Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Постмодернизм. Современная религиозная философия

Постмодернизм. Современная религиозная философия [25.10.10]

Тема: Постмодернизм. Современная религиозная философия

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.09K | Скачано: 302 | Добавлен 25.10.10 в 00:50 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2008


ПЛАН

I. Основные положения и принципы постмодернизма.

II. Главные направления современной религиозной философии.

III. Выразите свое отношение к философии постмодернизма. Дайте свою оценку высказыванию К. Маркса: «Религия - есть опиум для народа».

Список используемой литературы

 

I. Основные положения и принципы постмодернизма.

Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце XX столетия. Дословно этот термин означает «послесовременность» (или «постсовременность»). Однако нужно иметь в виду, что само понятие современность (модерн) является при этом несовсем определенным. Одни обозначают им духовную ситуацию Нового времени, утвердившего безграничную веру в силу человеческого разума и написавшего на своем духовном знамени знаменитое декартовское «cogito ergo sum» (мыслю, следовательно, существую). Другие этап «современности» связывают с эпохой Просвещения, апофеозом которого явились наука, разум и социальный прогресс.

Но в любом случае модернистское мышление характеризуют некоторые общие черты, с критикой которых и связано возникновение постмодернизма.

Становление и сущность постмодернизма.

В качестве теоретического понятия «постмодернизм» начинает употребляться лишь в 80-е годы XX столетия, прежде всего благодаря работам Ж. Ф. Лиотара. Именно в это время постмодернизм приобрел свою концептуальную оформленность и самостоятельность. Наибольшее и самое непосредственное влияние на возникновение «ситуации постмодерна» оказало философское направление, связанное с анализом языка. Исторически становление этого стиля мышления связано с исследованиями следующих мыслителей:

с исследованиями Фердинанда де Соссюра (1857-1913) связано зарождение структурализма – направления в познании XX века, задачей которого стало выявление структуры в различных областях культуры, в том числе в языке. По его мнению, язык – это система знаков, но сами связи между словом и предметом, знаком и означаемым являются произвольными.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) задачей философии считал не достижение истины, а анализ логической структуры языка. Значение слов и выражений естественного языка не является каким-либо объектом, обозначаемым словом. Значения словам и выражениям языка придает только использование слов в определенном контексте (языковой игре) и в соответствии с принятыми правилами.

Мартин Хайдеггер дал экзистенционально-лингвистическую критику метафизики. Он сознательно отказался от традиционных категорий философии модерна таких, как субъект, объект, познание, дух, материя и т. д. и занялся «деструкцией» («разбором») исторических конструкций разума при помощи феноменологического метода. Истина по нему – это несоответствие наших представлений реальности, она ускорена в способе бытия человека. Истина есть истинное бытие, она тождественна бытию.

Мишель Фуко (1926-1984) – внес заметный вклад в разработку проблематики постструктурализма своими исследованиями в области социального конструирования знания. В Европейской эпистемологии (теории познания) он выделил три «эписистемы» (познавательных поля): Возрождение, классический рационализм, современность. Если для Возрождения язык выступает как вещь среди вещей, а для классического рационализма (модернизма) – как средство выражения мысли, то в современной эписистеме язык является самостоятельной силой.

Яркий представитель постструктурализма и постмодернизма Жак Деррида отбросил всякую возможность установить для текста какой-либо единственный и устойчивый смысл. С его именем связан способ прочтения и осмысления текстов, который он назвал деконструкцией и который выступает у него основным методом анализа и критики предшествующей метафизики и модернизма. Сущность деконструкции связана с тем, что любой текст создается на основе других, уже созданных текстов. Поэтому вся культура рассматривается как совокупность текстов, с одной стороны, берущих начало в ранее созданных текстах, а с другой генерирующих новые тексты.

Таким образом, оказывается, что культура является не чем иным, как системой текстов, которые имеют уже самодовлеющее значение, которые живут своей жизнью и выступают в качестве демиургов реальности.

Общие черты постмодернизма.

Таким образом, для постмодернизма не может быть и речи о какой-то истине или прогрессе. Наше знание - это результат исторически обусловленной языковой и социальной практики. Эти языковые структуры не связаны с какой-либо независимой реальностью, а социальная практика всегда ограничена локальными формами бытия.

Важная черта «ситуации постмодерна» в том, что он принципиально не может существовать как какое-либо целостное и общее мировоззрение или философия. Ибо, согласно ему самому, «хаосу жизни» нельзя навязывать никакую теорию. Так как в основе этой мыслительной парадигмы лежит утверждение плюралистичности, локальности, временности (темпоральности) и децентрации бытия, то постмодернизм выступает разрушителем всех и всяческих философских и мировоззренческих течений, школ и направлений. Пессимизм, отчаяние и недоверие к действительности – также характерные черты этого мышления.

Среди основных положений философии модерна можно отметить:

_____________________

1 Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – стр. 254.

центра.

В общем и целом эпоха модернизма стремилась к открытию всеобщих научных законов развития природы и общества и их использованию в деятельности человечества, ее представителей объединяла вера в социальный и научный прогресс и установления на этой основе господства человека над природой, социальной справедливости и гуманизма.

 

Главные направления современной религиозной философии.

В годы догматизации марксизма всякая религиозная философия в связи с воинствующим атеизмом рассматривалась как реакционная. Конечно же, критики марксизма со стороны представителей этой философии не оставались в долгу и наряду с обоснованными претензиями к диалектическому и историческому материализму допускали искажения и вульгаризацию, хотя уже в те времена наметился и диалог марксизма с религиозными философами. Сейчас настало время по возможности непредвзятого изложения и оценки религиозно-философских школ.2

Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека.

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались мировые религии: буддизм, ислам и христианство. Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их.

В современной религиозной философии выделяют несколько отдельных направлений: неотомизм, буддизм, исламская философия и неопротестанство.

____________________

2 Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – стр. 242.

Неотомизм.

Это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви, ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, Ю. Бохеньский, Г. Веттер, К. Войтылла и др. Основой для развития неотомизма послужило возрожденное церковью учение Фомы Аквинского (XIII в.), приспособившего философию Аристотеля к нуждам и потребностям католической религии. Благодаря синтезирующему и компромиссному характеру творчества этого мыслителя, основные положения его философии продолжают существовать с определенными изменениями и поныне. Прежде всего, это принцип гармонии, веры и разума. Бог, по этому принципу, постигается двумя путями. Путь вниз – это откровение, вера и путь вверх – от исследования сотворенной природой к познанию ее творца. Большую роль в неотомизме играет понятие аналогии бытия, идущее еще от Августина Блаженного.

Для неотомизма характерна своеобразная диалектика проявляющаяся, прежде всего в соотношении различных областей бытия: формы и материи, субстанции и атрибута, божественного и сотворенного, бесконечного и конечного. Любое знание о Боге толкуется как несовершенное. Бог всегда остается таинством и постигается человеком не в адекватном, а только в аналогичном познании. В противоположностях на первый план выдвигается не их борьба, а гармония и взаимопроникновение. Немецкий философ Б. Лакебринк на этой основе создал свой метод, который он назвал аналектикой, противопоставляя его диалектике. В аналектике фактически отрицается борьба противоположностей, их взаимоотрицание и с этих позиций критикуется диалектика.3

Буддизм.

Так же, как христианство и ислам, буддизм является мировой религией.

___________________

3 Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – стр. 239.

возник в глубокой древности, в VI в. До н. э. в Индии, а затем распространился на многие страны Запада и Востока. Основатель буддизма Будда Шакья-Муни.

 Он включает в себя два учения: о природе вещей и о пути познания. В основании учения о природе лежит концепция дхарм, «элементов», или «частиц» мира, составляющих субстанцию физического и психического миров, которые каждое мгновение вспыхивают и потухают. Мир является вечно изменяющимся и перерождающимся. Буддисты в основном отвергают отдельно существующую душу, или атман, вне пяти групп элементов, образующих человеческую личность. Это сознание, представления, чувства, кармические силы, т. е. силы, которые определяют следующее перерождение личности, хорошее или плохое, и материальную оболочку личности. Видимое бытие представляет собой мир иллюзорный. Истинным миром является нирвана, или «пустота». О нирване мудрец ничего не может сказать, кроме того, что она существует. В этом буддизм оказывается агностицизмом. Окончание перерождений означает слияние с нирваной.

В современном буддизме происходит некоторая его рационализация по протестантскому типу.

Исламская философия.

В отличие от католической христианской философии, исламская философия была в относительной независимости от религиозной догматики. Именно там зародилась теория двойственной истины, перешедшая затем от Аверроэса (1126-1198) в европейскую схоластику. В исламской философии большое распространение получил взгляд, что истины, найденные разумом, не находятся в противоречии с истинами священного писания, если те и другие правильно понимаются. Трактовка Аллаха как безличностного  Бога все больше приобретает сторонников среди богословов, стремящихся придать исламу религиозно-философский характер.

В современном исламе существуют два направления: традиционное и модернистское. Там, где наиболее сильны остатки феодализма, преобладает традиционализм, выступающий против всяких новшеств и использования современной философии. Утверждается, что только Коран и Шариат могут обеспечить социальный прогресс. Модернизм появился еще в XIX в. Наиболее известные его представители Мухаммед Акбал (1873-1938) из Индии и Мухаммед Абдо из Египта, пытавшийся использовать учение Р. Декарта. Модернисты утверждают единство Бога и отвергают какое-либо подобие между ним и сотворенными вещами. Они подчеркивают неограниченные возможности человеческого разума, а также свободу человека и его ответственность за свои поступки, за добро и зло в мире.4

Неопротестанство.

В отличие от католицизма, в протестантстве нет официальной философской доктрины. В начале XX в. После Первой мировой войны возникло течение неортодоксального протестантства как реакция на «либеральное христианство» XIX в., отличающееся оптимистическими взглядами на человека, на его исторические перспективы, на общественный прогресс.

В этой философии обсуждаются проблемы смысла бытия человека в его отношениях с миром и Богом. Главные представители неоортодоксализма: К. Барт, Э. Бруннер, Рейнольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих, Р. Бультман и др.

Многие проблемы, рассматриваемые неоортодоксами, по-своему, являются заимствованиями из концепций экзистенционализма, особенно из философии М. Хайдеггера.

В XX в. В протестантстве оформилась и так называемая радикальная, или новая теология. У ее истоков стоит лютеранский пастор Л. Банхоффер. Он отвергает основной тезис традиционного христианства о

__________________

4 Религия. История и современность. Учебник для вузов/ Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – стр. 45.

противоположности и несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного.

Большое влияние приобрела радикальная теология среди протестантских философов США, где возникло даже учение о мертвом Боге. Представители этого направления утверждают, что умерший Бог однажды воскреснет и предстанет перед людьми в новой форме. А до тех пор нужно служить ближнему и любить его.

 

III. Выразите свое отношение к философии постмодернизма. Дайте свою оценку высказыванию К. Маркса: «Религия - есть опиум для народа».

Философия постмодернизма, вместе с ее внутренней противоречивостью, пытается аппелировать к разуму и доказать свои положения посредством его. Вместе с тем, изначально отрицает научную состоятельность самого разума. Я поддерживаю точку зрения о том, что наши знания – это есть ни что иное, как исторически сложившаяся обусловленная языковая и социальная практика.

Высказывание К. Маркса: «Религия – есть опиум для народа» для меня имеет неоднозначный характер. С одной стороны, ее можно рассматривать, как должное. То есть религия, а точнее – вера, для некоторых людей является пристрастием, без которого они не видят смысла в жизни. В прошлом, в Средневековье, эта страсть переходила в своего рода фанатизм, когда народ отстаивал каждый свою веру, ценой которой нередко становились казни, гонения и инквизиция. Таким образом они совершали свой «религиозный долг».

С другой стороны, применительно к христианской религии, это высказывание не имеет никакого отношения. Так как вера в Бога, существует внутри самого человека и не носит такого публичного и фанатичного характера. Поэтому мне кажется, что наша вера истинно духовная.

 

Список используемой литературы:

  1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677 с.
  2. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
  3. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.
  4. Философия: Учебник/ Под ред. проф В. Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 520 с.
  5. Религия. История и современность. Учебник для вузов/ Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 264 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 17.09K
Скачано: 302
Скачать бесплатно
25.10.10 в 00:50 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе