Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике делового общения
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 17.98K | Скачано: 280 | Добавлен 10.11.10 в 14:05 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
1. Типология К. Юнга направленности психической энергии личности. Экстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении 3-11
2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая. Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения 12-13
3. Практическое задание 14
4. Список использованной литературы 15
Воззрения К. Юнга на личность человека являются наиболее сложными, неортодоксальными и полемическими в традиционной психологии. Видимо, этим обусловлено слишком краткое изложение в учебной литературе типологии Юнга, которое не позволяет оценить глубину и важность данной концепции. Между тем, в результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, мифология, теология и литература. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию личности, без понимания которой невозможно определить, чем обусловлено типическое различие в изложении Юнга. Помимо многих индивидуальных различий человеческой психики существует также типическое различие, и, прежде всего, два резко различных типа, названных Юнгом типом интроверсии и типом экстраверсии.
Структура личности в теории К. Юнга
Юнг утверждал, что душа (термин, аналогичный личности) состоит из трёх отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. К. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания.
Коллективное бессознательное более глубокий слой в структуре личности, представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам К. Юнг, "в коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума". Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов ("первичных моделей"). Архетипы - врождённые идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своём поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определённого типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии.
Общее описание типов
Общие зависящие от установки типы, которые Юнг обозначил как экстравертированный и интровертируемый, различаются своей своеобразной установкой по отношению к объекту. Каждому известны те замкнутые, с трудом постигаемые, часто застенчивые натуры, которые составляют сильнейшую противоположность другим - открытым, обходительным, часто весёлым или, по крайней мере, приветливым и доступным характерам, которые со всеми уживаются или если даже спорят, то всё-таки находятся в отношениях, позволяющих на всех влиять или допускать их влияние на себя.
Типы разделяются явно без разбору. В одной и той же семье один ребёнок бывает интровертированным, а другой - экстравертированным. Противоположность типов как общий психологический феномен должна иметь каким-то образом свою биологическую предпосылку.
Отношение между субъектом и объектом, рассматриваемое биологически, является всегда приспособлением, так как всякое отношение между субъектом и объектом предполагает изменяющие воздействия одного на другой. Эти изменения составляют приспособление. Типические установки к объекту являются, по-видимому, процессами приспособления. Природа знает два, в основе различных, пути приспособления и обусловленной этим возможности постоянного существования живого организма: один путь - это повышенная плодовитость при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни отдельного индивидуума, второй путь - это снабжение индивидуума многообразными средствами самосохранения при относительно меньшей плодовитости.
Существование двух различных типов уже давно известный факт. Термины и понятия, под которыми понимался механизм интроверсии и экстраверсии, очень различны и всегда приспособлены к точке зрения индивидуального наблюдателя. Но, несмотря на различие формулировок, всегда замечается движение интереса по направлению к объекту в одном случае и движение интереса от объекта к субъекту.
Каждый человек обладает обоими механизмами, как выражением своего природного жизненного ритма, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда естественно происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает "тип, т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии полностью подавить другой. Поэтому никогда не может существовать чистый тип в том смысле, что он полностью владеет одним механизмом при полной атрофии другого. Типическая установка всегда означает только относительный перевес одного механизма. Гипотеза об интроверсии и экстраверсии позволяет, прежде всего, различать две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит, однако, столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различение. Более внимательное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп показывает громадное различие между отдельными индивидами, принадлежащими к одной и той же группе. Как показывает общая биология, оба пути возможны и по-своему успешны.
Экстравертированный тип
Экстравертированная точка зрения ставит субъект ниже объекта, причём объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект пользуется всегда второстепенным значением, субъективное явление кажется иногда только мешающим и ненужным придатком к объективно происходящему. Свойство экстравертированного постоянно растрачивать себя и во всём распространяться. Для краткости и ясности изложения этого типа необходимо при описании отделить психологию сознательного от психологии бессознательного.
Экстраверт в практике делового общения активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.
Общая установка сознания
Как известно, каждый ориентируется на данные, которые ему доставляет внешний мир. Когда ориентировка на объект или на объективные данные перевешивает до того, что наиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективными взглядами, а объективными отношениями, то говорят об экстравертированном типе. Когда кто-нибудь так мыслит, чувствует и поступает, одним словом, так живёт, в хорошем или плохом смысле, то он экстравертированный. Он живёт так, что объект как детерминирующая величина явным образом играет в его сознании большую роль, чем его субъективное мнение. Конечно, он имеет субъективные взгляды, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних объективных условий. Он подчиняется внешним требованиям, конечно, не без борьбы, но дело кончается всегда в пользу внешних условий. Всё его сознание глядит наружу, так как главное и решающее определение всегда приходит к нему извне. Из этой основной установки следуют все особенности его психологии.
Интерес и внимание следуют за объективными событиями, и, прежде всего, за теми из них, которые тесно его окружают. Не только лица, но и вещи привлекают интерес. Его слабым пунктом является то что, страдает его тело, не говоря уже о душе. Опасность экстравертированного заключается в том, что он втягивается в объекты и сам в них совершенно теряется. Происходящие отсюда нервные или действительные телесные расстройства имеют компенсаторное значение, так как они принуждают субъекта к невольному самоограничению. По мнению Юнга, истерия - наиболее распространённый невроз экстравертированного типа. Основная черта истерического характера - это постоянная тенденция быть интересным и производить впечатление на окружающих. Истерический характер - прежде всего, преувеличение нормальной установки; но затем он усложняется со стороны бессознательного компенсаторными реакциями. Благодаря реакциям бессознательного возникает другая категория симптомов, которые имеют более интровертированный характер. Сюда, прежде всего, относится болезненно повышенная деятельность фантазии.
Установка бессознательного
Бессознательное так же может иметь установку, как и сознательное. Установка бессознательного для действительного дополнения сознательной экстравертированной установки имеет свойство интровертирующего характера. Она концентрирует энергию на субъективном моменте, то есть на всех потребностях и побуждениях, которые подавлены или вытеснены слишком экстравертированной сознательной установкой.
Бессознательные требования экстравертированного типа имеют собственно примитивный и инфантильный, эгоистический характер. Такие тенденции как мысли, желания, аффекты, потребности принимают регрессивный характер, то есть чем менее они осознаны, тем более они становятся инфантильными и архаическими. Сознательная установка лишает их того распределения энергии, которым они могут располагать, и оставляет им лишь ту энергию, которую она не может отнять. Грубый, сильно превосходящий детское и граничащий со злодейским эгоизм иногда характеризует бессознательную установку. Если происходит преувеличение сознательной точки зрения, то симптоматически появляется на свет и бессознательное, то есть бессознательный эгоизм, инфантилизм теряют свой первоначальный компенсаторный характер. Это проявляется, прежде всего, в преувеличении сознательной точки зрения, которая должна служить для подавления бессознательного, но которая обыкновенно кончается крушением сознательной установки.
Выдающееся свойство бессознательных тенденций заключается в том, что они принимают разрушительный характер, как только перестают быть компенсаторными. Они перестают действовать компенсаторно тогда, когда достигнут состояния, который абсолютно несовместим с нашим уровнем. С этого момента бессознательные тенденции образуют блок, существование которого ведёт к открытому конфликту.
Интровертированный тип
Наиболее обще интровертированную точку зрения можно было бы обозначить как такую, которая при всех обстоятельствах старается поставить личность и субъективное психологическое явление выше объекта и объективного явления или, по крайней мере, утвердить их по отношению к объекту. Эта установка придаёт большую ценность субъекту, чем объекту. Соответственно этому объект всегда находится на более низком уровне ценности, он имеет второстепенное значение. Либо же он является предметом эмоции, причём, самое главное - это эмоциональное переживание, а не объект в его реальной индивидуальности. Свойство интровертированного защищаться от внешних воздействий, по возможности воздерживаться от всяких затрат энергии, которые относятся к объекту. Интроверт в практике делового общения старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.
Для краткости и ясности изложения необходимо при описании интровертированного типа отделить психологию сознательного от психологии бессознательного.
Общая установка сознания
Как было изложено выше, интровертированный тип отличается от экстравертированного тем, что он преимущественно ориентируется не на объект и объективно данное как экстравертированный тип, а на субъективные факторы.
Интровертированное сознание, хотя видит внешние условия, но решающими избирает субъективные определители. Этот тип, поэтому руководствуется тем фактором восприятия и познания, который показывает субъективное предрасположение к устранению раздражений органов чувств. В то время как экстравертированный тип всегда предпочтительно основывается на том, что он получает от объекта, интровертированный предпочтительно опирается на то, что в субъекте приводит к констелляции внешнее впечатление. Субъективным фактором К. Юнг называет то психологическое действие или реакцию, которое, соединяясь с воздействием объекта, производит новый психический факт. Чрезмерное развитие интровертированной точки зрения в сознании ведёт не к лучшему и более верному применению субъективного фактора, но к искусственному субъективированию сознания.
Интровертированная установка в нормальном случае применяется в принципе к наследственно данной психологической структуре, которая является присущей субъекту величиной. Психологическая структура - это по Юнгу коллективное бессознательное. Содержание коллективного бессознательного представлены в сознании ясно выраженными наклонностями и воззрениями. Эти субъективные наклонности и воззрения сильнее, чем влияние объекта, их психическая ценность выше, так что они покрывают собой все впечатления. Точно так, как интровертированному кажется непонятным, что объект всегда должен играть решающую роль, так и для экстравертированного остаётся загадкой, как субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.
Установка бессознательного
Преимущественное положение субъективного фактора в сознании означает неполноценность объективного фактора. Объект не имеет того значения, которое ему в действительности надлежит иметь. Как в экстравертированной установке он играет слишком большую роль, так в интровертированной установке он имеет слишком мало значения. Объект - величина несомненной силы, в то время как сознательная личность есть нечто очень ограниченное и неустойчивое. Личность в целом и мир - соизмеримые величины, вследствие чего нормальная интровертированная установка является в такой же степени пригодной для проверки бытия, как и нормальная экстравертированная установка. "Вследствие неправильного отношения сознательной личности к объекту - стремление к господству не есть приспособление - в бессознательном возникает компенсаторное отношение к объекту, которое проявляется в сознании как необходимая и непреодолимая связь с объектом".
Чем больше сознательная личность старается обеспечить себе всяческую свободу, тем более попадает она в рабство объекта. Объект, несмотря на сознательное уменьшение, принимает страшные размеры. Вследствие этого сознательная личность ещё более старается отделить и преодолеть объект. В конце концов, сознательная личность окружает себя формальной системой предохранительных мер, которые стараются оправдать, по крайней мере, призрак превосходства. Однако, интровертированный отделяет себя от объекта и изводит себя, с одной стороны, мерами защиты, а с другой – пытается отстоять себя.
Анализ личного бессознательного показывает большое количество фантазий мощи, соединенных со страхом перед насильно оживлёнными объектами, жертвой которых действительно легко становится интровертированный. А именно из страха перед объектом развивается своеобразная трусость проявить себя или высказать свое мнение, так как он боится усиленного влияния объекта. Он боится сильно влияющих аффектов у других и едва может избавиться от страха, попасть под чужое влияние. Объекты для него имеют страх, мощные качества, которые он хотя не может замечать сознательно, но, как он думает, воспринимает своим бессознательным. Так как его сознательное отношение к объекту относительно подавлено, то оно идёт через бессознательное, где оно наделяется качествами бессознательного. Вследствие этого его отношение к объекту становится примитивным и принимает все те свойства, которые характеризуют примитивное отношение к объекту. Посторонние новые объекты возбуждают страх и недоверие, как будто они скрывают неведомые опасности, давно знакомые объекты связаны с его душой как бы невидимыми нитями, каждое изменение является помехой, если не прямо опасным, так как оно означает, как кажется, магическое оживление объекта.
По мнению Юнга индивидуумов можно различать не только по универсальному различию экстраверсии и интроверсии, но и по отдельным основным психологическим функциям. А именно в такой же мере, как внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение вызывают господство экстраверсии и интроверсии, они благоприятствуют также господству в индивидууме определённой основной функции. Основными функциями являются мышление, эмоции, ощущение и интуиция. Если господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому Юнг различает мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным, смотря по своему поведению по отношению к объекту.
Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслительный тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. В практике делового общения мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.
Противоположная мышлению функция - чувство - информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.
По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых - определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт, прежде всего, приятным или неприятным.
Вторую пару противоположных функций - ощущение и интуиция - Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно "схватывают", регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Он быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов. А интуиция, напротив, характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Он долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущем реализации делового соглашения. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако, так же, как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей и осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся.
Установите основную мысль приведенного ниже фрагмента из работы К.Г.Юнга «Психологическая типология».
«Существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный».
Основная мысль приведенного фрагмента из работы К. Юнга «Психологическая типология» заключается в существовании двух типов установки личности - это интровертированная и экстравертированная.
Начало данного фрагмента, повествующий, что «существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют», указывает на существование интровертированной установки. В своей работе К.Юнг характеризует её как негативное отношение к объекту.
Во второй части фрагмента описано, что «существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный». Это говорит о наличии экстравертированной установки, которая характеризуется позитивным отношением к объекту.
Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружён во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.
Более подробно об этих двух типах установки личности рассмотрено в первом вопросе данной работы.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.