Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическое лидерство: специфика и функции

Политическое лидерство: специфика и функции [03.11.10]

Тема: Политическое лидерство: специфика и функции

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.88K | Скачано: 325 | Добавлен 03.11.10 в 18:27 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Омск 2010


Содержание

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции.

2. Политическое лидерство и политический маркетинг.

3. Современные тенденции эволюции политического лидерства.

Список используемой литературы.

 

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции.

Политическое лидерство – является одной из самой распространенной темой в политологии, т.к. современный мир обусловлен стремительной динамикой политических процессов. Политическое лидерство есть проявление политической власти и властных отношений.

Лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель) отражает предназначение такого человека и его функции. Лидеры возглавляют. Ведут за собой группы людей, или социальные общности. Они объединяют и направляют действия людей.

Лидер – это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах.

С понятием «лидер», тесно связано понятие «лидерство» - сложное, многогранное понятие. В качестве центрального звена оно включает механизм взаимодействия лидера и его последователей. Оно предполагает, с одной стороны, влияние лидера на группу или отдельных людей, а с другой, оно основывается на подчинении, доверии его последователей, поддержке его решений и действий и готовности следовать за ним.

Функционирование и становление лидеров – это объективное и универсальное явление.

Лидерство проявляется в политике, студенческой группе, бизнесе, науки, религии, партиях, семье, искусстве, религии и т.п.

Объективное – любая группа (коллектив) нуждается в организации для достижения коллективных целей.

Универсальное – в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей.

Среди этих и других форм проявления лидерства особо выделяется политическое лидерство, в силу своего значительного влияния на ход событий, затрагивающих большего числа людей.

Политическое лидерство – феномен, представляющий один из субъектов осуществления властных функций в государстве и обществе. Лидерство принадлежит к числу наиболее древних и универсальных институтов человечества, связанных с присущими ему стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения индивидов с заданными авторитетными образцами. Поэтому политическое лидерство, как специфическое преломление данного феномена в политическом процессе есть тип политического взаимодействия, когда одна личность организует и направляет других людей, с целью их организации на совместную деятельность и её осуществление. Причем векторная цель указанной деятельности получает в результате черты общезначимости, какие бы на самом деле мотивации ни определяли реальный интерес лидера в этом процессе.

Понятия «политический лидер» и «политический деятель» различны. Политический лидер активизирует политические процессы, выдвигает программы, определяющие ход исторического процесса развития общества. К политическим лидера не относятся депутаты законодательных органов, руководящие члены партий и движений, руководители органов местной власти. Эти руководители относятся к политическим деятелям.

Лидер в малых группах отличается от лидера  в политике тем, что у  лидер малой группы на первом месте оказывается способность и готовность личности, то роль лидера в политике – это труд не одного человека, а за частую, целый ряд «подчиненных». На пример, если взять на лидера президента, то он прежде чем принять какое либо решение консультируется со специалистами по этой проблеме.

Политическое лидерство  имеет два аспекта формальное (основанное на формально-должностном статусе) и неформальное (основанное на авторитете и способности и готовности вести за собой).

Яркие политические лидера, как показывает история, проявляются в период кризиса и перелома, где необходимо инициатива и организация политических и экономических программ, которые способствуют обществу преодолеть трудности.

Вся сложность в понимании феномена «политическое лидерство2 заключается в том, что существует несколько подходов к трактовке этого определения:

- разновидность власти;

- влияние на других людей, для которого характерно постоянство, масштабность (т.е. на всю группу, общность), авторитет сторонников  лидера, признание его правомерности руководства;

- управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;

- предпринимательство, при котором политические лидеры обменивают свои программы решения общественных проблем на руководящие должности (от сюда, много  обещаний во время предвыборной компании, и мало реально сделанного).

 Ест несколько те6ория в понимании феномена «политическое лидерство».

Теория черт (Ф. Гальтон, К. Бирд, Э. Богардус, Ю.Дженнингс). Суть этой теории заключается в том, что лидер обязательно должен обладать качествами, отличающими его от других людей, причем качества могут передаваться по наследству. Сторонниками этого подхода перечислялось большое количество качеств которыми должен обладать лидер. К.Бирд, американский психолог перечислил 79 черт, среди них были инициативность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, острый ум, компетентность и т.д.

Р. Стогдилл обобщил 124 исследования и пришел к такому выводу, что изучение личных качеств лидеров дает противоречивые результаты. И все он выделил некоторые из них, и то они были оспорены.

Потенциальные лидеры должны обладать некоторыми необходимыми качествами и умениями, но одно лишь их наличие неспособно сделать человека лидером. Человек который на протяжении долгого времени является лидером развивает и укрепляет эти качества.

Ситуативная модель (Р.Даль, В.Фидлер, Т.Хилтон). Сторонники полагали, что появление лидера возможно при одной ситуации, совпадении места, времени и обстоятельств и может быть полностью непригодно для другой. Лидер должен знать чувствовать ситуацию и знать, как позволить ей развиться до той точки, до которой он может её использовать. Все великие лидера обладали способностью обратить ситуацию в свою пользу.

Ситуативная теория недооценивает активность лидера, делает его инструментом обстоятельств, упускает из виду то, что лидер и сам может оказывать влияние на события и изменять ситуацию

Ярким примером является Ш. де Голля, который был избран президентом Франции в 1959 г.. в период острого внутриполитического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире. Он не только сумел переломить ситуацию, активно содействуя предоставлению Алжиру независимости, но и, воспользовавшись обстоятельствами, значительно расширил функции президента и ограничил полномочия парламента.

Личностно-ситуационная модель или синтетическая теория лидерства (Г.герт, С.Милз). Эта модель противоречит между теорией черт и ситуативной моделью, её представители выделили четыре фактора, которые учитываются при исследовании феномена лидерства:

1. Черты и мотивы лидера как человека;

2. Образы лидера и мотивы следовать за ним, существующие у его последователей;

3. Характеристики роли лидера;

4. Институциональный контекст, т.е. те официальные рамки и правовые поля, в которых функционирует лидер и в которых он взаимодействует со своими сторонниками.

В это теории лидерство рассматривается не как отдельный индивид и его характеристики, а как статус, взаимодействие восприятие и поведение индивидов по отношению к другим членам группы, как отношение между ними.

Концепция последователей лидеров. Сторонники этой теории утверждают, что для понимания феномена лидерства нужно иметь представление об ожиданиях и целях сторонников политического лидера. Лидер, в данном случае, рассматривается как инструмент группы, который выражает её интересы. Люди готовы следовать за теми, кто способен отставать их интересы и удовлетворять их потребности.

Роль последователей ярко проявляется на выборах, когда голоса избирателей становятся ориентиром для претендентов на роль политических лидеров. Особенностью данного метода является, что лидер рассматривается не как часть политической системы, а как центральный, доминирующий компонент процесса лидерства, является «лицом» политического движения.

Теория «Ожидание – взаимодействие» (Ф.Фидлер). В ней внимание сконцентрировано на построении операционной модели лидера. Ф.Фидлер создал эффективную модель лидерства, определяющую желательный для каждой ситуации стиль лидерства. По мнению исследователя, это может быть либо ориентация на задачу (инструментальное лидерство), либо ориентация на межличностные отношения (эмоциональное лидерство).

Мотивационная теория лидерства (С. Митчелла. С.Эванса). Данная теория связывает эффективность лидерства с воздействием лидера на мотивацию его последователей. Поведение лидера можно считать мотивирующим в той степени, в которой он увеличивает вероятность достижения сторонниками их целей и разъясняет способы достижения целей. Мотивационная теория предлагает следующие основные типы поведения лидера:

- поддерживающее лидерство, отличающееся дружеским отношением к последователям, проявлением интереса к их потребностям;

- директивное лидерство, регламентирующее и контролирующее действия последователей;

- разделенное лидерство – консультирование с последователями;

- лидерство, ориентированное на достижение качественного результата.

Транзактный анализ и теория обмена (Дж.Хоманс, Дж.Марч, Г.саймон). В данной теории лидер рассматривается как человек, чувствующего потребности и желания своих сторонников и предлагающего им способы их осуществления. При этом важное значение имеет сам процесс взаимодействия между лидером и его окружением.

Концепция контитуентов. Суть её заключается в том, что взгляды, поведение, подходы к принятию решений политического лидера в значительной степени определяются под внешним влиянием. Под контитуентами понимают всех, кто так или иначе оказывает воздействие на лидера. Круг контитуентов весьма широк. Особую роль играет ближайшее окружение лидера, а также политические активисты из числа ег последователей. Эта концепция рассматривает влияние господствующих в обществе политической культуры, прежде всего, ценностных ориентаций, и массового политического сознания на формирование характера и стиля политического лидерства. Но одновременно данная теория принижает роль политического лидера до простого исполнителя воли своих сторонников и последователей.

Как уже видно из ранее изложенного для изучения феномена политическое лидерство. Необходимо, учитывать различные подходы к его исследованию не только в политологии, но и в прилегающих дисциплинах – политическая социология и политическая психология. При этом учитываются некоторые параметры:

- личность лидера;

- характеристики его сторонников;

- отношения между лидером и его окружением;

- социальный контекст политического лидерства;

- результаты взаимодействия между лидером и сторонниками в определенных ситуациях.

Различные концепции лидерства видят скорее в лидере человека, зависящего от своих последователей. Лидером становится тот, кто лучше понимает потребности и надежды своих сторонников и действует в соответствии с их представлениями о тех чертах и качествах, которыми он должен обладать.

Личностные качества политических лидеров, инструменты, с помощью которых они осуществляют власть, а также конкретная среда, в которой они действуют, дают основания для типологии политических лидеров.

М. Вебер предложил классическую систему дифференциации политических лидеров на основе определения корней лидерства, того основания, которое позволило той или иной личности стать в политике лидером. Он выделяет три типа лидерства:

1. Традиционное лидерство. Это получение политической власти на основе сложившихся в стране традиций (на пример, в государствах-манархиях власть передается по наследству).

2. Рациональный тип лидерства. В современных государствах это – основной путь становления политического лидера. Лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов в соответствии с законом.

3. Харизматическое лидерство. Оно основано на  вере народа в сверхъестественные способности лидера – вождя, пророка, князя, военачальника, оратора. Харизма означает исключительное свойство выделяющее его обладателя их числа других людей (на пример, пророческий дар). Важное отличие харизматического лидерства от традиционного и рационального заключается в том, что вторые основаны на законе или традиции, а первое имеет личностный характер.

Также критериями для типологии политических лидеров являются цели, которые они перед собой ставят, воздействие, оказываемое ими на общество. Роберт Такер выделяет тоже три типа:

1. Консерваторы. Такой тип лидера ориентируется на сохранение существующих форм общественной жизни. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Как чистый вид консерваторы встречаются довольно редко (У. Черчилль).

2. Реформаторы. Они стремятся к преобразованию сложившийся социальной ситуации посредством проведения масштабного реформирования. Прежде всего,  властных структур (Ден Сяопин, китайский реформатор, Мартин Лютер Кинг).

3. Революционеры. В отличие от реформаторов трактуют ситуацию как не поправимую никакими реформами, что оставляет только одно решение – фундаментальное переустройство общественной системы (К.Маркс).

Существуют дифференциация политических лидеров по используемым ими методов управления обществом. Выделяют два стиля.

1. Демократический политический лидер. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов, идут на компромиссы, учитывают общественные настроения и мнения людей. Это – наиболее эффективный  стиль руководства. Демократичные лидеры, как правило, амии обладают высокой культурой и нравственными качествами и обращают внимание на деловые и личностные качества людей, помогая всем. Они не склонны подчеркивать свою власть, а опираются на общность интересов, поддерживать новые идеи и проекты.

2. Авторитарный политический лидер. Он ориентируется на недемократические, монопольные методы управления. Он не допускает критики, инакомыслия, использует воздействие на людей, основанное на угрозе применения силы, игнорирует мнения и взгляды людей. Авторитарные лидеры отличаются жестким, безжалостным обращением с людьми, склонны к административно-приказному стилю управления, соблюдают дистанцию.

Современный политолог М.Херманн предложил типологию политических лидеров, в основу которой положено такое понятие как имидж. Он выделяет 4 типа:

1. лидер-знаменосецего отличает собственный взгляд на мир, наличие привлекательного для масс  идеала;

2. лидер-служитель – этот тип лидера всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени;

3. лидер-торговец – его задача наиболее привлекательно преподнести свои идеалы и планы, убедить граждан в их преимуществе и в итоге заставить избирателей их «купить», т.е. поверить в данного лидера и оказать ему поддержку;

4. лидер-пожарный – он старается откликнуться на все происходящие события; он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Функции политических лидеров во многом определяются их целями, которые они перед собой ставят.

Функции политического лидерства.

- аналитическая функция – глубокий и всесторонний анализ ситуации, изучение совокупности различных факторов политической жизни, разработка программы действий, обоснование стратегических приоритетов и тактических способов их достижения.

- организаторская функция – мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, сплочение сторонников объединение усилий различных слоев населения, формирование команды помощников, планирование политических действий. Регулирование и контроль за ходом преобразований.

- координационная функция – есть продолжение организаторской функции и направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности власти - представительной, исполнительной и судебной.

- интегративная функция – объединение и согласование различных социальных интересов на основе общих целей, ценностей и идеалов, консолидация разного рода общественных и политических сил. Показателен в этом смысле пример американского президента Ф.Рузвельта, который умело, управлял интересами различных политических сил и был мастером создания коалиций для решения различных социальных и политических проблем.

- новаторская функция – внесение новых идей, инициатирование обновлений. При этом политическому лидеру не следует пускаться в масштабные и недостаточно подготовленные акции, так как «ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как радикальные нововведения».

- коммуникативная функция – обеспечение устойчивости связи между властью и различными социальными группами, что весьма актуально для современной России, где в последние годы снижается доверие горожан к власти.

- функция гаранта справедливости, законности и порядка – функция, в большей степени характеризующая общенационального политического лидера. Показательна в данном случае ситуация во Франции в 1959г., когда в условиях угрозы гражданской войны во многом способность выполнять именно эту миссию принесла генералу Ш. де Голлю на президентских выборах 80 % голосов.

 

2. Политическое лидерство и политический маркетинг.

Успех политического лидера зависит не только от его типологии, стиля руководства и лидерства и того, как четко он выполняет свои функции, но и результат использования возможностей политического маркетинга.

Понятие политического маркетинга появилось сравнительно не давно, но весьма прочно утвердилось в политической науке и практике.

Термин маркетинг (от англ. market – рынок) применяется в сфере экономики как понятие, означающее основанную на  изучении  рынка систему ценного, товарного и информационного воздействия на него с целью увеличения эффективности деятельности фирмы. Суть политического маркетинга заключается в том, чтобы объяснить политику с позиции «политического рынка».

Политический маркетинг – это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении главным обстоятельством отличающим политический маркетинг от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.

В 30-ые годы политический маркетинг получил большое распространение в практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В США и многих других странах действуют многочисленные фирмы по выработке стратегий и тактики предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, кандидаты на выборные должности прибегают к услугам маркетологов.

Политический маркетинг направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары в обмен на поддержку население на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических компаниях, привлечь новых членов в свои ряды для обеспечения усиления своего влияния в обществе.

В ходе анализа сравнения политического маркетинга и маркетинга в экономической сфере было подмечено, что оно имеет много общего. При выборе человеком товара или кандидата, им управляют одни и те же механизмы: восприятие, запоминание и формирование мнения. Политические «товар» - сами лидеры, их идеи и программы, а «покупатель» - население, которое выбирает кому «отдать свой голос».

Хотя между запродажей кандидата и стимулированием розничной продажи мыла или бритвенных изделий существует огромная разница, некоторые атрибуты коммерческой рекламы прочно вошли в обиход политического процесса.

Политический маркетинг включает следующие аспекты:

Имидж политического лидера – это результат сознательного и целенаправленного конструирования облика. Экономистам известно, что спрос на товар зависит не только от объективных характеристик, но и от субъективных, совокупностью свойств, которые привлекают покупателя. Аналогично в политике. У политического лидера образ должен в наибольшей мере отражать ожидания существующих и возможных сторонников. Важно чтобы разрыв между реальной личностью и её политическим имиджем был минимальным. Долго играть чужую роль нельзя.

Существует несколько типов политического имиджа:

Целенаправленное создание имиджа политического лидера не единственная составляющая политического маркетинга. Совершенно не возможно с помощью качеств привлечь и убедить сразу всех. На основе детального изучения политического рынка необходимо выделить четкие группы людей, что составляет сегментирование рынка. Это предполагает собой изучение рынка, получение полной и надежной информации о надеждах и интересах населения, о тенденциях рыночной конъектуры, о состоянии спроса и степени его удовлетворения, о действии конкурентов. Далее необходимо выбрать ту группу, к которой политический лидер  будет апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка. Этот процесс – позиционирование.

Предпринятые меры позволяют рассчитывать на то, что дальнейшее воздействие на те или иные группы людей приведет к достижению желаемых результатов. Осуществляется через СМИ, в контактах лидера с населением  и сторонниками, также при помощи групп поддержки. Эффективными средствами информационного воздействия являются не только публичные выступления, но плакаты, листовки, письма избирателям, лозунги политической компании. Политический маркетинг часто критикуют за упрощенчество и неправомерные аналогии. Между экономическим рынком и политикой, как считает канадский политолог Г. Маузер, существует большое различие:

Даже в коммерческом маркетинге продавать пиво – это одно дело, а симфонический оркестр – совсем другое.

И все же. Между политическим и экономическим рынком есть сходство. Оно заключается в том, что потребитель стоит перед проблемой выбора из широкого спектра предложений. В противном случае любой вид маркетинговой деятельности  - всего лишь пустая трата сил, времени и денег. Если граждане не имеют свободного выбора между политическим партиями, программами, лидерами, в политическом маркетинге нет необходимости.

 

3. Современные тенденции эволюции политического лидерства.

В последние десятилетия в развитии политического лидерства обозначается ряд тенденций.

1. институционализация лидерства – проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки, движения к власти и сама их деятельность осуществляется в рамках определенных институтов. Кроме того. Лидеры контролируются своими политическим партиями, оппозицией, общественностью. Все это в той или иной мере ограничивает их власть и повышает влияние окружения на принятие решений.

2. концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах – формирование данной тенденции обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостояния нации, связанные с деятельностью лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его сторонников, ослабляет позицию его оппонентов.

3. профессионализация – еще в 1919 г. в работе «Политика как призвание и профессия» М.Вебер различал политиков «по случаю», которые избираются на голосовании, и политиков по «совместительству». Которыми являются активисты предвыборных компаний, и политиков для которых это является основной профессией.

Политическая карьера многих современных лидеров является воплощением их постепенного профессионального становления. Например, путь Г. Коля к посту федерального кацлера Германии, которого он достиг в 52 года, был достаточно долгим: в 16 лет он вступил в Христианско-демократический союз, в 29 лет был избран депутатом ландтага, в 33 года стал председателем парламентской фракции и только потом в 43 года лидером ХДС.

4. уменьшение вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров, которые оставляли такой же глубокий след в истории как, например, Цезарь, Петр I, Наполеон, Сталин.

Причины этого заключаются в том, что  многократное усложнение общественной жизни с необходимостью приводит к разделению труда в осуществлении лидерских функций. В настоящее время уже не возможно единолично управлять государством. Даже если политический лидер стремится лично контролировать все сферы жизни общества, то не всегда сможет обойтись без консультаций с помощниками, чья компетенция в той или иной области выше.

С другой стороны, крупные политические лидеры появляются, как правило, в периоды глубокий кризисов, войн, трансформации общественного строя, когда требуется особые усилия, громадное напряжение сил, поиск новых оптимальных путей решения тех или иных задач. Такие ситуации приводят к появлению выдающихся политических лидеров, которые как бы аккумулируют в себе творческие силы нации.

Современные же политические лидеры ориентированы на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных созидательных задач.

Последнее, впрочем, нельзя отнести к современной ситуации, сложившейся в России.

 

Список используемой литературы.

1. Политология: Учебник для вызов/В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин,    В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Политология: Учебник. – 3-ие изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008;

3. Политология: учебник/под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009;

4. Человек и общество: краткий энциклопедический словарь-справочник (политология)/Отв. ред. Ю.С. Борцов, науч. ред. И.Д. Коротец. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 1997;

5. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Гл. ред. А.М. Румянцев. – М.: «Советская энциклопедия», 1975;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.88K
Скачано: 325
Скачать бесплатно
03.11.10 в 18:27 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе