Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическое лидерство: специфика и политический маркетинг

Политическое лидерство: специфика и политический маркетинг [26.05.12]

Тема: Политическое лидерство: специфика и политический маркетинг

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.64K | Скачано: 259 | Добавлен 26.05.12 в 12:23 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

Введение 3

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции 4

2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства 11

3. Практическое задание 14

Заключение 16

Список литературы 17

 

Введение

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Любая совместная деятельность нуждается в упорядочении поведения индивидов, в выработке общих целей и определении путей и способов их достижения. Важность феномена лидерства осознавалась уже в глубокой древности. Внимание многих поколений политических мыслителей прошлого было приковано к личности великих правителей. Проблема “идеального правителя” занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т.Карлейль и Р.Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф.Ницше, З.Фрейда, Г.Тарда, Г.Лебона.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Цель контрольной работы является исследовать понятие «политическое лидерство», рассмотреть его основные типологии и главные функции, понять значение политического маркетинга и  показать уместность применения политического маркетинга к политической жизни, а также ответить на вопрос возможно ли появление политических лидеров в современных условиях.

 

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции

Слово «лидер» в переводе с английского означает «веду­щий». Смысл данного слова точно отражает предназначение такого человека и его функции. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные социальные общности – от небольших групп людей до сообществ государственного уровня, они объединяют и координируют индивидуальные усилия людей. Итак, лидер – это авторитетный член организации, социальной группы, общест­ва в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах.

С понятием «лидер» тесно связано понятие  «лидерство». Лидерство – сложное,  многоаспектное  явление.  В качестве центрального звена оно включает механизм взаимодействия лидера и его последователей. С одной стороны, оно предпола­гает действенное влияние лидера на отдельных людей или их группы, а с другой – оно основывается на их подчинении ли­деру, поддержке его решений и действий, готовности следовать за ним.

Несмотря на то, что в качестве ключевой фигуры этого взаимодействия выступает лидер, не следует упускать из виду и вторую его составляющую. Словосочетание «одинокий лидер» звучит абсурдно, лидером можно быть только по отношению к другим людям. Кроме того, специфике взаимодействия в рам­ках лидерства в большей степени соответствует термин «после­дователи», нежели «ведомые». Такое обозначение более умест­но, так как предполагает активную позицию тех, кто поддержи­вает лидера и следует за ним, равно как отражает статус самого лидера, который не навязывается извне, а добровольно предос­тавляется человеку его окружением.

Политический лидер, по мнению российского политолога Р. Мухаева, это, «личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию». Среди различных форм лидерства политическое лидерство занимает особое положение в силу того, что в общественной жизни оно наиболее зримо, значимо влияет на ход событий, затрагивающих судьбы большого числа людей.

Политическое лидерство неразрывно связано с феноменом власти, фиксируя при этом властные отношения между субъекта­ми и объектами политики [4, с.252-253].

Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

1) между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредствовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

2) оно носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;

4) политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т. е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений [5, с.91].

Современная политология при рассмотрении природы лидерства использует результаты следующих основных теорий: теория черт, факторно-аналитическая теория, теория конституентов, ситуационная концепция, психологическая теория, личностно-ситуативная теория, социологическая теория и интегративная теория лидерства.

Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам, и перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер: энергия, ум, воля и т.д. В соответствии с положениями теории, лидер лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером.

Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией.

Теория конституентов рассматривает лидерство как отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей. Кратко суть этой теории можно выразить фразой: «Короля делает свита».

Ситуационная концепция рассматривает лидерство как функцию ситуации, то есть через поведение лидера, которое вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера – результат места, времени и обстоятельств.

Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. Согласно ее положений, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, которое проявляется в стремлении к власти. Личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

Личностно-ситуативная теория позволяет познать природу лидерства через выделение четырех факторов, позволяющих глубже раскрыть существо лидерства: черты и мотивы лидера как человека; образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие следовать за ним; характеристики роли лидера; правовые и институциональные условия его деятельности.

Социологическая теория природы лидерства больше сосредоточивает внимание на анализе взаимодействия лидера и его последователей. Она позволяет выявить технологию эффективного лидерства, понять логику политического поведения лидера. Лидерство рассматривается как многогранное понятие, и сводить все только к личностным факторам нельзя.

Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.

Таким образом, все перечисленные теории рассматривают лидерство как постоянное, приоритетное влияние личности на общество или группу. Это влияние зависит от психологических черт личности, от характера взаимоотношений лидера и его сторонников, от мотивации лидерского поведения и поведения его сторонников [2, с. 139-140].

В современной политической науке существует несколько подходов к определению политического лидерства. Выделим следующие основные подходы к его трактовке:

1. Определение лидерства как постоянного приоритетного влияния со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Это определение вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей.

3. Лидерство - это влияние на других людей (В.Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. Во-вторых, руководящее воздействие должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. В-четвертых, влияние лидерства опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы правомерности руководства.

4. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке. Такого рода интерпретация лидерства применима, главным образом, в демократических организациях [1, с.100-101].

Политическое лидерство выполняет следующие важнейшие функции:

1. Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социальной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).

2. Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).

3. Распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование обновлений и социальных инноваций (мобилизационная функция).

4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция).

5. Коммуникация власти и масс, т. е. организация связи между обществом и властью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений (коммуникативная функция).

6. Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы (функция легитимации) [5, с.92].

Политический лидер формируется в результате многих факторов. Вследствие этого существуют различные типы лидеров.

Самая распространенная типология акцентирует внимание на характере взаимоотношений политика с ближайшим окружением (командой политика) – стиль руководства. Соответственно различают: авторитарный стиль (предполагает единоличное направляющее воздействие лидера; основной метод руководства - директивы, приказы и поручения, основанные на угрозе применения наказания; от подчиненных требуется безотказное выполнение его воли и беззаветная преданность); демократический стиль (для лидера характерен учет интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к принятию решений и стимулирование инициативы; основной метод руководства - поощрение и похвала окружающих); попустительский (отстраненный) стиль (пассивная позиция лидера при осуществлении им управленческих функций и предоставлении большой самостоятельности исполнителям, а также в желании избежать возможных конфликтов; основной метод руководства - просьбы, уговоры, советы; возможны ситуации, когда само ближайшее окружение начинает манипулировать политиком).

По форме влияния различают формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и оценивающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах. Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя. Неформальное лидерство характеризуется субъективной способностью и готовностью человека к выполнению роли лидера, а также признанием за ним права на руководство со стороны членов группы, организации, общества. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников.

Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы и революционеры. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность политического лидера, его программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования, прежде всего, властных структур. Революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе.

Другая система дифференциации политических лидеров, предложенная М.Вебером, основана на определении того, на чем основана законность власти. В соответствии с данным критерием Вебер выделяет три типа лидерства. Традиционное лидерство – получение политической власти на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Рациональное лидерство - обретение политической власти на основе всеобщих выборов. Харизматическое лидерство - вера народа в сверхъестественные способности правителя – вождя, пророка, князя, военачальника, выдающегося оратора.

Широко распространена в политологии концепция дифференциации политических лидеров на основе комплекса характеристик, разработанная американским политологом Маргарет Херманн. В ней главное место отведено личностным чертам самого политического лидера и конкретной ситуации, в которой он действует. На этой основе выделены четыре типа политических лидеров. Это образные, метафорические типы: «знаменосец», «служитель», «торговец» и «пожарный».

Лидер - «знаменосец» - это крупный стратег, который формирует собственную политическую программу и реализует свои идеи и цели. Лидер – «служитель» ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. Лидер – «торговец» как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Лидер – «пожарный» занимается «тушением пожаров», то есть реагирует, главным образом, на те проблемы, которые встают перед его приверженцами и избирателями.

Г.Лассуэллом разработана теория, основанная на доминирующей функции лидера. Исходя из этого, Лассуэлл различал три типа лидерства: лидер-идеолог, манипулирующий идеями, концепциями общественного переустройства; лидер-агитатор, манипулирующий эмоциями, настроениями последователей, умеющий увлечь массы; лидер-организатор, манипулирующий ситуациями.

Таким образом, политическое лидерство - это способность человека (группы людей) в условиях коллективной политической деятельности объединять и направлять действия группы, которая принимает и поддерживает его действия [2, с.143-145].

 

2. Политическое лидерство и политический маркетинг.

Современные тенденции развития политического лидерства

Понятие политического маркетинга недавно, но прочно утвердилось в политической науке и практике. Термин «маркетинг» - сформировался применительно к сфере экономики как понятие, означающее основанную на изучении рынка систем ценового, товарного и информационного воздействия на него с целью увеличения эффективности деятельности фирмы. Суть же концепции  политического маркетинга состоит в том, чтобы попытаться объяснить политику с позиции «политического рынка».

В ходе  анализа поведения человека в сфере политики было подмечено, что в основе оно имеет много  общего с его поведением в сфере экономики. Поведением человека  управляют механизмы  восприятия, запоминания, формирования мнения. Политический «товар» - сами лидеры, их идеи и программы – во многом поход на товар обычного рынка. Политика так же имеет свою программу, имидж, семью, команду. О потребительских характеристиках товара рассказывает его этикетка. Политического лидера представляют его партия, доверенные лица, предшествующая деятельность, устоявшаяся репутация.

Главный родовой признак рынка – конкуренция. Этот признак неотделим и от мира политики. В политике превышение предложения над спросом. Иначе можно сказать, что политика – это рынок товаров и услуг, действительно напоминающий экономический рынок.  Потому, если политический лидер стремится к успеху, необходимо учитывать этот факт. Таким образом политический маркетинг и возник как инструмент, помогающий политику добиваться различных целей: вхождения в политическое сообщество, укрепление известности, расширения числа сторонников, победы в избирательной кампании. Первым в этом был Д.Эйзенауэр, первым воспользовавшийся услугами профессиональных консультантов  во время президентских выборов 1952г в США, которые завершились его победой.

Политический маркетинг - это совокупность разнообразных методов изучения рынка и эффективной коммуникации  с ним с целью воздействия  на политическое поведение граждан. Применительно к институту лидерства политический маркетинг  включает следующие основные аспекты:

1) Формирование имиджа лидера;

2) Сегментирование рынка - разнообразные качества политического деятеля могут импонировать одной группе людей, но совершенно не вписываться в представления о политическом лидере другой группы. Поэтому на основе детального  изучения политического рынка необходимо выделить четкие группы  людей исходя из их политической симпатии;

3) Позиционирование – это выявление именно той группы, в которой политический лидер будет апеллировать в первую очередь, т.е. занять позицию в конкретном сегменте рынка;

4) Воздействие на выбранную группу. Оно осуществляется через СМИ, в непосредственных контактах лидера с потенциальными сторонниками, при помощи групп поддержки. Эффективными средствами информационного воздействия являются не только публичные выступления, но и политические плакаты, листовки, письма избирателям, лозунги политической кампании;

5) Имидж политического лидера  есть результат сознательного и целенаправленного конструирования облика. Формирование имиджа политического лидера - достаточно важно и играет не последнюю роль в победе или проигрыше. Экономически известно, что спрос на товар в немалой степени определяется не только его объективными характеристиками, но и субъективным его восприятием, совокупность свойств, которые привлекаю покупателя. Применительно к политическому лидеру можно сказать, что его образ должен в наибольшей мере отражать ожидания  существующих и возможных сторонников [4, с.264-266].

В последние десятилетия в развитии политического лидерства  обозначился ряд тенденций. В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществля­ется в рамках определенных норм и организаций. Функции лиде­ров определены разделением власти на законодательную, испол­нительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и под­держиваются собственными политическими партиями, контроли­руются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, по­вышает влияние среды на принятие решений. Современные лиде­ры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повсе­дневных, созидательных задач.

С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - профессионализация. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринима­тельства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политика превратилась в «предприятие», ко­торому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних ус­ловиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Политик фактически превратился в специалиста в области об­щественных коммуникаций, предполагающих обеспечение чет­кой формулировки требований населения, налаживание необхо­димых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организация­ми. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают ре­альным воплощением, материализацией механизма власти в об­ществе.

Другая важная тенденция в развитии политического лидерства – концентрация активности лидеров на экономических социальных проблемах. Формирование данной тенденции обусловлено тем, что обеспечение экономической стабильности, укрепление социальной защищенности граждан, рост благосостояния нации, связанные с деятельностью политического лидера, способствуют росту его влияния, расширяют число его приверженцев, ослабляют позиции его оппонентов.

Четвертая тенденция в развитии политического лидерства – это уменьшение вероятности появления в современных условиях выдающихся политических лидеров. Причины того заключаются, с одной стороны, в том, что многократное усложнение общественной жизни с необходимостью приводит к разделению труда в осуществлении лидерских функций. В настоящее время уже невозможно единично управлять государством. Даже политический лидер, который стремится лично контролировать все сферы жизни общества, не всегда может обойтись без консультаций с помощниками, чья компетенция в той или иной области выше [3, с.113-114].

 

3. Практическое задание

Покажите, на чем основано изложенное во многих источниках суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. Изложите свое мнение, насколько такая позиция верна.

XXI век – век глобализации. Мир вступил в новый этап своего развития – этап экономического, политического, технологического и культурного взаимодействия различных стран мира. Демократизация общества, развитие мировой экономики, отсутствие патриотических взглядов у современных политиков – все эти факторы повлияли на изменение характера политического лидерства.

На сегодняшний день уменьшилась вероятность появления выдающихся политических лидеров, таких как Владимир Ильич Ленин, Иосиф Виссарионович Сталин,  Фидель Кастро, Мао Цзэдун и другие.

Как известно, харизматический политический лидер появляется в кризисный период. Опираясь на исторические сведения, можно с уверенностью сказать, что большое число выдающихся лидеров появляются именно в период революционных или военных действий. Неисчислимое множество как отрицательных, так и положительных деяний было совершено в разное время политическими лидерами. С политической арены уходили в небытие старые, появлялись новые, воплощавшие судьбоносные замыслы.

На мой взгляд, XXI век нельзя назвать кризисным. По сравнению с XX веком, сошли на нет революционные перевороты, сократилось число войн, а следовательно людям не требуется вожак, способный привести их к цели, да и цели как таковой уже нет. В подобной ситуации не стоит ожидать появления яркой политической фигуры.

Приоритеты и потребности людей тоже отчасти претерпели изменение. По сути, большое число современных политиков – люди, у которых абсолютно отсутствуют определенные качества, так необходимые  для такого рода профессии. От подобных личностей не стоит ожидать судьбоносных решений. Современные же «лидеры»  ориентированы больше на решение не судьбоносных и долговременных, а повседневных и созидательных задач. Век коренных реформ и революций остался позади.

Сегодня нам нужен крупный политический лидер общенационального масштаба, способный переломить ход событий. Мое личное мнение  остается таким, что времена «великих» канули в Лету.

 

Заключение

В своей контрольной работе я осветила основные концепции политического лидерства, наиболее значимые определения, типологию и функции лидерства.

Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать не только как  процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть, потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Итак, проблемы политического лидерства в политологии имеют важное как теоретическое, так и прикладное значение. Деятельность политического лидера в значительной степени может способствовать, или наоборот, тормозить общественное развитие. Поэтому для отбора лидеров существуют разные психометрические и социометрические тесты и методики, успешно используемые на практике в цивилизованных странах. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны вовремя пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости – заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

 

Список литературы

1. Ачкасов В.А. Политология / В.А. Ачкасов, В.А. Гуторов. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с.

2. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс) / М.Ю. Зеленков. - М.: Юридиче-ский институт МИИТа, 2009. – 302 с.

3. Исаева Б.А. Политические отношения и политический процесс в современной  России. Учебное пособие. / под ред. Б.А. Исаева, Н.А. Баранова – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.

4. Лавриненко В.Н. Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 367 с.

5. Тургаев А. С. Политология в схемах и комментариях / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

6. Тургаев А. С. Политология: Учебное пособие / под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 25.64K
Скачано: 259
Скачать бесплатно
26.05.12 в 12:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе