Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Программа и план в социологическом исследовании

Программа и план в социологическом исследовании [15.03.09]

Тема: Программа и план в социологическом исследовании

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.95K | Скачано: 201 | Добавлен 15.03.09 в 21:45 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008


ПЛАН:
Введение 3
1. Программа социологического исследования 5
2. План социологического исследования 11
Заключение 13
Список литературы 16
Приложение
 
  Введение
История возникновения и развития социологии неразрывно связана с эмпирическими (прикладными) исследованиями, которые служат источниками новых знаний, необходимых как для обогащения теорий, так и для регулирования социальных процессов.
Во всем цивилизованном мире социология сегодня – это основная часть и наиболее цельная форма всего гуманитарного образования. Как наука об обществе, о путях общественно-исторического прогресса, социология выступает важным инструментом научно обоснованной политики, эффективным средством анализа и оценки общественных явлений и  процессов, методологией социального познания в целом. Социология- это также оружие научной организации и управления в любом деле, где люди действуют сообща.
На любом этапе общества (с момента возникновения социологии) люди, специалисты располагают определенным объемом знаний о человеческом обществе как объекте изучения социологии. Однако общество изменяется, развивается, что требует уточнения, обогащения, обновления знаний о нем и его структурных компонентах. Для этого необходим определенный инструмент, каким и выступает социологические исследования – обязательный компонент социологии, процесс выработки новых знаний об обществе и его системных элементах (структурах), форма органической связи теории и практики; звено, обеспечивающее преемственность социологического знания и его развития.
Социологические исследования обуславливаются общественными потребностями в социальном знании об обществе в целом и его структурных компонентах, потребностями знать ближайшие и отдельные перспективы общественного развития, ибо это связано с интересами различных классов, общественных и социальных групп, с их взаимоотношениями между собой, взаимоотношениями личностей, указанных групп и общества в целом.
Непосредственное признание социологические исследования получили в конце XIX-начале XX в. Так, с XVIII в. в  ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В XIX в. Проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни, в частности среди жителей Лондона.
Идея исследования была заимствована социологией из естествознания, экономики, психологии, этнографии, правоведения, где формы теоретических, а позднее эмпирических и экспериментальных исследований утвердились ранее.
Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершённую целостную интерпретацию в основном в 20-е годы 20 века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии.
Социологические исследования осуществляются специалистами, получившими профессиональную подготовку, владеющими методами и правилами исследовательской работы.
 В данной работе я хочу рассмотреть, что такое программа социологического исследования, как идет процесс подготовки, т.е. разработки программы и ее рабочего плана.
 
1. Программа  в социологическом исследовании.
Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, связанных между собой единой целью, - получить объективно – достоверные данные об изучаемом социальном прочесе или явлении для их последующего использования в практике.
 Каждое серьезное дело требует тщательной подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое овладение научными правилами, способными обеспечить высокий научный уровень анализа.
Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы: разработка программы и инструментария; сбор информации; подготовка собранной информации к обработке; анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты (к чему зачастую прибегают малокомпетентные исследователи), а с разработки его программы, состоящей из двух разделов (блоков) – методологического и методического.
Проведение любого социологического исследования начинается с разработки программы исследования, которая осуществляется на подготовительном этапе, в которой определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, осуществляется теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий, формулируются гипотезы, решается проблема выборки, определяются основные методы и методика сбора социальной информации. На этой основе составляется план научно исследовательских работ как основной документ управления, всеми процессами социологического исследования, включая временной (сетевой) график выполнения (планирования) работ.
Начинающие социологи часто путают объект и предмет исследования, хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исследования а определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.
Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.
 Как считает В.А. Ядов, «объект социологического исследования- это то, на что направлен процесс познания»
 Предмет исследования- это те или иные, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.
Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога. Например, любой трудовой коллектив обладает множеством различных социальных, профессиональных характеристик. Но исследователя интересует только уровень нравственного сознания рабочих- членов этого коллектива. Тогда объект исследования- трудовой коллектив, а предмет-состояние нравственного сознания.
Программа социологического исследования представляет собой документ, содержащий изложение и обоснование концепции исследования, основных ее методологических принципов, методик и процедур. Отсюда понятна роль программы социологического исследования, Практика показывает, что только глубоко разработанная программа может стать гарантией успешного проведения исследования на высоком качественном уровне. Ее назначение определяется методологической и методической функциями программы, а также организационной функцией. В научно-организационном плане программа определяет планомерность деятельности социологов, четкое разделение и кооперацию труда (коллектива социологов), последовательность этапов исследования, т.е. упорядоченную систему действий по достижению конечных результатов социологического исследования.
Несмотря на различные виды программ (что определяется видом социологического исследования), все они имеют две основные части: методологическую и методическую.
I.    Методологическая часть программы
Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера.
  В социологии проблема выступает как состояние «знания о незнании» определенных сторон, количественных и качественных изменений тенденций развития и других характеристик какого-либо социального процесса или явления. Она представляет собой форму отображение проблемной ситуации как состояния в развитии социального объекта, характеризуемого неустойчивостью, несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития.
Формулировка проблемы во многом определяет также вид социологического исследования – разведывательное, описательное, аналитическое.
  Из формулировки и обоснования проблемы вытекает цель социологического исследования  и его задачи. Цель- это общая направленность исследования, проект действия и его результат. Она может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения, они направлены на анализ и решения проблем. Задачи могут быть основными и не основными. Характер задач зависит от содержания цели. Они раскрывают содержание предмета исследования, согласуются с гипотезами. Задачи могут быть основными (ориентированными на решение центральной проблемы) и дополнительными (касающимися аспектов проблемы, способов ее решения). Задачи социологического исследования состоят в выработке нового знания в форме: а) знания отдельных эмпирических факторов; б) воспроизведения системы факторов; в) взаимосвязи факторов; г) получение целостной картины изучаемого социального процесса (явления) в виде модели или теоретической схемы.
В разработке программы важное место занимает определение объекта и предмета исследования. Объектом социологического исследования  носитель той или иной социологической проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования, под которым понимаются  наиболее существенные стороны, свойства, отношения объекта, выражающие наиболее полно исследуемую проблему и подлежащие изучению. Один и тот же объект (скажем, социальная сфера общества) может изучаться для решения различных проблем, поэтому может стать предметом разных исследований. Четкое выделение предмета помогает установить познавательные границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном исследовании. Предметом социологического исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.
 Важнейшее место в программе занимает логический анализ основных понятий, т.е. тех понятий, которые играют главную роль в определении предмета исследования. Он предлагает точное и всестороннее объяснение содержания и структуры понятий, а также (на этой основе) уяснение элементов и свойств изучаемого процесса или явления.
  Надо иметь в виду что глубина и широта логического анализа понятий целиком зависят от вида социологического исследования. Эта часть программы (анализа понятий) важна не только для понимания объекта и предмета исследования. Она помогает социологу правильно объяснить результаты социологического исследования.
  В социологическом исследовании выделяют три основных вида анализа (интерпретации) понятий: теоретический, эмпирический, операциональный.
  Теоретическая интерпретация предусматривает три варианта: а) интерпретацию понятий через установления связей с более общими понятиями и категориями социологии, философии и других наук изучаемой предметной области исследования; б) интерпретацию понятий исследования через понятия меньшей степени общности; в) теоретическую интерпретацию эмпирически установленных признаков, факторов.
 В эмпирической интерпретации понятий выделяют прямую (установление эмпирических признаков представляющих содержание теоретических понятий) косвенную интерпретацию (она осуществляется на основе логических связей установленных эмпирических признаков).
 Операциональная интерпретация предусматривает установление операций, с помощью которых могут быть произведены измерение, поиск, регистрация и логическая связь эмпирического признака с содержанием основных понятий исследования (такая операционализация – структурная и факторная – наглядно показана в рекомендуемой литературе).
  В социологическом исследовании гипотезы означают научные предположения, выдвигаемые для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов. Выделяют различные виды гипотез. По отношению к центральным задачам исследования гипотезы подразделяют на основные (указывающие на наиболее существенные связи объекта) и неосновные. По месту в логической структуре доказательств выделяют гипотезы- основания и гипотезы- следствия. По степени научной обоснованности различаются первичные, вторичные и рабочие гипотезы. Описательные, объяснительные и прогнозные гипотезы различают на основе содержания предложений. Наконец, по уровню анализа объектов выделяют гипотезы теоретические, статистические и эмпирические.
 Следует обратить внимание на источники выдвижения гипотез, требования к ним, способы их проверки.
  Значимость гипотез состоит в том, что их характер предопределяет логику исследования, так как  все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез.
  В результате вышеуказанных операций перед социологом встает ряд задач по подготовке конкретных методик и методов сбора и обработке данных – инструментария. Этому посвящен следующий раздел программы социологического исследования.
  II. Методическая часть программы
  В методической части важное место отводится определению выборки (выборочной совокупности).
  Методическая, или процедурная, часть программы социологического исследования представляет собой систему действий социолога, способ организации и последовательности применения, различных технических приемов. Она включает в себя описание методов т техники сбора данных, а также способа анализа по гипотезам.
Содержание первого раздела процедурной части программы зависит от того, какие методы намерены использовать социологи для исследования проблемы. Казалось бы, что всех методов сбора информации. Однако на практике это не всегда возможно (да и вряд ли целесообразно), что во многом определяется объектом и предметом исследования, его видом, сроками его осуществления. Поэтому при описании этих методов (изучение документов, наблюдение, опросы, эксперимент) необходимо обратить внимание на основные методы, которые будут использованы в данном исследовании.
 В этом же разделе процедурной части программы очень важным является определение техники исследования как совокупности специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. К их числу относятся способы проверки данных на обоснованность и надежность, набор инструментария, различные виды измерения характеристик объекта (шкалирование и т.д.), определение выборочной совокупности.
  Надо также иметь в виду необходимость привязки методов и техники исследования к типу (видам) гипотез.
  Второй раздел процедурной части программы содержит описание способа обработки и анализа данных по гипотезам. Здесь следует обратить внимание на этап первичной обработки материалов, которая состоит прежде всего в упорядочении, классификации эмпирического материала с целью придания ему соответственного вида. Для этого используются методы математической статистики, другие разделы математики, логический аппарат исследования. В программе определяется ручной или машинный способ обработки социологической информации. Полученный информант подвергается теоретической интерпретации.
   Программа, особенно ее процедурная часть, должна быть тесно увязана с принципиальным (или стратегическим) планом исследования, который некоторые социологи включают в программу, называя его организационным разделом программы. Названный план исследования может выступать в виде разведывательного (когда нет гипотез), аналитического (при наличии описательной гипотезы). Принципиальный план исследования, как правило, в дальнейшем переходит в рабочий план. В нем перечисляются основные этапы работы, планируется расстановка кадров, последовательность действий и т.д.
  
2. План социологического исследования
Как ни важны сами по себе программа и выборка, тем не менее, без рабочего плана невозможно грамотно провести социологическое исследование. Обычно в план закладываются основные мероприятия, которые надо осуществить при исследовании. Это позволяет с должной точностью определить затраты времени, сил, средств, объем рабаты – научной, организационной. План создается на базе определенных правил, суть которых состоит в том, что все научно - исследовательские и организационно- технические процедуры и операции группируются в четыре раздела (блока).
  Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров). В этом же разделе нужно предусмотреть проведение пилотажного (разведывательного) исследования, которое покажет, как «работает» инструментарий. И если в каких- либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно внести коррективы и в инструментарий, и в программу исследования. Когда документы для работы  полностью готовы, они тиражируются и раздаются анкетерам, интервьюерам.
Второй раздел включает все организационные и методические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, т.е.заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые). Если анкеты, бланки интервью раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необходимо предусмотреть такую процедуру в плане.
Третий раздел  посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем которых формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные вопросы (альтернативы) вводятся в память ЭВМ при помощи специальных компьютерных программ. Статистический информационный массив «переваривается» электронными машинами, и исследователи получают сводные таблицы цифр, процентов – табуляграммы. Существуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один поставленный вопрос, раскрываются все альтернативы, входящие в данный вопрос (да, нет, незнаю).  Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы расшифровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время. Тот и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.
Четвертый раздел – это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выводы, формулируют практические рекомендации.
 
  Заключение
  Жизнь ставит много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности, социологического. Социологические исследования помогают обеспечить бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроения людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоянием морально – психологического климата.
 Каждое серьезное дело требует тщательной подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое овладение научными правилами, способными обеспечить высокий научный уровень анализа.
  Социологические исследования выступают одним из самых точных инструментов измерения, анализа социальных явлений, хотя при всей значимости результатов их нельзя абсолютизировать. Наряду с другими методами познания социологические исследования расширяют возможности познания общества, повышают эффективность практической деятельности.
ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - один из важнейших социологических документов, в котором содержатсяметодологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта.  ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
План - основной документ управления всеми процессами социологического исследования, упорядочивающий мероприятия в соответствии с программой, сроками, а также различными ресурсами, необходимыми для достижения конечной цели.
 
 Список литературы
1.    Каменская Е.Н. Социология: Учебное пособие.-2-е изд.-М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К».
2.    Социология. Общий курс: Учебник.- М.: ИНФРА-М,2008.-332с. (Высшее образование)
3.    Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-580с.
4.    Социология / Ю.Г.Волков; под общей ред. Доктора философских наук, проф. В. И. Добренькова. -Изд. 4-е.- Ростов н /Д :Феникс, 2008.-571, [2]с.- (высшее образование)
 
Словарь основных терминов.
Адекватность - соответствие, совпадение каких-либо параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей.
 Анализ данных - совокупность действий осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными.
 Анализ документов - совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач.
 Анкета- объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов о социальных фактах, явлениях и процессах.
Анкетный опрос — один из основных методов опроса, применяемый в социологических исследованиях.
    Анкетер (Интервьюер) - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов.
    Банк социологической информации - совокупность информации, получаемой и используемой в процессе социологического исследования, а также средств ее получения, обработки, хранения и распространения.
Большие социальные группы – это устойчивые совокупности значительного количества людей, действующие совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны.
Например: профессиональные группы, социальные слои, классы.
Брак- санкционированная обществом совокупность норм и предписаний, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и др.
Власть – институционализированное, т.е. указанное, право субъекта (индивида или группы) навязывать свою волю другим людям или организациям вопреки оппозиции с их стороны. Власть является необходимым компонентом управленческой деятельности в любой группе, организации, обществе в целом.
Вопрос (в социологической анкете) - специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи.  
Гипотеза — предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.
Гендерная социология – направление в социологии, которое занимается анализом социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо - и макроуровнях.
Данные - результаты наблюдений или информация, о действительности получаемая в ходе исследования
Данные исследования - структурированная и формализованная информация, собранная в результате исследования.
Демография– (от греч. Demos- народ и графия – описываю)- наука, при помощи статистики изучающая рождаемость, смертность, долгожитие, плодовитость, брачность, миграцию и другие изменения в составе населения конкретной страны.
Идентичность - ощущение существования уникальной индивидуальности, отдельной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей.
Измерение — процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в некотором масштабе или шкале.
 Индивид- единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов.
 Институционализация- закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.
Индикатор — доступная для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта.
 Интервью (от англ. interview - беседа с глазу на глаз) - один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.
  Интервьюер (анкетер) - лицо, вступающее в непосредственное взаимодействие с опрашиваемым с целью получения от него желаемой информации.
 Интерпретация понятий — истолкование, уточнение сущности и смысла понятий.
Исследование - вид систематизированной познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов - наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т.п.
  Метод — способ теоретического или эмпирического получения информации в процессе исследования.
 Методика— совокупность способов выявления конкретных социальных фактов и средств получения и обработки первичной социологической информации.
 Методология — совокупность процессов выработки социологами абстрактного образа изучаемой проблемной ситуации.
Наблюдение - метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций.
 Направленное интервьюирование - сбор данных с помощью интервьюирования, имеющий целью получение от респондента специфической информации.
 Научное исследование - это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях.
 Объект социологического исследования — область социальной реальности, на которую направлен познавательный интерес исследователя.
Описательное исследование - исследование, занимающееся измерением какого-либо аспекта действительности, скорее ради него самого, нежели ради развития или проверки некоторой теории.
    План - основной документ управления всеми процессами социологического исследования, упорядочивающий мероприятия в соответствии с программой, сроками, а также различными ресурсами, необходимыми для достижения конечной цели.
 Показатель — доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, например поведение, мнения, взгляды, оценки и т.д. опрашиваемых.
 Предмет социологического исследования — существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения проблемы.
 Программа социологического исследования — документ, содержащий методологические и методико-технические предпосылки научного поиска ответов на вопрос, поставленный в социологическом исследовании.
Социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа.
Социологическое исследование — научный процесс выработки новых социологических знаний на основе теоретических или эмпирических данных, один из видов познавательной деятельности социолога.
 Техника социологического исследования — совокупность специальных приемов, конкретных познавательных операций, представляющих тот или иной метод сбора социологической информации. Техника включает в себя и обработку, и анализ информации.
 Цель исследования — конкретный результат, который намерен получить социолог по завершении работы. Задачи исследования - круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный (целевой) вопрос исследования.
Эксперимент социологический - метод прикладного социологического исследования, позволяющий получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или изменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 29.95K
Скачано: 201
Скачать бесплатно
15.03.09 в 21:45 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе