Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »
Тема: Программа социологического исследования: функции программы
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 16.68K | Скачано: 270 | Добавлен 24.11.10 в 17:07 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Брянск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Программа социологического исследования
2.1 Предназначение и функции программы 4
2.2 Структура программы исследования и основные требования к ней 8
2.3 Основные этапы разработки программы социологического исследования 14
3. Заключение 15
4. Литература 17
ВВЕДЕНИЕ
В структуре социологии чаще всего выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории (или теории среднего уровня) и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического. Актуальность выбранной темы контрольной работы вызвана потребностью общества ответить на эти вопросы.
Целью работы стало изучение программы социологического исследования. Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть суть основных элементов и процедур исследования;
- дать определение понятию «программа социологического исследования»;
- выделить основные функции программы и дать им краткую характеристику;
- выделить основные разделы программы, основные элементы этих разделов, обосновать роль каждого структурного элемента;
- определить объект и предмет исследования;
- выявить цель и задачи исследования.
2. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении .
Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы:
1. Разработку программы и организацию плана. Включает определение предмета и задач исследования, рабочей гипотезы, методов исследования, исполнителей и сроков исполнения.
2. Подготовку к сбору информации. Предполагает разработку документов программированного сбора информации, разведывательное исследование.
3. Сбор информации – наблюдение, изучение документов, опрос, эксперимент.
4. Обработку информации. Предполагает проверку, группировку, сводку, вычисление относительных величин, построение статистических рядов, составление таблиц.
5. Оценку результатов. Включает интерпретацию данных, формулирование выводов, оформление отчета об исследовании, разработку предложений.
6. Реализацию результатов исследования.
Однако, социологическое исследование невозможно без детально разработанной программы.
Программа социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез .
Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования обеспечивает его проведение на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.
В зависимости от характера поставленных целей и задач программы, выделяют разведывательную, описательную и аналитическую функции.
Разведывательная функция решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Она охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. В частности, оно успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Выполняя вспомогательные задачи, разведывательная функция служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.
С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий.
Описательная функция позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Кроме того, осмысление, учет такой всесторонней информации помогает лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними.
Аналитическая – предполагает углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.
Поскольку реальность такова, что назвать в «чистом виде» какой-либо один фактор, определяющий черты и характеристику любого социального процесса или явления, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, присущие данному социальному институту или организации и т.д.
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария.
2.2 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение двух разделов – методологического и процедурного.
В методологический раздел программы входят:
1. Формулировка и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации) является существенной (определяющей) частью программы любого исследования. Они возникают в связи с необходимостью получить полное представление о реально существующих противоречиях с расчетом найти оптимальные пути средства их решения.
Под социальной проблемой следует понимать «социальное противоречие», осознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающие из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей . Для инициаторов и организаторов социологического исследования существует еще научная проблема, которая сравнима с состоянием знания о незнании определенных количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик изучаемого социального явления или процесса. В частности, это может быть незнание действительных причин миграции или снижения творческого потенциала работников и т.п.
2. Выделение объекта и предмета социологического исследования.
Научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы. Им могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.
Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Последний включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) Следовательно, предмет социологического исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. Им могут быть те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.н. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных характеристик. Но исследователя интересует только уровень нравственного сознания рабочих – членов этого коллектива. Тогда объект исследования – трудовой коллектив, а предмет – состояние нравственного сознания.
3. Определение цели и задачи исследования. Соответственно основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов.
Определение цели исследования обычно предусматривает решение или теоретико-прикладной (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике), или преимущественно прикладной задачи (связанной с практическим регулированием определенных социальных процессов), или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.
Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи исследования отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.
4. Интерпретация и операционализация основных понятий.
Как бы не осуществлялась трактовка основных понятий, этот процесс непременно носит логико-познавательный характер, т.е. они всегда получают какую-то интерпретацию.
Интерпретация – перевод содержания понятия на язык поддающихся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (совокупностей фактов, структурированных по определенным правилам) .
Основные понятия как бы задают ход исследованию, диктуют логику изучения проблемы и потому нуждаются в исчерпывающей интерпретации.
Все выявленные на стадии интерпретации конкретные понятия также требуют своего объяснения, «своей интерпретации». Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые и характеризуют составляющие основного понятия. На этом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре уточнения предмета исследования.
Эта процедура, кратко именуемая операционализацией, продолжает, а точнее, детализирует интерпретацию основных понятий. Такая детализация заключается в расчленении основного понятия на элементы (семантически – на однозначно понимаемые термины). Получаемые при этом еще более простые понятия принято называть операциональными.
Таким образом, весь процесс логического анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов: выявление главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно отражает его сущность; выявление совокупности операциональных понятий, на которые «раскладывается» основное понятие.
5. Разработка гипотез исследования. Каждый раз реализация исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования может быть задана при формулировании гипотез. Гипотеза – это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследования обусловливает логику процесса социологического анализа.
Социологическое исследование основывается, как правило, на предварительных предположениях. В них высказываются мысли о причинах возникновения изучаемой проблемы. Исследователь их обобщает, затем формирует свои предположения в виде гипотез. Гипотезы позволяют повысить оперативность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора социологической информации. Но они не должны связывать исследователя и предопределять итоги его работы. Гипотезы должны быть сформулированы ясно и четко, однозначно. Как и задачи, они бывают основными и дополнительными.
6. Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать ее цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез. Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем.
При исследовании, например, активности той или иной группы логический анализ основного понятия «социальная активность» предполагает выявление таких его составляющих, как активность трудовая, политическая, активность в сфере познания, культуры и т.д. Рассматривая затем каждое из них, мы как бы по ступеням приближаемся к определению сущности различных сторон (элементов) предмета исследования.
Процедурный раздел программы включает:
1. Разработку программы и организация общего плана исследования. В этом блоке определяются порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (например, анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты или бланка интервью и др.).
2. Подготовку к сбору информации. Здесь готовятся вспомогательные документы, делаются расчеты временных, организационно-технических, материальных и иных затрат в соответствии с имеющимися нормативами. Нормативные показатели используют тогда, когда нужно четко представить, сколько понадобится времени для проведения исследования, количество анкетеров (интервьюеров) для сбора первичной информации, за какой срок она должна быть собрана, закодирована и обработана.
3. Сбор информации. Фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выводах» исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков интервью или других видов инструментария.
4. Обработку информации. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для математического анализа (проверка, группировка, сводка вычисление относительных величин, построение статистических рядов, составление таблиц). Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет.
5. Оценку результатов. Включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.
Все это упорядочивает проведение исследования, помогает предотвратить возможные накладки, способствуя тем самым качественному сбору первичной информации и ее своевременной обработке и анализу.
Тщательная подготовка программы социологического исследования позволяет избежать ошибок во время самого исследования и анализа его результатов.
2.3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап разработки программы |
Содержание |
Проблемная ситуация |
«Социальное противоречие», осознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающие из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей. |
Область целеполагания |
Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением. |
Область разработки общей концепции |
Включает формулировку и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации), выделение объекта и предмета социологического исследования, определение цели и задачи исследования, интерпретацию и операционализацию основных понятий, разработку гипотез исследования, логический анализ основных понятий. |
Область процедурно-методического раздела программы |
Включает разработку программы и организация общего плана исследования, подготовку к сбору информации, сбор информации, обработку информации, оценку результатов. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении проведенного исследования целесообразно привести следующие итоговые положения.
Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Оно включает сменяющие друг друга этапы: разработку программы и организацию плана, подготовку к сбору информации, сбор информации, обработку информации, оценку результатов и реализацию результатов исследования.
Социологическое исследование невозможно без детально разработанной программы, которая представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для проверки гипотез. Она выполняет разведывательную, описательную и аналитическую функции.
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение двух разделов – методологического и процедурного.
В методологический раздел программы входят: формулировка и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации), выделение объекта и предмета социологического исследования, определение цели и задачи исследования, интерпретация и операционализация основных понятий, разработка гипотез исследования, логический анализ основных понятий.
Процедурный раздел программы включает: разработку программы и организация общего плана исследования, подготовку к сбору информации, сбор информации, обработку информации, оценку результатов.
Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде характеризуют исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).
Основная цель исследования определяется как теоретико-прикладная (поиск типового решения проблемы с последующим его приложением к практике) или преимущественно прикладная, т.е. связанная с практическим регулированием определенных социальных процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Минск, 2000.
2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М., 2004.
3. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.
4. Кравченко А.И. и Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007.
5. Краткий словарь по социологии. М., Политиздат, 1989.
6. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология: Учебно – методическое пособие. – Омск, 2005.
7. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Структурно – логические схемы с комментариями. – М.: Академический проект; Издательство научно – образовательной литературы РЭА, 1999.
8. Социология: Методические указания по выполнениию контрольной работы. – М: ВЗФЭИ, 2007.
9. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М., 2004.
10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М: Прометей, Юрайт, 1999.
11. Энциклопедический социологический словарь. – М, 1995.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. 2-е изд. – М., 2001.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.