Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философские проблемы экономической жизни общества

Философские проблемы экономической жизни общества [10.04.10]

Тема: Философские проблемы экономической жизни общества

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.55K | Скачано: 323 | Добавлен 10.04.10 в 20:39 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Основные проявления экономической жизни общества (экономический цикл) 4

2. Роль способа производства и объективных экономических законов в функционировании общества 7

3. Труд как форма созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека 17

Заключение 22

Список литературы 23

 

Введение

Общество является самой сложной из всех известных человеку систем. Прежде всего, общество - система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь включающей в сем собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой, по справедливому замечанию Канта, целое господствует над частным. Свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов.

Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.

Цель работы – рассмотреть философские проблемы экономической жизни общества.

Задачи:

  1. выявить основные проявления экономической жизни общества;
  2. определить роль способа производства и объективных экономических законов в функционировании общества;
  3. охарактеризовать труд как фору созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека.

 

1. Основные проявления экономической жизни общества (экономический цикл)

Экономическая жизнь общества — это прежде всего производство, распределение и обмен потребление разного рода предметов и услуг.
Это могут быть материальные блага, в том числе предметы питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение и образование. Это могут быть и духовные ценности, в том числе предметы искусства, науки, образования и т.д. Ибо производство, распределение, обмен и потребление духовных ценностей также имеют свое экономическое содержание и форму проявления. В их производство вкладывается интеллектуальный и физический труд, который должен быть оплачен, используются те или иные материалы, имеющие свою стоимость, а также орудия труда и оборудование, в том числе самые совершенные. Духовные ценности обладают также ценностью экономической. Нередко они выступают в форме товара со всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар особого рода, содержанием которого выступают воплощенные в нем художественные образы, научные теории, чувства и мысли людей. Назначение духовных ценностей — обогащение духовной жизни людей, хотя в конечном счете они воздействуют на все стороны жизни общества.
В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, то есть предстает как взаимодействие друг с другом многих людей и их совместное воздействие на природу, происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. При этом материалу природы человек противостоит как сила природная и социальная. Этим определяется характер воздействия людей на природу и свойства производимых ими предметов и услуг. Решающее значение имеет социальный тип того или иного способа производства, который определяется существующими отношениями собственности на средства производства и его продукты. Этим определяется социальный характер производства — то, какую роль играют в нем представители различных классов и других социальных групп и слоев, и, следовательно, характер отношений распределения, обмена и потребления созданных предметов и услуг. Ими в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства.

В этом заключается одно из главных проявлений взаимодействия, с одной стороны, производства, а с другой — распределения и потребления создаваемых предметов и услуг.

В свою очередь отношения распределения и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать его, либо сдерживать его развитие. Так, например, существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет принцип распределения по количеству и качеству труда, применяемый по отношению к наемным рабочим и служащим, существенно стимулирующий их труд, порождающий материальную заинтересованность в повышении его производительности, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов и по сути оставляет невостребованными творческие способности рабочих и служащих. Получение прибыли — это основной мотив деятельности предпринимателей и их основной экономический интерес в развитии производства.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление. Оно влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей, в том числе сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, транспорта, связи и т.д. К тому же надо иметь в виду не только личное потребление, направленное на удовлетворение личных потребностей людей, но и производственное потребление (нефти, газа, электроэнергии и т.д.), которое необходимо для осуществления самого производственного процесса. Все это в решающей степени стимулирует развитие общественного производства.

Важное проявление экономической жизни общества — отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. В основе этого лежит общественное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху, а также отношения собственности, закрепляющие существующее разделение труда между различными группами людей, а значит, и сложившиеся между ними отношения обмена. Так, предприниматель, например собственник завода, производящего автомашины, обменивает свой товар на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжать производство, а также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт для удовлетворения личных потребностей — своих и членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны, сельскохозяйственное оборудование и т.д. Обмен этот происходит в товарной форме, но может происходить и в форме прямого продуктообмена, так называемых бартерных сделок. В данном обмене продуктами (товарами) выражен, по сути дела, обмен деятельностью между различными товаропроизводителями и, следовательно, обмен их способностями. Более наглядно это выступает, когда происходит обмен услугами. Скажем, врач оказывает свои профессиональные услуги разным людям, когда оказывает им медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т.д.

Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.

Все ее проявления, а именно: производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен и потребление (личное и производственное) — тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением выступают в качестве движущих сил развития всей экономической жизни общества.

 

2. Роль способа производства и объективных экономических законов в функционировании общества

Развитие общества и его экономической жизни тесно взаимосвязано. Они соотносятся между собой как целое и его часть, которая существует и проявляет себя в рамках единого целого. Экономическая жизнь общества испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни, в том числе сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной жизни. В свою очередь экономическая жизнь общества и прежде всего способ общественного производства оказывают существенное и в ряде случаев решающее влияние на функционирование и развитие различных явлений общественной жизни и общества в целом.

Это влияние настолько глубоко и очевидно, что многие мыслители считают способ общественного производства основой существования и развития всего общества.

Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Философские подходы к экономической жизни общества пытаются выявить, каковы источники развития экономической жизни, каково соотношение объективных и субъективных сторон в экономических процессах, как сосуществуют в обществе экономические интересы различных социальных групп, каково соотношение реформ и революций в экономической жизни общества и т. д.

Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1) без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

2) способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

3) способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

4) в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

5) материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

В середине ХIХ века в работе «К критике политической экономии» К. Маркс сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества.

К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры. Однако подобная трактовка наследия К.Маркса в старых учебниках достаточно схематична. Большой знаток марксизма В.С. Барулин подытоживает теоретические построения К.Маркса о производительных силах: «К.Маркс в качество человека как производительной силы включил все богатство его развития как общественного субъекта, как личности».

Всеобщие производительные силы характеризуются двумя моментами:

1. Это силы, эффект которых произведен от кооперации всего общественного труда,

2. Это силы, связанные с уровнем духовной культуры общества.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Развитие материального производства начинается с развития производительных сил, в которых наиболее быстрыми темпами развиваются орудия труда. По мысли марксистов, производительные силы всегда обусловливают определенные общественные производственные отношения, поскольку люди не могут осуществлять процесс производства не объединяясь каким-либо образом. Следовательно, любое изменение производительных сил должно привести к изменению производственных отношений.

Современная социальная философия признает важность материального производства, однако считает его лишь одной из многих не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить себе общество также невозможно. Один из известнейших социологов второй половины ХХ века Р.Арон предложил свой подход к анализу наследия К.Маркса в этом вопросе.

Р.Арон полагает, что марксистское учение об обществе носит двусмысленный характер. Двусмысленность проявляется в том, что возможны две интерпретации идей К.Маркса - гибкая, критическая и ортодоксальная. Французский ученый показал ряд примеров подобного подхода. В таблице 1 приводятся некоторые из них.

Таблица 1

Идеи К. Маркса и их возможная интерпретация

Идеи К. Маркса

Гибкая, критическая интерпретация

Ортодоксальная интерпретация

1. Общественный строй определяется некоторыми главными характеристиками -- состоянием производительных сил, формой собственности и отношениями между трудящимися

Производительные силы развивались в разных условиях - при частной собственности и при общественной; там, где производительные силы были более развиты, революций не происходило.

Конец западного общества в связи с представлением о саморазрушении западного строя из-за внутренних противоречий.

2. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями

Развитие производительных сил требует новых форм производственных отношений, но эти новые формы могут не противоречить традиционному праву собственности. Теоретического противоречия между производительными силами и производственными отношениями не существует.

На определенном уровне развития производительных сил личное право на собственность станет препятствием на пути прогресса производительных сил

3. Анализ базиса и надстройки

Базисом следовало бы назвать экономику, в частности, производительные силы, т. е. техническое оснащение общества вместе с организацией труда. Но технический уровень цивилизации не отделим от уровня научных познаний. Но оно относится к надстройке

Базис, производственные отношения, определяют надстройку, которая должна ему соответствовать.

Под «ортодоксальными» здесь подразумеваются выводы, сделанные теми последователями марксистского учения, которые не хотели творчески подойти к его содержанию, хотя вопрос о необходимости пересмотра ряда положений классического марксизма ставился еще в середине 90-х годов ХIХ века. Марксизм отразил состояние общества второй трети прошлого века и опирался на науку той эпохи. В те годы о многих общественных процессах, проявившихся уже в начале нынешнего столетия, не могло быть и речи, а развитие капитализма вполне укладывалось в логичные марксистские схемы. Однако не следует полностью отвергать марксизм на том основании, что он якобы «устарел», поскольку многие идеи К.Маркса могут быть творчески использованы как методологические подходы к изучению современного общества.

Наиболее глубокими источниками развития общественного производства, всей экономической жизни общества являются экономические потребности людей и потребности развития самого производства.

В.Н. Лавриненко и В.П. Ратников отмечают, что общество – это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально‑классовых, национальных, семейно‑бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

В.В. Миронов отмечает, что общество должно постоянно удовлетворять свои потребности, и в первую очередь материальные потребности людей, которые имеют объективный и исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает главным показателем эффективного функционирования общества как системы.

Выделяя главное, можно сказать, что социальные потребности выступают как проявления социальной необходимости: того, что необходимо людям в их общественной жизни. Экономические же потребности выступают как проявления экономической необходимости. Таковы потребности в пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения и т.д. Одни из них имеют биосоциальный характер, как, например, потребности в пище и тепле, другие — чисто социальный: потребности в современной одежде, автомобиле, телевизоре и т.п. Но все эти потребности выступают в социальной форме, в том числе и те, которые удовлетворяются посредством по-человечески приготовленной пищи и жилища, носящих в себе атрибуты культуры того или иного народа. Данные материальные потребности выступают одновременно и как экономические, поскольку удовлетворяются в процессе производства в рамках экономических отношений между людьми.
Все эти потребности вызывают к жизни производство тех или иных продуктов и услуг, поддерживают и стимулируют его. Производство направлено на удовлетворение данных потребностей и потому существует. Нет потребностей — нет и производства. Круг потребностей постоянно расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят о законе возвышения потребностей, то есть их постоянном развитии и совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях самого производства, то есть о потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т.д. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные и основные стимулы.
Остается добавить, что сами потребности, не только производственные, но и личные, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг. Таковы, например, потребности людей во многих продуктах питания, современной одежде, бытовых приборах, холодильниках, телевизорах и т.д. Воздействуя на формирование этих потребностей, производство создает важнейшее условие для своего устойчивого развития. Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей, производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни общества. Важно понять и учитывать ее на практике.

Способ производства имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Их роль и характер взаимодействия всесторонне раскрываются в марксизме, хотя вопрос о роли производительных сил в развитии общества ставился и решался некоторыми мыслителями еще до появления марксистской теории. Так, соотечественник Маркса, основатель германской экономической школы Фридрих Лист указывал на решающую роль в развитии экономики того или иного общества его производительных сил. Развивая теорию производительных сил, он утверждал, что общество должно думать о самой его способности производить и развивать эту способность. Это звучит весьма актуально и в наше время.

Производительные силы общества — это прежде всего применяемые в производстве орудия труда, например современная техника, а также используемые в нем электроэнергия, технология, транспорт, производственные помещения, предметы труда и т.д. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей. Другую сторону производительных сил олицетворяют сами люди как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта. Они применяют и совершенствуют производительные силы с целью их более эффективного использования. При этом они вступают между собой в производственно-экономические отношения. В своем единстве производительные силы и производственные отношения образуют способ производства, составляющий основу и главное содержание экономической жизни общества.

Производственные отношения людей также имеют свою структуру. Можно выделить такие их элементы, как отношения собственности, обмена деятельностью и распределения создаваемых в производстве различных предметов и услуг. При этом ведущую роль во взаимодействии этих элементов играют отношения собственности на средства производства. От них зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего то, кто и какие функции выполняет в процессе производства, а также величина и способ получения людьми своей доли от произведенного продукта в рамках существующих отношений его распределения.

Производительные силы общества и существующие в нем производственные отношения диалектически взаимодействуют друг с другом. Производительные силы объективно требуют вполне определенных производственных отношений, которые бы соответствовали их уровню и характеру и тем самым обеспечивали бы условия для их развития и эффективного использования. Если производственные отношения не отвечают данным требованиям, они рано или поздно отмирают. Появляются другие производственные отношения, которые соответствуют указанным требованиям и способствуют эффективному использованию и развитию производительных сил, то есть орудий труда, личных способностей работников и т.д. Это могут быть более совершенные отношения собственности, обмена деятельностью и распределения.

В этом заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Маркс выразил ее в форме сформулированного им закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил. Существование данного закона, равно как и учение Маркса о способе производства и его роли в жизни общества, признается многими современными экономистами и философами. Это учение представляет собой важное достижение экономической и социально-философской мысли и служит для объяснения многих явлений экономической жизни общества и современного исторического процесса.

Развитие экономической жизни общества, и прежде всего способа производства, подчиняется определенным объективным законам. Об одном из них мы только что говорили. Любой объективный закон предстает как необходимая существенная и повторяющаяся связь между явлениями природы и общества. Такая связь существует между многими экономическими явлениями, например между ценой товара и количеством труда, затраченным на его производство между общественно необходимым рабочим и свободным временем, производством и потреблением, спросом и предложением и т.д. Данные закономерные связи складываются объективно, т.е. независимо от сознания и воли людей. В этом и заключается их объективный характер.

Каждый научно мыслящий экономист и философ признает существование объективных законов развития экономической жизни общества как необходимых, существенных и повторяющихся связей между ее явлениями. Это вовсе не означает, что в сфере экономики отсутствуют случайности. Их здесь великое множество. Однако сквозь эти случайности и порой хаотичное нагромождение различных явлений пробивают себе дорогу закономерные экономические связи в деятельности людей и в экономических отношениях между ними. Они-то и определяют развитие экономической жизни общества.

Можно назвать такие объективные экономические законы, как закон стоимости, закон ценообразования, закон экономии времени, закон капиталистического накопления и общественного воспроизводства. Этим и другим экономическим законам подчиняется, функционирование производительного, торгового и финансового капитала, процессы производства капитала, торгового и денежного обращения и т.д. Все эти экономические законы выражают глубинные объективные связи между экономическими явлениями и проявляются как господствующие тенденции развития экономики.

Соблюдение этих тенденций, т.е. глубинных связей экономических явлений, способствует устойчивому развитию экономики. Нарушение их мешает нормальному развитию экономики, разрушает ее. Отсюда задача — осознать во всей полноте действие экономических законов, и в соответствии с ними строить свою экономическую деятельность. Важно, чтобы это осознавалось на государственном уровне, а также отдельными предпринимателями и другими участниками общественного производства, Диапазон этого осознания может быть довольно широким — от научного понимания до отражения в предпринимательском инстинкте или в интуиции.

 

3. Труд как форма созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека

Потребность в жилище и одежде, в пище и ее приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей, которые имеют характер не только простой желательности, но и необходимости, приводят к тому, что жизнь человека чрезвычайно сложна. При этом человек привносит многообразие в свои потребности, а по мере того как вкус и полезность становятся критериями оценки, и сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребности в конечном счете нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утонченности, характерные для культуры и даже моды, что в свою очередь порождает особые желания, а их великое множество. Когда люди привыкают к тому, чтобы пользоваться многим, у них это многообразие желаемого стремится куда-то в бесконечность. Цели переплетаются со средствами. Сами средства становятся целями. По словам Г. Гегеля, каждое удобство обнаруживает и свое неудобство, и этим изобретениям нет конца. Само неудобство становится потребностью не столько для тех, кто непосредственно пользуется им, сколько для тех, кто ищет выгоды от его возникновения у других. Так разрастается сфера услуг для удовлетворения всевозможных желаний и прихотей. Потребности и средства их удовлетворения становятся бытием и для других, потребностями и трудом которых взаимно обусловлено их удовлетворение. Все это порождает определенную сферу взаимоотношений людей: необходимость одних людей ориентироваться на других, которые могут доставить им средства для удовлетворения их потребностей.

Таким образом, вся история цивилизации есть не что иное, как постоянная деятельность людей, ориентированная на достижение материальных и духовных благ. Всякий нравственно оправданный успех в жизни есть успех, труда.

Занятие земледелием или промышленным производством, научным, художественным творчеством или каким-либо иным трудом формирует богатство и предполагает добывание средств к существованию от своего труда, от практической хватки, от ума, а также существенно от опосредования потребностями и трудом других. В конечном счете всем, что человек потребляет, он обязан самому себе, своей собственной деятельности.

Труд человека, направленный на удовлетворение его потребностей и интересов, в такой же мере есть удовлетворение потребностей и интересов других, как и своих собственных, и удовлетворения своих потребностей он достигает лишь благодаря труду других.

Труд являет собой выражение сущностных сил человека и его священный нравственный долг. Вне труда невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. Не даром говорится: что человек делает и как он это делает — таков он и есть,

Труд развивает и возвеличивает человека, утверждает его собственно человеческое достоинство. Даже раб, по словам Г. Гегеля, вынужденный под страхом смерти  работать на господина, в конце концов возвышается над последним, превращается в подлинного господина, а господин, лишь наслаждающийся продуктами чужого труда, становится зависимым от своего раба, становится рабом раба.

Труд — это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества; труд — это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми в экономической и духовной сферах жизни общества. Он порождает мир культуры, ее ценностей, при этом он и сам выступает в виде феномена культуры.

Различают труд умственный и физический: чисто мыслительное решение какой-нибудь проблемы — труд умственный, а вспашка земли — физический. К умственному труду относится научная работа, деятельность композитора, поэта и т.п. Это, конечно, весьма различные виды деятельности. Но при всем этом их различие не абсолютно, ибо всякая физическая работа содержит интеллектуальную составляющую: без определенной «смекалки» не обходится никакой физический труд. Труд одаренного человека, настоящего мастера своего, дела характеризуется не только своей результативностью, но и эстетическим началом: с каким искусством мастер делает свое дело.

Анализируя сущность труда, важно иметь в виду множество аспектов. Одним из них является качество результата, которое зависит от мастерства субъекта деятельности, от меры его ответственности, от характера мотивации, от условий трудовой деятельности — наличия должных орудий труда и вообще всех необходимых средств производства. Поскольку трудовая деятельность по большей части протекает в коллективе, то важное условие продуктивности труда — моральный климат трудового коллектива, психологическая совместимость его членов. Не требует доказательств тот факт, что производительный труд никогда не бывает обособленно-индивидуальным, хотя он может осуществляться и индивидуально. Человек как родовое существо несет в себе богатое наследие хозяйственной деятельности предшествующих поколений и трудится, ощущая на своем труде влияние не только современного человечества, но и опыт предков. Он знает хозяйство только как общественное существо, какие бы формы ни принимала его индивидуальная деятельность. Труд создает блага, образующие собой “богатство” независимо от того, какова его мера: творя значимо-новое, человек чувствует себя идущим впереди - всего прошлого. Будучи в самом процессе труда в настоящем, он пролагает дорогу в грядущее, увеличивая массив культурных ценностей. По словам И.А. Ильина, в труде природа и культура «братаются» друг с другом, а человеку выпадает на долю радость посредника в этом вековечном процессе.

В современном производстве большую роль играет система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта, интересов.

Механизм управления персоналом — это совокупность подходов и инструментов для создания условий эффективного использования кадрового потенциала. На него оказывают воздействие внешние условия, изменение стратегических цельнее предприятия, текущие задачи на предприятии. Эти причины создают динамику приспособления управления персоналом.
Задачами системы управления персоналом сегодня являются следующие:

- обеспечение системы квалифицированными кадрами;

- создание нужных условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников;

- улучшение системы оплаты труда и мотивации;

- достижение удовлетворенности трудом целых категорий персонала;

- предоставление рабочим возможностей для развития, повышения квалификации и профессионального роста;

- стимулирование созидательной активности;

- формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата;

- совершенствование технологий оценки персонала;

- управление внутренними переводами и карьерой сотрудников;

- чуткость в разработке организационной стратегии.

К своему труду и его результатам человек относится многомерно — и с интеллектуальной, и с эмоциональной точки зрения. Он в значительно большей мере, чем иными составляющими, например затраченным временем, дорожит и склонен гордиться своим вложением в результаты общественного труда: полезностью и личным мастерством, «смекалкой». И если он «вложил в свой труд душу» и ему кажется, то у него,»вышло здорово», он испытывает явную потребность, чтобы результат его труда получил заслуженное признание со стороны других, особенно «значимых других». Ведь людям каждой профессии свойственно естественное честолюбие или, скорее, гордость за то, что и как он сделал нечто, — чувство значимости сделанного. Это и понятно: именно в труде человек прежде всего самоутверждается как личность.

 

Заключение

Таким образом, общество – это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно‑ экономическая, социально‑бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Смена общественных форм, смена этапов истории - это и переход от одной системы общественных потребностей и интересов к иной, соответствующей новому состоянию общества.

Развитие общества - такой же закономерный процесс, как и процесс развития природы. Законы истории так же объективны, как и законы природы, их действие не зависит от воли и желаний людей, люди не в силах ни отменить их, ни вызвать их к жизни по собственному произволу.

Человек как субъект истории через деятельность реализует свои потребности и одновременно вступает в особые социальные связи с другими людьми - в общественные отношения. Сам исторический, социальный процесс в итоге предстает перед нами как результат деятельности общественного человека и как сама эта деятельность, а потому представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного.

 

Список литературы

1. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. - М.,1993.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. - М.: ИНФРА-М, 2004

3. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

4. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2000

5. Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

6. Философия/Под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 22.55K
Скачано: 323
Скачать бесплатно
10.04.10 в 20:39 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе