Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Психологическая типология К.Юнга (Вариант 10)
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.94K | Скачано: 348 | Добавлен 04.10.11 в 11:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Введение. 3
1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Экстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении. 4
2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая. Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения. 7
3. Практическое задание. 14
Список литературы. 15
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ (Jung, 1875-1961) — швейцарский психолог, психиатр, культуролог. В 1906-1913 гг. тесно сотрудничал с З. Фрейдом, но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоанализа — аналитическую психологию.
Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником её конфликтов в общении выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая».
Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные "душевные побуждения или силы ", энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений.
Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, алхимиков и т. п., Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного. Содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта — они существуют в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.
В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов (книга «Психологические типы), которые будут рассмотрены в данной контрольной работе.
Классификация не объясняет индивидуальной психики.
Тем не менее, представление о психологических типах открывает путь к
более лучшему пониманию человеческой психологии вообще.
Карл Густав Юнг.
По К. Юнгу, проблема человечества заключается не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофы, сколько в опасности психической эпидемии, т. е. в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для К. Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, которая является реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека».
Идея психической энергии, саморегуляции тесно связана с аналитической психологией психологических типов. Различают несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. [1, с.16]
Интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации. Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеет биологические предпосылки.
В природе существуют два фундаментально различных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства, при относительно низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида, другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при относительно низкой плодовитости. Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интроверта — оборонять себя от любых внешних требовании воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение. [8]
Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора и в конечном итоге присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения. Моральные опасения появляются главным образом тогда, когда «другие люди знают». Религиозные убеждения такого человека определяются, так сказать, большинством голосов.
Психическая жизнь данного личностного типа разыгрывается, так сказать, за пределами его самого, в окружающей среде. Он живет в других и через других — любые размышления о себе приводят его в содрогание. Прячущиеся там опасности лучше всего преодолеваются шумом. Если у него и имеется «комплекс», он находит прибежище в социальном кружении, суматохе и позволяет по нескольку раз на дню быть уверяемым, что все в порядке. В том случае, если он не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом любой общины.
Интроверсия, с другой стороны, направленная не на объект, а на субъекта и не ориентированная объектом, поддается наблюдению не так легко. Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия. В его картине мира мало розовых красок, поскольку он сверхкритичен и в любом супе обнаружит волос. Для него любые размышления и раздумья о самом себе — сущее удовольствие. Его собственный мир — безопасная гавань, заботливо опекаемый и огороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз.
Несмотря на все эти особенности, интроверт ни в коем случае не является социальной потерей. Его уход в себя не представляет окончательного самоотречения от мира, но являет поиск успокоения, в котором уединение дает ему возможность сделать свой вклад в жизнь сообщества. [10, с.396-398]
В деловом общении партнерам очень важно знать особенности своих собственных предпочтений и предпочтений других деловых партеров, а также осуществлять сознательный контроль за их функционированием.
Экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности. Интроверт же старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.
Никто, конечно, не является интровертированным или экстравертированным в чистом виде. Хотя каждый из нас в процессе следования своей доминантной склонности или, адаптируясь к своему непосредственному окружению, неизменно развивает одну установку более, нежели другую, противоположная установка в нем потенциально все же сохраняется. В каждом человеке полярные типы, как правило, сосуществуют вместе, однако, какой-то один из них доминирует. Тем не менее, доминирующий тип реакции в определенной степени зависит от ситуации. Например, обычно интроверт может оказаться достаточно социально гибким в ситуации, затрагивающей его интересы.
Юнг не ограничился установлением типологии личностей по экстраверсии и интроверсии. Он также выделил внутри этих установок различия, связанные с доминированием в психике одного из четырех типов функций: мыслительного, чувствующего, ощущающего и интуитивного.
Согласно юнговской теории, все личностные различия проявляют себя в четырех основных функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции, при помощи которых мы и можем, собственно, ориентироваться как во внешнем, объективном мире, так и в мире внутреннем, субъективном.
«Меня чуть ли не с упреком спрашивали, почему я говорю ровно о четырех функциях, не больше и не меньше. То, что их ровно четыре, получилось прежде всего чисто эмпирически. Но то, что благодаря им достигнута определенная степень цельности, можно продемонстрировать следующим соображением.
Ощущение устанавливает, что происходит фактически. Мышление позволяет нам узнать, что означает данное чувство - какова его ценность, и, наконец, интуиция указывает на возможные «откуда» и «куда», заключенные в том, что в данный момент имеется. Благодаря этому ориентация в современном мире может быть такой же полной, как и определение места в пространстве с помощью географических координат. Четыре функции являются своего рода четырьмя сторонами горизонта, столь же произвольными, сколь и необходимыми. Ничто не мешает сдвинуть точку координат в ту или иную сторону и вообще дать им другие названия. Все зависит от того, как мы договоримся и насколько это целесообразно, но я должен признаться в одном: мне ни за что не хочется обходиться в своей психологической исследовательской экспедиции без этого компаса, и не по напрашивающейся общечеловеческой причине, что каждый влюблен в свои собственные идеи, а из-за того объективного факта, что тем самым появляется система измерения и ориентации, а это в свою очередь делает возможным появление критической психологии, которая так долго у нас отсутствовала». [9]
Юнг определил эти функции так:
Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.
Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.
Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.
Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.
Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей.
По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь можно увидеть, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция – ощущение.
Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).
«Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему». Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме. Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.
И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций: «Слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути».
Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим».
Таблица 1. Психологические типы К. Г. Юнга
|
Рациональные |
Иррациональные |
Экстраверты |
Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип |
Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип |
Интроверты |
Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип |
Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип |
Экстравертный мыслительный тип - любое суждение строит на критерии, получаемом из внешних условий: объективные данные и традиции образования. В лучшем случае мыслители-эктраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, учеными-практиками, они превосходны в организации любого дела; владея хорошим чувством реальности, они вносят ясность в эмоциональные ситуации. Наихудшим для этого типа является религиозный фанатик, зубрила, строгий учитель, не терпящий разногласий человек, стремящийся подчинить себя и других какой-либо системе правил и принципов. В той степени, в какой мышление экстравертно, чувственная функция остается инфантильной и подавленной, в результате бессознательные чувства могут проявляться в мелочности, агрессивности, недоверчивости, в пренебрежении интересами семьи и близких, холодности и фанатичности, когда цель оправдывает любые средства.
Экстравертный чувствующий тип склонен находиться под влиянием общепринятых ценностей, например, этот человек может восхищаться картиной не из-за субъективной оценки, а потому что это находится в согласии с общественной ситуацией. Экстравертные чувствующие типы обычно добродушны и легко приобретают друзей, способны жертвовать собой для других. Мышление, логические заключения у этих людей подчинены чувствам, мышление допускается как слуга чувства. Подавленное мышление приводит к появлению мрачных мыслей о том, что жизнь мало чего стоит, что он сам ничтожество и т. п. Когда такие дурные мысли начинают приходить в голову, обычная реакция для него — включить телевизор или отправиться на встречу с приятелем, лишь бы не оставаться одному со своими мыслями. Экстравертный чувствующий тип может уделять мыслям значительное время и, фактически, быть чрезвычайно умным, но мышление, тем не менее, всегда будет подчинено чувству. Логические умозаключения, процессы мысли, способные привести к расстройству чувства, здесь отвергаются начисто. «Все, что пребывает в согласии с объективными ценностями, является хорошим и любимым, а все прочее кажется… существующим в отдельном мире».
Эстравертный ощущающий тип ориентируется на свои ощущения, выискивает те объекты — и людей, и ситуации — которые возбуждают самые сильные ощущения. Он замечает и помнит все детали, пунктуален, обращает внимание на внешнюю сторону жизни, ориентирован на конкретное наслаждение реальной жизнью, часто становится грубым искателем удовольствий и острых ощущений. Тип ориентирован на конкретное наслаждение “реальной жизнью”, — жизнью “на полную катушку”. Ахиллесовой пятой данного типа является интровертная интуиция. Все, что не оказывается фактическим, что невозможно увидеть, услышать, понюхать, до чего нельзя дотронуться, мгновенно попадает под подозрение.
Экстравертный интуитивный тип — у него интуиция ориентирована в направлении вещей и других людей, он постигает те аспекты мира, которые не понимаются, не ухватываются другими функциями, интуитивно прозревает душу других людей. Экстравертная интуиция постоянно высматривает новые возможности, новые области, у такого человека тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее, проявляется способность диагностировать потенциальные возможности других людей, открывать таланты. Таких людей можно встретить среди директоров предприятий, биржевиков-аналитиков, в изобретательских фондах, наблюдателями-экспертами в государственных структурах и т. п. Часто эти люди тратят свое время и энергию на возможности других людей, но мало реализуются сами, редко доводят дела до конца. У людей этого типа самая подчиненная функция — это ощущения, поэтому они обращают мало внимания на свои физические потребности, не замечают, что устали или проголодались, могут невольно нарушить свое здоровье — в результате позже может возникнуть преувеличенное внимание к своему телу, особой диете и воображаемым болезням и т. п.
Интровертный мыслительный тип направлен на теоретическое осмысление мира, на развитие и обоснование субъективных идей и теорий. Люди этого типа безразличны к мнениям других, не поддаются влиянию, но и сами не стремятся влиять на других. Они лишь представляют свою оценку реальности и совершенно не заботятся о том, как это будет воспринято. У этих людей в подавлении находятся эмоции, поэтому они плохо умеют выразить свои чувства, скрытны, внешне выглядят невнимательными и высокомерными, сами часто не понимают, что они чувствуют; порой чувство проявляется в виде «липкой привязанности».
Интровертный эмоциональный тип труден для понимания, поскольку мало что проявляется на его поверхности. Внешне люди данного типа кажутся бесчувственными, но глубина их чувств велика, они несут в себе стандарты этических и моральных ценностей; это чувствуют окружающие и невольно вынуждены вести себя прилично в их присутствии. Они несут в себе загадочную атмосферу независимости и самостоятельности, спокойствия и тактичности, не стремятся производить впечатление или переделывать, изменять других, но и не проявляют любезности, предупредительности к другим людям, держатся отстранение. Подавленное мышление у этого типа может приводить к враждебным мыслям о том, что другие замышляют зло, интригуют против него, и человек сам начинает подозревать, подслушивать, интриговать, используя в своей борьбе любые средства.
Интровертный ощущающий тип испытывает интенсивные субъективные ощущения, вызванные объективным раздражителем; каждая деталь обостренно воспринимается в собственной интерпретации, хотя внешней реакции не наблюдается. Подчиненная интуиция людей этого типа склонна проявляться в виде мрачных предчувствий о том, что может случиться во внешнем мире — с их семьей или с человечеством — в виде навязчивых мрачных идей.
Интровертный интуитивный тип — интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного, она воспринимает все, что происходит на дальних планах сознания. Такие люди способны чувствовать еще не проявленные возможности и ситуации, но имеют недостаточно четкое представление о себе и других, с трудом доводят дела до конца, часто оказывается, что реальность для них как бы не существует, — они затеряны в своих фантазиях, не замечают своего воздействия на других, редко приходят вовремя, теряют вещи, с трудом поддерживают порядок и чистоту; их поведение раздражает других людей, но они остаются беззаботными и равнодушными к этому, имеют смутное представление о подробностях реального мира. Подавленная функция ощущений может проявляться как зависимость от чувственных впечатлений, сверхчувствительность органов чувств, навязчивые ощущения, навязчивые привязанности к определенным лицам.
Все указанные выше особенности поведения выделенных Юнгом восьми типов личностей, проявляются как в обыденной жизни, так и деловом общении. Знание этих особенности позволяет определять тип делового партнера и подбирать соответствующую этому типу поведенческую стратегию общения.
Установите основную мысль приведенного ниже фрагмента из работы К.Г.Юнга «Психологическая типология».
«Существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний – скорее позитивным.
Как известно, первый класс соответствует интровертированной, а последний – экстравертированной установке».
Тут К.Г.Юнг делит всех людей на 2 абсолютно противоположных класса, которые на одну и ту же ситуацию смотрят совершенно по-разному: интровертированный и эстравертированный типы. Люди первого типа отличаются высокой контактностью, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Представителей же интровертного типа, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Отталкивающие черты — упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.