Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Классификация стран по уровню социально-экономического развития
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.18K | Скачано: 394 | Добавлен 24.03.09 в 20:09 | Рейтинг: +20 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Воронеж 2007
Содержание
Введение 3
1. Развитые страны 4
1.1. Общая характеристика развитых стран 4
1.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах 5
2. Развивающиеся страны 7
2.1. Место развивающихся стран в системе мирового хозяйства 7
2.2. Группировка развивающихся стран по уровню социально- экономического развития 8
3. Новые индустриальные страны в мирохозяйственном процессе 10
3.1. Определение новых индустриальных стран 10
3.2. Основные различия и общие черты латиноамериканских и азиатских НИС 10
4. Посткоммунистические страны с переходной экономикой 12
4.1.Основные черты стран с переходной экономикой 12
4.2. Рыночные преобразования в странах с переходной экономикой 12
4.3. Российский вариант перехода к рынку 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Задание 5 17
Введение
В международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Среди развивающихся стран в современных условиях идёт процесс дальнейшей экономической дифференциации. Так, наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран».
В контрольной работе было определено место той или иной страны в системе мирового хозяйства, рассмотрены основные тенденции развития экономики, место государства в современной экономике, социальные проблемы этих стран.
Также было определено место России в этой классификации и рассмотрен российский переход к рыночной экономике и перспективы её дальнейшего развития.
Общая характеристика развитых стран.
Всемирный банк относит к индустриально развитым странам 30 стран — участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это прежде всего «Большая семерка» (США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Италия и Канада), другие развитые государства Европы — члены Европейского союза, страны переселенческого капитала (Австралия, Новая Зеландия, Израиль), а также Мексика, как член Североамериканского общего рынка (НАФТА). В указанных государствах к началу XXI века проживало 15,4% населения Земли, производилось 57,1 % мирового ВВП и 56,2% промышленной продукции. Доля развитых стран в мировом экспорте составляла 75,7%.
Ведущую роль в мировой Экономике занимают США, и пока ни одна страна в мире не может конкурировать с американским экономическим потенциалом. Доля США в мировом ВВП на начало XXI века равнялась 22%, а в мировом промышленном производстве — 20,8%, тогда как удельный вес населения этой страны составляет всего 4,55% населения Земли. Объем ВВП на душу населения в 2000г. в США достиг 36 тыс. долл., тогда как в индустриально развитых странах он в среднем равнялся 29 тыс. долл. (против 8,1 тыс. долл. среднемирового уровня и 3,8 тыс. долл. в развивающихся странах).1
Для определения места той или иной страны в системе мирового хозяйства эксперты Всемирного банка используют следующие критерии:
1) уровень развития экономики (определяется объемом ВВП на душу населения);
2) социальная ориентация экономики (поддержка малообеспеченных слоев населения);
3) уровень технологического и научного потенциала;
4) гуманизация экономики (расходы на медицину, образование, культуру);
5) экологизация экономики.
Индустриально развитые государства ведут в настоящее время интенсивный внешнеэкономический обмен с другими странами и тем самым расширяют свой контроль над экономикой остальных государств мира. Основными инструментами этого контроля служат не только внешняя торговля, но и система зарубежных инвестиций, сеть многочисленных ТНК, монополизация научно-технических достижений и др.
Почти 50% американских инвестиций направляется в страны Западной Европы и только не более 8% — в новые индустриальные страны. Почти 85% объема иностранных инвестиций в США приходится на корпорации Великобритании, Канады, Франции и Германии. При этом 74,5% всех инвестиций Германии сосредоточено в Западной Европе. В современном мире индустриально развитые страны обладают монополией на производство компьютерной техники и высокотехнологичной продукции. Так, на долю «Большой семерки» приходилось в середине 1990-х годов 80,4% мирового производства компьютерной техники и 90,5% высокотехнологичных производств.1
Рыночная экономика промышленно развитых стран представляет собой высшую форму товарного производства и демонстрирует свои преимущества перед другими экономическими системами: гибкость и приспособляемость к изменению производительных сил, способность быстро осваивать достижения научно-технического прогресса, оперативно реагировать на изменения циклических колебаний. На рубеже XX—XXI веков глубина циклических колебаний несколько ослабла. Рецессия 2001—2002 гг. подтвердила, что экономический цикл стал более сглаженным. Это явилось следствием: 1) непрерывного технического прогресса, придающего обновлению основного капитала характер постоянно текущего процесса в отличие от прежней периодической встряски; 2) различной продолжительности жизни основного производительного капитала и основного потребительского фонда (жилые дома, предметы длительного пользования); 3) высокой доли сферы услуг (в США она, например, достигает 75% ВВП); 4) эффективного государственного регулирования экономики, смягчающего ее спады после бума.
Среднегодовые темпы прироста ВВП в шести наиболее развитых странах (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и Италия) в 1950—1973 гг. составили 5,3%, а в 1973—1999 гг. всего 2,4%. Это снижение произошло на фоне наиболее впечатляющего технологического взлета за всю историю человечества. Однако такие темпы (около 3% прироста ВВП в год) не означают замедление экономического развития, поскольку произошел переход от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному типу экономического роста, когда на первый план выдвигается не количественный рост производимой продукции, а повышение ее качества, разнообразие ассортимента, создание новых видов товаров и услуг. Преимущественное развитие сферы услуг также способствовало замедлению темпов экономического роста.
1.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах.
В индустриально развитых странах Запада, начиная с 1960-х годов, научно-технический прогресс развивается в форме научно-технической революции (НТР). По сути, НТР представляет собой ускоренное развитие НТП на базе соединения научных открытий, опытно-конструкторских разработок с развитием производства, в результате чего наука превращается в ведущую производительную силу. НТР оказывает преобразующее влияние на производственную, социальную и отраслевую структуру экономики.
Научно-технический и технологический уровень производства страны зависит от объема средств, выделяемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). На промышленно развитые страны приходится 96% общемировых расходов на НИОКР, около 90% из которых сконцентрировано в семи наиболее развитых странах («Большая семерка»). Наряду с существенным увеличением инвестиций в человеческий капитал в развитых странах наблюдается значительный рост инвестиций в информационные технологии. Информационные технологии изменили экономическую и общественную жизнь и стали основой формирования «новой экономики».
В 1975 - 1998гг. доля расходов на НИОКР в национальном доходе повысилась: в США с 2,7 до 3,1%, в Германии с 2,9 до 3, 03%, во Франции с 2,3 до 3,0%, в Японии с 2,1 до 3,7%. В среднем государство в странах «большой семёрки» финансирует около трети ассигнований на НИОКР, причём абсолютным лидером среди них являются США, на которые приходится 45% всех бюджетных ассигнований на эти цели в названной группе стран.
Формирование «новой экономики» в индустриально развитых странах — одна из наиболее важных мировых тенденций конца XX — начала XXI века. «Новая экономика» — это совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала в добавленную стоимость по сравнению с материально-вещественными ресурсами (землей и капиталом). Она включает образование, информационно-коммуникационные сети, сферу инноваций и высоких технологий, интеллектуальные услуги (консультирование, маркетинговые услуги, финансовая аналитика и т. п.). Основой «новой экономики» стали современные информационные технологии и информационная сеть интернет.
В ряде стран Западной Европы (Англии, Франции, Германии, Италии), с их высоким удельным весом государственного сектора в экономике, значительная часть государственных инвестиций направляется в отрасли первого передела, транспорт, связь, атомную энергетику. Расширяются функции государства в экономическом регулировании и координации.
Особенностью финансовой системы в развитых странах в последние два десятилетия, стало существенное повышение роли и значения расходов на социальные цели (табл.1).2 Важнейшими статьями являются затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и защиту, жилищное строительство и коммунальные службы.
Таблица 1
Доля расходов на социальные цели в общей сумме бюджетных ассигнований 2
Страна |
1980 |
1997 |
США |
48,8 |
53,5 |
Германия |
55,8 |
62,4 |
Англия |
43,7 |
51,7 |
Франция |
64,4 |
68,1 |
Италия |
48,8 |
51,5 |
Канада |
43,8 |
54,6 |
Государству в развитых странах принадлежит 30—40% основных фондов, что позволяет ему активно участвовать в воспроизводственных процессах. В последние десятилетия государство стало крупнейшим заемщиком ссудного капитала для покрытия огромных бюджетных расходов.
Таким образом, вступление индустриально развитых стран в XXI век с «новой экономикой» накладывает отпечаток на все черты рыночной экономики и требует расширения функций государства. В основном это касается формирования новой среды для конкуренции в отраслях высоких технологий, а также на мировом рынке товаров, реализуемых через электронную торговлю. Встает также проблема поиска адекватных статистических показателей и методов учета для обеспечения полноты и точности статистического учета в «новой экономике», определения ее воздействия на социально-экономическое развитие страны.
2. Развивающиеся страны.
2.1. Место развивающихся стран в системе мирового хозяйства.
Развивающиеся страны по своей численности составляют самую большую группу — примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независимых национальных государств. На долю развивающихся стран в современных условиях приходится более 70% населения Земли, более 50% запасов минерального сырья, около 50% мирового ВВП и '/3 мирового экспорта. По объему ВВП на душу населения они в целом значительно отстают от индустриально развитых стран — 3,8 тыс. долл. против 29,0 тыс. долл. в развитых государствах.
По данным доклада Всемирного банка за 2003г., в 2001г. насчитывалось 70 таких стран, в том числе 54 страны крайне отсталых. Для сравнения: в 1960г. число наименее развитых стран составляло 24. Разрыв в доходах между 1/5 мирового населения, приходящейся на экономически высокоразвитые государства, и 1/5 живущих в наиболее отсталых странах составлял в 1960г. пропорцию 30 : 1, а в 2000г. – 56 : 1.
Основной причиной такого разрыва является низкий уровень развития производительных сил, недостаток внутренних источников накопления, а также отсталая техническая и технологическая база промышленности, сельского хозяйства, социальной инфраструктуры, сохранение докапиталистических форм хозяйства (натурального, мелкотоварного) наряду с капиталистическим хозяйством и значительной долей государственного сектора. В большинстве стран сохраняется аграрно-сырьевая направленность экономики и экспорта. В системе мирового хозяйства развивающиеся государства занимают зависимое от индустриально развитых стран положение, так как их внешнеэкономические связи направлены в первую очередь на привлечение иностранного капитала, новых технологий, принципов предпринимательства из развитых стран в обмен на вывоз аграрной продукции, топливно-энергетических и сырьевых ресурсов.
Несмотря на значительные успехи развивающихся стран в индустриализации, достигнутые в последние десятилетия, разрыв между ними и индустриально развитыми странами по уровню социально-экономического развития сокращается медленно. В 2000г. разрыв в объеме ВВП на душу населения составлял 7,6 раза. Несмотря на более высокие темпы роста ВВП в развивающихся странах (5% в среднем за 1991—2000 гг.) по сравнению с развитыми (2,2% соответственно), производительность труда в развивающихся странах росла медленнее. Выработка ВВП на одного занятого в экономике в 2000г. составила в развивающихся странах 10,9 тыс. долл. против 64,9 тыс. долл. в индустриально развитых странах.3
Основной причиной, тормозящей социально-экономическое развитие освободившихся стран, является их научно-техническая отсталость.
2.2. Группировка развивающихся стран по уровню социально-экономического развития.
К концу 1970-х годов выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре экономики, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса. В первую группу вошли страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения приближаются к индустриально развитым странам. Это прежде всего новые индустриальные страны. К этой же группе относятся и высокодоходные страны — экспортеры нефти и других энергоносителей, расположенные прежде всего на Ближнем Востоке. В Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК) объединились 13 государств: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия и Эквадор. На их долю приходится примерно 50% добычи и 80% мирового экспорта нефти. Наиболее развитыми нефтеэкспортирующими странами являются государства Персидского залива — Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Основные черты экономики этой группы стран: монотоварная структура экспорта, высокие темпы роста ВВП, значительное активное сальдо платежного баланса, высокий уровень душевого дохода, массированный экспорт капитала, высокая степень зависимости от внешних факторов развития.
Ко второй группе развивающихся стран относят, как правило, страны со средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Объем ВВП на душу населения в этой группе колебался в 2000г. от 12,6 тыс. долл. в Чили до 2,0 тыс. долл. в Индии.1 Большинство входящих в эту группу развивающихся стран имеют аграрно-сырьевую направленность экономики. Они развивались довольно медленными, но достаточно устойчивыми темпами. Аграрные реформы и «зеленая революция» дали толчок ускоренному развитию сельского хозяйства, а приток иностранного капитала в экспортный сектор промышленности способствовал расширению местных инвестиций в отрасли, ориентированные на внутренний рынок.
Третья группа включает наименее развитые страны, к которым относят более 40 государств Африки, Азии, Океании и Карибского бассейна.
Особую тревогу вызывает социально-экономическое положение наименее развитых стран мирового сообщества. Отсталость экономических структур, узость экспортной базы, неразвитость внутреннего рынка, политическая нестабильность во многих странах не позволяют им в обозримом будущем добиться существенного изменения своего экономического статуса без помощи извне. Учитывая отсутствие возможностей у этих стран самостоятельно интегрироваться в мировую экономику, МВФ, Всемирный банк, различные институты ООН разработали программы финансовой стабилизации и структурной перестройки экономики африканских стран.
Однако низкое качество человеческого капитала, быстрый прирост населения, примитивная техника (особенно в сельском хозяйстве), слабое развитие частного сектора не способствуют рациональному использованию иностранных инвестиций в наименее развитые страны.
Также следует обратить внимание на проблемы развивающихся стран:
— внешний долг этих государств превышает 2 трлн. долл. Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть экспортной выручки и новых заимствований развивающихся стран.
— неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые могут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпидемиологической опасности для населения Земли.
— многие развивающиеся государства попали в «порочный круг бедности», когда низкие доходы не позволяют увеличивать сбережения и, следовательно, инвестиции, экономический рост замедляется, доходы на душу населения снижаются.
Таким образом, решение проблемы бедности предполагает широкое содействие индустриально развитых стран в снижении внешней задолженности развивающихся стран, создании для них благоприятного внешнеторгового климата, либерализации экономики и развитию предпринимательства в этих странах. Кроме того, необходимы серьезные сдвиги в мышлении людей, их поведении.
3. Новые индустриальные страны в мирохозяйственном процессе.
3.1. Определение новых индустриальных стран.
Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран».
К новым индустриальным странам (НИС) относят прежде всего четыре «малых дракона» Азии (Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг), Аргентину, Бразилию и Мексику. Все перечисленные страны — это НИС «первой волны», или «первого поколения». Ко «второму поколению» НИС причисляют Малайзию, Таиланд, Индию и Чили.
По данным за 2000г., ВВП на душу населения в Бразилии достиг 27% от показателей группы высокоразвитых стран, в Малайзии – 30%, в Мексике и Уругвае – по 32%, в Аргентине – 44%, в Южной Корее – 63%, а в Сингапуре – даже 90%.
«Третье поколение» включает Кипр, Тунис, Турцию и Индонезию. К «четвертому поколению» относят Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны таких стран, распространяющие свое влияние на близлежащие регионы. Основными критериями, по которым государства относят к новым индустриальным странам, являются: 1) размер ВВП на душу населения; 2) среднегодовые темпы прироста ВВП; 3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (более 20%); 4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе; 5) объем прямых зарубежных инвестиций.
3.2. Основные различия и общие черты латиноамериканских и азиатских НИС.
Латиноамериканские НИС относятся к интравертивному типу стран. Политика этих стран предполагает протекционизм, отсутствие конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизну кредитов. Политика импортозамещения не способствует коренному изменению роли этих стран в мировом хозяйстве. Предпринимательский капитал направляется в торговлю, сферу услуг и в обрабатывающую промышленность. Латиноамериканские НИС обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с азиатскими НИС. Основной упор сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности.
Азиатские НИС относятся к экстравертивному типу стран. Это значит, что в них сбалансированно сочетаются политика импортозамещения и экспортоориентированности, хотя для некоторых стран характерно развитие экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт (например, Гонконг и Сингапур ориентированы исключительно на экспорт). Предпринимательский капитал в азиатских НИС направляется главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В этих странах сформировался более широкий круг источников финансирования развития. Основной упор сделан на развитие трудоемких предприятий по выпуску массовой потребительской продукции.
Таким образом, азиатские НИС (экстравертивный тип развития) ориентированы главным образом на внешние источники финансирования и более открыты мировому рынку, а латиноамериканские НИС (интравертивный путь развития) — в основном на внутренние источники. В этом отчасти проявляется высокая степень обеспеченности природными ресурсами, характерная для этой группы стран. Хотя латиноамериканские и азиатские НИС развивались разными путями, используя различные модели развития, у них имеются общие черты: высокие темпы роста достигались и в той, и в другой группе стран за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда.
В зависимости от уровня дохода на душу населения НИС можно подразделить следующим образом:
1) страны с высоким уровнем дохода (более 9 тыс. долл. в год) — Сингапур и Южная Корея;
2) со средним уровнем дохода (750 долл. — 8,5 тыс. долл.) — Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Аргентина, Бразилия, Мексика и Чили;
3) с низким уровнем дохода (менее 750 долл.) — Тайвань, Гонконг и Индия. По степени открытости мировому рынку (доля экспорта в ВНП) НИС дифференцируются по следующим группам:
а) страны с закрытой экономикой (доля экспорта менее 10%) — Аргентина и Бразилия;
б) с относительно закрытой экономикой (более 10— 19%) — Мексика и Индия;
в) с полуоткрытой экономикой (более 20—24%) — Турция и Кипр;
г) с относительно открытой экономикой (более 25—34%) — Корея, Тайвань, Гонконг и Индонезия;
д) с открытой экономикой (доля экспорта более 35%) — Сингапур, Малайзия, Таиланд, Тунис и Филиппины.
4. Посткоммунистические страны с переходной экономикой.
4.1.Основные черты стран с переходной экономикой.
К странам с переходной экономикой относят 28 посткоммунистических государств. В их составе выделяют две региональные подгруппы. Первая включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию. Вторая подгруппа включает страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформирование и промышленное развитие, пока относят к группе развивающихся стран. Страны с переходной экономикой заняты структурной перестройкой, необходимой для перехода к рыночному хозяйству, которое приходится обустраивать на обломках плановой социалистической системы. Эти страны производят около 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет по разным оценкам от 6 до 10% от мирового уровня.
Из четырех групп стран, выделяемых Всемирным банком в зависимости от уровня ВВП на душу населения (страны с низким доходом, с уровнем дохода ниже среднего, с уровнем дохода выше среднего, с высоким доходом), страны Восточной Европы преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше среднего (от 2996 до 9265 долл.). Китай и многие страны СНГ входят в группу стран с доходом ниже среднего (от 756 до 2995 долл.).5 Россия вступила в XXI век со среднедушевым доходом 2270 долл. и относилась к группе стран с доходом ниже среднего уровня.
Специфика стран с переходной экономикой, связанна с однотипностью хозяйственных проблем и механизмов, свойственных посткоммунистическим государствам. Именно эти государства вошли в группу стран с переходной экономикой по классификации ООН. Однотипность экономических задач данной группы стран определяет характер трансформации экономики от директивно-плановой к рыночной.
В странах с переходной экономикой первые шаги рыночных реформ были связаны с формированием материальных предпосылок рыночного хозяйства: рыночной инфраструктуры и новых межотраслевых пропорций. Рыночная инфраструктура создавалась заново (коммерческие банки, биржи, посреднические конторы, страховые компании и т.д.). Менялись межотраслевые и межсекторальные пропорции. Переход к рынку предполагал переориентацию в сторону отраслей конечного спроса, так как прежде наблюдалась гипертрофия производства средств производства.
4.2. Рыночные преобразования в странах с переходной экономикой.
Сформировалось два варианта рыночных преобразований — радикальный («шоковый») и эволюционный. Выбор радиального («шокового») варианта большинством стран с переходной экономикой был обусловлен ситуацией экономической катастрофы в условиях распада хозяйственных связей. Предотвратить этот разрушительный процесс не удалось из-за запаздывания с проведением рыночных преобразований. Жесткость радикального варианта реформирования была обусловлена и приверженностью политической элиты монетарным доктринам, которые насаждались МВФ.
Эволюционный вариант характерен для Китая и в известной мере для Венгрии. Эволюционный путь предполагал рост альтернативного государству частного производства, малого и среднего бизнеса, постепенную либерализацию цен. Этот путь развития не допускал прямого разрушения хозяйственных производственных структур, он максимально сохранял экономический потенциал страны и делал упор на развитие реального сектора экономики. Финансовый сектор реформировался по мере роста реального сектора, а не наоборот, как это было в России.
4.3. Российский вариант перехода к рынку.
России пришлось использовать «шоковый» вариант реформирования, поскольку она упустила время и возможности постепенных преобразований. Реформирование проходило в условиях угрозы коммунистического реванша. Поэтому рыночные реформы чрезмерно форсировались, проводились непоследовательно и не комплексно, что привело к неоправданно высокой их цене. Запаздывание с проведением реформ привело к лавинообразному распаду старой системы, к распаду мировой системы социализма, а затем и СССР. Предприятия потеряли традиционные рынки, а выйти на новые рынки оказалось невозможно из-за низкой конкурентоспособности их продукции. Массовое банкротство предприятий, не выдержавших конкуренции, оказалось неизбежным. Неоправданным стал уход государства из экономики.
Начальный период перехода к рынку с переходной экономикой происходил в условиях спада и высокой инфляции. Поэтому в краткосрочном периоде рыночные реформы в таких условиях не могли привести в действие рыночный механизм и с его помощью придать экономике устойчивый рост. Рыночные реформы по «шоковому» варианту создавали основы рынка только для отдаленного будущего. Нестабильность экономики сохранялась, что приводило к неоправданным потерям экономического потенциала, приостановке инвестиционного процесса.
В России вплоть до 1998г. антиинфляционная политика была доминирующей. Она заслонила собой все остальные макроэкономические проблемы. Проводить демонополизацию в условиях спада было сложно. Неразумно было ограничивать деятельность монополистов, когда во многих отраслях простаивало производство.
Стабилизирующего эффекта ждали от приватизации, которая должна была сформировать в стране частный сектор. Приватизация привела к появлению новых собственников, которые на разных основаниях приобрели права собственности на активы предприятий. Приватизация не дала предприятиям желаемых инвестиций и не смогла внедрить в производство управленческие технологии, адекватные рынку. Новые хозяева предприятий не располагали инвестиционным потенциалом, не владели искусством рыночного менеджмента и не умели строить долговременные стратегии. Последующее развитие было связано со сменой неэффективных собственников на эффективных. Начался процесс передела собственности. Неясность в правах и перспектив собственности вызвала паузу в инвестиционном процессе.
Опыт России и европейских посткоммунистических стран показал, что прямая связь между интенсивностью формирования частного сектора и экономическим ростом отсутствует. Подлинные рыночные субъекты не те, кто юридически оформил статус частного собственника, а те, кто освоил рыночные навыки управления своими активами. Следует отметить, что приватизация в России должна была постепенно продвигаться к формированию нового типа корпоративного управления. Поскольку эту проблему решить сразу невозможно, необходимо было, на какое-то время сохранить часть государственных предприятий.
После финансового кризиса 1998г. российский капитал больше не мог обогащаться исключительно за счет перекачки ресурсов реального сектора в спекулятивную сферу. Возможности обогащения за счет приватизации также были ограничены, так как этот процесс стал завершаться. Денежный капитал устремился в реальный сектор. На первых порах было необходимо сохранить основные фонды предприятий, которые в отличие от финансовых активов стареют и могут прийти в негодность. Угроза аварий из-за старения основных фондов обусловила необходимость инвестиций. Именно это обстоятельство обеспечило материальную основу для экономического роста.
Также переход к рынку сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности. Была ликвидирована монополия государства на внешнеторговую деятельность, что усилило открытость национальных экономик, которые нуждались в новых технологиях. В результате Россия относится к весьма открытым экономикам с долей экспорта в ВВП около 25%. В настоящее время МВФ оценивает экономику России и европейских посткоммунистических стран как рыночную, считая, что в них созданы основы рыночной экономики.
Таким образом, Россия сегодня должна расширить задачи экономической политики и на фоне уже достигнутой финансовой стабилизации проводить структурную перестройку экономики, содействуя её конкурентоспособности.
Процесс реформирования теперь должен затронуть прежде всего уровень функционирования предприятий.
Заключение
Таким образом, все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Среди развивающихся стран в современных условиях идёт процесс дальнейшей экономической дифференциации. Так, наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран».
Для определения места той или иной страны в системе мирового хозяйства эксперты Всемирного банка используют следующие критерии:
1) уровень развития экономики (определяется объемом ВВП на душу населения);
2) социальная ориентация экономики (поддержка малообеспеченных слоев населения);
3) уровень технологического и научного потенциала;
4) гуманизация экономики (расходы на медицину, образование, культуру);
5) экологизация экономики.
В результате проведённой работы можно сделать вывод, что Россия относится к числу стран с переходной экономикой.
В настоящее время МВФ оценивает экономику России как рыночную, считая, что в ней созданы основы рыночной экономики.
Россия сегодня должна расширить задачи экономической политики и на фоне уже достигнутой финансовой стабилизации проводить структурную перестройку экономики, содействуя её конкурентоспособности. Процесс реформирования теперь должен затронуть прежде всего уровень функционирования предприятий.
Список использованной литературы
1. Глобальный прогноз и развивающиеся страны //Проблемы теории и практики управления.- 2005.- №5.- С.42-51.- Библиогр.
2. Мировая экономика в вопросах и ответах:Учеб.пособие/Под ред. проф. И.П.Николаевой.-М.:Вузовский учебник.- 2006.-.186с.
3. Мировая экономика: Учеб.пособие для вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-510с.
4.Экономическая модернизация развивающихся стран: тенденции, проблемы, перспективы/ А.И.Динкевич // Деньги и кредит.-2004.-№9.- С.44-53
5. Финансы, кредит и денежное обращение в развитых странах/М.Игнацкая //Экономист.-2001.-№12.-С.66-77
Задание 5
1. Какая из зарубежных фирм-импортёров прохладительных напитков в данную страну может быть обвинена в демпинге на ее внутренний рынок: фирма А, фирма В, фирма С?
Показатель |
Фирма А |
Фирма В |
Фирма С |
Средние издержки производства в расчете на единицу продукции, долл. |
10 |
10 |
10 |
Цена напитков на внутренних рынках фирм-импортёров, долл. |
10 |
12 |
9 |
Экспортная цена напитков, долл. |
11 |
11 |
10,5 |
Цена напитков произведенных импортозамещающими фирмами в данной стране, долл. |
12 |
13 |
11 |
Ответ: Фирма В
Демпинг – это продажа товара по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены чаще всего ниже средних розничных цен на данный товар или услугу. Реже демпинговые цены становятся ниже себестоимости товара. Цель демпинга – проникновение на рынок и вытеснение конкурентов.
Таким образом, Фирма А имеет экспортную цену напитков больше, чем на внутреннем рынке, но несколько меньше, чем цена напитков произведённых импортозамещающими фирмами в интересующей нас стране.
Фирма В продает напитки на экспорт дешевле, чем на внутреннем рынке, и значительно ниже, чем цена в данной стране, следовательно фирма В занимается демпингом.
Фирма С продаёт напитки на экспорт по цене близкой к внутренним и выше чем на «домашнем» рынке.
2. Ниже приведена карта спроса и предложения на швейцарские франки:
Цена франка, долл. |
Объём спроса на франки, млн. франков |
Объём предложения франков, млн. франков |
0,80 |
300 |
400 |
0,70 |
320 |
370 |
0,60 |
340 |
340 |
0,50 |
360 |
310 |
0,40 |
380 |
280 |
2.1. Нарисуйте график равновесия валютного рынка Швейцарии.
2.2. Каков равновесный курс швейцарского франка? Каков равновесный валютный курс доллара?
2.3. Какое количество швейцарских франков будет куплено по равновесному курсу? Какое количество американских долларов будет куплено по равновесному курсу?
2.4. Если курс франка установится на уровне 0,40 долл. за 1 франк, что будет наблюдаться на валютном рынке? Какие действия должен осуществить Центральный банк в этом случае, чтобы обеспечить равновесие валютного рынка?
2.5. Если курс франка установится на уровне 0,80 долл. за 1 франк, что будет наблюдаться на валютном рынке? Какие действия должен осуществить Центральный банк в этом случае, чтобы обеспечить равновесие валютного рынка?
2.2. Равновесный курс швейцарского франка: 1 франк = 0,60 долл.
Равновесный курс доллара: 1 франк – 0,60 долл.
Х франков – 1 долл. Þ Х = 1 : 0,60 = 1,66
1 долл. = 1,66 франка
2.3. По равновесному курсу будет куплено 340 млн. франков;
Долларов будет куплено: 240 млн.
1 франк – 340 млн.
0,60 долл. – Х долл. Þ Х = 0,60 * 340 = 204
2.4. Если курс франка на валютном рынке установится на уровне 0,40 долл. за 1 франк, то объём спроса будет 380 млн. франков. А объём предложения 280 млн. фр. Центральный банк должен осуществить покупку швейцарских франков, тем самым подняв цену на франки до 0,60 долл.
2.5. Если курс франка установится на уровне 0,80 долл. за 1 франк, то объём спроса на валютном рынке будет 300 млн., а объём предложения 400 млн. фр.
Центральный банк должен осуществить продажу швейцарских франков, тем самым снизив цену на франки до 0,60 долл.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.