начал в искусстве и его национальных особенностей. В сравнении с другими видами духовного производства (наукой, религией) национальный мо­мент в искусстве более весом. Ибо оно сильнее зависит от на­ционального языка, характера, этнографических особенностей и т.д. Поэма, переведенная на другой язык, превращается, по сути, в другое произведение; характерный танец, оторванный от местных условий и традиций, выглядит зачастую нелепо; вос­точные мелодии нередко кажутся западному жителю заунывны­ми и пр. В то же время нельзя не видеть и обратных примеров: Шекспир ведь, что называется, и в Африке Шекспир, а гений Льва Толстого или Федора Достоевского созвучен всему миру.

Нетрудно также увидеть, что, как бы ни были значимы на­циональные особенности искусства, его интернационализация, подкрепленная мощной технической базой современных средств коммуникации, представляет ныне господствующую тенденцию. Однако национальные черты искусства различных народов не исчезают полностью, да и не моryт исчезнуть. Любой народ как огня боится потери своего своеобразия, пусть даже и архаично­го. Современная цивилизация несет с собой сильнейшую тягу к унификации всего и вся. Но она же порождает и контртенден­цию: все хотят быть цивилизованными, но не хотят быть одина­ковыми. Как в моде: все хотят выглядеть модно, но упаси бог обрядиться в одинаковые, хотя бы и ультрамодные пиджаки и платья. Вот и культивируют разные народы в своей культуре на­циональную специфику (а в искусстве тому возможностей немало). В этом, наверное, есть достаточно солидный исторический, а то и биоисторический смысл. Все живое живо разнообразием, а не одинаковостью.

Будучи одним из видов освоения действительности, искусст­во не может не следовать общему руслу исторического развития общества. Однако из истории известно, что эпохи расцвета ма­териальной и духовной культур часто не совпадают. Причиной тому является не только специфика материального и духовного производства, но и своеобразный «принцип сохранения» чело­веческой энергии: если активность человека в материальной сфере каким-либо образом стеснена, ограничена, зашла в тупик, то она непроизвольно перемещается, переливается в сферу духа, вызывая к жизни новые науки, утопии, идеологии и т.д. Искус­ство также проявляет большую активность в предкризисные, переломные исторические эпохи, когда обнажаются, становятся явными их основные противоречия, и соответственно резко воз­растает поисковая активность духа, предчувствующего трагизм неизбежного разрешения этих противоречий и пытающегося отыскать какой-либо приемлемый выход.

Одной из самых наглядных иллюстраций этому тезису служит история искусства конца XIX - начала ХХ вв., зафикси­ровавшая рождение такого своеобразного эстетического явле­ния, как модернизм. Все без исключения виды и жанры искусства испытали на себе сильнейшее влияние стиля «модерн», за несколько десятилетий буквально сокрушившего вековые эстетические стереотипы. Анализируя это удивительное явление, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет усмотрел его суть в «дегуманизации искусства». И с ним, право, трудно не согласиться.

Ход рассуждений философа приблизительно таков. Вплоть до конца XIX столетия эстетическое удовольствие большинство людей получало от создаваемой произведениями искусства ил­люзии жизненности, достоверности воспроизводимых реалий. В пьесах и романах привлекали перипетии человеческих судеб, в живописи - узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи вос­принимались как чудные места для собственных прогулок, а ювелирные или другие художественные изделия - лишь как вещи, которыми неплохо бы попользоваться самим (хотя бы и в воображении). Однако реализм в искусстве лишь отчасти явля­ется собственно искусством, ведь для него не нужна особая ху­дожественная восприимчивость. Ну чем, к примеру, отличается любая житейская история, рассказанная нам случайным попут­чиком в вагоне поезда, от тысячи аналогичных историй, пред­ставленных на сцене или экране? Радоваться или сопереживать героям этих историй - вовсе не значит получать эстетическое наслаждение. Это всего лишь механический отклик.

«Новое искусство» (ХХ в.) стремится к тому, чтобы его про­изведения были лишь произведениями искусства и ничем боль­ше. Оно принципиально избегает «живой реальности», «живых форм», препарируя их с хладнокровием патологоанатома и вы­ставляя на свет божий непривычные обычному восприятию ве­щи. Создать нечто такое, что не копировало бы натуры, но об­ладало бы при этом определенным содержанием, - предполагает дар более высокий, который только и заслуживает названия художнического. Таким образом, новизна стиля «модерн»  за­ключалась в дистанцировании от реальности, в изгнании из искусства непосредственности чувств, т. е. всего живого, человече­ского, гуманизированного. Искусство стало «бесчеловечным», дегуманизированным, отвлеченным, холодным и ироничным.

Дегуманизация искусства как основa его художественных приемов принесла немало эстетических открытий и приобрете­ний, paвно как и потерь. Но с философских позиций важным представляется то, что процесс дегуманизации искусства конца XIX - начала ХХ вв. был своеобразным пророчеством, художе­ственным проектом возможного развития исторических собы­тий, этакой «пробой пера» обеспокоенного духа.

Искусство дегуманизировалось потому, что та же тенденция набирала силу и в других сферах общественной жизни, развер­нувшись к середине столетия во всей своей полноте.

ХХ в., наверное, войдет в  историю как эпоха борьбы с тота­литаризмом и авторитаризмом, весьма бесчеловечными полити­ческими режимами. Но даже и в развитых демократиях самой спокойной части мира технократический стиль жизни и мышле­ния таит в себе далеко еще не проявленную угрозу человечно­сти. Подобные примеры можно множить. Но суть их очевидна:

дегуманизация всей общественной жизни - одна из отличи­тельных черт истории нашего столетия. Искусство увидело эту тенденцию первым, раньше других форм духа - науки, религии, морали. Оно же стало и одной из первых ее жертв.

Дегуманизация общества вообще и тоталитаризм полити­ческой жизни в частности породили в середине нашего века со­вершенно уникальное явление - тоталитарное искусство. Уни­кальность его заключается в том, что свое предназначение как тоталитарного искусства оно не рождает само, логикой своего саморазвития, а получает извне - из политической сферы. В этом случае искусство теряет свою эстетическую природу, ста­новится средством осуществления чуждых ему политических це­лей, инструментом в руках государства.

«Фундамент тоталитарного искусства, - пишет искусствовед И. Голомшток, - закладывается там и тогда, где и когда пар­тийное государство:

1) объявляет искусство … орудием своей идеологии и средст­вом борьбы за власть;

2) монополизирует все формы и средства художественной жизни страны;

3) создает всеохватывающий аппарат контроля и управления искусством;

4) из всего многообразия тенденций, существующих в дан­ный момент в искусстве, выбирает одну, наиболее отвечающую его целям (и всегда наиболее консервативную), и объявляет ее официальной, единственной и общеобязательной;

5) наконец, начинает и доводит до конца борьбу со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официаль­ного, объявляя их реакционными и враждебными классу, расе, народу, партии, государству, человечеству, социальному и худо­жественному прогрессу и т.д.».

Тоталитарное искусство подрывает фундамент своего суще­ствования, во-первых, тем, что подавляет, гасит разнообразие художественных стилей, приемов, форм, которое есть необходи­мое условие всякой жизненности вообще, в том числе и эстети­ческой. А во-вторых, тем, что навязывает искусству в качестве главной роль идеологического воспитателя, который, правда, сам еще должен быть идеологически воспитан. Однако любое постороннее (нехудожественное) ограничение свободы искусства в выборе своего предмета, равно как и средств и методов его освоения, неизбежно ведет к его оскудению и потере при­влекательности. Конечно, искусство «полезно» обществу и в ро­ли воспитателя, но художник, создающий фильм, картину, ро­ман заведомо для воспитания народа, просто смешон и скучен. Искусство, как и любой другой вид духовного производства, нельзя подчинять чуждым ему целям. Оно, кроме прочего, должно работать и «на себя». Только тогда-то оно и способно быть настоящим воспитателем. Право, стоит задуматься над па­радоксальным смыслом высказывания Корнея Чуковского:

«Всякая общественная полезность полезнее, если она соверша­ется при личном ощущении ее бесполезности... Мы должны при­знать все эти комплексы идей: искусство для искусства, патриотизм для патриотизма, любовь для любви, наука для науки - необходи­мыми иллюзиями современной культуры, разрушать которые не то что не должно, а прямо-таки невозможно!»

Искусство для искусства - это, конечно, иллюзия, но иллю­зия продуктивная! В конце концов, призыв полюбить ближнего как самого себя - тоже не более чем иллюзия, но разве может нынешняя культура от него отказаться?

Современное российское искусство потихоньку выбирается

из своей тоталитарной оболочки. К сожалению, оно попадает «из огня да в полымя», чему виной кризисное состояние нашего общества и стремление политических сил использовать искусст­во в своих целях. Искусство активизируется в предкризисные эпохи. В лихие же года самих кризисов и социальных катастроф ему плохо. До него просто никому нет дела. Общество занято спасением материальных основ своего существования. Но ис­кусство непременно выживет: слишком велика и ответственна его социальная роль. И остается только надеяться, что после­дующее развитие искусства будет естественно и органично. Только при этом условии у него есть будущее.

Заключение

Важнейшим видом духовного производства является искyccтвo. Как и наука, оно представляет собой творение профессионалов - худож­ников, поэтов, музыкантов, т. е. специалистов в области эстетического освоения мира.

Искусство выполняет множество практиче­ски полезных функций - разведывательную (проб и ошибок), познавательную, воспитательную, аксиологическую, мемориальную и т.д. Но все же главная функция искусства - эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять чело­веку эстетическое удовлетворение и наслаждение.

Искусство имеет ряд особенностей, которые свидетельствуют об известной самостоя­тельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.

Своеобразный характер имеет способ развития искусства. Ведь его прогрессивная направленность далеко не само­очевидна. На протяжении веков постоянно нарастают сложность ис­кусства, его жанровая и видовая дифференцированность, глуби­на эстетического постижения мира. При этом, конечно, эстети­ческие ценности минувших эпох не отбрасываются, а во многом сохраняют свою привлекательность.

Ныне своим основным достоинством и гордостью челове­чество признало все-таки свой интеллект. Мощь и безгранич­ные возможности разума человеческого стали доминантой, цен­тром и эстетического освоения мира. Поэтому современное ис­кусство стало в основе своей интеллектуальным, символиче­ским, абстрактным. И другим сегодня оно быть не может.

Литература

1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч. 1-2. М.: МГУ, 2000.

2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М.: Мысль, 2001.

3. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М.: Наука, 2000.

4. Философия. Курс лекций/ Под общ. ред. В.Л. Калашникова. – М.: Мысль, 2001.

5. Философия: Учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.71K
Скачано: 378
Скачать бесплатно
24.11.10 в 17:10 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе