Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений

Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений [12.12.11]

Тема: Социальная система как единство подсистем и их взаимоотношений

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.16K | Скачано: 312 | Добавлен 12.12.11 в 01:56 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Архангельск 2011


Содержание:

Введение 3

1. Структура общества как целостного социального организма 4

2. Основные сферы жизни общества 7

3. Особые свойства общества как целого 10

Заключение 12

Список литературы 14

 

Введение.

Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть структуру общества как целостного социального организма, основные сферы жизни общества, а так же выявить особые свойства общества как целого.

Несомненно, социальная философия – это занимательный и необходимый предмет для изучения. Ведь именно в социальной философии происходит осмысление мира, общества и человека. Именно в этой философии человечество начинает сознавать и познавать само себя. И вопросы, поставленные философами, жившими задолго до нашего времени, будоражат наши умы до сих пор: “Откуда мы произошли?”, “Что с нами будет?”

В самом широком понимании общество, изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; и  деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Целью данной работы является изучение элементов социальной системы и их взаимоотношений. Также поставлен ряд задач, которые предстоит решить в процессе написания контрольной работы. Этими задачами являются: изучение структуры общества как целостного организма, выделение основных сфер жизни общества и выявление особых свойств общества как целого.

 

1. Структура общества как целостного социального организма.

Структура – общенаучное понятие, объясняющее, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельных людей и их объединения, но и их свойства, связи и взаимоотношения, позволяющие отделить одни социальные объекты от других. Общество представляет собой не просто объединение индивидов, а также их многообразные связи и реальные отношения, которые объединяют  людей в роды, племена, семьи, народности, нации, государства и, наконец, в сообщество. Поэтому сущность понятия общества определяется как совокупность людей, групп, а также объединяющие их взаимоотношения.

Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различные общности, структурные связи [1]. Конечно, нет и не может быть общества без отдельных индивидуумов, выступающих в качестве далее неделимых “социальных атомов”. Но всё же общество представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его индивидов, поскольку оно также включает те реальные отношения, которые объединяют людей в роды, семьи, нации, государства, в сообщество [2].

Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: (1) отдельные люди и их объединения, а также (2) связи и отношения между людьми и социальными группами. Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов более сложным. Поскольку связи и отношения между людьми носят скрытый, бесплотный, невещественный характер. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу.

Немало предрассудков в оценке их роли сохраняется и поныне. Самые распространенные из них:

1. Крайний индивидуализм, или анархизм. Существуют только отдельные люди, личности, а взаимоотношения и общественные связи нет. Отсюда следует, что категория «общество» есть вымысел, за которым не скрывается ничего реально существующего. Следствием подобного подхода и является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, взаимодействий, а следовательно, и значение различного рода социальных образований, общественных организаций и государства.

2.  Воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением которого является фашизм. Социальные явления, отражаемые понятиями «общество», «государство», не только реально существуют, но и представляют собой более высокую ценность, чем индивиды, из которых это общество состоит. Отдельные люди, по мнению сторонников этой концепции, конечно, тоже существуют, но они представляют собой всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого. Понятие «структура» отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.

При характеристике социальной жизни часто используются  две категории:

в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.

И, наконец, обобщающим понятием социальной философии является категория «социальная структура». Она охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.[3]

 

2.Основные сферы жизни общества.

Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.

Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые присутствуют уже в простейшем индивидуальном социальном действии. Первым элементом в структуре любого социального действия, важнейшим и необходимым фактором всякой деятельности является  человек, индивид, люди. Он активная сторона этой деятельности, её субъект. Поэтому их деятельность направлена на те или иные объекты. Второй элемент – объекты деятельности. Иначе говоря, все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим потребностям. Третий элемент, это средства, не менее необходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вещественного, материального характера (язык жестов, звуковая и письменная речь, символы, знаки). Четвертый, это связи, отношения между указанными основными факторами социального действия.[4]

  Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре сферы общественной деятельности: материальная, духовная, управленческая (регулятивная), социальная сфера (гуманитарная или социальная в узком смысле слова).

1) Материальное производство призвано создавать определенные материальные вещи, товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей, поддержания их физиологической активности в любой форме деятельности. Основным субъектом деятельности здесь является работник физического труда, хотя материальным производством заняты и работники умственного труда, доля которых увеличивается. В этой сфере трудятся машиностроители, рабочие и инженеры, агрономы и руководители предприятий. Значимость этой сферы для всего общества общепризнана. Трудом работников этой сферы создается все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения системы образования, науки и медицины. Кроме того, в этой сфере создается все необходимое для повседневной жизни людей.

2) Важную роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Эти ценности материализуются в книгах, картинах, скульптурах. В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, разрабатывает систему целостного сознания, определяя значимость тех или иных явлений для человека. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает самого себя, свой духовный мир.

3) Большое значение имеет управленческая (регулятивная) сфера. Специфическая задача этой сферы состоит в поддержании всеми возможными средствами созидательных и блокирование разрушительных тенденций во всех сферах общественной жизни, а также создание благоприятных условий для жизни людей и роста их благосостояния. Деятельность специализированных регулятивных организаций призвана обеспечить  согласованность, упорядоченность различных сфер общественной жизни, их развитие в направлении всё более полного удовлетворения разнообразных потребностей людей. Управление людьми и вещами осуществляется на различных уровнях: от уровня семьи, предприятия до уровня государства.

4) Социальная сфера имеет общности. Основные – это народ и нация. Народ как социальная общность - это объединение, союз людей, прежде всего занятых в общественном производстве, осуществляющих решающий вклад в общественный прогресс. Народу свойственны общность определенных устремлений, интересов, некоторые общие черты духовного облика. Складывание народа как общности означает, что союз людей обретает свою определенность. Народная общность представляет собой качественное целое, которое, как и любая другая качественная целостность, имеет внутреннюю границу, свои пределы, отделяющие данный народ от других общностей. Конкретно речь идет о таком социальном явлении, как народ страны. Народ страны — это народ, локализованный в масштабе определенной страны, в масштабе определенного исторического отрезка времени [5]

 

3. Особые свойства общества как целого.

Целое, как учил Аристотель, может быть понято только как нечто большее, нечто иное, чем простая сумма составляющих его частей. При чем это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, которых нет ни у одной из составляющих частей. Так, свойства воды не сводятся к качествам составляющих ее элементов – водорода и кислорода, а свойства живого организма не сводятся к признакам составляющих его органов и тканей. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами:

•    самодеятельностью;
•    самоорганизацией;
•    саморазвитием;
•    самодостаточностью.

     Если первые три свойства присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.

    Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов социальной деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Лишь совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.[6]

 

Заключение.

Итак, из всего вышесказанного можно повести итоги.

Структура – общенаучное понятие, отражающее тот факт, что мир состоит из отдельных предметов с их свойствами и взаимоотношениями. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельных людей и их объединения, но и их свойства, связи и взаимоотношения, позволяющие отделить одни социальные объекты от других.

Социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: (1) отдельные люди и их объединения, а также (2) связи и отношения между людьми и социальными группами.

Отношения в общественной жизни имеют большое значение, т. к. влияют на форму государственного устройства. При этом крайний индивидуализм приводит к анархизму, а крайний коллективизм – к тоталитаризму.

В социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия, как: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

Общество функционирует через социальную деятельность людей. Она охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности, которые взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и являются основными сферами жизни общества.

Общество как целостный организм характеризуется такими свойствами как: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Ни один из типов социальной деятельности не может функционировать самостоятельно, ни одна из отдельных социальных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом.

 

Список литературы.

1. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. Пособие для вузов / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В., под ред. проф. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Философия: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

3. Философия: Учебник для вузов /Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.  Ратникова -  3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

4. Афанасьев В.Г. «Системность и общество».– М; Политиздат.

5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко,  проф.    В.П. Ратникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

6. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.16K
Скачано: 312
Скачать бесплатно
12.12.11 в 01:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе