Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории России »
Тема: Россия второй половины XIX в. и международный кризис 1939 - 1941 г.
Раздел: Бесплатные рефераты по истории России
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.94K | Скачано: 246 | Добавлен 27.03.15 в 21:03 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Введение. 2
Часть 1. Коренные изменения в развитии России второй половины XIX в. Реформы и их значения. 3
Часть 2. Тест. 7
Часть 3: Современные споры о международном кризисе 1939 - 1941 гг……. 8
Заключение. 13
Список используемой литературы.. 14
В первой части контрольной работы мы рассмотрим вопрос: «Коренные изменения в развитии России второй половины XIX в. »
XIX в. — время утверждения в России капитализма. Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 г., но и в первой половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества. В поисках путей разрешения противоречий представители молодого поколения требовали изменения социально-политического строя, свободы личности и собственности, перехода к конституционному строю.
Цель работы - рассмотреть основные реформы и их влияние на развитие России во второй половине XIX в.
Во второй части контрольной работы, необходимо ответить на предложенные вопросы.
В третей части мы рассмотрим вопрос: «Современные споры о международном кризисе 1939 -1941 гг.».
Истоки глобального кризиса, приведшего ко Второй мировой войне, коренились в следующем. Во-первых, он был связан с шатким равновесием Версальско-Вашингтонской системы. Мир раскололся на две части — социалистическую и капиталистическую, а последняя в свою очередь — на страны-победительницы и проигравшие государства, униженные и ограбленные Версальским миром. Во-вторых, глобальный кризис международных отношений был теснейшим образом связан с ослаблением основного гаранта европейского мира - Британской империи.
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была направлена на сохранение самодержавия и господствующего положения дворян.
Модернизация социально-экономической и политической жизни страны была подготовлена предшествующим развитием России. Однако были противники реформ - значительная часть дворянства и чиновничество. В условиях кризиса феодально-крепостнической системы и роста выступлений крестьян император Александр II, в речи на приеме депутации московских дворян заявил: "Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу".
Началась коренная перестройка общественной жизни, "эпоха великих реформ". Цель реформ - модернизация страны, попытка преодоления отставания от стран- лидеров развития.
Одно из самых важных изменений второй половины XIX в., стало отмена крепостного права. В начале 1857 г. возник Секретный комитет по крестьянскому вопросу, который, проработав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. В 1858—1859 гг. было создано около 50 губернских комитетов, разрабатывающих проекты освобождения крестьян. Для обобщения проектов губернских комитетов в начале 1859 г. были образованы Редакционные комитеты. Была разработана концепция отмены крепостного права. План освобождения крестьян сводился к тому, чтобы сделать как можно меньше уступок со стороны помещиков освобождаемым крестьянам. 19 февраля 1861 г. Манифестом Александра II в России было отменено крепостное право.
Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.
Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика.
«Положения» регламентировали наделение крестьян землей. Размеры наделов зависели от плодородности почвы. Территория России была условно разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший — больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший — меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли уставные грамоты. При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны.
Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. Остальные 20 % крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.
После отмены крепостного права стали проводиться и другие реформы.-земская, городская, судебная, военная и образовательная. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.
Судебная реформа . В 1864 г. началась судебная реформа. «Новые судебные уставы» вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового государства.
Земская реформа. Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения — земства, органы самоуправления. Земства не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными, просветительскими функциями. Членами земств в большинстве становились дворяне. Земства находились под контролем губернатора и полиции. Губернатор имел полномочия приостановить выполнение решений земств.
Городская реформа В 1870 г. по образцу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление Реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и вводила бессословную думу, избираемую на четыре года. Дума занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.
Военная реформа. Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что армия нуждается в коренной реорганизации. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте - до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода. В 60-х годах началось перевооружение армии. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии -Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
Реформа образования. Реформа образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий.
Реформы в образовании способствовали тому, что российская университетская наука и образование во второй половине XIX в. встали на уровень европейских стран.
Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
1.Первым императором на российском троне был:
а) Алексей Михайлович;
б) Петр 1;
в) Павел 1;
г) Александр 1.
Ответ: б
2. Государственные крестьяне - это :
а) лично свободные крестьяне, жившие на казенных землях;
б) крепостные крестьяне;
в) крестьяне, владеющие землей на правах собственников;
г) крестьяне, приписанные к мануфактуре.
Ответ: а
3 Политика «просвещенного абсолютизма» соответствует периоду правления:
а) Алексея Михайловича;
б) В. Шуйского;
в) Петра 1;
г) Екатерины П.
Ответ: г
4. Рекрутская повинность в России в XYIII в. – это:
а) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика;
б) способ комплектования русской армии;
в) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам;
г) способ формирования рынка рабочей силы.
Ответ: б
5. Соотнесите даты и события:
А) Тверское восстание 1) 1471 г.
Б) стояние на реке Угре 2) 1514 г.
В) начало правления Дмитрия Донского 3) 1327 г.
Г) присоединение Смоленска 4) 1480 г.
Д) битва на реке Шелони 5) 1359 г.
Ответ: А-3; Б-4; В-5; Г-2; Д-1.
Толчок к развертыванию агрессии со стороны стран будущих участниц фашистского блока дал мировой экономический кризис 1929—1933 годов. Он оказал влияние на характер поиска новых путей развития экономики, предопределив нарастание государственно-монополистических тенденций, форсированного вмешательства государств в экономику и социальные отношения.
Советский Союз проводил активную внешнюю политику, правительство вело переговоры с той и другой коалициями капиталистических стран. Англии и Франции СССР предлагал совместно создать в Европе систему коллективной безопасности. С этой инициативой он выступал еще в 1934 г., т.е. год спустя после прихода фашистов к власти в Германии. В 1935 г. СССР, Франция и Чехословакия заключили договор о военно-экономической взаимопомощи в случае нападения Германии на одну из сторон. В 1938-1939 гг. СССР продолжал вести переговоры с Англией и Францией о создании системы коллективной безопасности в Европе, но безрезультатно. Предложенный советской стороной план коллективной безопасности предусматривал совместные действия европейских государств за сохранение мира на континенте, что стало бы преградой на пути агрессивной политики Германии. Англо-французскую сторону этот план не устраивал, и они его отвергли. Более того, по отношению к Германии они открыто стали проводить политику «умиротворения агрессора», вели с ней переговоры, шли на уступки Гитлеру
Несмотря на многочисленные инициативы и предостережения СССР, Англия и Франция,своим бездействием создали благоприятную обстановку для возрождения германского милитаризма, стремились направить, «канализировать» немецкий шовинизм, агрессивность против СССР.
Венцом этой гибельной политики стало подписания Мюнхенского договора 30 сентября 1938г. С момента подписания Мюнхенского договора
(в советской историографии его еще называют Мюнхенский сговор ) мир был повернут лицом к мировой войне.
Договор был заключен между Англией, Францией, Германией и Италией и санкционировал без ведома Чехословакии передачу Германии важнейшей в военно-промышленном отношении ее части — Судетской области. Сделано это было под предлогом защиты интересов судетских немцев. Первой жертвой этого предательского сговора и стала Чехословакия. Англия и Франция, связанные с ней соглашением о военной помощи, промолчали.
Причинами Мюнхенского договора были: территориальные проблемы в Европе, не решенные «версальской системой»; стремление лидеров западных стран «умиротворить» Гитлера; игнорирование Западом интересов СССР и договоров, заключенных с ним.
Многие историки обоснованно считают, что именно Мюнхенский договор предопределил последующее развитие международных событий. Его последствиями стали: попрание норм международного права;
подрыв системы коллективной безопасности, складывавшейся в Европе;
усиление изоляции СССР; «подталкивание» Германии к агрессии на Восток.
Мюнхенское соглашение игнорировало интересы СССР, развязывало руки советскому руководству и объективно стало решающим шагом ко второй мировой войне. СССР оказался перед угрозой войны на два фронта.
В итоги политика «умиротворения агрессора» подорвала основы англо-французской концепции безопасности в Европе, рассчитанной на сговор с Германией и Италией в надежде повернуть их агрессивные устремления на восток, в сторону СССР. Англия и Франция вынуждены были начать подготовку к войне, поиску контактов с советской стороной. Но все же до последнего момента они надеялись на большую войну Германии с Россией, поэтому любые их мирные начинания в 1939 г. были непоследовательными. Между тем Гитлер не считал себя готовым к войне с СССР. В его ближайшие планы входила оккупация Польши, Франции и Англии с тем, чтобы под эгидой Германии создать «объединенную» Европу.
В марте 1939 года Германия оккупировала всю Чехословакию, а в июле 1939 года начались новые сражения с японцами в Монголии, на реке Халхин-Гол. Германия тоже опасалась войны на два фронта. Ее интересы временно совпадали с СССР. Поэтому 23 августа 1939 года после трехчасовых переговоров между Германией и Россией был подписан советско-германский пакт о ненападении сроком на 10 лет, получивший название «пакта Молотова-Риббентропа», а также секретный протокол о разграничении сфер влияния в Европе, о разделе Польши. Советско-германский пакт отражал законные интересы СССР, обеспечивая необходимый стране резерв времени для подготовки к вступлению в большую войну, также предотвращал возможность угрозы войны на два фронта — против Германии в Европе и против Японии на Дальнем Востоке. Вместе с тем секретные протоколы к этому пакту свидетельствовали об имперских амбициях обеих сторон. Они оговаривали сферы влияния в Европе, раздел Польши. СССР передавались права на Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бессарабию и Финляндию. Правда, выигрыш «во времени и пространстве» Германия сумела за 22 месяца до начала Великой Отечественной войны использовать более эффективно, нежели СССР. Новые территории так и не были освоены СССР в военном плане, война же с Финляндией оказалась на редкость кровопролитной для Красной Армии
Переговоры с Англией и Францией их представителями затягивались и были прекращены советской стороной. Сталин считал, что Германия, Франция и Англия из-за Польши втянутся в тяжелую войну на Западном фронте, что было бы выгодно СССР.
Итогом международного кризиса, стала Вторая мировая война,
которая началась 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу.
Советско-германский пакт 23 августа 1939 года и секретный протокол к нему являются предметом современных ожесточенных споров.
Сложилось много и мнений по этому вопросу.
Многие считают, что Сталин должен был заключить союз с Англией и Францией. Тогда Германия не решилась бы напасть на Польшу, а, если бы напала, то была бы разбита. Сталина обвиняют в том, что он развязал Гитлеру руки для войны с Польшей и стал главным виновником начала второй мировой войны.
Сталинисты считают подписание пакта гениальным маневром Сталина, который позволил выгадать время и лучше подготовиться к войне. Вопрос о том, насколько лучше удалось подготовиться, если после 22 июня 1941 года Красная Армия была разгромлена и ситуация «висела на волоске», при этом не обсуждается.
Значительная часть историков исходит из того, что пакт и протокол нарушали нормы международного права и суверенитет соседних стран, но с геополитической точки зрения эти документы в тот исторический момент соответствовали государственным интересам СССР.
На уровне обыденного понимания многие, не являясь политиками и дипломатами, считают, что на протяжении мировой истории в отношениях между народами и странами главную роль играла мощь экономики и вооруженных сил, а международное право вещь относительная.
В первом вопросе мы рассмотрели основные изменения в развитии России второй половины XIX в.
В целом можно сделать вывод, что реформы 60—70-х гг., несмотря на их ограниченность, имели огромное значение в судьбе России. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию. В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции.
В третьем вопросе мы рассмотрели современные споры о международном кризисе 1939 -1941 гг.
По этому вопросу сложилось немало ожесточенных споров. Одни считают подписание пакта гениальным маневром Сталина, который позволил выгадать время и лучше подготовиться к войне, другие, наоборот, обвиняют Сталина в том, что он развязал Гитлеру руки для войны с Польшей и стал главным виновником начала второй мировой войны.
Международный кризис 1939 -1941 гг. преодолеть не удалось. Итогом кризиса - Вторая мировая война, которая началась 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.