Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Что включает в себя программа прикладного социологического исследования?

Что включает в себя программа прикладного социологического исследования? [10.11.09]

Тема: Что включает в себя программа прикладного социологического исследования?

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.34K | Скачано: 275 | Добавлен 10.11.09 в 23:44 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Владимир 2007


Вопросы
1. Что включает в себя программа прикладного социологического исследования? Почему разработка программы исследования требует высокой квалификации социолога? стр.1-7
2. Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом с точки зрения социальной стратификации. В чем между ними разница? К какому типу, на ваш взгляд, следует отнести современное российское общество? Почему? стр.8-11
3. Гипотеза в социологическом исследовании – это:
а) прогноз (предсказание) того, что должно произойти;
б) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными;
в) описание процедуры сбора данных;
г) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки стр.12
Литература стр.13

1.Что включает в себя программа прикладного социологического исследования?  Почему разработка программы исследования требует высокой квалификации социолога?
    Прикладное социологическое исследование проводится обычно с целью решения конкретной социальной проблемы, чем оно отличается от фундаментального исследования, цель которого -  приращение научно-теоретического знания.
    Все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования. Программа представляет собой научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического уровня знания, выраженного моделью и гипотезами, к способам его эмпирического получения, т.е. объекту и инструментарию исследования. Чем лучше, оригинальнее составлена программа, чем надежнее в работе, тем большие деньги она приносит своему творцу, потому что хорошие программы в социологии – на вес золота.
    Программа социологического исследования включает подробное, четкое и завершенное изложение следующих узловых моментов: теоретико-методологическая часть – формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ, организационный план.
    На составление программы опытные социологи тратят от трети до половины всего времени исследования. Примерное распределение времени на организацию социологического исследования выглядит так: а) разработка программы – 30-40%; б) сбор информации – 10-15%; в) подготовка данных к машинной обработке – 10-15%; г) обработка данных – 5-10%; д) анализ материалов, написание отчета – 30-40%.
    Основные этапы1 составления программы исследования имеет такой вид (рис.1):
Основные этапы проведения социологического исследования
Рис.1. Основные этапы проведения социологического исследования
Разработка теоретико-методологической части программы исследования начинается с постановки проблемы. Исходные моменты, с которых начинается долгий путь социологи-эмпирика к составлению программы научного исследования, - это проблема ситуации и проблема исследования. Проблемная ситуация – состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.  Социальные проблемы классифицируются в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины. Проблема исследования – это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, чрезмерно высокий уровень текучести кадров) и желательным положением дел (стабильный, хорошо работающий коллектив). Четкая формулировка проблемной ситуации на 60-70% предопределяет конечный успех. На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам предшествующих социологических исследований собственной и других социологических служб, анализу экономического, технического и организационного контекста проблемы, опросу экспертов.
    Раздел программы цели и задачи исследования регулируют отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, который будет представлен социологом, а также определяет объем затрат времени, людских и финансовых ресурсов необходимых для получения результата. Цель – модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, социально-демографическая структура увольняющихся и устраивающихся на предприятие; отношение работающих к планируемому нововведению. Целью исследования может быть  не только подготовка, но и  разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий. Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Задачи исследования условно могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.
    Определение объекта и предмета исследования. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди и объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектов выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки  и т.п. Предмет исследования – наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог.
    Логический анализ основных понятий  - это логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Иначе логический анализ называют теоретической интерпретацией понятий.
    Выдвижение гипотез. Совокупность гипотез отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования. Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Описательные, поисковые исследования могут не иметь гипотез, но аналитические, изучающие причинные связи, функциональные зависимости, как правило всегда базируются на гипотезах о том, какие именно параметры связаны зависимостями, каковы характер, направленность и сила таких зависимостей.
    Для социологических служб важным становится систематических сбор и хранение методической информации о проведенных исследованиях. Основным документом, содержащим такую информацию, является Методический раздел программы (возможной формой сбора и хранения методической информации является специальный документ – «Паспорт социологических исследований»). Он обеспечивает преемственность методической культуры исследователей при смене заводских социологов и является документальным свидетельством уровня профессионализма при их аттестации.
    Выборка. В программе необходимо дать характеристику типа выборки с кратким обоснованием целесообразности ее использования в соответствии с целями исследования, требованиями репрезентативности и организационными возможностями данного исследования. Выборочная совокупность задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков сбербанка). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что вторая меньше по объему и представляет уменьшенную копию первого. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность – сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта, т.е. формируется выборка.
    Особенности методов сбора эмпирических данных.  В этом разделе указываются технико-организационные параметры используемых методов сбора данных (МСД). Если идет речь об анализе документов, то следует указать, какие именно источники (статистические формы, планы, отчеты и т.д.) будут изучаться; будут ли использоваться традиционные методы или формализованный анализ содержания.
    Методы сбора информации. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование (предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами) и интервьюирование (личное общение социолога с респондентом). Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение – целенаправленное, систематизированное восприятия какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или  в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото- или радиомагнитофонной аппаратуры.
    Методы обработки и анализа данных. В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиворечивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение. Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей процедуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соответствии с разрабатываемой методикой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных  (линейных)распределений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, которые будут получены на ЭВМ. Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изучаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты исследования, установить направления и формы их практического применения.
    Организационный план исследования. Организационный план описывает распределение во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, традиционной для любого плана работы, включающего содержание выполняемых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. Организационная работа в целом состоит из следующих этапов: организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследования; финансовое и кадровое обеспечение исследование; тиражирование методического инструментария; проведение пробного исследования; проведение основного исследования; обработка результатов исследования; интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез исследования; обоснование теоретических выводов исследования; разработка практических рекомендаций; внедрение практических рекомендаций; оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.
    Научный отчет. После завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы исследования. По форме и назначению различают три основных вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации в средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, научная статья – специалистам, а публикация в прессе – широкой публике. Структурно заключительный отчет делится на три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть включает титульный лист, договор на проведение исследования, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию. Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчета. Оно содержит описание общей цели отчета и целей исследования, актуальности его проведения. Основная часть отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

2. Объясните, что понимается под «открытым» и «закрытым» обществом с точки зрения социальной стратификации. В чем между ними разница? К какому типу, на ваш взгляд, следует отнести современное российское общество?
    Стратификация (т.е. неравенство в доходах, объеме власти, престиже и образовании) возникла вместе с зарождением человеческого общества.
    В социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три типа характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытые.
    Закрытым является такое общество, в котором социальные перемещения из низших страт в высшее либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.
    Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:
    - при патриархальном рабстве (примитивная форма) раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
    - при классическом рабстве (зрелая форма) раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не  участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал, семьи не имел. Его разрешалось убивать.
    Кастой называют социальную группу (страту), членством в котором человек обязан исключительно своим рождением. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индуизмом. Согласно канонам этой религии, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если оно было плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священники); кшатрии (войны); вайшии (купцы); шудры (рабочие и крестьяне). Помимо них насчитывается еще около 5 тысяч неосновных каст и подкаст.
    Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV – XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X – XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословие деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.  Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус.
    Понятие «класс» появилось лишь в XVIII веке. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. Социологи придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и в основном выделяют три класса: высший, низший и средний.
    Высший класс в современных индустриальных обществах состоит преимущественно из представителей влиятельных и богатых династий. Они имеют возможность влиять на экономическую политику и политические решения, что нередко помогает сохранять и преумножать семейное благосостояние.
    Рабочий класс в индустриальных обществах традиционно включает в себя наемных рабочих, занятых физическим трудом в добывающем и производственном секторах экономики, а так же тех кто выполняет низкооплачиваемую, низкоквалифицированную, не охваченную профсоюзами работу в индустрии услуг и розничной торговле. Существует разделение рабочих на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных, что, естественно, отражается на уровне заработной платы.
    Средний класс включает в себя наемных работников – чиновников среднего и высшего уровня, инженеров, преподавателей, руководителей среднего звена, а также владельцев небольших магазинов, предприятий, ферм.
     Различают также старый средний класс (ремесленники и мелкие собственники) и новый средний класс (управляющие, профессиональные работники умственного труда, менеджеры и так далее). Данный новый слой неоднороден, часть стоит ближе к рабочему классу, а часть ближе к буржуазии. Этот слой соединят в себе и новые производственные силы, и новые управленческие функции.
    В современной России средний класс находится в зародышевом состоянии. Российское общество развивается очень драматично, наступает поляризация общества, деление на «очень богатых» и «очень бедных», в подобных условиях просто нет места среднему классу. Сегодня социальная структура дезинтегрирована. Старые классы фактически разрушены, а новые еще не успели сформироваться. Средняя страта не обрела еще довольно четких контуров социально слоевой структуры.
    Рассмотрение социальной структуры не может быть сколько-нибудь полным без такого ее существенного элемента, как элита. В нынешней России она сложилась на двойственной основе. С одной стороны, это выходцы из эшелонов партийно-хозяйственного актива, с другой- бывшая интеллектуальная контрэлита, поднявшаяся к власти на демократической волне противостояния прежней системе и пополнившаяся на этом пути выходцами из теневой экономики. Эти две части сосуществуют в рамках властных структур, так и не сливаясь полностью.
    Сегодня можно признать необходимость изучения безработных, как особой страты, группы в структуре общества. К категориям безработных относят тех, кто обращается в службу занятости для поиска новой более приемлемой работы. Анализ данных показывает, что безработные по своему материальному достатку весьма поляризованы, дифференцированы по образованию и профессии (внутри своей группы). Высокий образовательный статус помогает лучше перенести социальное падение.
    Итак, исходя из всего написанного выше можно сказать, что наше общество поделено на страты. За последние годы общество претерпело много изменений, появились новые страты, такие как: безработица, средняя страта. Но все еще сохраняется поляризация общества. Можно провести линию «богатые-бедные». Старые классы уже разрушаются а новые не успевают сформироваться.

3. Гипотеза в социологическом исследовании - это
положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными.

Литература
1. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2002. – 352с.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред.проф. Ю.Г. Волкова. – Изд.2-е, испр.и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512с.
3. Добреньков В.И., Кавченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768с.
4. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 479с.
5. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 18.34K
Скачано: 275
Скачать бесплатно
10.11.09 в 23:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе