Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическое лидерство: типы и функции

Политическое лидерство: типы и функции [28.04.10]

Тема: Политическое лидерство: типы и функции

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 33.32K | Скачано: 314 | Добавлен 28.04.10 в 15:23 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2009


Содержание

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции

2. Политическое лидерство и политический маркетинг. Современные тенденции развития политического лидерства.

3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция? Насколько она, по-вашему, верна?

Список литературы

 

1. Специфика политического лидерства, его типы и функции

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство – как "влияние", другие – как "управление", третьи – как "принятие решений", а четвертые признают лидерами только "новаторов", тех, кто "ведет вперед", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко, политический лидер должен сочетать в себе все эти качества.

Основные функции лидера:

1) Диагностическая функция – анализ, диагноз, оценки той или иной политической ситуации.

2) Должен направлять действия людей на определенные цели, то есть разработка политической программы и разработка стратегии и тактики поведения людей.

3) Организационная, мобилизационная задача. В политике эта задача решается только путем опоры на массовую организацию.

Все успешные лидеры демонстрируют наличие этих трех функциональных особенностей.

В зависимости от сочетания этих способностей лидеров относят к различным типам политических лидеров.

В политологии, начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных и харизматических, в зависимости от того, на чем основываются их претензии на власть.

1) Традиционные лидеры (вожди) – опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни – Иран)

2) Легальные лидеры – должны получить власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин)

3) Харизматические лидеры – они стоят особняком, их власть (скорее – авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет "Харизмой". Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи, желающие вручить ему политическую власть.

Существуют четыре собирательных образа лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник".

1) Лидер – знаменосец – отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.

2) Лидер – служитель – выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и их задачи являются для такого лидера центральными.

3) Лидер – торговец – основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики.

4) Лидер – пожарник – реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров.

Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки. Значение обстановки определяется тремя факторами:

1) Она оказывает влияние на формирование личности лидера.

2) Она ставит пред ним проблемы.

  3) Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных противников и сторонников.

 

2. Политическое лидерство и политический маркетинг.

Современные тенденции развития политического лидерства.

Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим более полувека назад, когда первый из лидеров - Д. Эйзенхауэр прибег к услугам рекламного агентства для организации предвыборной компании.

Политический маркетинг – это не агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И точно не реклама, предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический маркетинг – это прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями.

 В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.

Второй вид технологий политического лидера – выборная инженерия. Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В зарубежной политологии считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы:

1)  Социально-экономические условия в данном округе.

2) Уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа.

3) Особенности политической структуры в регионе (количество различных партий, клубов, авторитет других претендентов).

4) Активность общественно-политических организаций и объединений.

Но не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.

Третий вид – отношение лидеров к конкурентам. Здесь надо иметь в виду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".

Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами, проигрывает. Дж. Буш убедительно говорит об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:

1) Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой проблеме, никогда не прибегайте к личным выпадам.

2) Выполняйте "домашнее задание". Вы не можете лидировать, если заранее не знаете того, о чем будете говорить.

3) Используйте вашу власть лидера для убеждения, а не для запугивания.

  4)  Будьте внимательны к нуждам ваших коллег, даже если они находятся в самом низу тотемного столба.

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.

С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - его профессионализация. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации "политического товара", его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого "товара" как общего блага.

Политика превратилась в "предприятие", которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния, богатством, позволяющим ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Новые региональные лидеры отличаются тем, что они выдвинуты населением, стараются общаться с массами, завоевывать их доверие.

В настоящее время одной из проблем российского общества стало выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют "серыми кардиналами". Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером, а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была "рекрутирована" еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

Многим из новых лидеров не хватает опыта, им порой присущи наивность и романтизм. Что станет дальше с этими лидерами? Мировой опыт показывает, что возможны, по крайней мере, три сценария дальнейшего развития событий:

1. Вследствие ряда причин, включая внутренние противоречия, вызывающие антидемократическую реакцию, а также давление сверху (верх на всех уровнях), социальная база массовых демократических движений более или менее быстро разрушается, поле деятельности "новых лидеров" существенно ограничивается или же совсем пресекается. В итоге они перестают выполнять роль альтернативной демократической силы по отношению к традиционному аппарату. В этом случае процесс становления демократического института лидерства в лучшем случае откладывается до неопределенного времени.

2. Массовые демократические движения сохраняются, но их деятельность постепенно формализуется, жестко регламентируется и фактически огосударствляется. Они становятся колесиками и винтиками традиционной бюрократической машины. Лидеры и активисты этих организаций врастают в аппарат и на деле превращаются в чиновников. "Новые, лидеры", работающие в представительных и исполнительных органах власти, столкнувшись с трудностями реализации своих идей, принимают традиционные правила игры и фактически перестают выполнять свои лидерские функции. (Последствия этого варианта более отрицательны, чем в первом случае).

3. Процесс демократизации общества идет дальше, осуществляется коренная реформа политической системы. Устанавливается устойчивый, самовоспроизводящийся институт политического лидерства. Имеется в виду разветвленная по вертикали и горизонтали своеобразная сеть политических лидеров различных уровней и масштабов. Соперничая и сотрудничая друг с другом, они способствуют осуществлению контроля за деятельностью всех элементов власти (в том числе и высшего), включению различных групп общества в политический процесс.

Какой из этих вариантов утвердится, покажет ближайшее будущее.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.

 

3. Во многих источниках можно встретить суждение о том, что время великих политических лидеров безвозвратно ушло, и что в современных условиях появление таких фигур практически невозможно. На чем основана такая позиция? Насколько она, по-вашему, верна?

Я считаю, что великие политические лидеры появляются во время обострения политической ситуации. Вожак нужен только волчьей стае, а для руководства стадом достаточно пастуха. Позиция, которую всем нам навязывают данные источники, неверна. Основана она, вероятно, на директивах сверху. И никакого научного обоснования за ней не стоит. Все мы помним великого реформатора России – Столыпина, и что с ним стало? Так будет со всеми, кто не будет подчиняться.... Неспроста американские президенты с каждым поколением мягко говоря умом и сообразительностью не блещут, потому что такими людьми проще управлять. Современные лидеры крайне ограничены в маневре, а их имидж во многом - надутый мыльный пузырь. Учитывая уровень коррупции в стране, нетрудно сделать вывод, откуда берутся сегодняшние «лидеры». Также я думаю, что с развитием СМИ управлять мозгами людей стало еще проще, мы привыкли верить всему, что пишут в газетах и показывают по телевизору, не зная реального положения дел. Сегодня в России политическим лидером безусловно является премьер-министр (!) В. В. Путин, но говоря именно о величайших лидерах, мое мнение таково, что в наше время появление таких личностей весьма сомнительно.

 

Список литературы

1.   Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов на/Д.: Феникс, 1996.

2. Лазебный Л.И. Политическое сознание: отражение, регуляции, ценности. – М.: Знак, 1997.

3. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4. Политология: Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2007.

5.Политология: Словарь-справочник. / М.А.Василик, М.С.Вершинин, Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003.

7. Теория политики / Под ред. Б.А.Исаева. – СПб.: Питер, 2007.

8. Традиционное политическое сознание: эволюция мифологем. - Екатеринбург: Ин-т философии и права УрО РАН, 2005.

9. Флад К. Политический миф. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.

10.  Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: АЙРИС ПРЕСС,    2007

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+7
Размер: 33.32K
Скачано: 314
Скачать бесплатно
28.04.10 в 15:23 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе