Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике ДО

Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике ДО [16.12.08]

Тема: Психологическая типология К.Юнга и ее реализация в практике ДО

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.92K | Скачано: 226 | Добавлен 16.12.08 в 20:00 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении 3

2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая. Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения 8

3. Практическое задание 13

 

1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении.

Юнг считал исследование психики наукой будущего.  Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии.  Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика.  Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека”.  Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансек-суалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и ис­точником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, высту­пает не либидо, а "психическая энергия как таковая ".

Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные "душевные побуждения или силы ", энергия которых рождается из взаимодействия проти­воположностей, подобно энергии физических явлений1.

Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводи­мость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая однако не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама преформирует  (преобразует) его в процессе пробужде­ния феномена сознания.

Одним из ее центральных пунктов стало “учение о коллективном бессознательном”. Подобно инстинктам животных, у человека, согласно Юнгу, врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Архетипы – априорные организаторы нашего опыта, невидимый ультрафиолетовый конец психического спектра. Они обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психический расстройствах, а также в творениях культуры. В качестве объекта своих спекуляций Юнг выбрал историю алхимии, символы которой, по его мнению, запечатлели стремление к “индивидуации”, выражающей потребность индивидуальной души синтезировать присущее ей коллективно-бессознательное начало с элементами собственного познания.

По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом кон­кретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида.

Архетипические образы обнаруживают себя через определен­ные символы в сновидениях ("непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики"), в фантазиях художест­венного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики1.

Для практики делового общения архетипические образы кол­лективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения особенностей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный (свойственный именно данному партнеру) симво­лизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение в процессе общения.

Характерный для всего психоаналитического движения антиисторический подход не только к индивидуальному сознанию, но и к развитию культуры ярко выступил в юнговской концепции. Эволюция культурных ценностей выводилась       Юнгом из мифических вневременных свойств человеческой души.

Если юнговское учение об архетипах, коллективном бессознательном и т.д. не было принято научной психологией, то разработанная им типология характеров приобрела популярность и поныне используется в исследованиях личности. К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило ему наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением, Юнг смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он назвал общим типом установки. Давайте рассмотрим более подробно, что Юнг подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.

Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое я от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом и субъектом есть всегда отношение приспособления, ибо всякое отношение между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию. Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности отдельного индивида, и вооружение отдельного индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой подвижности. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объ­ективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности. Для инторверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощу­щения и оценку объекта, чем на сам объект, как таковой. Пси­хическая энергия интроверта направлена во внутрь, она рефлек­сивна. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки. Юнгу казалось, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа двух психологических способов приспособления.

В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.

 

2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая. Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения.

Гипотеза об экстраверсии и интроверсии позволила Юнгу, прежде всего, выделить две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различие. Более детальное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп, тот час же показывает огромное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе. Поэтому Юнгу пришлось сделать еще один шаг в своем исследовании с целью обосновать данное различие между индивидами. Юнг сделал еще одно распределение индивидов, помимо разделения по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, по их отдельным психологическим функциям. Внешние обстоятельства не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но и способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Юнг называл основными психологическими функциями, - а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, - мышление, чувство, ощущение и интуицию (в современной соционике это, соответственно, логика, сенсорика, этика и интуиция). Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий психологический тип. В соответствии с преобладанием одной из основных психологических функций Юнг различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы.

Мышление есть рациональная способность структуировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения.  В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь.  Оно дает имя вещи и вводит понятие.

Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения.  Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина - ложь”, а чувство - “приемлемо - неприемлемо”.  Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности.  Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.  Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно или философски - что ж, необходимо отбросить все чувства.  Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки.  Вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры - очевидное тому подтверждение.

Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует.  В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.

Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо.  Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом.  Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.

Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные.  Ее называют ведущей.  Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.

Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции.  Очевидно, что она представлена другой  парой противоположностей.  Эта функция вспомогательная.  В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

Существует несколько критериев развития функций у человека:

  1. Относительно здоровая психическая субстанция. Если психическая субстанция расстроена, то развитие главной функции может тормозиться, а противоположная функция может выходить из сферы бессознательного и занимать главное место.

2. Другой фактор - возраст человека. Считается, что сформированностью функций и их дифференциация максимальна к середине жизни.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам.  Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы.  В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни.  В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают в пренебрежительном запустении.  Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.

Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин.  Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью.  Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа.  Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми.  В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других.  О таких людях часто говорят: “Вечно он суется не в свои дела.”

Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной, то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается известному сомнению.  Мышление как таковое принимается лишь в той степени (или до той поры), в какой (или пока) оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений.  Носами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции.  Мышление же служит стабилизирующим фактором.

Сенсорный (ощущающий) - типе характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”.  Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения.  Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.  Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, - продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная.  Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего  активного  восприятия.  Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа.  Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей.  данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя.  Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми.  Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие.  Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами.  Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно.  В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

Но в реальной жизни эти типы почти никогда не встречаются в чистом виде, а существует бесконечное количество смешанных форм. Во всех смешанных типах взаимодействуют только смежные функции, а смешение либо двух рациональных типов, либо двух иррациональных исключается, но они всегда вступают друг с другом в отношения компенсации.

 

3. Практическое задание.

Установите основную мысль приведенного ниже фрагмента из работы К.Г.Юнга «Психологическая типология».

«Существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний – скорее позитивным.

Как известно, первый класс соответствует интровертированной, а последний – экстравертированной установке».

 

Список использованной литературы

1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия: Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 2001. – 200 с.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 295 с.

3. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов/ В.В. Глухов.- Изд.3-е.- СПб.: Пите, 2008, 608с. :ил.-(Серия «Учебники для вузов»).

4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.:ИНФРА-М,2002. – 368 с.

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.–415 с.

6. Психология и этика делового общения/сост. М.А. Поваляева.- Изд.2-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.-347с. :ил.-(Высшее образование).

7. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Ось-89», 2003. – 320 с.

8.Титова Л. Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.- 391 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 26.92K
Скачано: 226
Скачать бесплатно
16.12.08 в 20:00 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе