Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Экономическая программа возрождения ФРГ

Экономическая программа возрождения ФРГ [17.10.10]

Тема: Экономическая программа возрождения ФРГ

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.47K | Скачано: 254 | Добавлен 17.10.10 в 17:57 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Владимир 2008


Содержание

1. Экономика страны после второй мировой войны. 3

2. Программа Л.Эрхарда и результаты ее реализации. 8

3. Роль плана Маршала в восстановлении экономики страны. 12

4. Список использованной литературы. 15

 

1.Экономика страны после второй мировой войны.

Послевоенное состояние экономики Западной Германии выглядело наиболее удручающим: разрушенные города, демонтированные заводы и фабрики (или уничтоженные бомбардировками), на десятки лет отброшенное аграрное производство, пустые полки магазинов, карточная система, спекуляция. После войны на душу населения приходилась одна тарелка в 5 лет, пара ботинок – в 12 лет, костюм – в 50 лет и т.д., страна производила едва половину продукции 1936 г. Народ получил урок всеобщего финансового, экономического  и  нравственно-духовного истощения. Экономика Германии после развязанной ею первой мировой войны оказалась на грани краха.

К окончанию второй мировой войны экономическая система Германии имела следующие черты:

1. Централизованное управление ценами, заработной платой и рентой (фиксация в 1936 г.).

2. Регулирование потребительского рынка, рынка труда, жилищного рынка и рынка сельскохозяйственной продукции.

3. Централизованное распределение сырья и инвестиционных товаров между отраслями экономики.

4. Преобладание частной собственности на средства производства.

Территория Западной Германии составляла примерно 52% территории Третьего рейха, здесь до войны проживало около 57% населения страны. В западных зонах оккупации находились основные производственные мощности (61% промышленного производства), но производилось лишь 43% сельскохозяйственной продукции Германии. Это стало одной из причин дефицита продовольствия. После окончания войны Западная  Германия могла самостоятельно обеспечить только 50% своей потребности в продовольствии (до войны – 80%).

Точное определение ущерба, причиненного войной экономике Западной Германии невозможно, все величины убытков носят оценочный характер. Промышленность, сельское хозяйство, инфраструктура и жилищный фонд Западной  Германии пострадали от войны в разной степени. Ряд авторов утверждает, что промышленность Западной Германии пострадала очень сильно, ссылаясь при этом на то, что промышленные предприятия были одной из главных целей авианалетов во время войны. Однако еще Эрхард, работая по поручению военной администрации над проблемой восстановления экономики в, утверждал, что ущерб от войны может быть достаточно легко устранен. В ходе своих встреч и консультаций с промышленниками и бизнесменами Эрхард убедился, что оборудование и  здания по большей части повреждены незначительно, почти везде имеются значительные запасы сырья.

Другие специалисты также давали довольно оптимистические прогнозы. Так, анализ, проведенный на объединенных металлургических заводах, показал, что 12 из 16 важнейших заводов могут быть немедленно загружены, по крайней мере, на 30%. А на заводах рассчитали, что после получения разрешения на производство можно было бы незамедлительно достичь в производстве чугуна – 20% от максимально возможного объема производства, стали – 25%, готового проката – почти 40%.

Несмотря на влияние войны и сокращение инвестиций на ее завершающем этапе, размер основных фондов в 1945 г. был на 21% больше уровня 1936 г. Кроме того, производственные мощности в 1945 г. были значительно современнее, чем до войны. Во многих местах требовался ремонт, прежде всего – ремонт зданий. Но данный ремонт не был чем-то непосильным, к нему сразу после окончания войны приступили кадровые рабочие. Ряд исследователей высказывает мнение, что росту производства мешал дефицит ресурсов. Однако, как отмечал Эрхард, склады после войны были практически полны. Так, металлургический завод Тиссена сообщал, что он располагает “значительными запасами руды”, металлургический завод “Добрая Надежда” распоряжался достаточными складскими запасами руды, кокса и т.п., а также десятками тысяч тонн чугуна и заготовок. У предприятий была прекрасная возможность наращивать эти запасы. Предприятия сообщали органам власти завышенные потребности в ресурсах для производства той или иной продукции, а излишки ресурсов оседали на складах. Это было очень выгодно, так как официальные запасы власти распределяли по низким ценам. Создание резервов ресурсов и незаменимых средств производства с осени 1944 г. стало стратегией предприятий, так они готовились к послевоенному времени.

Потери в сельском хозяйстве были меньше, чем в промышленности. Еще во время войны объем сельскохозяйственной продукции начал снижаться из-за потери территорий, нехватки машин, дефицита минеральных удобрений и снижения качества посевного материала. Однако главной потерей для сельского хозяйства стала потеря восточного сельскохозяйственного региона-донора. Недостаточный объем сельскохозяйственной продукции привел к тому, что установленная еще Лигой Наций норма 2400-3000 калорий на человека в день не обеспечивалась, в первые послевоенные годы в промышленных центрах Западной Германии продуктовый рацион составлял всего 740-800 калорий.

Наибольший ущерб в ходе войны получила транспортная инфраструктура, так как с сентября 1944 г. она являлась главной целью бомбовых ударов союзников. Много дорог и мостов было разрушено самими немцами при отступлении. Большой урон был нанесен железнодорожному и автомобильному транспорту. Многочисленные разрушения железнодорожного полотна, мостов через реки, сигнальных устройств, тоннелей, разрушение подвижного состава, недостаток запчастей временно практически парализовали железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт не функционировал, в основном, из-за недостатка транспортных средств. Если в 1939 г. на 1 тыс. чел. приходилось 18,9 ед. легкового автомобильного транспорта (5,9 ед. грузового транспорта), то в 1946 г.–только 4,1 (4,0).

Обширными были разрушения жилищного фонда. В результате бомбардировок и наземных боев было уничтожено около 20% всего жилищного фонда, 1,86 млн. квартир были непригодны для жилья, 3,6 млн. – повреждены. Поток беженцев и выселенных с Востока усугублял тяжелое положение с жильем. На момент окончания войны около 20 млн. жителей Западной Германии не имели жилья. В 1939 г. среднее число жителей на одну квартиру составляло 3,7, в 1946 г. – 5,6.

Наибольшие потери жилищного фонда были в промышленных центрах. Так, в Берлине было разрушено 50% всего жилищного фонда, в Гамбурге – 60%, в Кельне – 70%. Городское население стремительно сокращалось.

К 1945 г. в структуре населения произошел ряд изменений. Из неблагоприятных можно назвать старение населения, значительное преобладание женщин, особенно в возрастной группе 25-30 лет, неравномерность роста населения по регионам. Однако за время войны значительно улучшилась квалификационная структура рабочей силы. Кроме того, увеличилось количество трудоспособных граждан. Если в 1939 г. на территории Западной Германии проживало 24,4 млн. чел. в трудоспособном возрасте, то в 1946 г. – 25,7 млн. чел. Улучшение квалификационной структуры рабочей силы выразилось в значительном росте квалификации большинства работников. Причина этого в том, что во время войны в ходе использования иностранных рабочих для низкоквалифицированных работ немецкие рабочие продвигались на места с более высокими требованиями. На новых местах немецкие рабочие овладевали соответствующими знаниями с помощью специальных производственных образовательных программ, обучение проводилось прямо на рабочем месте.

Таким образом, после окончания второй мировой войны в Западной Германии существовала экономическая система с преобладанием элементов плановой модели. В ходе войны больше всего пострадали инфраструктура и жилищный фонд, промышленность пострадала незначительно и была готова увеличивать выпуск продукции. Сельское хозяйство пострадало еще меньше, однако потеря восточных земель привела к дефициту продовольствия. В целом, несмотря на определенные трудности, экономика Западной Германии могла быть восстановлена довольно быстро.

 

2.Программа Л.Эрхарда и результаты ее реализации.

 

Государственный долг гитлеровского правительства возрос почти в 14 раз, количество денег, не имеющих товарного покрытия в обращении, возросло в 5 раз, инфляция приближалась к 600 % своего довоенного уровня, существовал значительный «чёрный рынок».

Все усилия, направленные на снижение государственного долга, сокращение величины денег в обращении, карточной системы с помощью увеличения налогов и замораживания наличных счетов в банках, давали обратный эффект, и в результате снижался интерес к деньгам, косвенно поддерживалось «натуральное» хозяйство и стали преобладать товарообменные сделки не только в расчётах между отдельными производителями, но и в оплате труда, транспорте, сфере обслуживания.

Западные оккупационные власти были вынуждены ежегодно завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления  на 1 млрд. долларов. И даже предлагали вывести до 20 млн. немцев, обречённых на голодную смерть.

В организации хозяйственной жизни также царил полный хаос, одновременно в стране функционировало несколько порою противоречащих друг другу экономических систем. Оздоровление экономики Германии требовало решительных мер, но противников реформ оказалось больше, чем их сторонников.

В результате поисков возрождения Германии было принято решение к отторжению чистого экономического либерализма, который при всех своих достоинствах в отношении поднятия производства оказывался неспособным разрешить проблему социальной справедливости, то есть справедливого распределения результата общественного труда. Также отторгалась позиция усиление роли государства из-за его недавнего нацистского прошлого.  Возобладала идея социального рыночного хозяйства, где ведущая роль отводилась рынку – как регулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хозяйственной производительности, и в итоге провести достойную социальную политику.

Главным архитектором хозяйственных реформ стал  профессор Людвиг Эрхард – директор Управления хозяйства объединенных западных оккупации в 1948г., министр народного хозяйства ФРГ, который сочетал в себе теоретические знания и опыт крупного хозяйственного руководителя. Основную цель экономических реформ он видел в создании «социального рыночного хозяйства», в повышении покупательной способности всех слоёв населения и сосредоточении всех усилий хозяйства на увеличении национального хозяйственного дохода. А рычагами экономического возрождения он считал – свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в экономике.

Планы Л. Эрхарда по возрождению экономики опирались на: денежную реформу; свободные цены; свободное предпринимательство.

Денежная реформа была самой непопулярной и даже жёсткой. 21 июня 1948г. рейхсмарки были объявлены недействительными, и вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавлялись ещё 20. Другого способа покончить с инфляцией Л. Эрхард не видел.

Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счёт сбыта своей продукции. Денежные обязательства предприятий пересчитывались в соотношении 1: 10. Половину сбережений можно было обменять по курсу 1:10, вторая половина временно замораживалась и позже обменивалась в соотношении 1: 20 Обязательства банка и учреждений бывшего Рейха в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк – регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.

Через 3 дня после денежной реформы последовала реформа цен, они были отпущены на свободу. Вместе с тем был принят  Закон  «о принципах хозяйственной структуры и политике цен», который дал право Л. Эрхарду отменить множество различных предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми темпами. Однако, правильность политики Эрхарда вскоре была подтверждена на практике, когда исчез «чёрный рынок», магазины заполнились товарами и вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась и цены выросли не в 2-4 раза, а лишь на несколько процентов и примерно в той же пропорции, что и заработная плата, которая росла за год на 1/ 3 за счёт повышения производительности труда.

Но главное, что способствовало сохранению стабильности валюты и избеганию гиперинфляции, было принятие  закона против произвольного завышения цен.

Основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере. Поэтому Л. Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, стремящихся к господству на рынке и душивших свободную конкуренцию. На свободу предпринимательства (без урезания прав потребителя) была направлена кредитная и налоговая политика, при которой покупатель снова стал «королём», определившим лицо рынка.

Таким образом, ФРГ становится передовой страной Западной Европы, она обогнала в хозяйственном развитии своих былых победителей. Уже к середине 50-х гг. ФРГ вышла на 2 место в мире  (после США) по объёму золотых запасов, что стало подлинным доказательством не только внутренней силы немецкой экономики и динамики её роста, но и неустанной работоспособности всех слоёв немецкого народа. Но «немецкое чудо»–это не только экономика, Л. Эрхард указывал, что главное чудо заключалось в изменении немецкого народа, который пройдя за десять лет чистилище экономических реформ, смог выйти из него новой нацией–свободной, доброжелательной и жизнерадостной. 

 

 3.Роль плана Маршала в восстановлении экономики страны.

 

План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947г. И только в апреле 1948г. американский Конгресс принял «Закон о помощи иностранным государствам». Экономическая помощь осуществлялась на основе двусторонних соглашений при соблюдении жёстких  условий. Изначальными условиями предоставления помощи были: отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов. Позднее к ним прибавились ограничения в торговле с соцлагерем и предоставление территорий для размещения американских военных баз.

За 4 года выполнения плана (с 1948 г. – по 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объёме 17 млрд. долларов и более 2/3 этой суммы приходилось на долю четырёх ведущих европейских стран – Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германии из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали предпочтение, за первый год реализации плана ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл.- это почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе.

   Основную помощь (70 %) составляли поставки продовольствия, топлива и удобрений. В 1951 году европейский ВВП на 15% превысил довоенный уровень. Но главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик и создании условий для собственного возрождения, а именно:

   -    для быстрого развития внутриевропейской торговли;

   -  для активизации наиболее эффективных производственных мощностей с целью достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию;

  -  для укрепления своих валют и восстановления к ним доверия.

Так за первые годы реализации “плана Маршалла” (1948-1951) Германия получила от США почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые и почти в 3,5 раза больше, чем Италия.
Банки в Германии традиционно брали на себя коммерческий риск и главную роль в обеспечении индустриализации, входили в детали управления кредитуемых фирм. После краха финансовой системы вследствие 2-й мировой войны государство стало приобретать большую власть по контролю за кредитной системой, но проводимая политика была результатом переговоров и сотрудничества с основными финансовыми и промышленными магнатами. Полученные по “плану Маршалла” фонды, были инвестированы в частный и промышленный сектор. Однако, банки были основой инвестиционного процесса. Участвуя в капитале фирм, покупая пакеты акций , банки тем самым были заинтересованы в будущем промышленности и предоставили фонды для ее развития. Поощрение накопления капитала и массовые государственные инвестиции в Германии стали основными факторами экономического роста. Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года.

Реализация “плана Маршалла” в ФРГ была, наряду с реформой Эрхарда, важнейшим условием перехода от тоталитарной экономики к рыночной. Но еще важнее было принятое союзниками решение о возвращении ФРГ на политическую и экономическую арену Европы. Снятие ограничений на внешнюю торговлю позволило Германии вернуть свои лидирующие позиции в Европе.

Таким образом, план Маршалла был ориентирован на снабжение западноевропейского производства, на импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов.  

Я считаю, что план Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели: экономика страны  была восстановлена; влияние коммунистов и СССР было ослаблено; был восстановлен и укреплен европейский средний класс – гарант политической стабильности и устойчивого развития.

 

Список использованной литературы.

1.Учебная программа по дисциплине «История экономики» - методика проведения лекций разработана  к. э. н., ст. преподавателем И. В. Ружицкой на основе работ кафедры, работ проф. А.Н.  Марковой, а также работ  М. В. Конотопова, С.И. Сметанина и др.

2.Мировая экономика». В.К. Ломакин, Москва, 2000г.

3. «История мировой экономики» М.Бор, 2000 г.

4.История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой.- М.: ЮНИТИ, 2004.- 727 с.: ил.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 16.47K
Скачано: 254
Скачать бесплатно
17.10.10 в 17:57 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе