Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 15.41K | Скачано: 281 | Добавлен 17.11.10 в 14:24 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: 2010
Содержание
Введение 2
1. Структура общества как целостного социального организма 3
2. Основные сферы жизни общества 7
3. Особые свойства общества как целого 11
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Введение
Тема моей контрольной работы «Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений». Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть структуру общества как целостного социального организма, основные сферы жизни общества, а так же выявить особые свойства общества как целого.
Общество представляет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности, что возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. В процессе жизнедеятельности люди объединялись с целью достижения и удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей, недоступных силами каждого в отдельности. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, язык, наука, философия, мораль, право, политика и т.д. Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Человеческое общество представляет целостную систему, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественного изменения. Общество едино с природой. Оно, как и природа, есть воплощение стабильности и нестабильности, порядка и хаоса, покоя и изменения. Социальная философия в процессе изучения общества выделяет в нем ряд основных сфер, которым присущи собственные законы функционирования и развития.
Структура общества как целостного социального организма
Структура – общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельных людей и их объединения, но и их свойства, связи и взаимоотношения, позволяющие отделить одни социальные объекты от других. Человек и общество – две стороны одной медали. Общество представляет собой не просто объединение индивидов, а также их реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, семьи, народности, нации, государства и, наконец, в сообщество. Поэтому сущность понятия общества определяется как совокупность людей, групп, а также объединяющие их взаимоотношения.
Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: (1) отдельные люди и их объединения, а также (2) связи и отношения между людьми и социальными группами. Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов более сложным. Поскольку связи и отношения между людьми носят скрытый, бесплотный, невещественный характер. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу.
Немало предрассудков в оценке их роли сохраняется и поныне. Самые распространенные из таких заблуждений являются крайний индивидуализм, или анархизм, и воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением которого является фашизм.
С точки зрения крайнего индивидуализма, или социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидуумы, общественных связей и, следовательно, и общества не существуют. Отсюда следует, что категория «общество» есть вымысел, за которым не скрывается ничего реально существующего. Следствием подобного подхода и является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, значение общественных организаций и государства.
Напротив, по мнению сторонников крайнего, воинствующего коллективизма, социальные явления, отражаемые понятиями «общество», «государство», не только реально существуют, но и представляют собой более высокую ценность, чем индивиды, из которых это общество состоит. Суть этой концепции выражается следующей формулой: «существует только общество, одно лишь общество и ничего кроме общества». Отдельные люди, по мнению сторонников этой концепции, конечно, тоже существуют, но они представляют собой всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого, подобно как руки являются частями человеческого тела.
При последовательном воплощении в жизнь концепция воинствующего коллективизма приводит к той или иной разновидности тоталитарного политического режима, при котором общество полностью подчиняет себе личность.
Два указанных компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения – еще не выражают всей сложности социальной структуры. Они представляют собой лишь две ее главные, несущие опоры.
Структура общества не двухмерна, а многомерна, представляет собой совокупность множества различных частей и элементов, которые могут быть сведены к двум основным лишь в теоретическом анализе. Эти части скреплены, слиты друг с другом благодаря множеству связей, взаимодействий, которые и превращают совокупность элементов социальной структуры в единую, целостную общественную систему, подобно тому как тесные связи, существующие между отдельными живыми клетками, создают единый человеческий организм.
Однако общество существенно отличается от других, природных, систем как биологических, так и физических своей особой сложностью.
Поэтому при описания социальной системы широко используются понятия, которые применяют для описания природных систем: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», также и специфические социально-философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.
Создание этого понятийного аппарата для описания общества как единого организма явилось продуктом длительного процесса развития философской мысли.
Первые представители о системности в природе и в обществе зародились уже в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее активно проблему системности общественной жизни разработали такие крупнейшие мыслители XIX – XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. Именно этим мыслителям принадлежит заслуга детальной разработки основных понятий современной социальной философии. К числу этих понятий относятся следующие:
Элемент или часть общества представляет собой мельчайшую частицу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов или частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты. Эти понятия обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем социальная система в целом.
Под отношениями понимается определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общества. Отношения – своего рода невидимый цементирующий материал, который сплачивает людей в общество, превращает его в целостный монолит. Устойчивые, постоянные, повторяющиеся отношения, зависимости между людьми постепенно приводят к формированию в обществе стабильных социальных групп, организаций, институтов, которые в свою очередь вступают в те или иные взаимоотношения между собой. Богатство и разнообразие социальных отношений является признаком развитого демократичного общества, и наоборот, их однообразие, неразвитость, скудость свидетельствует о тоталитарном, недемократическом характере того или иного общества.
Понятие «структура» как раз и отражает степень развития общества, сложившуюся в нем определенную форму устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений его различных частей.
При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на тот или иной объект. В качестве объекта могут выступать как вещи, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.
И наконец, обобщающим понятием социальной философии является категория «социальная структура». Она охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.
Основные сферы жизни общества
Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и являются основными сферами жизни общества.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.
Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.
Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.
Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.
Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это — обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.
Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.
Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов — упрочение существующей политической власти. Других — ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.
Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.
Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.
Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.
Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.
Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания — от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное — театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д.
Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.
Особые свойства общества как целого
Целое, как учил Аристотель, может быть понято только как нечто большее, нечто иное, чем простая сумма составляющих его частей. При чем это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, которых нет ни у одной из составляющих частей. Так, свойства воды не сводятся к качествам составляющих ее элементов – водорода и кислорода, а свойства живого организма не сводятся к признакам составляющих его органов и тканей. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.
Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами:
• самодеятельностью;
• самоорганизацией;
• саморазвитием;
• самодостаточностью.
Если первые три свойства присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.
Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов социальной деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.
Заключение
Итак, из всего вышесказанного можно повести итоги.
Структура – общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельных людей и их объединения, но и их свойства, связи и взаимоотношения, позволяющие отделить одни социальные объекты от других.
Социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: (1) отдельные люди и их объединения, а также (2) связи и отношения между людьми и социальными группами.
Отношения в общественной жизни имеют большое значение, т. к. влияют на форму государственного устройства. При этом крайний индивидуализм приводит к анархизму, а крайний коллективизм – к тоталитаризму.
В социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия, как: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.
Общество функционирует через социальную деятельность людей. Она охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности, которые взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и являются основными сферами жизни общества.
Общество как целостный организм характеризуется такими свойствами как: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.
Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Ни один из типов социальной деятельности не может функционировать самостоятельно, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.