Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Экономическая программа возрождения ФРГ после второй мировой войны
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Контрольная работа | Размер: 16.52K | Скачано: 261 | Добавлен 30.10.09 в 10:16 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Владимир 2008
Содержание
1. Экономика страны после второй мировой войны 3
2. Программа Л. Эрхарда и результаты ее реализации 5
3. Роль плана Маршалла в восстановлении экономики страны 9
Список использованной литературы 14
1. ЭКОНОМИКА СТРАНЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Вторая мировая война, подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами – фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой. Война, планировавшаяся агрессорами как ряд малых молниеносных войн, превратилась в глобальный вооруженный конфликт.
В войну были втянуты 64 государства с населением 1,7 млрд. человек – это 4 /5 жителей планеты. На различных этапах с обеих сторон участвовало одновременно от 8 до 12, 8 млн. человек, от 84 до 163 тысяч орудий, от 6,5 до 18, 9 тысяч самолётов. Охваченные войной территории в 5,5 раз превосходили территории в Первую мировую войну. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн. человек, война унесла около 55 млн. жизней. В лагерях смерти было уничтожено 11 млн. человек, экономика большинства стран была подорвана. Были уничтожены национальные богатства стоимостью 316 млрд. долларов. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли показатели первой мировой войны.
В тяжёлом экономическом положении оказались почти все страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. После войны западно-европейская экономика обладала деформированной милитаризованной структурой производства. Произошёл разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и больших капиталовложений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, что вело к сужению аграрного сектора, несмотря на повышенный спрос.
Послевоенное состояние экономики западной Германии выглядело наиболее удручающим: разрушенные города, демонтированные заводы и фабрики (или уничтоженные бомбардировками), на десятки лет отброшенное аграрное производство, пустые полки магазинов, карточная система, спекуляция. После войны на душу населения приходилась одна тарелка в 5 лет, пара ботинок – в 12 лет, костюм – в 50 лет и т.д., страна производила едва половину продукции 1936 г. Народ получил урок всеобщего финансового, экономического и нравственно-духовного истощения.
Государственный долг гитлеровского правительства возрос почти в 14 раз - с 27, 2 млрд. марок в конце 1938 г. до 377,2 млрд. марок к моменту капитуляции, количество денег, не имеющих товарного покрытия в обращении, возросло в 5 раз, инфляция приближалась к 600 % своего довоенного уровня, существовал значительный «чёрный рынок».
Все усилия, направленные на снижение государственного долга, сокращение величины денег в обращении, карточной системы с помощью увеличения налогов и замораживания наличных счетов в банках, давали обратный эффект, и в результате снижался интерес к деньгам, косвенно поддерживалось «натуральное» хозяйство и стали преобладать товарообменные сделки не только в расчётах между отдельными производителями, но и в оплате труда, транспорте, сфере обслуживания.
Западные оккупационные власти были вынуждены ежегодно завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на 1 млрд. долларов. И даже предлагали вывести до 20 млн. немцев, обречённых на голодную смерть.
В организации хозяйственной жизни также царил полный хаос, одновременно в стране функционировало несколько порою противоречащих друг другу экономических систем. Центральное управление и планирование было представлено 2 системами:
Западные оккупационные власти, опасаясь возникновения эпидемий и волнений в народе, в 1946 году были склонны к переводу предприятий на самоокупаемость, сохранение лимитирования немецкого производства и внешней торговли с ориентацией на сырьё и полуфабрикаты. В этой ситуации весомой оказалась для Германии предоставленная помощь США.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА Л. ЭРХАРДА В ФРГ
Оздоровление экономики Германии требовало решительных мер, но противников реформ оказалось больше, чем их сторонников.
В результате поисков возрождения Германии было принято решение к отторжению чистого экономического либерализма, который при всех своих достоинствах в отношении поднятия производства оказывался неспособным разрешить проблему социальной справедливости, то есть справедливого распределения результата общественного труда. Также отторгалась позиция усиление роли государства из-за его недавнего нацистского прошлого. И наиболее приемлемым и разумным признавалось смешение или сочетание систем, которое обеспечит хозяйственное планирование, предотвратит возможность экономических кризисов и усиление монополий, и в то же время, обеспечит демократичность общества. Поэтому возобладала идея социального рыночного хозяйства, где ведущая роль отводилась рынку – как регулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хозяйственной производительности, и в итоге провести достойную социальную политику.
Главным архитектором хозяйственных реформ стал профессор ЛЮДВИГ ЭРХАРД – директор Управления хозяйства объединенных западных оккупации в 1948г., министр народного хозяйства ФРГ, который сочетал в себе теоретические знания и опыт крупного хозяйственного руководителя. Основную цель экономических реформ он видел в создании «социального рыночного хозяйства», в повышении покупательной способности всех слоёв населения и сосредоточении всех усилий хозяйства на увеличении национального хозяйственного дохода. А рычагами экономического возрождения он считал – свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в экономике.
Планы Л. Эрхарда по возрождению экономики опирались на:
1. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА.
Она была самой непопулярной и даже жёсткой, поскольку фактически в один день, использовав военную диктатуру авторитетной оккупационной власти, страна смогла освободиться от огромной массы необеспеченных и обесценённых денег, когда утром 21 июня 1948г. рейхсмарки были объявлены недействительными, и вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавлялись ещё 20. Другого способа покончить с инфляцией Л. Эрхард не видел.
Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счёт сбыта своей продукции.Денежные обязательства предприятий пересчитывались в соотношении 1: 10. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина временно замораживалась и позже обменивалась в соотношении 1: 20. Обязательства банка и учреждений бывшего Рейха в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк – Банк немецких земель - регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.
2. СВОБОДНЫЕ ЦЕНЫ.
Через 3 дня после денежной реформы последовала реформа цен, они были отпущены на свободу. Вместе с тем был принят Закон «о принципах хозяйственной структуры и политике цен», который дал право Л. Эрхарду отменить множество различных предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами.
Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми темпами и часто вопреки советам оккупационных властей (которые боялись быстрого перехода к рыночным отношениям) и просоциалистическим настроениям в обществе.
Однако, правильность политики Эрхарда вскоре была подтверждена на практике, когда исчез «чёрный рынок», магазины заполнились товарами и вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась и цены выросли не в 2-4 раза, а лишь на несколько процентов и примерно в той же пропорции, что и заработная плата, которая росла за год на 1/ 3 за счёт повышения производительности труда.
Но главное, что способствовало сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции было принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя.
3. СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере. Поэтому Л. Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, стремящихся к господству на рынке и душивших свободную конкуренцию. Оппонентов социального рыночного хозяйства было немало – это профсоюзы, левые партии и картели.
На свободу предпринимательства (без урезания прав потребителя) была направлена кредитная и налоговая политика, при которой покупатель снова стал «королём», определившим лицо рынка.
ИТОГИ ПРОГРАММЫ ЭРХАРДА
Анализируя итоги и ход экономической программы возрождения, можно выделить определённые фазы её реализации:
Первая фаза 1948-1949гг. прошёл под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учётом роста производительности труда и значительного роста производства.
Вторая фаза – 1950–1951гг. - период наибольшей напряжённости послевоенного рыночного хозяйства, когда перелом в сторону успешного преодоления трудностей обозначился ещё отчётливей в 1951г. Поднялся среднегодовой уровень занятости - завершилась вторая фаза.
Третью фазу – фазу испытания социального рыночного хозяйства как системы на прочность и пригодность ознаменовало прекращение роста цен в 1952 г.
На четвертой фазе – 1953 - 1954гг. удалось осуществить тройное сочетание: растущую производительность труда; рост объёма продукции и повышающуюся в связи с этим заработную плату. При таком сочетании цены не только не росли, но стабилизировались, и даже упали, что вело к благосостоянию для всех. Для этой фазы характерно повышение производства товаров широкого потребления, что позволило назвать 1953г. – «годом потребителя». Строительный сектор тоже справился с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавших от бомбардировок, в 1954 г. был превышен уровень производства 1936 г. в 2 раза.
В 1954 г. наметился переход к следующему – 5-му этапу рыночного хозяйства – фазе высокой конъюнктуры, из-за чего возникал вопрос противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. И с середины 1956 г. удалось совладать с угрозой хозяйственной деградации. После заторможения экономического подъёма переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным.
Таким образом, ФРГ становится передовой страной Западной Европы, она обогнала в хозяйственном развитии своих былых победителей. Уже к середине 50-х гг. ФРГ вышла на 2 место в мире (после США) по объёму золотых запасов, что стало подлинным доказательством не только внутренней силы немецкой экономики и динамики её роста, но и неустанной работоспособности всех слоёв немецкого народа. Страна выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали, стояла у истоков европейской экономической интеграции и к началу 60-х годов на её долю приходилось более 60 % добычи угля, около половины производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта ЕЭС («Общего рынка»).
Но «немецкое чудо» – это не только экономика, Л. Эрхард указывал, что главное чудо заключалось в изменении немецкого народа, который пройдя за десять лет чистилище экономических реформ, смог выйти из него новой нацией – свободной, доброжелательной и жизнерадостной.
3. РОЛЬ ПЛАНА МАРШАЛА
Официальным автором программы так называемого «восстановления и развития» Европы стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 году государственным секретарем Джордж Кэтлетт Маршалл.
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947г. В середине июля 1947г. состоялась Парижская конференция стран – участниц плана Маршалла (16-ти европейских стран: Австралии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов Норвегии, Португалии, Турции, Франции, Швеции и позже ФРГ), на которой был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества, задача которого сводилась к составлению на основе отчётов о состоянии экономики, военных разрушений, валютных резервов, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, общая сумма которой составила 29 млрд. долларов.
На совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР в 1947 г. Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и раздела Европы на 2 противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан и другими социалистическими странами – Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией и Албанией.
Только в апреле 1948 г. американский Конгресс принял «Закон о помощи иностранным государствам». Экономическая помощь осуществлялась на основе двусторонних соглашений при соблюдении жёстких условий, среди которых:
Контроль за реализацией плана Маршалла осуществляла, созданная в США, Администрация экономического сотрудничества.
За 4 года выполнения плана (с 1948 г. – по 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объёме 17 млрд. долларов и более 2/3 этой суммы приходилось на долю четырёх ведущих европейских стран – Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германии из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали предпочтение, за первый год реализации плана ФРГ получила от США 2,422 млрд. долл.- это почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе.
Основную помощь (70 %) составляли поставки продовольствия, топлива и удобрений. Но главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик и создании условий для собственного возрождения, а именно:
Формой обеспечения европейской кооперации стала Организация Европейского Экономического Сотрудничества (ОЕЭС), в рамках сотрудничества её стран-участниц по либерализации торговли и платежей потребовалась координация инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.
Главным в реализации плана Маршалла стало решение вопроса об источниках финансирования отдельных элементов плана. Все поставки были разделены на 3 основных вида:
1) первый объединял предметы жизненной необходимости – продукты питания, топливо, одежду. Ежегодный рост собственных ресурсов европейских стран сопровождался соответствующим сокращением американских ассигнований, а так как большинство стран Западной Европы были не в состоянии оплатить поставки, то основная их часть шла в виде дотаций, а не займов. Одновременно валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а значит и темпов инфляции.
2) второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.
3) третий вид поставок составляло сырьё, сельскохозяйственные машины, промышленные товары и запасные части, которые финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.
Таким образом, план Маршалла был ориентирован на снабжение западноевропейского производства, на импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов.
Совместно с планом Маршалла применялись собственные экономические программы в странах Запада по возрождению послевоенных экономик, что давало высокую результативность развитию этих стран и проявлялось в росте выпуска продукции в базовых отраслях более, чем на половину за 1947-1950 гг., а по отдельным видам продукции более того: калийных удобрений – на 65 %, стали – на 70 %, цемента - на 75 %, транспортных средств – на 150 %, нефтепродуктов – на 200 %.
Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран является рост экспорта, который за 1948-1952 гг. увеличился на 49 пунктов. Прогрессивные изменения затронули и структуру экспорта. Западноевропейский вывоз продукции вырос на 40 %, а поставка оборудования для традиционных отраслей из США не только укрепляла базовые отрасли, но и создавала ощутимые предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов экономики, поворота к перспективным технологиям и даже экспорту качественных материалов для новейших отраслей из Европы и США.
Вместе с тем на фоне обострения послевоенной международной обстановки план Маршалла с 1951г. стал превращаться в программу оказания странам-участницам американской военной помощи, способствуя послевоенному расколу Западных государств и усилению «холодной войны» против социалистических стран, а также зависимости западноевропейских государств от США.
На это был нацелен принятый в 1951г. закон о взаимном обеспечении безопасности, который действуя на основе двусторонних соглашений содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Страны-получатели вынуждены были предоставлять свою территорию для американских венных баз и прекратить торговлю стратегическими товарами с социалистическими странами, то есть экономическая помощь Европе была направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики
Весьма заметным и ощутимым фактором послевоенного развития новых отраслей производства в США, ускоренного роста японской и западногерманской экономики стали крупные государственные затраты. Результативность плана Маршалла, интеграционные тенденции на ряду с традиционными методами антикризисного регулирования (бюджетная и кредитно-денежная политика, политика доходов и координированная структурная политика, огромные государственные затраты) послужили залогом послевоенного развития новых отраслей производства в США, ускоренного роста японской и западногерманской экономик, нового этапа НТР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.