Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философские проблемы экономической жизни общества

Философские проблемы экономической жизни общества [11.11.10]

Тема: Философские проблемы экономической жизни общества

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 34.00K | Скачано: 310 | Добавлен 11.11.10 в 19:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание

Введение 3

1. Понятие и основные проявления экономической жизни общества 4-7

2. Соотношение общества и способа производства. Роль способа производства в функционировании общества 8-12

3. Соотношение между собой экономических отношений и экономических интересов. Их место в общественной жизни 13-15

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Словарь персоналий 18-27

Словарь терминов 28-34

 

Введение.

Общество - это саморазвивающаяся социальная система, одной из основных сфер жизни которой является экономическая. Она представляет собой социальное пространство, на котором осуществляется экономическая жизнь общества. Различные стороны ее изучаются соответствующими экономическими науками. Однако есть целый ряд вопросов, мимо которых не может пройти социальная философия.

Экономическая жизнь общества является неотъемлемой частью общественной жизни в целом наряду с политической и духовной жизнью, для нее тоже характерны внутренние противоречия, которые необходимо учитывать и регулировать, а значит, экономическая жизнь общества требует государственного вмешательства с целью обеспечения ее полноценного развития.

В настоящее время особое внимание уделяется психологическим факторам экономической жизни общества, например, мотивам деятельности людей, готовности к риску способности управлять и принимать решения.

В данной работе будут  рассмотрены вопросы о том,  как соотносятся между собой общество в целом и его экономическая жизнь и как влияет она на развитие общества, основные проявления самой экономической жизни, что представляет собой экономическое сознание и как оно воздействует на экономическую жизнь общества.

Все эти и многие другие проблемы имеют не только экономический, но и социально - философский характер, касаются существования общества как целостной социальной системы.

 

1. Понятие и основные проявления экономической жизни общества.

В древности вещь почти никогда не рассматривалась как источник жизни, но как знак. "В искусстве до XIII века предметы часто расположены в порядке, определяемом не реальной, а метафизической, мистической их иерархией.

Экономическая жизнь общества — это прежде всего производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг.

Это могут быть материальные блага, в том числе предметы питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение и образование. Это могут быть и духовные ценности, в том числе предметы искусства, науки, образования и т.д. Ибо производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей также имеют свое экономическое содержание и форму проявления. В их производство вкладывается интеллектуальный и физический труд, который должен быть оплачен, используются те или иные материалы, имеющие свою стоимость, а также орудия труда и оборудование, в том числе самые совершенные. Духовные ценности обладают также ценностью экономической. Нередко они выступают в форме товара со всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар особого рода, содержанием которого выступают воплощенные в нем художественные образы, научные теории, чувства и мысли людей.          Назначение духовных ценностей — обогащение духовной жизни людей, хотя, в конечном счете, они воздействуют на все стороны жизни общества.

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, то есть предстает как взаимодействие друг с другом многих людей и их совместное воздействие на природу, происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. При этом материалу природы человек противостоит как сила природная и социальная. Этим определяется характер воздействия людей на природу и свойства производимых ими предметов и услуг. Решающее значение имеет социальный тип того или иного способа производства, который определяется существующими отношениями собственности на средства производства и его продукты. Этим определяется социальный характер производства — то, какую роль играют в нем представители различных классов и других социальных групп и слоев, и, следовательно, характер отношений распределения, обмена и потребления созданных предметов и услуг. Ими в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности    находятся  средства     производства.

В этом заключается одно из главных проявлений взаимодействия, с одной стороны, производства, а с другой — распределения и потребления создаваемых     предметов  и         услуг.

В свою очередь отношения распределения и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать его, либо сдерживать его развитие. Так, например, существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет принцип распределения по количеству и качеству труда, применяемый по отношению к наемным рабочим и служащим, существенно стимулирующий их труд, порождающий материальную заинтересованность в повышении его производительности, в творческом влиянии на производственный процесс. Получение прибыли — это основной мотив деятельности предпринимателей и их основной экономический интерес в развитии         производства.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление. Оно влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, транспорта, связи и т.д. К тому же надо иметь в виду не только личное потребление, направленное на удовлетворение личных потребностей людей, но и производственное потребление (нефти, газа, электроэнергии и т.д.), которое необходимо для осуществления самого производственного процесса. Все это в решающей степени стимулирует развитие общественного производства.

Важное проявление экономической жизни общества — отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. В основе этого лежит общественное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху, а также отношения собственности, закрепляющие существующее разделение труда между различными группами людей, а значит, и сложившиеся между ними отношения обмена. Так, предприниматель, например собственник завода, производящего автомашины, обменивает свой товар на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжать производство, а также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт для удовлетворения личных потребностей — своих и членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны, сельскохозяйственное оборудование и т.д. Обмен этот происходит в товарной форме, но может происходить и в форме прямого продуктообмена, так    называемых бартерных         сделок.

В данном обмене продуктами (товарами) выражен, по сути дела, обмен деятельностью между различными товаропроизводителями и, следовательно, обмен их способностями. Более наглядно это выступает, когда происходит обмен услугами. Скажем, врач оказывает свои профессиональные услуги разным людям, когда оказывает им медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т.д.

Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.

Все ее проявления, а именно: производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен и потребление (личное и производственное) — тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением выступают в качестве движущих сил развития всей экономической жизни общества.

 

2. Соотношение общества и способа производства. Роль способа производства в функционировании общества.

Развитие общества и его экономической жизни тесно взаимосвязано. Они соотносятся между собой как целое и его часть, которая существует и проявляет себя в рамках единого целого. Экономическая жизнь общества испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни, в том числе сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной жизни. В свою очередь экономическая жизнь общества и прежде всего способ общественного производства оказывают существенное и в ряде случаев решающее влияние на функционирование и развитие различных явлений общественной жизни и общества в целом,

Это влияние настолько глубоко и очевидно, что многие мыслители считают способ общественного производства основой существования и развития всего общества. В подтверждение такого вывода приводятся довольно веские аргументы:

1) без постоянного осуществления производства материальных благ существование         общества    невозможно;

2) способ производства, прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности, определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовой структуры;

3) способ производства во многом определяет развитие политической жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы, которые определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни;

4) в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в том числе здания для функционирования учреждений духовной культуры — библиотек, музеев, театров и т.д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания книг, журналов, газет, музыкальные инструменты и многое другое. Речь идет о материальном обеспечении духовной жизни общества.

Как видно, вывод о значительной роли способа производства в развитии общества достаточно обоснован. Это положение всесторонне раскрывается в теории исторического процесса К. Маркса, его материалистическом понимании истории. На это указывал М. Вебер, говоря об экономической теории Маркса. При этом он подчеркивал, что данную теорию необходимо очистить от многих догматических наслоений, идущих от ряда последователей Маркса. К тому же надо учитывать роль в развитии общества других факторов, например политических, моральных, религиозных, роль которых особенно отмечал Вебер. Это было сказано в начале нашего века и справедливо        по     сей         день.

Наиболее глубокими источниками развития общественного производства, всей экономической жизни общества являются экономические потребности людей и потребности развития самого производства. Мы уже немного упоминали об этом. Выделяя главное, можно сказать, что социальные потребности выступают как проявления социальной необходимости: того, что необходимо людям в их общественной жизни. Экономические же потребности выступают как проявления экономической необходимости. Таковы потребности в пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения и т.д. Одни из них имеют биосоциальный характер, как, например, потребности в пище и тепле, другие — чисто социальный: потребности в современной одежде, автомобиле, телевизоре и т.п. Но все эти потребности выступают в социальной форме, в том числе и те, которые удовлетворяются посредством по-человечески приготовленной пищи и жилища, носящих в себе атрибуты культуры того или иного народа. Данные материальные потребности выступают одновременно и как экономические, поскольку удовлетворяются в процессе производства в рамках экономических   отношений         между        людьми.

Все эти потребности вызывают к жизни производство тех или иных продуктов и услуг, поддерживают и стимулируют его. Производство направлено на удовлетворение данных потребностей и потому существует. Нет потребностей — нет и производства. Круг потребностей постоянно расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят о законе возвышения потребностей, то есть их постоянном развитии и совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях самого производства, то есть о потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т.д. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные и основные стимулы.

Остается добавить, что сами потребности, не только производственные, но и личные, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг. Таковы, например, потребности людей во многих продуктах питания, современной одежде, бытовых приборах, холодильниках, телевизорах и т.д. Воздействуя на формирование этих потребностей, производство создает важнейшее условие для своего устойчивого развития. Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей, производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни общества. Важно понять и учитывать  ее      на      практике.

Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Их роль и характер взаимодействия всесторонне раскрываются в марксизме, хотя вопрос о роли производительных сил в развитии общества ставился и решался некоторыми мыслителями еще до появления марксистской теории.

Производительные силы общества — это прежде всего применяемые в производстве орудия труда, например современная техника, а также используемые в нем электроэнергия, технология, транспорт, производственные помещения, предметы труда и т.д. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей. Другую сторону производительных сил олицетворяют сами люди как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта. Они применяют и совершенствуют производительные силы с целью их более эффективного использования. При этом они вступают между собой в производственно-экономические отношения. В своем единстве производительные силы и производственные отношения образуют способ производства, составляющий основу и главное содержание      экономической жизни         общества.
Производственные отношения людей также имеют свою структуру. Можно выделить такие их элементы, как отношения собственности, обмена деятельностью и распределения создаваемых в производстве различных предметов и услуг. При этом ведущую роль во взаимодействии этих элементов играют отношения собственности на средства производства. От них зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего то, кто и какие функции выполняет в процессе производства, а также величина и способ получения людьми своей доли от произведенного продукта в рамках существующих  отношений его         распределения.
Производительные силы общества и существующие в нем производственные отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные силы объективно требуют вполне определенных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали бы условия для их развития и эффективного использования. Если производственные отношения не отвечают данным требованиям, они рано или поздно отмирают. Появляются другие производственные отношения, которые соответствуют указанным требованиям и способствуют эффективному использованию и развитию производительных сил, то есть орудий труда, личных способностей работников и т.д. Это могут быть более совершенные отношения собственности, обмена деятельностью и распределения.
В этом заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Маркс выразил ее в форме сформулированного им закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Существование данного закона, равно как и учение Маркса о способе производства и его роли в жизни общества, признается многими современными экономистами и философами. Это учение представляет собой важное достижение экономической и социально-философской мысли и служит для объяснения многих явлений экономической жизни общества и современного исторического процесса.

 

3. Соотношение между собой экономических отношений и экономических интересов. Их место в общественной жизни.

Большую роль в экономической жизни общества, наряду с законами, играют экономические отношения между людьми. От совершенства экономических отношений зависит не только развитие способа производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. С их содержанием прямо связано решение проблемы социальной справедливости, в зависимости от общественной значимости того или иного вида деятельности, ее необходимости для общества, в частности, для реализации экономических интересов людей.

В экономических интересах людей непосредственно отражаются их экономические отношения. Так, экономические интересы предпринимателя и наемного работника прямо определяются их местом в системе экономических отношений. Интерес одного - получение максимальной прибыли, интерес другого - дороже продать свою рабочую силу и получить возможно большую заработную плату. Экономические интересы крестьянина, будь то фермер или член коллективного крестьянского хозяйства, также определяются его местом в системе существующих экономических отношений. Это же относится к служащим - учителям, врачам, ученым, лицам, занятым в учреждениях культуры, и т.д.

В экономических интересах людей  выражены пути и способы удовлетворения их потребностей.

Так, получение прибыли, в чем заключается экономический интерес предпринимателя, есть не что иное, как способ удовлетворения его личных потребностей и потребностей его производственной деятельности. Получение более высокой заработной платы - интерес наемного работника - также есть способ удовлетворения потребностей его самого и его семьи. Как видим, реализация экономических интересов тех или иных субъектов выступает одновременно и как удовлетворение их потребностей оптимальным способом. И этот способ определяется местом каждого из них в системе существующих экономических отношений.

Можно сказать, что взаимодействие экономических интересов составляет основное содержание экономической жизни общества. Отсюда необходимость в выработке принципов оптимального сочетания интересов отдельных людей и социальных групп, их гармонизации. В этом заключается едва ли не основная задача экономической науки и практики.

Реализация экономических интересов людей и удовлетворение их потребностей выступают как важнейшие звенья в механизме действия экономических законов. Ведь последние есть не что иное, как законы производственной деятельности людей и их экономических отношений. Но, как мы уже видели, к производственной деятельности людей побуждают , прежде всего их потребности, которые, следовательно, являются исходным звеном действия экономических законов. Экономические же интересы выражают оптимальные пути и способы экономической деятельности людей по удовлетворению их потребностей, что в свою очередь определяется содержанием существующих экономических отношений.
Таким образом, экономические интересы в немалой степени определяют содержание и направленность экономической деятельности людей и тем самым содержание и направленность действия экономических законов.

Гуманистическая концепция устойчивого развития указывает на непосредственную связь между социальной солидарностью и экономическим развитием. Подразумевается, что экономический рост имеет смысл и оправдание только при том условии, если он способствует достижению социальной справедливости, удовлетворению жизненных потребностей всех

слоев населения. Устойчивое развитие рассматривается экспертами ООН как реализация принципа социальной солидарности; в экономическом отношении – оно позволяет перейти к цивилизованному (этически ориентированному) рынку и создавать рабочие места; в социальном плане – оно позволяет добиться справедливости в распределении богатства и снизить напряженность, возникающую из-за распределения ресурсов; в политическом – предоставляет каждому человеку право выбора в решении своего собственного будущего . Цель устойчивого развития состоит в обеспечении

высокого качества жизни людей путем сбалансированного, научно обоснованного, комплексного решения экологических, социальных и экономических проблем региона, страны и человечества. Никогда раньше в истории человечества не ставилось такой задачи; экономика всегда развивалась за счет эксплуатации природных и человеческих ресурсов.                                                                                                 Известно, например, что каждой единице прироста материального производства соответствует снижающийся процент прироста общественного благосостояния. Сейчас в мире производится за один день столько же товаров и услуг, сколько было произведено за весь 1900 год. В то же время сегодня 4,3 млрд. человек живут на 1-2 доллара в день. Катастрофически быстро растет разрыв в доходах между богатыми и бедными. Перефразируя Сервантеса, можно сказать, что сегодня в мире существуют два рода людей, несовместимых друг с другом, - богатые и бедные.

 

Заключение.

Экономическая жизнь общества находится в неразрывной связи с другими сферами общественной жизни. Общество влияет на процессы, происходящие в экономике, но и экономические категории оказывают определенное влияние на общественную жизнь. Иногда это влияние доминирует над другими составляющими общественной жизни.

Отсюда очевидной становится актуальность изучения философией основных проявлений экономической жизни общества, ее основных законов и взаимодействия ее объективной и субъективной сторон.

Основными проявлениями экономической жизни общества являются производство, распределение, обмен и потребление различных благ, как материальных, так и духовных. Эти проявление тесно связаны друг с другом и представляют собой диалектическое единство, со свойственными ему внутренними противоречиями.

Таким образом, экономическая жизнь общества является неотъемлемой частью общественной жизни в целом наряду с политической и духовной жизнью, для нее тоже характерны внутренние противоречия, которые необходимо учитывать и регулировать, а значит, экономическая жизнь общества требует государственного вмешательства с целью обеспечения ее полноценного развития.

 

Список использованной литературы

1.Арьес Ф. Человек перед миром смерти. М., 1992. С. 141-142

2. Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних

специальных учебных заведений. — М." Университетская книга, Логос, 2008.

4.Лавриненко В.Н.. Учебник для вузов. 1998

5. Мантатова Л.В. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. – Улан-Удэ: издательство ВСГТУ, 2004.

 

Словарь персоналий.

1. Августин Аврелий (Блаженный) (354-430). «Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая». Будучи воспитанным своей матерью Моникой, истой христианкой, Августин вплоть до 30-летнего возраста не понимал Библию. Когда же она стала доступна пониманию Августина, то в его умонастроении произошли решающие изменения. Он реализует один из ярчайших вариантов философствования в христианской вере и делает это с такой страстью, которая стала предметом подражания в веках.

2. Аристотель (384-322 до н.э.). «Искать истину — и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».Учился в академии Платона 20 лет. Был наставником Александра

Македонского. Обладал энциклопедическими познаниями. Разработал концепцию формы как динамической сущности единичных вещей. Превратил в науку логику и этику. Провел обобщение философских воззрений античных авторов.

3. Барух Спиноза  (1632—1677). «Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!». Спиноза был исключен из иудейской общины. Шлифовка линз давала ему заработок и возможность заниматься любимой философией. «Этика» Спинозы — это книга, в которой делается попытка изложить этику так же строго, как математическую науку. Многих из выдающихся философов программа Спинозы воодушевляет по сей день.

4. Витгенштейн Людвиг (1889-1951). «Философская проблематика имеет форму: "Я попал в тупик"». «Какова твоя цель в философии? —показать мухе выход из мухоловки...». В философии Витенштейн прославил свое имя анализом языка.

5. Вольтер (1694-1778) - псевдоним французского писателя, философа, публициста Франсуа Мари Аруэ, крупнейшего мыслителя французского Просвещения.  В своих произведениях Вольтер показывал несостоятельность религии как системы. Однако он оставался на позициях деизма, не отрицая целиком веру в Бога как Творца нашего мира. По его мнению, источником религии выступают невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец. В то же время считал, что религия необходима, так как религиозная вера - это сила, управляющая поведением людей.

6. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831). «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории философии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских наук, главное содержание которой составляет диалектика идей. Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Говорят, что Гегель один из немногих философов, кто ушел из жизни, не познав горечи массированного критического наступления на свое учение.

7. Гадамер Ханс Георг (род. 1900). «Кто хочет мыслить, должен спрашивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов». Гадамер — ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина и метод», которая принесла ему славу. Гадамер считается главой современной герменевтической школы.

8. Генрих Риккерт (1863-1936) - один из крупных представителей Баденской школы неокантианства. Им написаны следующие работы: "Границы естественнонаучного образования понятий", "Философия истории", "Науки о природе и науки о культуре", "Предмет познания", "Два пути теории познания".Риккерт различает науки по их методам исследования, а именно: познание общих черт явления, которые повторяются, образуют естествознание; познание же частных особенностей явлений, которые 

неповторимы, образуют историю.

9. Герман Коген (1842-1918) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Написал следующие произведения: "Теория опыта Канта" (1871), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Иммануил Кант" (1904), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904) и др. Прежде всего Коген ставит вопрос о том, что входит в философию, и утверждает, что основной частью философии является логика, которая есть логика чистого сознания и которая направлена на обоснование системы философии. 

10. Герцен Александр Иванович (1812-1870) - русский философ, принадлежал к западническому направлению.Герцен принадлежал к западническому направлению и резко критиковал славянофилов за их идеализацию православия и поддержку самодержавия.Однако после подавления революции 1848 г. у Герцена наступило некоторое разочарование в Западной Европе и он стал считать, что русская деревенская община содержит зародыши социализма. Принял некоторые положения славянофильства. 

11. Гуссерль Эдмунд (1859-1938). «Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию — архонта (высшего должностного лица.) всего человечества». Гуссерль — основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества.

12. Декарт Рене (1596-1650). «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих». Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а по сути новаторские решения. Это относится к философии, математике, физике, космологии, физиологии. Главный вклад Декарта в философию — это развитый им метод научных размышлений

 13. Деррида Жак (род. 1930). «...Что же происходит сегодня в нашем

мире и нашей современности»... «Все мои усилия — это усилия разобраться с этим необъятным вопросом». Деррида — лидер современной французской философии. Он популярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря разработанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.

14. Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) - первый из французских философов, которые образуют направление, известное как философия французского материализма. Процесс познания представлялся  Ламетри следующим образом: от чувственного восприятия вещей мы переходим к опытно-экспериментальному исследованию, а затем - к рациональному обобщению фактов которые подвергаются эмпирической проверке.

15. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877) - одна из крупнейших фигур в философии средневековья.У Эриугена происходит циклическое движение Бога к миру и обратное возвращение вещей к Богу.При этом, по Эриугене, все исходит-от Бога и к Нему  возвращается, но Бог - это не личность, Он присутствует во всем, но в то же время не поддается постижению.

16. Кант Иммануил (1724—1804). «...Обязанность говорить правду...это безусловная обязанность, которая имеет силу во всяких отношениях». Кант был равнодушен к богатству и славе, когда ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повышение жалования, он отказывался. Кант знал себе цену: он не без основания утверждал, что совершил коперникианскую революцию в философии, имея в виду созданную им философию априорных принципов.

17. Карнап Рудольф (1891—1970). «...Объяснения с помощью фактов

в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов». Карнап — австрийский философ, участник знаменитого Венского кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то как можно больше эмпирических фактов.

18. Конфуций (551 - 79 до Р.Х.) - выдающийся философ Древнего Китая заложивший основы целого направления в китайской философии - конфуцианства.Главным понятием для Конфуция выступает гуманность (жэнь). Жэнь - это закон, который определяет социальное и этические 

взаимоотношения людей. Данный закон Конфуции формулирует следующим образом: "Чего не желаешь себе, того не делай людям"

19. Куайн Уиллард ван Орман (род. 1908). «Быть — значит быть значением связанной переменной». Куайн — старейшина американских философов-аналитиков, прекрасный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно популяризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия

должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную логическую форму. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнений с переменными.

20. Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - видный русский философ, теоретик революционного народничества.Для Лаврова антропологизм его философии состоял в том, что он призывал человеческую личность в единстве ее 

материальных и духовных начал. Лавров пытался создать свою систему философии, которая у него состоит из трех частей: философия в знании (философия природы), философия в творчестве (философия духа), философия в жизни (философия истории).

21. Лев Платонович Карсавин (1882-1952) - русский философ. Свою философию Карсавин создает на основе концепции абсолюта, понимая его как всеединство. В своей религиозной метафизике Карсавин рассматривает вопрос о сотворении мира. Бог сотворил мир из ничто, однако это не означает, что это сотворенное нечто отличается от него самого.

22. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716). «Каждая субстанция с точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей». Лейбниц — великий эрудит, во многом предвосхитивший развитие наук. Основной вклад Лейбница в философию — это его учение о монадах, единичных сущностях, обладающих духовной и творческой энергией.

23. Ленк Ганс (род. 1935). «Никогда ранее западно-западноевропейский человек не должен был быть столь ответственным, как сегодня». Ленк — типичный западный философ конца XX в., причем философ новой формации. Философию Ленка отличает ее практическая направленность, ориентация на самые злободневные вопросы науки, техники, социологии, обостренное, совестливое отношение к жизни

24. Локк Джон (1632-1704). «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными,— благодаря воспитанию». Локк принимал активное участие в общественно-политических событиях в Англии конца XVII в. Прекрасно ориентировался в философии, общественных науках, педагогике.

Автор широко известной концепции чувственного познания.

25. Маркс Карл (1818—1883). «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить». С юных лет решил посвятить свою жизнь делу установления справедливого общественного порядка. Вклад Маркса в философию определяется проведенной им трансформацией гегелевской философии в диалектический и исторический материализм.

26. Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395) - древнекитайский философ, выступал против Конфуция, хотя вначале изучал конфуцианство и выступал в его защиту. Взгляды Мо-цзы изложены в "Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданного его учениками. Главная цель, пронизывающая концепцию Мо-цзы, - это принцип "всеобщей любви". Всеобщая любовь понимается как любовь всех ко всем.

27. Огюст Конт (1798-1857) - основатель позитивизма - философского течения, утверждающего, что все наше знание должно быть подвергнуто процедуре проверки посредством опыта. Он также основоположник социологии. Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задачу исследователя видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении.

28. Платон (427—347 до н.э.). «В род богов никому не позволено попасть, если он не занимается философией». Платон — это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом. Платон — ученик Сократа. Пытался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию I, но был продан им в рабство. По освобождении основал академию. Разработал концепцию идей, без которой немыслима современная цивилизация.

29. Плотин (204—270). «Старайтесь воссоединиться с божественным, которое внутри вас, с божеством, которое есть универсум». Последние слова, сказанные Плотиной перед смертью. В Риме открыл философскую школу. Был добр и легкодоступен, в том числе подросткам. Мечтал создать для философов специальный город — Платонополис. Учил своих учеников преодолевать земные измерения жизни.Разработал учение о Едином-Благе и достижении его в чувстве экстаза.

30. Пьер Гассенди (1592-1655) - выразитель антисхоластаческого сенсуализма и эпикуреизма Нового времени. Гассенди боролся против догматизма, считая, что посредством опытно-дедуктивного пути мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это опосредствующее звено между ощущениями.

31. Рассел Бертран (1872—1970). «Ты не должен следовать толпе в ее злых делах». Запись, которую сделала в подаренной Расселу библии его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь. Рассел — выдающийся британский философ, математик, политический деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против проявлений милитаризма. Рассел — основатель аналитической философии.

32. Сартр Жан-Поль (1905-1980). «Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем».В философии Сартр известен как один из основателей экзистенциализма. Исключительное внимание он уделил теме свободы.

33. Серен Кьеркегор (1813-1855) - датский философ, считающийся предшественником экзистенциализма. Философские воззрения Кьеркегора возникли как своего рода реакция на Гегеля. Он резко выступал против 

последнего, критикую его за субъективизм, попытку рассмотреть индивид в качестве субъекта исторического процесса, являющегося проявлением абсолютного духа.

34. Сократ (469-399 до н.э.). Сократ на суде: «Я вам сказал: не шумите, афиняне!».Казнен в Афинах, будучи обвиненным в растлении молодежи. Открыл сущность человека. Человек — это душа, по возможности благая и совершенная.

35. Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900). «В тумане утреннем неверными шагами я шел к таинственным и чудным берегам». Соловьев — самый  видный русский философ XIX в. Его философия считается визитной   карточкой всей русской философии. Вклад Соловьева в философию определяется его философией положительного единства.

36. Фома Аквинский (1221-1274). «Божественная истина есть мера всякой истины...». Обладал поразительной способностью к учению, усидчивостью и целеустремленностью. Умел соединять различные знания в едином подчинении философии и религии. «Разложив по полочкам» как учение Аристотеля, так и учение о религии, сумел объединить их. По настоящее время там, где речь идет о единстве религии, философии и науки, при ведущей роли религии, католическая мысль своим «полномочным представителем» считает именно Фому Аквинского. И это несмотря на то, что незадолго до своей смерти Фома назвал свои многотомные теоретические работы «сплошной соломой», «трухой».

37. Хабермас Юрген (род. 1929). «Модерн — незавершенный проект». Хабермас на сегодняшний день — самый известный философ Германии. В философии Хабермас известен более всего благодаря разрабатываемой им теории коммуникативного общества. Он считает, что современность, модерн всегда требует работы по наращиванию открытости общества, налаживанию продуктивного рационального диалога, критике различного рода не оправдывающих свое назначение идеологий и бюрократий.

38. Эпикур (341-270 до н.э.). «Пусть никто не откладывает философию в юности..». Философией начал заниматься с 14 лет, приобщал к ней рабов. Основал школу своего имени. По преданию перед смертью лег в ванну с горячей водой, выпил вина, пожелал друзьям не забывать его учений и скон-

чался. На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия стра

даний, покоя души.

39. Эрих Ротхакер (1888-1965) - представитель так называемой культурной ветви философской антропологии. Ротхакер полагает, что человек прежде всего характеризуется самоцельной активностью, источник которой лежит в его сознании. Он стремится представить в своих философских рассуждениях человека как живую и творческую личность. Человек, по его мнению, - творец и носитель культуры, которая есть источник свободы человека и его деятельной активности.

40. Эрнст Мах (1838-1916) - один из основоположников эмпириокритицизма, называемого еще по его имени махизмом. Мах исходит из того, что человеческое познание начинается с ощущений, которые он называет элементами, и говорит, что эти элементы обладают нейтральным характером.

 

Словарь терминов.

1. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

2. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. - а) Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном или искусственном отключении сознания.

б) Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

в) В современной философской и психологической литературе этот термин часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы. стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

3. БЫТИЕ - а). Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

б) Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование человека вообще.

4. ВЕРИФИКАЦИЯ - подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.

5. ВОЛЮНТАРИЗМ - философская, мировоззренческая позиция, суть которой состоит в признании воли в качестве первоосновы сущего, либо акта воления в качестве высшего принципа бытия.

6.  ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

7. ГЕДОНИЗМ - этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

8. ГУМАНИЗМ - система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

9. ДЕИЗМ - учение, к-рое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

10. ЗНАНИЕ - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

11. ИНЬ И ЯН - основные понятия древне-китайской философии. В “Книге перемен” (“И' цзин”) ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе.

12. ИРРАЦИОНАЛИЗМ - а). Философские учения, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие осн. родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п.

б) В этике—методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для многих западных теорий морали.

13. ИСТИНА - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

14. МАТЕРИАЛИЗМ - одно из гл. философских направлений; признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности.

15. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей.

16. МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи — мозга.

17. НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

18. ОНТОЛОГИЯ - а) Под онтологией, или “первой философией”, в домарксистской философии понималось учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимом от его частных видов.

б) В зап. философии 20 в. в результате реакции на распространение субъективно-идеалистических течений предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе “новую онтологию”.

19. ОТРАЖЕНИЕ  - одно из основных понятий материалистической теории познания и ее ядра — теории отражения. Диалектико-материалистическая теория отражения проводит качественное различие, с одной стороны, между свойством отражения в неорганической природе, а с другой— отражение в живой природе и общественной жизни, которое характеризуется активностью и осуществляется высокоорганизованными системами, обладающими самостоятельной силой реагирования, начиная от биологического обмена веществ вплоть до сознательно-творческой, прогнозирующей и преобразующей деятельности человека.

20. ОЩУЩЕНИЕ — элементарное психическое явление, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств (анализаторы).

21. ПАНТЕИЗМ - философское учение, максимально сближающее понятия “бог” и “природа” с тенденцией к их отождествлению.

22. ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

23. ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ - понятие философии Ясперса. П. с.— смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием.

24. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.

25. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - одно из важнейших понятий марксистской теории, отражает материальные, от сознания людей не зависящие отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов.

26. РЕВОЛЮЦИЯ - 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя - в противоположность эволюции, постепенному изменению.

27. САНСАРА - так называется в инд. философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в Брахму, т.е. в нирвану.

28. СИНЕРГЕТИКА - область научного знания, в к-рой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах.

29. СИСТЕМА - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

30. СОБОРНОСТЬ - термин русского православного богословия. Соборность противопоставляется коллективизму и индивидуализму и означает, что в Церкви осуществляется добровольное соединение верующих на основе любви к Богу и друг другу, водимое Духом Святым.

31. СОЛИПСИЗМ - субъективно-идеалистическая теория, согласно которой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида.

32. СТРУКТУРА - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, а также законов данных взаимосвязей.

33. СУБСТАНЦИЯ - объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного

34. СУЖДЕНИЕ - мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной.

35. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок.

36. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - один из способов проверки истинности теоретических утверждений посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными.

37. ФАТАЛИЗМ - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены.

38. ФОРМА - прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания, а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его "аморфного" материала, содержания или содержимого.

39. ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

40. ЭСТЕТИКА - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 34.00K
Скачано: 310
Скачать бесплатно
11.11.10 в 19:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе