Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по отечественной истории »
Тема: Предмет и задачи курса «Отечественная история» Вариант № 1
Раздел: Бесплатные рефераты по отечественной истории
Тип: Контрольная работа | Размер: 25.09K | Скачано: 317 | Добавлен 24.11.10 в 17:45 | Рейтинг: +10 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Владимир 2008
Вариант № 1
Содержание.
1. Предмет и задачи курса «Отечественная история» 2-8
2. Основные этапы развития Российского государства (периодизация истории России) 9-14
3. Факторы и специфика исторического развития России 15-19
4. Список литературы 20
1. Предмет и задачи курса «Отечественная история».
История – это массив нравственного и культурного запаса, который передается из поколения в поколение. Объект изучения истории – прошлое человеческого общества. История – наука, о прошлом и о корнях современности. История – наука, позволяющая, благодаря изучению, систематизации, обобщению массива разнообразного материала, свести отдельные разрозненные факты и события в систему знаний, выявить причинно-следственные связи между ними, показать процессы, определяющие ход общественного развития.
2 “Среза” исторического развития:
Особенности исторического познания.
Функции исторического знания:
История как наука прошла длительный путь: Сформировалась лишь к 17 в. До этого существовал мифологический период в изучении исторического
-2-
прошлого (летописи, былины - повествования о том, что происходило
сотворения мира Богом). Следующая веха – появление христианства.
Первый историк Нестор “повесть временных лет” (13в.)
Исторические концепции прошлого появляются в 17-18 вв. в трудах Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского.
-В. Н. Татищев (1686-1750) впервые представил государственную схему дворянской историографии. Идеал: абсолютная монархия. Как она складывается, дано в труде “История российская с самых древнейших времен”. Этот труд, хотя и напоминал летопись, но содержал критическое отношение к ранее существующим истокам, положил начало источниковедению, этнографии. Татищев создал первый энциклопедический словарь по истории России.
Общая периодизация по Татищеву:
- Н. М. Карамзин (1766-1826) – представитель дворянской историографии. Сложился как историк при Екатерине, был за границей, описывал историю (по правлению), изучая архивы. Главная концепция: история России – история государства, а история государства – история самодержавия. Главный труд: “История государства Российского” (12 томов). Мысль: необходимость мудрого самодержавия. Эта концепция признается государством в качестве основной официальной идеологии.
-С. М. Соловьев (1820-1870) описывал историю (по правлению), кабинетный историк – энциклопедист. Главный труд: “История России с древнейших времен” (29 томов). Соловьев – либерал, государственник, показывает процесс перерождения родовых отношений в государстве. Историческое развитие – смена и развитие различных государственных форм. Аспект: русский народ избранный,
-3-
православный. В центре исследования – Петровские реформы. И по сей день в Мировой историографии труд Соловьева считается непревзойденным.
- В. О. Ключевский (1841-1911) (преподавал в Московском Университете) присутствует глубокий анализ, попытка обобщения. Делал акцент не на развитие государства, а на развитие общества, на социальные и экономические факторы. У Ключевского много трудов по истории России: “Курс лекции по отечественной истории” - описательный стиль. 3 главные фактора:
(Историки: С. Ф. Платонов (1860-1933), Г. В. Вернадский (1887-1973); Рыбаков (советского периода), Сахаров, Дмитриенко, Павленко (современная история))
В советский период времени использовался формационный подход в истории. Вследствие классовой борьбы происходила смена общественно – экономических формаций, влияющая на весь ход исторических событий. Классовая борьба – приоритет в работах советских историков. На Западе тоже существовал формационный подход, но кроме этого был и цивилизационный подход. Цивилизационный подход позволяет более широко взглянуть на события прошлого через историю цивилизаций (а не только классовую борьбу) с учетом социальной среды, особенностей психологии. Давалось более общее представление. У нас цивилизационный подход получил распространение в 90-х. годах.
Сегодня используется более взвешенный подход, основанный на сочетании и формационного, и цивилизационного подходов.
Цивилизация – это общественная макросистема, обладающая целостностью, собственным механизмом жизнедеятельности и сориентированное во времени и в пространстве. Цивилизация – тип жизнедеятельности, тип культурно-исторического процесса.
-4-
В истории России наблюдались периоды, когда процессы происходили идентично западноевропейским. Это Древний период (9-10 вв.) прогресс складывания государства.
Различия были, но не приобретали такого размаха, как в послемонгольский период. За 300 лет ига отставание так прогрессировало, что догонять уходящие вперед страны с каждым веком становилось все тяжелей. Ключевский очень точно определил ход развития России и стран Западной Европы: “Путь одинаков там и здесь, но не одинаковы направления хода” отсюда сходства явлений и отличие процессов”. Самая главная особенность исторического развития России – замедленный путь развития и догоняющий тип модернизационного процесса. В широком смысле модернизация – социально-экономическая и технологическая революция, которая радикально меняет жизнь всего общества. Эшелоны модернизационного процесса:
1ый: США, страны Западной Европы, в которых капитализм развивался равномерно, поступательно проходя определенные этапы.
2ой: Россия, Турция, Япония, где на общественно-экономическое развитие наложили отпечаток национальные особенности.
3ий: Бывшие колониальные страны, куда Европейцы привносили свою цивилизацию, которая наложила отпечаток на родо-племенские особенности быта.
Учитывая, что Россия была всегда государством независимым, ей нужно было всегда за это сражаться. Армия была на высоком уровне. Модернизация в России носила характер имперский. Необходимо было использовать западные достижения. А Западная Европа, чтобы не быть объектом захвата, стремилась в свою очередь к усовершенствованию защиты. Главное направление в России – совершенствование ВПК. Улучшение жизни людей не являлось главным аспектом модернизации.
Модернизация проводилась сверху, инициировалась властью и порождала
-5-
множество противоречий: вплоть до раскола. Всего в истории России было около
15 попыток реформирования страны, но каждый раз они не были доведены до конца (за исключением Петровских) и судьба реформаторов была печальной.
Особенность Российской цивилизации - Российская цивилизация возникла как синтез разных традиций: Древнерусской, Византийской, Мусульманской.
Черты:
1.- государство, очень сильно развитое, вокруг которого формировалось все общество (1300-1389), -становление государства – оформление власти по монархическому принципу (1389-1503), -государство приобретает свои признаки: территория, аппарат управления, правовые основы, государственная собственность на землю (к 15 веку), - ограничение государственной силы (1505-1598), -утверждение самодержавной власти (царь держит ответ только перед Богом).
Общинность – единая форма защиты общества от государства. Отсюда замедленный путь общественно–экономического развития.
Преемственность Российской государственности:
-6-
История как наука прошла длительный путь: сформировалась лишь к 17 в. До этого существовал мифологический период в изучении исторического прошлого (летописи, былины - повествования о том, что происходило со дня сотворения мира Богом). Следующая веха – появление христианства. Первый историк Нестор “повесть временных лет” (11в.). Исторические концепции прошлого появляются в начале 12 в. в трудах Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского.
Задачи курса:- изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;- привить навык исторического анализа;-научиться понимать самобытный характер исторического пути России;- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;- заложить основы для понимания будущего России;- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.
Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории. Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.
Но история - это не бухгалтерский учет фактов, а историк - не хранилище фактов. Исторические факты нужны для того, чтобы выявить сущностные процессы, происходящие в обществе, и закономерности их развития. Всё это
-7-
представляет собой исторический процесс, как осмысление происходившего не в
статике, а в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития.
Содержание курса "История Отечества" включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской текстильной промышленности.
Изучающий курс Отечественной истории должен получить цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития.
Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности помогут расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.
Нельзя жить на земле, не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах, славе наших предков, не помня имен знаменитых и праведных. Зная прошлое, мы можем понять настоящее и активно участвовать в его преобразовании.
-8-
2. Основные этапы развития Российского государства (периодизация истории России).
Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации». По мнению некоторых исследователей, было три таких субцивилизации; 1) Киевская Русь {примерно с конца Х по конец XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета); 2) Московская Русь (с начала XIV по кояед XVII в.}; 3) имперская Россия (с начала ХУШ в. по сей день). Другие исзюрики в качестве особого субцивилизационного этапа выделяют советский период (с 1917 г.). Третьи — становление киевской субцивилизации связывают не с образованием древнерусского государства, а с принятием христианстаа (конец Х в.).
Когда же возникло Российское государство? В начале XII века в Киеве, в Печерском монастыре писал историю Руси монах Нестор. Его большой труд - " Повесть временных лет " переписывалась русскими людьми на протяжении столетий. В подзаголовке этого исторического сочинения было написано: " Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть".
Древний летописец сообщает, что в 862г. Ильменские славяне и кривичи изгнали варягов за море, не дали им дани и стали управляться по старым родовым обычаям. Но не вышло из этого толку: не было справедливости, восстал род на
-9-
род, начались усобицы и брани. Тогда эти племена по совету старейшины Гостомысла решили: "Поищем себе князя, кто бы ведал нами судил по праву". Отправились они за море к варягам и пригласили их к себе. Явились три брата с дружинами и разделили страну между собой. С приглашения варяга Рюрика с
братьями в 862г. начинают историю Русского государства, то есть с IX века.
Как показали исследования, примерно в пятом тысячелетии до нашей эры на обширной территории от Днепро-Донецкого междуречья до Южного Урала расселяются скотоводческо-земледельческие племена. Однако более или менее постоянное размещение племен на этой территории восходит к VII-VIII в. н.э., после Великого переселения народов. Действительно, после распада Римской империи с IV в. степи Азии и просторы Европы стали широкой дорогой передвижения различных племен, вовлеченных в великое переселение. Народы из северных степей и лесов завоевывали богатые южные города и оседали на новых местах.
В результате к VIII в. на обширной территории Восточной Европы расселилось около полутора десятков племенных союзов славян. На северо-востоке лесные просторы были заняты многочисленными финно-угорскими племенами, а южные степи стали местом проживания кочевых тюрко-хазарских народов. Таким образом, до IX в. идет древнейший период развития Российского государства. В IX веке образуется Древнерусское государство- Киевская Русь. За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М.Соловьев выделяет следующие основные этапы:
1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).
2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного
-10-
начала. Этот период имел 3 стадии:
а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений;
б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы
(XIV-XVI);
в) от Ивана III до начала XVII в.- период борьбы за полное торжество государственного начала.
3. С начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств.
4. С середины XVIII века до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории.
Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности. По другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:
1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая;
2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжес-кая, вольно-земледельческая;
3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая;
4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства.
В.О. Ключевский называл эти периоды:
1) днепровский;
2) верхневолжский;
3) великорусский;
-11-
4) всероссийский.
Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.
Большинство современных отечественных историков выделяют такую
периодизацию:
1. IX-XIII вв. - Киевская Русь;
2. XIV-XVII вв. - Московская Русь;
3. XVIII - начало XX в. - Российская империя;
4. 1917г. - н.в. - Советский период.
Сторонники "двух цивилизаций" в России исходят из того, что на рубеже ХIII—ХIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, т. е. цивилизационной основой России, становится государственность, формирующая в обществе и особый нормативно-ценностный порядок. В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет. В это же время, согласно «пассионарной» концепции Л. Гумилева, начинается генезис нового — русского — этноса, а затем российского суперэтноса. По наблюдениям некоторых исследователей, центральным моментом в процессе формирования российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части — крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, церкви, . горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, — в единое российское общество. В это время был сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами эконоинки в пользу последних. Следствием чего стадо
-12-
превращение кратковременного для Западной Европы процесса — колонизации и распашки земель — в длительный и стержневой для истории России процесе. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания» и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом «молись и работай», Главная ценность христианства — спасение души после смерти, — с одной сторейды, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу,
В рамках древнерусской («русско-европейской») цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: «киевскую», «новгородскую», «северо-восточную» и «юго-западную». Киевская субцивилизация прекратила сущеетвование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация — в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая пекле объединения е Польшей вошла в состав западноевропейского цивилизационного ареала. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться в XIV в. «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой российской («евразийской») цивилизации.
В рамках российской («евразийской») цивилизации можно выделить в качестве субцивилизаций «Московское царство» и «Литовскую Русь», «императорскую Россию», «СССР». После распада СССР начался новый, «постсоциалистический» этап субцивилизационного развития России.
Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир, рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время -буржуазная социально-экономическая формация;
-13-
новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального
закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя.
-14-
3. Факторы и специфика исторического развития России.
Влияние природно-климатического фактора на специфику русской истории отмечали практически все исследователи своеобразия русского исторического
процесса. Последним по времени остановился на этой проблеме Л.В. Милов. По его мнению, в центральной России, составившей историческое ядро Русского государства (после его перемещения из Киева в Северо-Восточную Русь), «при всех колебаниях в климате, цикл сельскохозяйственных работ – всего 125-130 рабочих дней. В течение, по крайней мере, 400 лет русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота... Находясь в таком жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды...
Неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства, считает Милов, оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующие слои создавали «жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства, господствующего класса, общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти российского самодержца, отсюда идут в конечном счете и истоки режима крепостного права
-15-
России...».
Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Думается, и колхозная система смогла утвердиться в русской деревне лишь благодаря общинным традициям.
Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. Прежде всего, речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации на сравнительно протяженный период времени всей своей физической и духовной потенции. Вместе с тем вечный дефицит времени, веками отсутствующая корреляция между качеством земледельческих работ и урожайностью хлеба не выработали в нем ярко выраженную привычку к тщательности, аккуратности в работе и т.п. С другой стороны, тяжкие условия труда, сила общинных традиций, внутреннее ощущение грозной для общества опасности пауперизации дали почву для развития у русского человека необыкновенного чувства доброты, коллективизма, готовности к помощи, вплоть до самопожертвования.
2. Геополитический фактор.
Обычно отмечаются следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница; оторванность (на протяжении почти всей истории) от морей (и соответственно от морской торговли); благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть; промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий.
-16-
Слабая заселенность земель Восточно-европейской равнины и Сибири, ставших объектом приложения сил народов России, имела многообразные последствия для ее истории. Наличие обширных земельных резервов создавало благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при увеличении нормы его эксплуатации. Данное обстоятельство вынуждало государство и эксплуататорские слои общества
усиливать контроль за личностью земледельца (чтобы не лишиться источников дохода). Чем больше в ходе исторического развития возрастали потребности государства и общества в прибавочном продукте, тем более жестким становился этот контроль, приведя в XVII в. к закрепощению значительной массы русского крестьянства.
С другой стороны, из-за слабой заселенности страны русские в процессе колонизации не имели нужды отвоевывать себе «место под солнцем» в борьбе с коренными народами Центральной России (финно-уграми) и Сибири: земли хватало на всех. Поэтому в России до сих пор сохранилось множество этнических групп, исповедующих различные религии и обладающих собственными культурными традициями. Кроме того, колонизация земель была народной. Кроме того, экстенсивность становилась фактором экономического развития.
Русские территории не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Данное обстоятельство, естественно, использовали соседние народы и государства: Польша, Швеция, Германия (Ливонский и Тевтонский рыцарские ордена в Прибалтике, Германия в I и II мировые войны) и даже Франция (при Наполеоне I), с одной стороны, и кочевники Великой степи – с другой. Постоянная угроза военных вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от русского и других народов России
-17-
колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, а также людских ресурсов (и это при малочисленном и редком населении.). Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие этого роль государства должна была чрезвычайно возрасти.
Следующий геополитический фактор – оторванность от морей и морской торговли: из-за этого приходилось продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать задорого у тех же посредников; и все это вынуждены были делать жители и государство бедной земледельческой страны. Чтобы пробиться к морям России пришлось столетиями вести напряженные кровопролитные войны. Выход к незамерзающим портам стал главной целью внешней политики России еще при Иване Грозном и был таковым еще в течение двух веков. Петр добился получения к Балтике, а Екатерина II – к Черному морю. Вследствие этого роль государства и общества в армии возрастала еще больше.
Но помимо неблагоприятных, были и благоприятные для исторического развития России геополитические факторы. Первый из них – специфика речной сети Восточно-европейской равнины, которую отмечал еще Геродот.
Другим благоприятным для истории России геополитическим фактором является то, что через ее территорию проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу. Данное обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран и народов в поддержании политической стабильности вдоль этой великой магистрали древности, т. е. в существовании евразийской империи: вначале такой империей стало государство Чингисхана, затем – Россия.
-18-
Нахождение России между Европой и Азией способствовало формированию особой, во многом уникальной культуры, открытой, в которой прослеживается влияние различных культур, и потому синтетической.
Если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия – восточное христианство, православие – воспитала их душу.
И Запад, и Россия суть страны христианские, однако христианство попало сюда через разных посредников: на Запад – через Рим, в Россию – через Византию. Как справедливо в свое время отмечал выдающийся русский мыслитель, один из основоположников славянофильства Иван Васильевич Киреевский, каждый христианский «народ, вследствие местных, племенных или исторических случайностей развивший в себе преимущественно одну какую-нибудь сторону умственной деятельности, естественно должен был и в духовной жизни своей и в писаниях своих богословов удерживать тот же свой особенный характер...».
-19-
Список литературы.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.