Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Классификация стран по уровню социально-экономического развития [24.03.09]

Тема: Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 31.18K | Скачано: 400 | Добавлен 24.03.09 в 20:09 | Рейтинг: +20 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Воронеж 2007


Содержание

Введение 3

1. Развитые страны 4

1.1. Общая характеристика развитых стран 4

1.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах 5

2. Развивающиеся страны 7

2.1. Место развивающихся стран в системе мирового хозяйства 7

2.2. Группировка развивающихся стран по уровню социально- экономического развития 8

3. Новые индустриальные страны в мирохозяйственном процессе 10

3.1. Определение новых индустриальных стран 10

3.2. Основные различия и общие черты латиноамериканских и азиатских НИС 10

4. Посткоммунистические страны с переходной экономикой 12

4.1.Основные черты стран с переходной экономикой 12

4.2. Рыночные преобразования в странах с переходной экономикой 12

4.3. Российский вариант перехода к рынку 13

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Задание 5 17

 

Введение

В международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Среди развивающихся стран в современных условиях идёт процесс дальнейшей экономической дифференциации. Так, наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран».

В контрольной работе было определено место той или иной страны в системе мирово­го хозяйства, рассмотрены основные тенденции развития экономики, место государства в современной экономике, социальные проблемы этих стран.

Также было определено место России в этой классификации и рассмотрен российский переход к рыночной экономике и перспективы её дальнейшего развития.

 

  1. Развитые страны.

Общая характеристика развитых стран.

Всемирный банк относит к индустриально развитым странам 30 стран — участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это прежде всего «Большая семерка» (США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, Италия и Кана­да), другие развитые государства Европы — члены Европейского союза, страны переселенческого капитала (Австралия, Новая Зе­ландия, Израиль), а также Мексика, как член Североамерикан­ского общего рынка (НАФТА). В указанных государствах к началу XXI века проживало 15,4% населения Земли, производилось 57,1 % мирового ВВП и 56,2% промышленной продукции. Доля разви­тых стран в мировом экспорте составляла 75,7%.

Ведущую роль в мировой Экономике занимают США, и пока ни одна страна в мире не может конкурировать с американским экономическим потенциалом. Доля США в мировом ВВП на на­чало XXI века равнялась 22%, а в мировом промышленном произ­водстве — 20,8%, тогда как удельный вес населения этой страны составляет всего 4,55% населения Земли. Объем ВВП на душу на­селения в 2000г. в США достиг 36 тыс. долл., тогда как в индуст­риально развитых странах он в среднем равнялся 29 тыс. долл. (про­тив 8,1 тыс. долл. среднемирового уровня и 3,8 тыс. долл. в разви­вающихся странах).1

Для определения места той или иной страны в системе мирово­го хозяйства эксперты Всемирного банка используют следующие критерии:

 1) уровень развития экономики (определяется объемом ВВП на душу населения);

2) социальная ориентация экономики (поддержка малообеспеченных слоев населения);

3) уровень тех­нологического и научного потенциала;

4) гуманизация экономи­ки (расходы на медицину, образование, культуру);

5) экологиза­ция экономики.

Индустриально развитые государства ведут в настоящее время интенсивный внешнеэкономический обмен с другими странами и тем самым расширяют свой контроль над экономикой остальных государств мира. Основными инструментами этого контроля служат не только внешняя торговля, но и система зарубежных инвестиций, сеть многочисленных ТНК, монополизация научно-технических до­стижений и др.

Почти 50% американ­ских инвестиций направляется в страны Западной Европы и толь­ко не более 8% — в новые индустриальные страны. Почти 85% объе­ма иностранных инвестиций в США приходится на корпорации Великобритании, Канады, Франции и Германии. При этом 74,5% всех инвестиций Германии сосредоточено в Западной Европе. В со­временном мире индустриально развитые страны обладают моно­полией на производство компьютерной техники и высокотехноло­гичной продукции. Так, на долю «Большой семерки» приходилось в середине 1990-х годов 80,4% мирового производства компьютер­ной техники и 90,5% высокотехнологичных производств.1

Рыночная экономика промышленно развитых стран представ­ляет собой высшую форму товарного производства и  демонстрирует свои преимущества перед другими экономическими системами: гибкость и приспособляемость к изменению производительных сил, способность быстро осваивать достижения научно-техничес­кого прогресса, оперативно реагировать на изменения цикличес­ких колебаний. На рубеже XX—XXI веков глубина циклических колебаний несколько ослабла. Рецессия 2001—2002 гг. подтверди­ла, что экономический цикл стал более сглаженным. Это явилось следствием: 1) непрерывного технического прогресса, придающе­го обновлению основного капитала характер постоянно текущего процесса в отличие от прежней периодической встряски; 2) раз­личной продолжительности жизни основного производительного капитала и основного потребительского фонда (жилые дома, предметы длительного пользования); 3) высокой доли сферы услуг (в США она, например, достигает 75% ВВП); 4) эффективного государственного регулирования экономи­ки, смягчающего ее спады после бума.

Среднегодовые темпы прироста ВВП в шести наиболее разви­тых странах (США, Япония, Германия, Франция, Великобрита­ния и Италия) в 1950—1973 гг. составили 5,3%, а в 1973—1999 гг. всего 2,4%. Это снижение произошло на фоне наиболее впечатляю­щего технологического взлета за всю историю человечества. Однако такие темпы (около 3% прироста ВВП в год) не означают замедле­ние экономического развития, поскольку произошел переход от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивно­му типу экономического роста, когда на первый план выдвигается не количественный рост производимой продукции, а повышение ее качества, разнообразие ассортимента, создание новых видов то­варов и услуг. Преимущественное развитие сферы услуг также спо­собствовало замедлению темпов экономического роста.

 

1.2. Научно-технический прогресс и формирование «новой экономики» в развитых странах.

В индустриально развитых странах Запада, начиная с 1960-х годов, научно-технический прогресс развивается в форме научно-технической революции (НТР). По сути, НТР представляет собой ускоренное развитие НТП на базе соединения научных открытий, опытно-конструкторских разработок с развитием производства, в результате чего наука превращается в ведущую производительную силу. НТР оказывает преобразующее влияние на производствен­ную, социальную и отраслевую структуру экономики.

Научно-технический и технологический уровень производства страны зависит от объема средств, выделяемых на научно-исследо­вательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). На про­мышленно развитые страны приходится 96% общемировых расхо­дов на НИОКР, около 90% из которых сконцентрировано в семи наиболее развитых странах («Большая семерка»). Наряду с существенным увеличением инвестиций в человеческий капитал в развитых странах наблюдается значитель­ный рост инвестиций в информационные технологии. Информа­ционные технологии изменили экономическую и общественную жизнь и стали основой формирования «новой экономики».

В 1975 - 1998гг. доля расходов на НИОКР в национальном доходе повысилась: в США с 2,7 до 3,1%, в Германии с 2,9 до 3, 03%, во Франции с 2,3 до 3,0%, в Японии с 2,1 до 3,7%. В среднем государство в странах «большой семёрки» финансирует около трети ассигнований на НИОКР, причём абсолютным лидером среди них являются США, на которые приходится 45% всех бюджетных ассигнований на эти цели в названной группе стран.

Формирование «новой экономики» в индустриально развитых странах — одна из наиболее важных мировых тенденций конца XX — начала XXI века. «Новая экономика» — это совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом человеческого капитала в до­бавленную стоимость по сравнению с материально-вещественными ресурсами (землей и капиталом). Она включает образование, информационно-коммуникационные сети, сферу инноваций и вы­соких технологий, интеллектуальные услуги (консультирование, маркетинговые услуги, финансовая аналитика и т. п.). Основой «новой эко­номики» стали современные информационные технологии и информационная сеть интернет.

В ряде стран Западной Европы (Англии, Франции, Германии, Италии), с их высоким удельным весом государственного сектора в экономике, значительная часть государственных инвестиций направляется в отрасли первого передела, транспорт, связь, атомную энергетику. Расширяются функции государства в экономическом регулировании и координации.

Особенностью финансовой системы в развитых странах в последние два десятилетия, стало существенное повышение роли и значения расходов на социальные цели (табл.1).2 Важнейшими статьями являются затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и защиту, жилищное строительство и коммунальные службы.

Таблица 1

Доля расходов на социальные цели в общей сумме  бюджетных ассигнований 2

Страна

1980

1997

США

48,8

53,5

Германия

55,8

62,4

Англия

43,7

51,7

Франция

64,4

68,1

Италия

48,8

51,5

Канада

43,8

54,6

Госу­дарству в развитых странах принадлежит 30—40% основных фон­дов, что позволяет ему активно участвовать в воспроизводственных процессах. В последние десятилетия государство стало крупней­шим заемщиком ссудного капитала для покрытия огромных бюд­жетных расходов.

Таким образом,  вступление индустриально развитых стран в XXI век с «новой экономикой» накладывает отпечаток на все черты рыноч­ной экономики и требует расширения функций государства. В основном это касается формирования новой среды для конкурен­ции в отраслях высоких технологий, а также на мировом рынке товаров, реализуемых через электронную торговлю. Встает также проблема поиска адекватных статистических показателей и мето­дов учета для обеспечения полноты и точности статистического учета в «новой экономике», определения ее воздействия на соци­ально-экономическое развитие страны.

 

2. Развивающиеся страны.

2.1. Место  развивающихся стран в системе мирового хозяйства.

Развивающиеся страны по своей численности составляют са­мую большую группу — примерно 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Большинство из них вышли на международную арену в результате стремительного распада колониальной системы и образования молодых независи­мых национальных государств. На долю развивающихся стран в современных условиях приходится более 70% населения Земли, более 50% запасов минерального сырья, около 50% мирового ВВП и '/3 мирового экспорта. По объему ВВП на душу населения они в целом значительно отстают от индустриально развитых стран — 3,8 тыс. долл. против 29,0 тыс. долл. в развитых государствах.

По данным доклада Всемирного банка за 2003г., в 2001г. насчитывалось 70 таких стран, в том числе 54 страны крайне отсталых. Для сравнения: в 1960г. число наименее развитых стран составляло 24. Разрыв в доходах между 1/5 мирового населения, приходящейся на экономически высокоразвитые государства, и 1/5 живущих в наиболее отсталых странах составлял в 1960г. пропорцию 30 : 1, а в 2000г. – 56 : 1.

Основной причиной такого разрыва является низкий уровень развития производительных сил, недостаток внутренних источни­ков накопления, а также отсталая техническая и технологическая база промышленности, сельского хозяйства, социальной инфраструк­туры, сохранение докапиталистических форм хозяйства (натураль­ного, мелкотоварного) наряду с капиталистическим хозяйством и значительной долей государственного сектора. В большинстве стран сохраняется аграрно-сырьевая направленность экономики и экс­порта. В системе мирового хозяйства развивающиеся государства занимают зависимое от индустриально развитых стран положение, так как их внешнеэкономические связи направлены в первую очередь на привлечение иностранного капитала, новых технологий, принципов предпринимательства из развитых стран в обмен на вывоз аграрной продукции, топливно-энергетических и сырьевых ресурсов.

Несмотря на значительные успехи развивающихся стран в индустриализации, достигнутые в последние десятилетия, разрыв между ними и индустриально развитыми странами по уровню соци­ально-экономического развития сокращается медленно. В 2000г. разрыв в объеме ВВП на душу населения составлял 7,6 раза. Не­смотря на более высокие темпы роста ВВП в развивающихся стра­нах (5% в среднем за 1991—2000 гг.) по сравнению с развитыми (2,2% соответственно), производительность труда в развивающихся странах росла медленнее. Выработка ВВП на одного занятого в эко­номике в 2000г. составила в развивающихся странах 10,9 тыс. долл. против 64,9 тыс. долл. в индустриально развитых странах.3

Основной причиной, тормозящей социально-экономическое развитие освободившихся стран, является их научно-техническая отсталость.                             

 

2.2. Группировка развивающихся стран по уровню социально-экономического развития.

К концу 1970-х годов выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре экономики, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса. В первую группу вошли страны, которые по структурным параметрам и объе­му ВВП на душу населения приближаются к индустриально развитым странам. Это прежде всего новые индустриальные страны. К этой же группе относятся и высокодоходные страны — экспор­теры нефти и других энергоносителей, расположенные прежде все­го на Ближнем Востоке. В Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК) объедини­лись 13 государств: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия и Эквадор. На их долю при­ходится примерно 50% добычи и 80% мирового экспорта нефти. Наиболее развитыми нефтеэкспортирующими странами являются государства Персидского залива — Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Основные черты экономики этой груп­пы стран: монотоварная структура экспорта, высокие темпы роста ВВП, значительное активное сальдо платежного баланса, высокий уровень душевого дохода, массированный экспорт капитала, вы­сокая степень зависимости от внешних факторов развития.

Ко второй группе развивающихся стран относят, как правило, страны со средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Объем ВВП на душу населения в этой группе колебался в 2000г. от 12,6 тыс. долл. в Чили до 2,0 тыс. долл. в Индии.1 Большинство входящих в эту группу развивающихся стран име­ют аграрно-сырьевую направленность экономики. Они развива­лись довольно медленными, но достаточно устойчивыми темпами. Аграрные реформы и «зеленая революция» дали толчок уско­ренному развитию сельского хозяйства, а приток иностранного капитала в экспортный сектор промышленности способствовал расширению местных инвестиций в отрасли, ориентированные на внутренний рынок.

Третья группа включает наименее развитые страны, к которым относят более 40 государств Африки, Азии, Океании и Карибского бассейна.

Особую тревогу вызывает социально-экономическое положе­ние наименее развитых стран мирового сообщества. Отсталость экономических структур, узость экспортной базы, неразвитость внутреннего рынка, политическая нестабильность во многих стра­нах не позволяют им в обозримом будущем добиться существен­ного изменения своего экономического статуса без помощи извне. Учитывая отсутствие возможностей у этих стран самостоятельно интегрироваться в мировую экономику, МВФ, Всемирный банк, различные институты ООН разработали программы финансовой стабилизации и структурной перестройки экономики африканских стран.

Однако низ­кое качество человеческого капитала, быстрый прирост населения, примитивная техника (особенно в сельском хозяйстве), слабое раз­витие частного сектора не способствуют рациональному исполь­зованию иностранных инвестиций в наименее развитые страны.

Также следует обратить внимание на проблемы  развивающихся стран:

—  внеш­ний долг этих государств превышает 2 трлн. долл. Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть экспортной выручки и новых заимствований развивающих­ся стран.

— неконтролируемые процессы разрушения природной среды, которые мо­гут стать не только причиной политической нестабильности во многих регионах мира, но и источником экологической и эпиде­миологической опасности для населения Земли.

— многие развивающиеся государ­ства попали в «порочный круг бедности», когда низкие доходы не позволяют увеличивать сбережения и, следовательно, инвестиции, экономический рост замедляется, доходы на душу населения сни­жаются.

Таким образом, решение проблемы бедности предполагает широкое содействие индустриально развитых стран в снижении внешней задолженно­сти развивающихся стран, создании для них благоприятного внеш­неторгового климата, либерализации экономики и развитию пред­принимательства в этих странах. Кроме того, необходимы серьез­ные сдвиги в мышлении людей, их поведении.

 

3. Новые индустриальные страны в мирохозяйственном процессе.

3.1. Определение новых индустриальных стран.

Наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран».

К новым индустриальным странам (НИС) относят прежде всего четыре «малых дракона» Азии (Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг), Аргентину, Бразилию и Мексику. Все перечис­ленные страны — это НИС «первой волны», или «первого поколе­ния». Ко «второму поколению» НИС причисляют Малайзию, Та­иланд, Индию и Чили.

По данным за 2000г., ВВП на душу населения в Бразилии достиг 27% от показателей группы высокоразвитых стран, в Малайзии – 30%, в Мексике и Уругвае – по 32%, в Аргентине – 44%, в Южной Корее – 63%, а в Сингапуре – даже 90%.

«Третье поколение» включает Кипр, Тунис, Турцию и Индоне­зию. К «четвертому поколению» относят Филиппины, южные про­винции Китая и др. В итоге появляются целые зоны таких стран, распространяющие свое влияние на близлежащие регионы. Основ­ными критериями, по которым государства относят к новым инду­стриальным странам, являются: 1) размер ВВП на душу населения; 2) среднегодовые темпы прироста ВВП; 3) удельный вес обрабаты­вающей промышленности в ВВП (более 20%); 4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе; 5) объем пря­мых зарубежных инвестиций.

 

3.2. Основные различия и общие черты латиноамериканских и азиатских НИС.

Латиноамериканские НИС относятся к интравертивному типу стран. Политика этих стран предполагает протекционизм, отсут­ствие конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевиз­ну кредитов. Политика импортозамещения не способствует корен­ному изменению роли этих стран в мировом хозяйстве. Предпри­нимательский капитал направляется в торговлю, сферу услуг и в обрабатывающую промышленность. Латиноамериканские НИС обладают более мощным экономическим потенциалом по сравне­нию с азиатскими НИС. Основной упор сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добы­вающей промышленности.

Азиатские НИС относятся к экстравертивному типу стран. Это значит, что в них сбалансированно сочетаются политика импор­тозамещения и экспортоориентированности, хотя для некоторых стран характерно развитие экономики с преимущественной ори­ентацией на внешний рынок, на экспорт (например, Гонконг и Сингапур ориентированы исключительно на экспорт). Предпри­нимательский капитал в азиатских НИС направляется главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрас­ли. В этих странах сформировался более широкий круг источни­ков финансирования развития. Основной упор сделан на развитие трудоемких предприятий по выпуску массовой потребительской продукции.

Таким образом, азиатские НИС (экстравертивный тип разви­тия) ориентированы главным образом на внешние источники фи­нансирования и более открыты мировому рынку, а латиноамери­канские НИС (интравертивный путь развития) — в основном на внутренние источники. В этом отчасти проявляется высокая сте­пень обеспеченности природными ресурсами, характерная для этой группы стран. Хотя латиноамериканские и азиатские НИС разви­вались разными путями, используя различные модели развития, у них имеются общие черты: высокие темпы роста достигались и в той, и в другой группе стран за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производитель­ности труда.

В зависимости от уровня дохода на душу населения НИС мож­но подразделить следующим образом:

1) страны с высоким уров­нем дохода (более 9 тыс. долл. в год) — Сингапур и Южная Корея;

2) со средним уровнем дохода (750 долл. — 8,5 тыс. долл.) — Ма­лайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Аргентина, Бразилия, Мексика и Чили;

3) с низким уровнем дохода (менее 750 долл.) — Тайвань, Гонконг и Индия. По степени открытости мировому рынку (доля экспорта в ВНП) НИС дифференцируются по следу­ющим группам:

а) страны с закрытой экономикой (доля экспорта менее 10%) — Аргентина и Бразилия;

б) с относительно закрытой экономикой (более 10— 19%) — Мексика и Индия;

в) с полуоткры­той экономикой (более 20—24%) — Турция и Кипр;

г) с относи­тельно открытой экономикой (более 25—34%) — Корея, Тайвань, Гонконг и Индонезия;

д) с открытой экономикой (доля экспорта более 35%) — Сингапур, Малайзия, Таиланд, Тунис и Филиппины.

 

4. Посткоммунистические страны с переходной экономикой.

4.1.Основные черты стран с переходной экономикой.

К странам с переходной экономикой относят 28 посткоммунис­тических государств. В их составе выделяют две региональные под­группы. Первая включает страны Центральной и Восточной Ев­ропы, в том числе и Албанию. Вторая подгруппа включает страны СНГ и Монголию. Китай, несмотря на его активное реформиро­вание и промышленное развитие, пока относят к группе развива­ющихся стран. Страны с переходной экономикой заняты струк­турной перестройкой, необходимой для перехода к рыночному хозяйству, которое приходится обустраивать на обломках плано­вой социалистической системы. Эти страны производят около 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет по разным оценкам от 6 до 10% от мирового уровня.

Из четырех групп стран, выделяемых Всемирным банком в зависимости от уровня ВВП на душу населения (страны с низким доходом, с уровнем дохода ниже среднего, с уровнем дохода выше среднего, с высоким доходом), страны Восточной Европы преимущественно относятся к группе стран с уровнем дохода выше сред­него (от 2996 до 9265 долл.). Китай и многие страны СНГ входят в группу стран с доходом ниже среднего (от 756 до 2995 долл.).5 Рос­сия вступила в XXI век со среднедушевым доходом 2270 долл. и относилась к группе стран с доходом ниже среднего уровня.

Спе­цифика стран с переходной экономикой, связанна с однотипностью хозяйственных проблем и механизмов, свойственных посткоммунистическим государствам. Именно эти государства вошли в группу стран с переходной эко­номикой по классификации ООН. Однотипность экономических задач данной группы стран определяет характер трансформации экономики от директивно-плановой к рыночной.

В странах с переходной экономикой первые шаги рыночных ре­форм были связаны с формированием материальных предпосылок рыночного хозяйства: рыночной инфраструктуры и новых межотраслевых пропорций. Рыночная инфраструктура создавалась за­ново (коммерческие банки, биржи, посреднические конторы, стра­ховые компании и т.д.). Менялись межотраслевые и межсектораль­ные пропорции. Переход к рынку предполагал переориентацию в сторону отраслей конечного спроса, так как прежде наблюдалась гипертрофия производства средств производства.

 

4.2. Рыночные преобразования в странах с переходной экономикой.

Сфор­мировалось два варианта рыночных преобразований — радикальный («шоковый») и эво­люционный. Выбор радиального («шокового») варианта большин­ством стран с переходной экономикой был обусловлен ситуацией экономической катастрофы в условиях распада хозяйственных свя­зей. Предотвратить этот разрушительный процесс не удалось из-за запаздывания с проведением рыночных преобразований. Жесткость радикального варианта реформирования была обусловлена и приверженностью политической элиты моне­тарным доктринам, которые насаждались МВФ.

Эволюционный вариант характерен для Китая и в известной мере для Венгрии. Эволюционный путь предполагал рост альтернатив­ного государству частного производства, малого и среднего биз­неса, постепенную либерализацию цен. Этот путь развития не допускал прямого разрушения хозяйственных производственных структур, он максимально со­хранял экономический потенциал страны и делал упор на разви­тие реального сектора экономики. Финансовый сектор реформи­ровался по мере роста реального сектора, а не наоборот, как это было в России.

 

4.3. Российский вариант перехода к рынку.

России пришлось использовать «шоковый» вариант реформи­рования, поскольку она упустила время и возможности постепен­ных преобразований. Реформирование проходило в условиях уг­розы коммунистического реванша. Поэтому рыночные реформы чрезмерно форсировались, проводились непоследовательно и не ­комплексно, что привело к неоправданно высокой их цене. Запаз­дывание с проведением реформ привело к лавинообразному рас­паду старой системы, к распаду мировой системы социализма, а затем и СССР. Предприятия потеряли традиционные рынки, а выйти на новые рынки оказалось невозможно из-за низкой кон­курентоспособности их продукции. Массовое банкротство пред­приятий, не выдержавших конкуренции, оказалось неизбежным. Неоправданным стал уход государства из экономики.

Начальный период перехода к рынку с переходной экономикой происходил в условиях спада и высокой инфляции. Поэтому в краткосрочном периоде рыночные рефор­мы в таких условиях не могли привести в действие рыночный ме­ханизм и с его помощью придать экономике устойчивый рост. Рыночные реформы по «шоковому» варианту создавали основы рынка только для отдаленного будущего. Нестабильность экономи­ки сохранялась, что приводило к неоправданным потерям эконо­мического потенциала, приостановке инвестиционного процесса.

В России вплоть до 1998г. антиинфляционная политика была доминирующей. Она заслонила собой все остальные макро­экономические проблемы. Проводить демонополизацию в усло­виях спада было сложно. Неразумно было ограничивать деятель­ность монополистов, когда во многих отраслях простаивало про­изводство.

Стабилизирующего эффекта ждали от приватизации, которая должна была сформировать в стране частный сектор. Приватиза­ция привела к появлению новых собственников, которые на раз­ных основаниях приобрели права собственности на активы пред­приятий. Приватизация не дала предприятиям желаемых инвес­тиций и не смогла внедрить в производство управленческие технологии, адекватные рынку. Новые хозяева предприятий не рас­полагали инвестиционным потенциалом, не владели искусством рыночного менеджмента и не умели строить долговременные стра­тегии. Последующее развитие было связано со сменой неэффек­тивных собственников на эффективных. Начался процесс переде­ла собственности. Неясность в правах и перспектив собственнос­ти вызвала паузу в инвестиционном процессе.

Опыт России и европейских посткоммунистических стран по­казал, что прямая связь между интенсивностью формирования частного сектора и экономическим ростом отсутствует. Подлинные рыночные субъекты не те, кто юридически оформил статус част­ного собственника, а те, кто освоил рыночные навыки управления своими активами. Следует отметить, что приватиза­ция в России должна была постепенно продвигаться к формиро­ванию нового типа корпоративного управления. Поскольку эту проблему решить сразу невозможно, необходимо было, на какое-то время сохранить часть государственных предприятий.

После финансового кризиса 1998г. российский капитал боль­ше не мог обогащаться исключительно за счет перекачки ресурсов реального сектора в спекулятивную сферу. Возможности обогаще­ния за счет приватизации также были ограничены, так как этот процесс стал завершаться. Денежный капитал устремился в реаль­ный сектор. На первых порах было необходимо сохранить основ­ные фонды предприятий, которые в отличие от финансовых акти­вов стареют и могут прийти в негодность. Угроза аварий из-за ста­рения основных фондов обусловила необходимость инвестиций. Именно это обстоятельство обеспечило материальную основу для экономического роста.

Также переход к рынку сопровождался либерализацией внешнеэко­номической деятельности. Была ликвидирована мо­нополия государства на внешнеторговую деятельность, что уси­лило открытость национальных экономик, которые нуждались в новых технологиях. В результате Россия отно­сится к весьма открытым экономикам с долей экспорта в ВВП око­ло 25%. В настоящее время МВФ оценивает экономику России и евро­пейских посткоммунистических стран как рыночную, считая, что в них созданы основы рыночной экономики.

Таким образом, Россия сегодня должна расширить задачи экономической политики и на фоне уже достигнутой финансовой стабилизации проводить структурную перестройку экономики, содействуя её конкурентоспособности.

Процесс реформирования теперь должен затронуть прежде всего уровень функционирования предприятий.

 

Заключение

Таким образом, все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны. Среди развивающихся стран в современных условиях идёт процесс дальнейшей экономической дифференциации. Так, наиболее развитые в промышленном отношении развивающиеся страны образовали группу «новых индустриальных стран».

Для определения места той или иной страны в системе мирово­го хозяйства эксперты Всемирного банка используют следующие критерии:

 1) уровень развития экономики (определяется объемом ВВП на душу населения);

2) социальная ориентация экономики (поддержка малообеспеченных слоев населения);

 3) уровень тех­нологического и научного потенциала;

 4) гуманизация экономи­ки (расходы на медицину, образование, культуру);

 5) экологиза­ция экономики.

В результате проведённой работы можно сделать вывод, что Россия относится к числу стран с переходной экономикой.

В настоящее время МВФ оценивает экономику России как рыночную, считая, что в ней созданы основы рыночной экономики.

Россия сегодня должна расширить задачи экономической политики и на фоне уже достигнутой финансовой стабилизации проводить структурную перестройку экономики, содействуя её конкурентоспособности. Процесс реформирования теперь должен затронуть прежде всего уровень функционирования предприятий.

 

Список использованной литературы

1. Глобальный прогноз и развивающиеся страны //Проблемы теории и практики управления.- 2005.- №5.- С.42-51.- Библиогр.

2. Мировая экономика в вопросах и ответах:Учеб.пособие/Под ред. проф. И.П.Николаевой.-М.:Вузовский учебник.- 2006.-.186с.

3. Мировая экономика: Учеб.пособие для вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-510с.

4.Экономическая модернизация развивающихся стран: тенденции, проблемы, перспективы/ А.И.Динкевич // Деньги и кредит.-2004.-№9.- С.44-53

5. Финансы, кредит и денежное обращение в развитых странах/М.Игнацкая //Экономист.-2001.-№12.-С.66-77

 

Задание 5

1. Какая из зарубежных фирм-импортёров прохладительных напитков в данную страну может быть обвинена в демпинге на ее внутренний рынок: фирма А, фирма В, фирма С?

Показатель

Фирма А

Фирма В

Фирма С

Средние издержки производства в расчете на единицу продукции, долл.

10

10

10

Цена напитков на внутренних рынках фирм-импортёров, долл.

10

12

9

Экспортная цена напитков, долл.

11

11

10,5

Цена напитков произведенных импортозамещающими фирмами в данной стране, долл.

12

13

11

Ответ: Фирма В

 

Демпинг – это продажа товара по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены чаще всего ниже средних розничных цен на данный товар или услугу. Реже демпинговые цены становятся ниже себестоимости товара. Цель демпинга – проникновение на рынок и вытеснение конкурентов.

Таким образом, Фирма А имеет экспортную цену напитков больше, чем на внутреннем рынке, но несколько меньше, чем цена напитков произведённых импортозамещающими фирмами в интересующей нас стране.

Фирма В продает напитки на экспорт дешевле, чем на внутреннем рынке, и значительно ниже, чем цена в данной стране, следовательно фирма В занимается демпингом.

Фирма С продаёт напитки на экспорт по цене близкой к внутренним и выше чем на «домашнем» рынке.

2. Ниже приведена карта спроса и предложения на швейцарские франки:

Цена франка, долл.

Объём спроса на франки, млн. франков

Объём предложения франков, млн. франков

0,80

300

400

0,70

320

370

0,60

340

340

0,50

360

310

0,40

380

280

2.1. Нарисуйте график равновесия валютного рынка Швейцарии.

2.2. Каков равновесный курс швейцарского франка? Каков равновесный валютный курс доллара?

2.3. Какое количество швейцарских франков будет куплено по равновесному курсу? Какое количество американских долларов будет куплено по равновесному курсу?

2.4. Если курс франка установится на уровне 0,40 долл. за 1 франк, что будет наблюдаться на валютном рынке? Какие действия должен осуществить Центральный банк в этом случае, чтобы обеспечить равновесие валютного рынка?

2.5. Если курс франка установится на уровне 0,80 долл. за 1 франк, что будет наблюдаться на валютном рынке? Какие действия должен осуществить Центральный банк в этом случае, чтобы обеспечить равновесие валютного рынка?

2.2. Равновесный курс швейцарского франка: 1 франк =  0,60 долл.

Равновесный курс доллара: 1 франк – 0,60 долл.

Х франков – 1 долл.      Þ Х = 1 : 0,60 = 1,66

1 долл. = 1,66 франка

2.3. По равновесному курсу будет куплено 340 млн. франков;

Долларов будет куплено: 240 млн.

1 франк – 340 млн.  

0,60 долл. –  Х долл.      Þ Х = 0,60 * 340 = 204

2.4. Если курс франка на валютном рынке установится на уровне 0,40 долл. за 1 франк, то объём спроса  будет 380 млн. франков. А объём предложения 280 млн. фр. Центральный банк должен осуществить покупку швейцарских франков, тем самым подняв цену на франки до 0,60 долл.

2.5. Если курс франка установится на уровне 0,80 долл. за 1 франк, то объём спроса на валютном рынке будет 300 млн., а объём предложения 400 млн. фр.

Центральный банк должен осуществить продажу швейцарских франков, тем самым снизив цену на франки до 0,60 долл.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+20
Размер: 31.18K
Скачано: 400
Скачать бесплатно
24.03.09 в 20:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе