Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Постмодернизм
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 31.53K | Скачано: 294 | Добавлен 27.11.13 в 16:00 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Барнаул 2013
Содержание
Введение 3
1.Истоки и становление постмодернизма 4
2.Основные положения и принципы постмодернизма 7
3.Мое отношение к философии постмодернизма 12
Заключение 14
Литература 15
Постмодернизм как явление относительно молод - его возраст насчитывает лишь около 25 лет. Само понятие «Постмодернизм» с точки зрения основной из проблем современности, которая харектеризуется противостоянием разных способов мышления и форм жизни, впервые начал использовать в конце 70 годов прошлого века французский философ Жан-Франсуа Лиотар. Представляя прежде всего культуру общества информационного, постиндустриального, постмодернизм в то же время не не ограничивается этими рамками, но по разному проявляется во всех сферах жизни общества, затрагивая даже политику и экономику. В постиндустриальном обществе все большее значение приобретает сфера услуг, образование и наука, на место корпораций выходят университеты, а на место бизнесменов - ученые и специалисты. Все большее значение приобретают производственная сфера, и информационные технологии. Наиболее ярким примером этого изменения в мировоззрениях стало возникновение во 2 половине 20 века субкультуры хиппи.
Несмотря на то, что постмодернизм ярче всего проявляется в искусстве, он существует и как определенное направление в философии. В целом он выражается как особое умонастроение и духовное состояние, в образе жизни и культуре.
Цель работы: рассмотреть особенности постмодернизма.
Задачи работы:
- выделить истоки и становление постмодернизма;
- рассмотреть основные положения и принципы постмодернизма;
- выразить свое отношение к философии постмодернизма.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и литературу.
Первые «ласточки» постмодернизма проявились в итальянской архитектуре и литературе США в конце 50 годов прошлого столетия. Затем постепенно это веяние просочилось в искусство других стран Европы и Японии, а в конце 60 годов стали устойчивыми и во многих других областях культуры.
В качестве особого феномена постмодернизм был выделен в 70 годах 20 века, хотя на счет более точной даты его зарождения определенного мнения не существует[4, с. 12].
В целом все 70 годы стали временем триумфа постмодернизма. Появлениев 1979 году книги «Состояние постмодерна» французского философа Ж. Ф. Лиотара сыграло особую роль в этом процессе, поскольку многие черты явления в этой книге впервые были обобщены. Книга вызвала оживленный интерес, и это помогло постмодернизму получить окончательное признание.
К началу-середине 80 годов постмодернизм уверенно распространился по миру, и достиг настоящего успеха, если не сказать - триумфа. Стараниями средств массовой информации постмодернизм становится модой интеллектуалов, фирменным знаком, своеобразной визитной карточкой в мир посвященных и избранных. Как в начале 20 века нельзя было не быть авангардистом или модернистом, так в конце 80 годов стало не модно не быть постмодернистом.
В каждой конкретной области человеческой жизни постмодернизм проявлял себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм максимально отвечает запросам общества потребления и средств коммуникации и информации. Он не имеет четкого выраженного разделения на классовую и социальную составляющую. Уровень материального потребления является основным критерием разделения на социальные слои. Это общество высокой толерантности и всеобщего компромисса. К нему сложно применить общее понятие «народ», поскольку население практически превратилось в аморфную массу и разделяется только на «потребителя» и «клиента»[11, с. 148]. Как ни странно, в огромной степени это коснулась интеллигенции, которая уступила пальму первенства в этой гонке простым интеллектуалам, являющимся просто лицами умственного труда. Число их огромно, но социально-политическая и духовная роль в обществе практически незаметна и сведена к нулю. Главным стимулом в жизни для такого человека становится материальный и профессиональный успех, причем не в конце жизни, а по возможности быстрее. Ради прихода этого успеха человек постмодернистского общества готов поступиться любыми принципами.
В сфере культуры главенствующее положение занимает культура масс-медиа, а вслед за ней мода и реклама. Часть западных авторов даже называют моду определяющим звеном не только в сфере культуры, нои во всей постмодерной жизни. Действительно, мода начинает все больше принимать на себя ту роль, которою раньше брали на себя мифология, философия, религия и наука. Мода все обосновывает, освящает и узаконивает. Все, что является немодным - не может стать элементом культуры, а, следовательно, не имеет прав на существование.
Даже научные теории для того, чтобы получить признание, обязаны сначала стать модными. Ценность науки зависит не столько от внутреннего наполнения, сколько от внешней привлекательности и эффектности. Но мода - дама капризная и неуловимая, и именно эта особенность делает постмодерновую жизнь все более неустойчивой и непредсказуемой[11, с. 27].
Важной чертой постмодерна можно называть театрализацию. Она охватывает многие области жизни, и практически все сколь-нибудь важные события все больше приобретают черты шоу, яркого спектакля или даже балагана. Даже политическую жизнь пронизывает театрализация, при этом политика из места серьезной и активной деятельности гражданина превращается в зрелище, становясь не более чем местом эмоциональной отдушины. Баталии на политическом фронте в эпоху постмодерна не приводят к революциям, поскольку нет у них достаточного запала, глубины, необходимой остроты противоречий, достаточного количества энергии. В политике постмодерна уже решаются вопросы жизни или смерти, она наполнена игровым началом, несмотря на то, что ее роль в общественной жизни отнюдь не уменьшилась и даже возросла. В некотором роде политику можно назвать религией современного человека.
Понятие «постмодернизм» (или «постмодерн») дословно обозначает «послесовременность» и обозначает ситуацию, которая сложилась в культурном самосознании жителей западных стран в конце 20 века. Однако следует помнить, что само понятие «модерн» («современность») при этом не является в полной мере определенным. Кто-то обозначает им духовную ситуацию «нового времени», которое окончательно утвердило безграничную веру в торжество человеческого разума и следует знаменитому декартовскому выражению «мыслю - следовательно, существую»; кто-то этап «современности» связывает с эпохой Просвещения, апогеем которого является социальный прогресс, наука и разум[4, с. 19].
В общем направлении эпоха модернизма стремится к открытию общих научных законов, по которым развивается природа и общество, их использованию на благо человечества. Представителей эпохи объединяла безоговорочная вера в научный и социальный прогресс, на основе которого устанавливается господство человека над природой, социальная справедливость и гуманизм.
Приблизительно со второй половины 20 века такой тип мышления и общекультурная парадигма подверглись критике со стороны приверженцев неклассической философии, что и привело в результате к возникновению постмодернистского мышления.
В виде теоретического понятия термин«постмодернизм»стали употреблять только в 80 годы, прежде всего благодаря Ж. Ф. Лиотару.
В это время постмодернизм окончательно оформляется концептуально и приобретает самостоятельность. С точки зрения его содержательной стороны, то самое непосредственное влияние на возникновение «ситуации постмодерна» оказало некое философское направление, связанное с анализом языка, совершенно сознательно причислявшее себя к постмодернизму. Историческое развитие такого стиля мышления связано с исследованиями
Фердинанда де Соссюра, ЛюдвигаВитгенштейна, Мартина Хайдеггера, Мишеля Фуко.
Ярким представителем постмодернизма и постструктрализма можно назвать Жака Деррида, отбросившего всякую возможность установки для текстов единственного и устойчивого смысла. С его работами связан способ прочтения и осмысления текстов, называемый им деконструкцией, и выступающий основным методом критики и анализа предшествующей метафизики и модернизма. Смысл деконструкции в том, что любой новый текст создается на основе уже существующих. Именно поэтому вся культура может рассматриваться как совокупность текстов, которые с одной стороны берут начало в ранее созданных, с другой - генерируют новые тексты[7, с. 41].
Вся культура - не что иное, как система текстов, которые приобретают уже самодовлеющее значение, живут своей жизнью и становятся уже демиургами реальности. Более того, тексты со временем могут приобретать свой смысл, отличающийся от того, который первоначально вложил в них автор[2, с. 56]. При этом и сам автор уходит в далекое прошлое. Так что текст не просто приобретает автономию, но и становится бесхозным, анонимным. Стоит отметить, что деконструкция как способ исследования текстов связана с поиском одного текста в другом и встраивания одного текста в другой. При том исследователь не может находиться вне исследуемого текста, и любая критика и интерпретация, допускающая такой «выход» считается несостоятельной.
Кроме Ж. Лиотара, М. Фуко и Ж. Дерридызаметными представителями постмодернизма в настоящее время являются такие авторы, как Ж. Бодрийар, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Р. Рорти.
Все они объединены единым стилем мышления. В рамках этого стиля предпочтение отдается не неизменности знания, а его нестабильности; оценивается не абстрактный, а конкретный результат опыта; утверждается, что окружающая действительность живет сама по себе и недоступна для познания; пропагандируется акцент не на абсолютности истины, а на ее относительности[6, с. 21]. Поэтому на знание окончательной истины не может претендовать никто, поскольку любое ее понимание является всего лишь человеческим истолкованием, не могущим быть окончательным. Кроме этого, на толкование истины оказывают влияние такие факторы, как социально-классовая, этническая, расовая, родовая и т.д. принадлежность индивида.
Таким образом, можно говорить, что мир не существует в отдельности от интерпретатора, и представление о мире на самом деле реализуется в виде цепи бесконечных интерпретаций. Объект познания и его субъект всегда нераздельны, и объект познания нами воспринимается таким, каким уже получен нами в интерпретации предшествующих субъектов. Любой объект познания уже изначально оказывается включен в определенный и истолкованный до нас контекст.
В философии, также, как и в науке, искусстве, религии, эпохи постмодерна не существует и не может существовать какая-либо объективная основа, ибо нет объективной истины, той точки зрения, которая могла бы служить основанием для «истинного» мировоззрения. Отсутствие опорных пунктов и устойчивых принципов познания, размытость границ между объектом и субъектом познания, социокультурная обособленность, историческая относительность и неопределенность любого знания — все это и характеризует «ситуацию постмодернизма» в современной культуре вообще и философии в частности[6, с. 22]. В «состоянии постмодерна» человек оказался лишенным каких-либо философских, научных, религиозных или нравственных опор и устоев и остался один на один с миром, в котором безраздельно властвует гераклитовское «все течет».
Характерная черта постмодернизма — негативизм, «апофеоз беспочвенности»[6, с. 22]. Все, что до постмодернизма считалось устоявшимся, надежным и определенным: человек, разум, философия, культура, наука, прогресс — все было объявлено несостоятельным и неопределенным, все превратилось в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать и «деконструировать», но на которые нельзя опереться в человеческом познании, существовании и деятельности.
Важная черта «ситуации постмодерна» в том, что он принципиально не может существовать как какое-либо целостное и общее мировоззрение или философия. Ибо, согласно ему самому, «хаосу жизни» нельзя навязывать никакую теорию[2, с. 76]. Так как в основе этой мыслительной парадигмы лежит утверждение плюралистичности, локальности, временности и децентрации бытия, то постмодернизм выступает разрушителем всех и всяческих философских и мировоззренческих течений, школ и направлений. Пессимизм, отчаяние и недоверие к действительности — также характерные черты этого мышления.
Это приводит к тому, что теория разрушает и отрицает сама себя, исходя из собственных постулатов. Действительно, с одной стороны, постмодернизм претендует на определенный концептуальный смысл, на утверждение своих заслуг перед классическими концепциями. Чувство превосходства постмодерна над теориями модерна вытекает прежде всего из осознания того, что человек бессилен объяснить мир, что человеческий разум не способен добраться до сути вещей и не может претендовать на «истину». Но, с другой стороны, постмодернизм тем самым отрицает и самого себя, свою собственную «истинность» и лишает других доверия к своим собственным рассуждениям, словам и текстам.
Представители постмодерна, таким образом, загоняют себя в логическую ловушку, которую они сами себе устроили: они пытаются оспорить эпистемологическую способность разума, обращаясь для этого к самому разуму. Проблема, следовательно, состоит в том, как можно при помощи логики и разума доказать «неспособность разума» к доказательству, к познанию вообще[8, с. 126].
В итоге от постмодернизма остается лишь критическое сознание, которое вместе с тем является и самокритическим сознанием. И это последнее само по себе уже обнадеживает и вызывает оптимизм. Ибо, применив «деконструкцию» к самому себе, постмодернизм необходимо должен будет признать историческую относительность и преходящее значение своих собственных «истин», утверждений и текстов и охарактеризовать себя как один из возможных «локально-темпоральных-децентрированных-антитоталитарных» и т.д. взглядов[8, с. 127]. И это совсем не означает, что завтра не появится новая философская парадигма, ибо место для нее уже расчищено, благодаря в том числе и постмодернизму. И в этом, возможно, заключается его самое большое значение в истории философской мысли.
Постмодернизм способствовал утверждению не только критического мышления, но и социальной критики западноевропейской истории и общества. Многие, в том числе представители научного сообщества, были вовлечены в «деконструкцию» традиционного восхваления капитализма.
Я считаю, что, как и во всяком философском движении, в постмодернизме есть свои крайности. С одной стороны, он культивируется в форме малоосмысленного философского авангардизма, вполне заслуженно подвергаемого критике. Другой стороны, постмодернизм часто выступает как вполне умеренная реакция на многочисленные новации теперешней жизни. Такая чуткость, надо полагать, заслуживает поддержки. Сейчас время, когда идеология становится метафизикой, философия - идеологией, искусство - повседневностью, сама же повседневность, не желая оставаться собой, мечтает стать религиозным кредо и даже - сделать людей счастливыми.
Можно сказать, что интеллектуалы наилучшим образом воплощают состояние постмодерна, поскольку их положение в обществе изменилось наиболее радикально. В эпоху модерна интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий. Один западный автор по этому поводу замечает: раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на взятие Бастилии, теперь они делают карьеру на их управлении. Интеллектуалы уже не претендуют на роль властителей дум, довольствуясь исполнением более скромных функций. Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма, столь почитаемых когда-то протестантской этикой. Он склонен жить одним днем, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более о далеком будущем.
Такое положение во многом объясняется тем, что постмодернистское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в Средние века - религия, в эпоху модерна - сначала философия, а затем наука. Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире.
Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. Как отмечает французский философ П. Рикер, в наши дни наблюдается «гипертрофия средств и атрофия целей» [18]. Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, исчезновение будущего, которое оказалось как бы украденным. Все это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Если И. Кант в свое время создал «Критику чистого разума», то его соотечественник П. Слотердайк в связи с двухсотлетним юбилеем кантонского труда издает «Критику цинического разума» (1983), считая, что нынешний цинизм вызван разочарованием в идеалах Просвещения. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей. Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.
После постмодернизма уже, видимо, нельзя отрицать равноправную многозначность объективной реальности, человеческого духа и человеческого опыта. Понимание всеми этого равноправного многообразия мира создает предпосылки для его интеграции и синтеза в единую систему. И если человечество не осознает тех возможностей и импульсов, которые содержатся в этой интегративной тенденции, если оно не вырабатывает для себя объединяющих идей, то в XXI веке оно столкнется уже не с «деконструкцией», а с «деструкцией», причем не в теоретическом, а практическом «контексте».
Исторические факты свидетельствуют, что религия оказывала и на личность, и на общество двойственное влияние - как подавляющее, регрессивное, так и освобождающее, гуманное, прогрессивное. Эта двойственность присуща не только религиям мистического склада, устремленным к созданию некоего сверхчувственного единства человека и божества (например, индуизм и буддизм), но и религиям профетическим, зародившимся на Ближнем Востоке, - иудаизму, христианству и исламу. В наши дни положение в религиозной жизни характеризуется одновременным конфликтным сосуществованием разновременных парадигм в рамках различных церквей и вероисповеданий.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.