Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Классификация стран по уровню социально-экономического развития [12.11.10]

Тема: Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.82K | Скачано: 294 | Добавлен 12.11.10 в 20:43 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Краснодар 2007


План работы

Стр.

Введение 3

1. Центр и периферия мирового хозяйства 4

2. Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны 6

3. Тесты 10

1). Укажите черты, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства:

а) сырьевая специализация;

б) низкий уровень развития производительных сил;

в) интенсивный тип экономики;

г) многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений;

д) гибкая адаптация к мирохозяйственной конъюнктуре.

2). В настоящее время разрыв в уровнях экономического развития промышленно развитых, развивающихся стран по сравнению с серединой ХХв:

а) не изменился;

б) сократился за счет ускоренного роста экономики развивающихся стран;

в) увеличился.

3) Укажите страны, относящиеся к новым индустриальным странам (НИС):

а) Аргентина;                                  ж) Нигерия;

б) Эфиопия;                                     з) Сингапур;

в) Южная Корея;                             и) Тайвань;

г) Бразилия;                                     к) Сомали;

д) Австралия;                                  л) Индия;

е) Россия;                                         м) Франция.

Список использованной литературы 11

 

Введение

Мировое хозяйство развивается вместе с развитием каждой страны, но роль их в мировом хозяйстве различна. Развитые страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так н тен­денции социально-экономического прогресса во всех регионах мира. Раз­вивающиеся страны в основном решают собственные проблемы, не могут существенно влиять на остальной мир, так как до сих пор они зависят от внешних рынков сбыта и внешних источников накопления. Страны с пе­реходной экономикой с разной степенью интенсивности строят рыноч­ные отношения и одновременно включаются в мировую хозяйственную систему.

Современное мировое хозяйство сформировалось в результате постоянного развития международного разделения труда и кооперации, возникших много столетий назад. В настоящее время эффективное развитие страны невозможно без включения в международную торговлю, без участия в движении капиталов и рабочей силы, без развития форм международного кредита и инвестиций.

 

1. Центр и периферия мирового хозяйства

 

Далеко не все страны (а их около двухсот)  в одинаковой мере вовлечены в мировое хозяйство. С точки зрения уровня их развитости и социально-экономической  организации   производства  в сложной структуре мирового хозяйства довольно четко просматриваются центр и периферия.

Центр образуют 29 индустриально развитых стран, на долю которых приходится 51,5% мирового ВВП и 67% мирового экспорта. Эти страны имеют гибкий экономический механизм, позволяющий приспосабливаться к изменениям на мировых рынках, и социально ориентированную национальную экономику. Они лидируют в области науки и техники, экспортируют высокотехнологичные изделия, являются основным поставщиком на мировой рынок ноу-хау, патентов и другой научно-технической продукции.

Периферия мирового хозяйства представлена в основном развиваю­щимися странами, имеющими многоукладную экономику и довольно низкий уровень развития производительных сил: они производят 41,4% мирового ВВП. Рыночные отношения в этих странах функционируют слабо, рынок не стимулирует развитие производства. На мировой рынок они поставляют в основном сырье. В целом они занимают зависимое положение в мировом хозяйстве. При всем многообразии  развивающихся стран можно выделить ряд общих черт:

1) многоукладный характер экономики с преобладанием внеры­ночных отношений и внеэкономических рычагов организации хозяйства;

2) низкий уровень развития производительных сил, отсталость
промышленности и сельского хозяйства;

3) сырьевая специализация.

Центр и периферия мирового хозяйства являются его крайними точ­ками, как бы полюсами, но чаще всего выделяют развитые страны, разви­вающиеся и страны с переходной экономикой. К последним относят страны, создающие рыночную систему хозяйства. Это прежде всего стра­ны распавшегося социалистического лагеря. Особое место среди них за­нимает Россия. На долю стран с переходной экономикой приходится 7,1% мирового ВВП.

Все страны, участвующие в международном разделении труда, а, сле­довательно, в мировом хозяйстве, взаимно связаны. Изменения в производстве, возникающие в одних странах, неизбежно в той или иной форме отражаются в производстве других стран. Особенно это заметно в условиях современной НТР. Естественно, что ее достижения в первую очередь используются в развитых странах, но через экспорт товаров, капита­ла и новых технологий они распространяются и в странах периферии ми­рового хозяйства, что, с одной стороны, позволяет им приобщиться к благам современной цивилизации и ускорить развитие экономики, а с другой — часто вызывает негативные последствия, создает новые пробле­мы. К таким негативным последствиям относится углубление экологиче­ского кризиса. Использование в производстве новых технологий ускори­ло темпы развития экономики, что неизбежно потребовало больше ис­пользуемого сырья, материалов, энергии. В странах — экспортерах сырья и топлива резко возросла эксплуатация запасов невоспроизводимых природных ресурсов, что не могло не нарушить экологического равновесия. Большие объемы производства стали давать большую массу отходов, ко­торые также отрицательно влияют на экологию.

В современных условиях развитые страны стали постепенно освобождаться от так называемых грязных производств, переводя их в страны периферии и предпочитая покупать готовую продукцию таких произ­водств у этих стран. Но все страны живут в одном мире, и загрязнение окружающей среды в одной стране неизбежно оказывает негативное воздействие на другие страны, следовательно, ухудшаются условия жизни человека, создается угроза его здоровью в целом на планете.

Экспорт научно-технических нововведений из стран центра в периферийные неизбежно вызывает необходимость перестройки экономики этих стран, приспособления их к новым потребностям. Это в свою оче­редь накладывает определенный отпечаток на жизнь всего общества: ме­няется традиционная система ценностей, исторически сложившаяся в данной стране, система общественных потребностей все больше сбли­жается с аналогичной системой развитых государств. В итоге начинает меняться традиционный образ жизни, что ведет к возникновению новых социальных проблем, косвенно воздействует на принимаемые политиче­ские решения и в результате влияет на темпы и направления исторической эволюции страны.

В современных условиях возрастает взаимная зависимость стран центра и периферии. С одной стороны, развитые страны заинтересованы в сохранении источников дешевого сырья и топлива для своего развития. Периферийные страны выступают также обширным перспективным рынком, на котором можно сбывать все товары, в том числе морально ус­таревшие для рынков центра. Кроме того, для центральных стран это вы­годная сфера приложения капитала. Эти позиции они стараются по воз­можности сохранить.

С другой стороны, ориентируясь на достижения развитых стран, страны периферии активно ищут дополнительные возможности для промышленного роста. Интенсифицируя разработку природного сырья, они увеличивают эффективность своего экспорта и получают дополнительные средства для развития экономики и решения социальных проблем.

 

2. Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны

В международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Однако принятая в 1950г. классификация нуждается в более дифференци­рованном   подходе.   Основные   различия   между   «развитыми»   и «менее развитыми» странами в значительной мере проявляются в доходах па душу населения. Уровень дохода на душу населения — показатель степени индустриального и социально-экономического развития страны.

Самые бедные страны, которые и сейчас еще называют неразви­тыми, характеризуются весьма низкой степенью индустриализации, ограниченной  механизацией сельскохозяйственного производства, низкой капиталовооруженностью и низкими доходами на душу на­селения. В этих странах проживает 27% мирового населения, кото­рые получают 6% мирового дохода. Большая часть населения живет на грани истощения; душевой доход составляет в целом 6—7% от показателя в США. Самые бедные страны расположены в Афри­ке — Сомали, Эфиопия, Гана и др.

Экономически развитые страны, даже если они входят в региональ­ные союзы, на современном этапе имеют общие черты и тенденции раз­вития. К экономически развитым относятся страны, производящие ВВП на душу населения значительно больший, чем в остальных странах. В 2000г. он составил 29 тыс. долл. против 8.1 тыс. долл. по миру в целом. В развитых странах, где живет около 15% всего населения, производится более 51% мирового валового продукта. Сюда входят США, Канада. Страны Западной Европы, Япония, Новая Зеландия.

Характерной чертой современного развития экономики развитых стран является широкое использование достижений НТП, что обеспечи­ло высокие темпы экономического роста. Но в последнее десятилетие экономический рост замедлился, развитые страны вступили в полосу так называемой «медленной экономики», когда достигнутый уровень разви­тия производства позволяет получать высокие объемы прироста продук­ции при незначительных темпах роста. Для этого периода характерны от­носительно низкие темпы инфляции, но безработица довольно высока. В этих странах изменилась структура производства за счет бурного развития сферы услуг. Вместе с тем промышленность остается основной сферой экономики. Практически все развитые страны осуществляют переход к новому информационному или постиндустриальному обществу. В его основе лежит производство я потребление различных информаци­онных ценностей, телекоммуникаций, постоянное обновление передовых технологий, увеличение выпуска наукоемкой продукции, совершенств ванне организации и управления. Инвестиции направляются в высокотехнологичные отрасли, в развитие науки и человеческого капитала.

Группа собственно развивающихся стран — это бедные, но на­капливающие капитал и развивающие свою промышленность н ры­ночные структуры государства. Они имеют довольно большое городское население и стабильный, хотя и невысокий, рост доходов на душу населения; их душевой доход варьирует в пределах 10-30% от уровня США. Систему развивающихся стран сформировали в основном страны, получившие политическую независимость в ходе национально-освободительной борьбы и ликвидации колониальной системы. Главными признаками, служащими основой для отнесения страны к этой группе, являются аграрно-сырьевая  направленность общественного  производства, многоукладность экономики с сохранением докапиталистических укладов, ограниченность возможностей национального капитала. Развивающиеся страны в количественном отношении составляют са­мую большую часть мирового хозяйства - около 140 государств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. В этих странах живут 3200 млн. человек и производится 41,4% мирового ВНП.

К концу 1970-х гг. в этой системе выделились три группы стран, различающихся по уровню экономического развития и участию в международном разделении труда. К первой группе были отнесены страны, которые ближе всего подошли к развитым (новые индустриальные государства), ко второй группе – страны со средним уровнем развития производства и дохода, а к третьей – 30 наименее развитых стран.

К этой группе стран относятся бывшие социалистические государст­ва Европы и Азии (за исключением КНДР) и новые страны, возникшие после распада СССР, Югославии, Чехословакии (всего 29 стран). Всех их отличают проводимые реформы хозяйствования, обусловленные не­обходимостью создания рыночных отношений. Формирование рыноч­ной системы возможно или эволюционным путем, как это делают Китай, Вьетнам, Белоруссия, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан и Тад­жикистан, или путем «шоковой терапии», которую избрали все осталь­ные страны. Выбор конкретного пути развития зависит от состояния эко­номики страны, соотношения сил в правительстве, от социальной обста­новки в стране и исторических традиций. Эволюционный путь, как правило, более продолжителен, но меньше затрагивает интересы населе­ния. «Шоковая терапия» — это обычно вынужденная мера, обусловлен­ная острым товарным дефицитом и тяжелым финансовым положением в стране.

Несмотря на то что в целом во всех странах с переходной экономию наметилась тенденция к стабилизации и экономическому росту, нужно иметь в виду, что реформирование — это всегда длительны и процесс, требующий больших ресурсов, и быстрых результатов от него ждать не приходится.

 

3. Тесты

 

1. Черты, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства: а) сырьевая специализация; б) низкий уровень развития производительных сил; в) многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений. Так как рыночные отношения в этих странах функционирует слабо, рынок не стимулирует развитие производства, на мировой рынок они поставляют в основном сырье.

2. В настоящее время разрыв в уровнях экономического развития промышленно развитых и развивающихся стран по сравнению с серединой ХХв.: в) увеличился, потому что, добившись высокого уровня жизни, развитые страны создают качественно иную структуру производства и потребления, которые все более связываются с индустрией досуга и услуг, в то время как но многих развивающихся странах не хватает даже продовольствия.

3. Страны, относящиеся к новым индустриальным странам (НИС): а) Аргентина; в) Южная Корея; г) Бразилия; з) Сингапур; и) Тайвань. Так как все эти страны относятся к государствам ЮВА, Южной Америке и являются развивающимися странами.

 

Список использованной литературы

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001.- 211с.

2. Мировая экономика в вопросах и ответах. – М.: Вузовский учебник, 2006

3. Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2003.

4. Экономическая теория: учеб. / Пол ред. И.П. Николаевой – М.: ТК велби, Изд-во Проспект,2007. – 576с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 13.82K
Скачано: 294
Скачать бесплатно
12.11.10 в 20:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе