Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философские проблемы экономической жизни общества

Философские проблемы экономической жизни общества [17.04.12]

Тема: Философские проблемы экономической жизни общества

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.43K | Скачано: 233 | Добавлен 17.04.12 в 13:21 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


Содержание

Введение 3

Основные проявления экономической жизни общества (экономический цикл) 4

Роль способа производства и объективных экономических законов в функционировании общества 7

Труд, как форма созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека 10

Заключение 13

Список используемой литературы 14

 

Введение

Для понимания сути и всей сложности экономической жизни общества и  его экономических отношений, необходимо найти и уяснить то, что лежит в основе этих отношений. На мой взгляд, их основой являются человеческие потребности.

Жизнь людей вращалась и вращается в естественных явлениях, таких как нужда, бедность, повседневная потребность и соответствующие им понятия экономических благ, полезности, потребительской ценности, богатства и благополучия. К пониманию необходимости осмысления хозяйственной жизни люди пришли еще в глубокой древности, ведь для удовлетворения  потребностей нужны различные блага.

Появилась потребность в экономических ресурсах, а так же необходимым стало наличие хозяйствующих объектов, то есть людей  с их навыками и умениями труда. Именно по этим причинам зародились экономические отношения в обществе.

Целью данной контрольной работы является рассматривание философских проблем экономической жизни общества.

Главная задача: выявить основные проявления экономической жизни общества, определить роль способа производства и объективных экономических законов в функционировании общества, охарактеризовать труд как форму созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека.

 

Основные проявления экономической жизни общества (экономический цикл)

Экономическая жизнь общества – это производство, распределение, обмен и потребление различных услуг и предметов, будь то материальные блага, одежды, предметы питания, транспортные услуги, услуги здравоохранения или образования. Сюда же относятся и духовные ценности, предметы искусства, образования и науки, ведь в их производство вкладывается труд как интеллектуальный, так и физический, который должен быть оплачен, так же используются  оборудование, различные материалы, имеющие свою стоимость. Духовные ценности – товар особого рода,  его назначение заключается в обогащении духовно жизни людей, а содержанием его выступают воплощенные в нем мысли, чувства людей, научные теории или художественные образы.

Мы уже выяснили, что средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Их часто делят на предметы первой необходимости и на предметы роскоши. Но деление это условное, так, для кого-то одно и то же благо может быть предметом роскоши, а для другого – первой необходимостью, это зависит от того, как человек или общество  определяет  ту или иную потребность.

Блага классифицируются аналогично потребностям, которые они призваны удовлетворять. Причём одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух, вода), а другие – в ограниченном. Те блага, которые имеются в ограниченном количестве, принято называть экономическими благами, они обычно становятся объектами купли – продажи, т. е   товарами.

Производство – процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или более точно — процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

Решающее значение имеет социальный тип того или иного способа производства. Его определяют существующие отношения собственности на средства производства и его продукты. Созданными предметами и услугами в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства про­изводства.

В этом главным образом проявляется взаимодействие производства, с одной стороны, и распределения и потребления создаваемых товаров и услуг, с другой.

В свою очередь, отношения распре­деления и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство, стимулируя его, или сдерживая его развитие.

Существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет принцип распределения по количеству и качеству труда, применяемый по отношению к наемным рабочим и служащим. Например, повышение заработной платы за повышение производительности труда. Это повышает материальную заинтересованность работников, их творческое влияние на производственный процесс.

Уравнительный принцип распределения, напротив, не порождает таких мотивов, по сути, оставляя невостребованными творческие способности рабочих и служащих.

Потребление является основополагающим стимулом развития производства. Направленное на удовлетворение личных потребностей,  личное потребление и потребление производственное, необходимое для осуществления производственного процесса, стимулируют развитие общественного производства.

Отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами, являются важным проявлением экономической жизни общества. В его основе лежит общественное разделение труда, а так же отношения собственности, которые закрепляют существующее разделение труда между различными группами людей, следовательно, сложившиеся между ними отношения обмена.

Наглядным примером, в котором будет показан обмен деятельностью между различными товаропроизводителями, а значит и их способностями, может послужить портной, который обменивает свой товар  на ткань, оборудование и  фурнитуру, обеспечивая тем самым продолжение производства и удовлетворение личных потребностей и потребностей семьи. Примером обмена услугами может быть случай, когда этот же портной, изготавливая одежду, пользуется услугами врача, который его лечит, или учителя, который учит его детей.

Обмен продуктами производственной деятельности и услугами играет существенную роль в экономической жизни общества, опосредуя связь между производством и потреблением.

 

Роль способа производства и объективных экономических законов в функционировании общества

Способ производства предстает как единство двух его основных сторон: производительных сил и производственных отношений. К производительным силам относятся люди с их знаниями, навыками и опытом производственной деятельности,  применяемые ими средства производства орудия и предметы труда, производственные здания, сооружения, источники энергии, транспортные средства.  Производственные отношения - это те отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.

Любые производительные силы требуют определенных  производственных отношений, которые должны соответствовать их уровню и характеру и тем самым обеспечивают условия для их развития и эффективного использования. Производственные отношения со временем отмирают, если не отвечают данным требованиям, появляются новые, которые будут соответствовать данным требованиям и способствовать эффективному использованию  производительных сил. В этом заключается диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

Роль способа производства играет решающую роль в функционировании общества. Некоторые мыслители даже считают его основой существования и развития всего общества, обосновывая это тем, что существование общества невозможно без постоянного осуществления производства материальных благ. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества.  В свою очередь способ производства, прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности, определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовой структуры. Так же способ производства во многом определяет развитие политической жизни общества, ведь в ней, как правило, есть доминирующие господствующие классы и социальные группы, определяющие работу государственного аппарата, содержание и направление многих политических партий и всей политической жизни в целом.

Общественно необходимая человеческая деятельность по созданию материальных благ является  проводником объективных экономических законов. Необходимая, существенная и повторяющаяся связь между явлениями природы и общества – это и есть любой объективный закон. Эта связь складывается независимо от воли и сознания людей, то есть объективно. (Например связь между спросом и предложением, производством и потреблением).

Таким образом, закономерные экономические связи в деятельности людей и в экономических отношениях между ними определяют развитие экономической жизни общества.

Всем экономическим законам (закон ценообразования, закон капиталистического накопления, закон конкуренции, закон эффективности производства, и т.д.),  выражающим глубинные объективные связи между экономическими явлениями и проявляющихся как господствующие тенденции развития экономики, подчиняются функционирование производительного, торгового и финансового капитала, процессы производства капитала, торгового и денежного обращения и т.д.

В середине ХIХ века в работе «К критике политической экономии» немецкий философ и экономист К. Маркс сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества. Он делал акцент на орудийной составляющей труда, анализируя поступательное движение экономики и меняющиеся экономические отношения участников труда и работодателей.

К.Маркс выделил производительные силы труда и всеобщие производительные силы. Человек, трудящийся, является непосредственным субъектом труда. Прежде всего, человек выступает как рабочая сила, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, профессиональными знаниями и определенным уровнем сформированности культуры.

Остается добавить, что экономическая жизнь является социальным процессом, в котором люди выступают и в качестве непосредственных деятелей конкретного хозяйства, и  опосредованно в качестве «частей» общехозяйственного организма.

 

Труд, как форма созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека

Потребность в жилище и одежде, в пище и ее приготовлении, надобность в одежде и множестве других вещей имеют характер не только простой желательности, но и необходимости и крайне осложняют жизнь человека. Человек привносит многообразие в свои потребности, а когда вкус и полезность становятся критериями оценки, сами потребности оказываются подчинены вкусам. Удовлетворение потребностей в конечном счете нацелено уже не на саму по себе потребность, а на вкусовые утонченности, характерные для культуры и даже моды, а это в свою очередь порождает особые желания. Таким образом, человеческие потребности: это стержень всякой человеческой деятельности и прежде всего труда, а отсюда и экономики.

В современном производстве, в котором все большую роль играет система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта, интересов, кадровая политика в целом. Труд, как форма созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека, проявления его сущностных сил выступает здесь как нравственный долг.

«Феномен вложенного труда. К своему труду и его результатам человек относится многомерно — и с интеллектуальной, и с эмоциональной точки зрения. Он в значительно большей мере, чем иными составляющими, например затраченным временем, дорожит и склонен гордиться своим вложением в результаты общественного труда: полезностью и личным мастерством, “смекалкой”. И если он “вложил в свой труд душу” и ему кажется, то у него “вышло здорово”, он испытывает явную потребность, чтобы результат его труда получил заслуженное признание со стороны других, особенно “значимых других”. Ведь людям каждой профессии свойственно естественное честолюбие или, скорее, гордость за то, что и как он сделал нечто, — чувство значимости сделанного. Это и понятно: именно в труде человек  самоутверждается как личность. С особенной открытостью это проявляется у детей. Так, смастерив что-либо занятное и красивое, ребенок непременно покажет свое изделие родителям или сверстникам, ожидая похвалы. Если же их реакция будет отрицательной, то ребенок переживает и со злости может даже разорвать и бросить то, чем он только что любовался и в душе своей гордился перед своим собственным маленьким Я».

Труд, который никогда не бывает обособленной деятельностью, различается физический и умственный.   Следует заметить, что продолжительное физическое бездействие очень истощает человека и разрушает, делая его ленивым, благодаря чему человек может стать безработным. В России безработным считаются трудоспособные  граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

Безработица имеет несколько форм:

-фрикционная — возникает в связи с переменой рабочих мест (время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место), сменой места жительства, выходом из декретного отпуска;

- структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест;

-вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы. Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. В свою очередь вынужденная безработица делится на циклическую ( она вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе, представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы), сезонную (она  зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики) и технологическую(это безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации);

- добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.

Следует знать, что, становясь безработным,  человек остро ощущает ценность труда.

 

Заключение

Мы выяснили, что общество может существовать и  развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению производственных процессов, именно поэтому экономика есть фундамент всякого общества, значит экономические потребности людей и потребности развития самого производства являются наиболее глубокими источниками развития общественного производства и всей экономической жизни.

Сами потребности производственные и личные развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг.

В процессе  экономической деятельности человек расширяет свой кругозор, повышает уровень своих знаний и квалификации, становится специалистом, формируется как личность, самореализуется и получает общественное признание. Таким образом, экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной основы существования, но и является источником  его творческого ,духовного и социального развития.

Все ее проявления, а именно производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен и потребление (личное и производственное) тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением являются движущей силой развития всей экономической жизни общества.

 

Список используемой литературы

1. Самооценка школьника. Липкина А.И. М., 1976.

2.Современный экономический словарь. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007.

3. Социальная философия. Барулин В.С Ч.1. - М.,1993.

4. Философия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. Экономическая теория. Экспресс-курс : учебное пособие/Под ред. А. Г. Грязновой. 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2006.

6. Экономическая теория. А. Н. Романов, В.В. Брага, ВЗФЭИ, 1997.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.43K
Скачано: 233
Скачать бесплатно
17.04.12 в 13:21 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе