Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений

Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений [29.10.10]

Тема: Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.11K | Скачано: 250 | Добавлен 29.10.10 в 20:28 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Содержание

1. Введение с.3

2. Основная часть

2.1 Структура общества как целостного организма с.4

2.2 Основные сферы жизни общества с.7

2.3 Выявите особые свойства общества как целого с.11

3. Заключение с.13

4. Список литературы с.14

 

1.    ВВЕДЕНИЕ.

Несомненно, социальная философия – это занимательный и необходимый предмет для изучения. Ведь именно в социальной философии происходит осмысление мира, общества и человека. Именно в этой философии человечество начинает сознавать и познавать само себя. И вопросы, поставленные философами, жившими задолго до нашего времени, будоражат наши умы до сих пор: “Откуда мы произошли?”, “Что с нами будет?”

Все мы – элементы общества, народа, нации. Все – мельчайшие частицы социальной системы, “моменты”, как сказал бы Гегель. И в том, что человека интересует устройство этой системы и взаимосвязях в ней, нет ничего удивительного. Поэтому изучение темы моей работы вполне актуально и познавательно.

Целью данной работы является изучение элементов социальной системы и их взаимоотношений. Также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в процессе написания контрольной работы. Этими задачами являются: изучение структуры общества как целостного организма, выделение основных сфер жизни общества и выявление особых свойств общества как целого.

 

2.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1    Структура общества как целостного организма.

В истории философии и социологии общество часто понималось как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения “социальных инстинктов” [5, с.436]. Так, можно сказать, что общество – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации [4, с.272]. А структура – это общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Мир не только разделен, но и един [1, с.381].

Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различные общности, структурные связи [4, с.272]. Конечно, нет и не может быть общества без отдельных индивидуумов, выступающих в качестве далее неделимых “социальных атомов”. Но всё же общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, поскольку оно также включает те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, семьи, нации, государства, в сообщество [1,с. 381].

Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: (1) Совокупности индивидов, людей, их объединений и (2) совокупности взаимодействий, связей, взаимоотношений между людьми и социальными группами. Первый из указанных пунктов обнаружить не трудно, а второй увидеть значительно сложнее. Дело в том, что связи и отношения между людьми носят скрытый, бесплотный, невещественный характер. Поэтому значение этих незримых отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу.

Немало предрассудков в оценке их роли сохраняется и поныне. Самые распространенные из них: крайний индивидуализм (анархизм) и воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением которого является фашизм [2, с.529].

С точки зрения крайнего индивидуализма, существуют только отдельные люди, индивидуумы, общественных связей, и, следовательно, общества, не существует. Отсюда следует, что общество есть чистая фикция. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, значение общественных организаций и государства.

По мнению сторонников крайнего, воинствующего коллективизма, общество, государство не только не существуют, но и являются более высокими ценностями, чем индивиды, из которых это общество состоит. С этой точки зрения существует только общество, отдельные же люди – всего лишь частицы, “моменты”, как выражался Гегель, более широкого целого[1, с.382].

Конечно, указанные два компонента общественной организации – люди и их взаимоотношения – ещё не выражают всего содержания социальной структуры. Они представляют собой лишь две её главные, несущие, системообразующие опоры. Но, конечно, в действительности, структура общества не двухмерна, она сложна, многомерна. Она представляет собой совокупность множества различных частей и элементов, которые могут быть сведены к двум основным лишь в теоретическом анализе.

Общество отличается от других природных систем своей особой сложностью. Поэтому при социально – философском анализе социальной системы используется весьма сложный понятийный аппарат. Так, наряду с понятиями, широко применяемыми для описания природных систем, такими, как “элемент”, “отношение”, “система”, “структура”, в социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия, как “субъект”, “объект”, “идеальное”, “социальная деятельность”, и др. Создание этого понятийного аппарата явилось результатом длительного исторического развития философской мысли [2, с.531].

Первые представления о системности в природе и в обществе зародилась уже в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Но наиболее активно проблему системности общественной жизни разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX-XX вв., как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.Сорокин и др. Именно этим мыслителям принадлежит заслуга детальной разработки содержания основных для решения данной проблемы понятий.

Под элементом или частью общества понимается мельчайшая частица системы или их совокупность; в качестве элементов и частей общества могут выступать те или иные социальные субъекты, отношения, институты. Составляющие общество элементы весьма многообразны, иерархичны.

Под отношениями понимается определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношения – своего рода цементирующий материал, который сплачивает людей в общество. Устойчивые, повторяющиеся, постоянные отношения между людьми постепенно приводят к формированию стабильных социальных групп, организаций, вступающих в свою очередь во взаимоотношения между собой.

Понятие “структура” и отражает степень развития общества, сложившуюся в нем определенную форму устойчивых связей, отношений, совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей.

При характеристике социальной жизни часто употребляются также понятия “субъект” и “объект”. Они противоположны по смыслу. Под объектом понимается явление, на которое направлена активность субъекта.

И, наконец, социальная система является обобщающим понятием данной темы. Оно охватывает всю совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный организм [1, с.383-384].

Как уже отмечалось, социальная система отличается от систем, существующих в природе. Эти отличия состоят в следующем:

•    множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней, а также их функций, связей и взаимоотношений;

•    разнокачественность, неоднородность социальных элементов, среди которых, наряду с разнообразными материальными, имеются и ещё более многокрасочные идеальные, духовные явления;

•    уникальность основного элемента социальной системы – человека, который обладает широкими творческими возможностями свободного выбора форм своего поведения, что и придает развитию общества большую степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости [2, с.533].      

 

2.2    Основные сферы жизни общества.

Существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре сферы общественной деятельности: материальная, духовная, управленческая (регулятивная), деятельность обслуживания (гуманитарная или социальная в узком смысле слова).

Материальное производство призвано создавать определенные материальные вещи, товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей, поддержания их физиологической активности в любой форме деятельности. Основным субъектом деятельности здесь является работник физического труда, хотя материальным производством заняты и работники умственного труда, доля которых увеличивается. В этой сфере трудятся машиностроители, рабочие и инженеры, агрономы и руководители предприятий. Значимость этой сферы для всего общества общепризнана. Трудом работников этой сферы создается все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения системы образования, науки и медицины. Кроме того, в этой сфере создается все необходимое для повседневной жизни людей.

Важную роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Эти ценности материализуются в книгах, картинах, скульптурах. В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, разрабатывает систему целостного сознания, определяя значимость тех или иных явлений для человека. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает самого себя, свой духовный мир.

Большое значение имеет управленческая (регулятивная) сфера. Специфическая задача этой сферы состоит в поддержании всеми возможными средствами созидательных и блокирование разрушительных тенденций во всех сферах общественной жизни, а также создание благоприятных условий для жизни людей и роста их благосостояния. Деятельность специализированных регулятивных организаций призвана обеспечить  согласованность, упорядоченность различных сфер общественной жизни, их развитие в направлении всё более полного удовлетворения разнообразных потребностей людей. Управление людьми и вещами осуществляется на различных уровнях: от уровня семьи, предприятия до уровня государства.

Высшей формой управленческой деятельности является политическая. Именно на этом уровне решаются судьбы  миллионов людей. И именно поэтому цена допущенных здесь ошибок может быть особенно велика.

Но при всей важности политической и других видов социальной деятельности следует отметить, что все они возможны при наличии живых и активных людей. Создание предпосылок для человеческой жизни, для высокого уровня активности людей составляет содержание четвертого вида общественной деятельности – гуманитарной (социальной) сферы. Воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности настолько важное социальное дело, что общество не может доверить его полностью отдельным людям. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, создает систему здравоохранения [2, с. 536-539].

Социальная сфера имеет общности. Основные – это народ и нация. Народ как социальная общность - это объединение, союз людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в общественный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. Складывание народа как общности означает, что союз людей обретает свою определенность. Народная общность представляет собой качественное целое, которое, как и любая другая качественная целостность, имеет внутреннюю границу, свои пределы, отделяющие данный народ от других общностей. Конкретно речь идет о таком социальном явлении, как народ страны. Народ страны — это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе определенного исторического отрезка времени [3, c.105-106].

Нация как социально-этническая общность. Как и любая другая общность, нация складывается на основе действия определенных общественных факторов. Важную роль играет материально-производственный фактор. Здесь важно обратить внимание на то, что материально-производственная деятельность реализуется в каждом обществе в виде определенного материально-экономического механизма, все части которого связаны многообразными и сложными хозяйственными связями. Такие контакты по самым разным линиям постоянно связывали людей, и повторялось это из поколения в поколение. Это и привело к образованию особой общности людей — нации. Одним из важнейших факторов складывания и функционирования нации вместе с тем и ее существенной чертой является территория. Более точно, говорить о пространственно-географические границе среды обитания общности и обо всей совокупности природных условий, включая климат, особенности ландшафта, растительного и животного мира, характер почвы и многое другое. Кроме объективных факторов объединения нации, существуют и факторы субъективного порядка. Прежде всего это общий язык. Общая экономическая жизнь, общая территория, сталкивающая людей друг с другом, неизбежно заставляли вырабатывать у людей общий язык. Следующий фактор складывания нации — также субъективного плана — это общность психологического склада, духовной культуры, определенных традиций и т.д. На базе общей экономической жизни, территории, общего языка у людей, постоянно связанных друг с другом, складывается, вырабатывается некоторая общность социально-психологического облика, культурных традиций. Нация как макросоциальная общность базируется на таких характеристиках, которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни, складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма. К числу этих характеристик следует прежде всего отнести определенные преобразования в материально-производственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и некоторые другие преобразования. Итак, на базе длительного исторического действия перечисленных выше факторов складывается национальная общность. Она находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры и т.д.[3, с.109-111].

 

2.3    Выявите особые свойства общества как целого.

Все социальные группы и институты, их взаимоотношения, образуемые ими сферы общественной жизни в реальности всегда существуют вместе, взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга. Поэтому указание свойств составных частей общества еще не объясняет его общего состояния и его общего действия. Только находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими его отдельным частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из его составных частей. Если отдельная часть ещё может быть понята вне целого, то целое, как учил Аристотель, может быть понято, хотя и на основе учета свойств составляющих его элементов, но вместе с тем только как нечто большее, как нечто иное, чем простая сумма своих составляющих частей. Так, свойства воды не сводятся к качествам составляющих её элементов – водорода и кислорода. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами:

•    самодеятельностью;

•    самоорганизацией;

•    саморазвитием;

•    самодостаточностью.

Если первые три свойства присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.

Самодостаточность – это способность системы своей собственностью деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребности для коллективной жизни.    Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить “в одиночку”, обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.

 

3.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сказать, что все поставленные цели и задачи были решены. Что касается социальной структуры общества, она представляет собой неразрывное единство двух составляющих: совокупности индивидов, людей, их объединений и совокупности взаимодействий, связей, взаимоотношений между людьми и социальными группами. Также было выяснено, что для описания социальной философии используется весьма сложный понятийный аппарат, который формировался в течении длительного исторического развития философской мысли.

В процессе написания работы были выделены четыре основные сферы жизни общества: материальная, духовная, регулятивная и социальная. Кроме того, были рассмотрены основные общности социальной сферы – народ и нация.

Касаемо выявления особых свойств общества как целого, сделан вывод, что общество характеризуется следующими свойствами: самодеятельностью, самоорганизацией, саморазвитием и самодостаточностью. Также было установлено, что самодостаточность характерна для общества в целом. Но только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые группы и институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Философия: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 615 с.

Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с.

Философия. В вопросах и ответах. Учебн. Пособие для вузов / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В., под ред. проф. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 385 с.

Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989, 816 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 15.11K
Скачано: 250
Скачать бесплатно
29.10.10 в 20:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе