Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Классификация стран по уровню социально-экономического развития [01.11.09]

Тема: Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.79K | Скачано: 385 | Добавлен 01.11.09 в 19:00 | Рейтинг: +9 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2009


Вариант 3

План работы

Контрольный теоретический вопрос

3

Контрольные тестовые задания

12

Задача

14

Список литературы

15

 

Контрольный теоретический вопрос

1. Классификация стран по уровню социально-экономического развития.

Для  ответа, на вопрос, сначала, поясним, что есть мировое хозяйство.   Мировое хозяйство есть система национальных хо­зяйств отдельных стран, объединенных международным разде­лением труда, торгово-производственными, финансовыми и на­учно-техническими связями. Это глобальное геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности ма­териального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы: человеческий, финансовый, научно-технический. Мировое хозяйство — целостная, но вместе с тем и противоре­чивая система национальных хозяйств. Далеко не все станы (а их около двухсот) в одинаковой мере вовлечены в мировое хозяйство. С точки зрения уровня их развития и социально-экономической организации производства в сложной структуре мирового хозяйства довольно четко просматривают центр и периферия. Центр — это главным образом промышленно развитые страны с эффективным, в большей или меньшей степени регули­руемым рыночным хозяйством, способным быстро адаптировать­ся к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения научно-технического прогресса, и экспортирующие высокотехно­логичную продукцию. Периферия — прежде всего развивающиеся страны, как правило, имеющие сырьевую специализацию, недос­таточно эффективный механизм саморазвития, относительно низкий уровень интегрированное экономики.

Центр составляет сравнительно небольшая группа индустриально развитых стран (24 государства (США, Канада, Страны Западной Европы, Япония, Австралия, Новая зеландия)), на долю которых приходится почти 55% в мировом ВВП и 71% в мировом экспорте. Эти страны имеют высокоэффективную и хорошо организованную экономику, развиваются по типу «социального рыночного хозяйства». Их экономический механизм, имеющий высокую эластичность, позволяет гибко адаптироваться к мирохозяйственной коньюктуре. Они быстро внедряют достижения научно-технической мысли.

В периферию входят главным образом развивающиеся страны. При всем их многообразии можно выделить ряд общих черт:

В целом они занимают зависимое положение  в мировом хозяйстве.

Центр и периферия – два плюса единого мирового хозяйства. Они не обособлены, а, наоборот, тесно взаимосвязаны. Однако экономическое сотрудничество между ними имеет достаточно противоречивый характер, поскольку они нацелены на решение различных задач.

Добившись высокого уровня жизни, развитые страны создают качественно иную структуру  производства и потребления, которые все  более связываются с индустрией досуга и услуг, в то время как во многих развивающихся странах не хватает даже продовольствия. В целом между центром и периферией мирового хозяйства разница в условиях жизни  продолжает усиливаться.

Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны. Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – ООН, МВФ и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций (ООН – 185, МВФ – 182, Мировой банк – 181 страна), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.

Для целей экономического анализа ООН делит страны на:

Рассмотрим особенности каждой из выделенных подсистем. Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год, на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.

К группе стран с развитой экономикой МВФ относит, прежде всего, ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП.Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия. В 1997 г. экономически развитыми стали считаться такие государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы» Юго-Восточной Азии) и Израиль. Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-«драконах» и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.

ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к их числу также Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя скорее это, развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА). Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и территорий.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП, 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24%).

Страны с переходной экономикой.   К этой группе относят государства, которые с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия — около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП. Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.

Другие государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе.      Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.

Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея.

Развивающиеся страны (РС).

В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Из 182 стран — членов Международного валютного фонда к развивающимся относят 121. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40% мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26%.

Представляют собой периферию мировой экономической системы. Сюда относятся страны Африки, страны Азиатско- Тихоокеанского региона - АТР (кроме Японии, Австралии, Новой Зеландии, стран-«драконов» Юго-Восточной Азии и азиатских государств СНГ), страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Выделяются и подгруппы развивающихся государств, в частности, подгруппа стран АТР (Западная Азия плюс Иран, Китай, страны Восточной и Южной Азии - все прочие страны региона), подгруппа стран Африки (Африка южнее Сахары за вычетом Нигерии и ЮАР - все прочие африканские страны за исключением Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).

Вся группировка развивающихся стран весьма неоднородна, и, скорее, правильно было бы называть ее странами третьего мира. К развивающимся относятся, в частности, такие государства, которые по многим показателям уровня и качества жизни выше любой развитой страны (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт либо Багамские о-ва). ВВП на душу населения, объем социальных расходов правительства здесь соответствует или даже превышает аналогичные показатели стран Большой семерки. Есть в группе развивающихся государства средние, с неплохим уровнем развития экономической и социальной инфраструктуры, есть и значительное число стран с крайне отсталым национальным хозяйством, большинство населения которых находится за чертой нищеты, соответствующей по методике ООН одному доллару расходов в день на каждого жителя. Так же нельзя утверждать, что все они - экономики аграрного или аграрно-индустриального типа.

Название группы - развивающиеся страны - отражает, скорее, модель их национального хозяйства, в которой крайне невелика роль рыночных механизмов и частного предпринимательства, а преимущественное значение для развития имеют натуральное или полунатуральное хозяйство, преобладание аграрного и индустриального секторов в отраслевой структуре экономики, высокая степень государственного вмешательства в экономику и низкий уровень социальной защиты. Из-за общего характера вышеназванных особенностей к развивающимся государствам вполне правомерно причислять и большинство из переходных экономик, уровень жизни в которых значительно снизился из-за неэффективности управления экономическими преобразованиями. Ввиду подобных сложностей в классификации и разноплановостью развивающихся стран, проще всего классифицировать их методом исключений. Соответственно, развивающимися следует считать те государства, которые не вошли в группы стран с развитой рыночной экономикой и не являются бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы или бывшими республиками бывшего СССР.

Для целей конкретного экономического анализа развивающиеся страны делятся на:

наименее развитые страны: Афганистан, Ангола, Бангладеш, Бур-кина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго (бывший Заир), Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати, Коморские о-ва, Лаос, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Руанда, Западное Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тувалу, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия.

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:  /

1. Последствиями международной трудовой миграции для страны-донора являются:

а) уменьшение безработицы;

б) «утечка умов»

в) снижение в стране среднего уровня заработной платы

г) увеличение объема производства ВВП.

Обоснование ответа:

Страна-донор,  по-другому «отдающая страна», таким образом,  безработица сокращается. А «утечка умов» следует исходя из, того, что  страна теряет высокодоходную часть населения. Следовательно, уменьшаются  налоговые поступления и доходы.

 

2. К прямым капиталовложениям относится:

а) французский предприниматель приобретает на 100 тыс. долл. акции компании «Дженерал Моторз»;

б) французский предприниматель покупает в Вашингтоне дом для проживания своей семьи;

в) французская компания сливается с американской, и акционеры французской компании частично обменивают свои паи на акции американской фирмы

г) итальянская компания строит завод в России по добыче и обогащению

марганцовой руды.

Обоснование ответа:

Прямые иностранные инвестиции вкладываются непосредственно в производство и дают возможность получения прибыли и контроля над предприятием, принимающим капитал. В данном случае прямые иностранные инвестиции осуществляются посредством строительства нового предприятия, а также покупки контрольного пакета акций.

 

Задача

Допустим, что в 2007 г. при курсе 1 евро = 1,5 долл. Австрийская фирма продала американским покупателям товар за 120 тыс. долл. и получила при этом 80 тыс. евро.

1. Сколько евро за такой же физический объем продукции при прочих равных условиях получила бы австрийская фирма, если бы курс евро снизился до 1,25 долл.?

2. Чему в этом случае равна валютная прибыль экспортера?

Решение:

При курсе 1 евро = 1,5 доллара австрийская фирма получила бы 80 тыс. евро (120 тыс. долларов : 1, 5 доллара). Валютная прибыль при этом составила бы   120 тыс. евро – 80 тыс. евро = 40 тыс. евро.

При курсе 1 евро = 1,25 доллара австрийская фирма получила бы 96 тыс. евро (120 тыс. долларов : 1,25 доллара). Валютная прибыль при этом составила бы   96 тыс. евро – 80 тыс. евро = 16 тыс. евро.

 

Список литературы

1. «Мировая экономика» Падалкина Л.С., Клочков В.В., Тарасова С.В.

Издательство: «Проспект»  Год: 2009

2. Мировая экономика, Веснин, Цыпин

Издательство: «Проспект»  Год: 2009

3. Мировая экономика. Практикум

Под ред. д.э.н., проф. Николаевой И.П.

Издательство: Москва – Проспект  Год: 2008

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+9
Размер: 24.79K
Скачано: 385
Скачать бесплатно
01.11.09 в 19:00 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе