Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Экономическая программа возрождения ФРГ после второй мировой войны
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.04K | Скачано: 286 | Добавлен 01.10.10 в 14:54 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Киров 2009
Содержание
1. Введение 3
2. Экономическая программа возрождения ФРГ после второй мировой войны 4
2.1. Экономика страны после второй мировой войны 6
2.2. Программа Л. Эрхарда и результаты ее реализации 7
2.3. Роль плана Маршала в восстановлении экономики страны 12
3. Заключение 16
4. Литература 17
1. Введение
«Никакая экономическая ситуация
не может быть настолько безнадежной,
чтобы решительная воля и честный труд
всего народа не могли справиться с ней».
Людвиг Эрхард.
После распада социалистической системы многие политики и экономисты Европы часто повторяли тезис об уникальности перехода от плана к рынку. Тем самым они оправдывали свое присутствие в экономике, подменяя невидимую руку рынка ручным управлением непросвещенных бюрократов. Игнорирование опыта десятков стран, совершивших переход от различных форм социализации экономики к капитализму, привел к совершению очень дорогих и болезненных для людей ошибок.
Не надо ходить за тридевять земель, наблюдать за Америкой, Азиатскими «тиграми», чтобы понять, что делать с белорусской экономикой. На вопрос: «В какой стране вы бы хотели жить?», многие белорусы отвечают: «Германия». В 1945 году эта страна была разбита, разрушена, не имела привычных "хозяйственных связей" с внешним миром. Это был даже не экономический кризис. Это была общенациональная разруха. В течение одного поколения немцы опять сумели вернуться в мировую экономическую элиту. На этот раз Германия ассоциировалась не с фашизмом, национал-социализмом и агрессивным «хэнде хох!», а с высококачественными товарами, сильнейшей немецкой маркой и точностью выполнения договорных обязательств. По сути дела, Германия после 1945 года представляла собой типичную переходную экономику с всеобъемлющим государством, которое выполняло функцию, производителя товаров и услуг, распределителя и судьи. Интеллектуальные элиты были заражены различными теоретическими формами социализма и очень враждебно настроены к либеральной идее. Как и англичане, они видели будущее Германии в плановой экономике, национализации промышленности и тотальном регулировании цен. К счастью для немцев, Гитлеру не удалось полностью искоренить научный плюрализм.
Целью данной работы является изучение экономической программы возрождения ФРГ после второй мировой войны.
Поставленный задачи – рассмотреть экономику страны после второй мировой войны, программу Л.Эрхарда и роль плана Маршала в восстановлении экономики страны.
Данная тема интересна для меня тем, что я сама могу провести некую исследовательскую работу по этому вопросу и узнать что – то новое для себя. И начать раскрытие данной темы я хочу с анализа послевоенного состояния экономики Германии.
2. Экономическая программа возрождения ФРГ после второй мировой войны
Забвение, а порою и прямое попрание условий Версальского мирного договора после первой мировой войны, всемирное западное, и прежде всего американское, содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новой мировой бойне.
Вторая мировая война (1939—1945 гг.), подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами — фашистскими Германией, Италией, милитаристской Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой.
В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось ПО млн. человек. Война унесла около 55 млн. человеческих жизней. Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд. долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель первой мировой войны.
В тяжелом экономическом положении оказались почти все страны-участницы, в том числе и страны Западной Европы. Послевоенная западноевропейская экономика обладала деформированной милитаризованной структурой производства. Произошел разрыв сложившихся за долгие годы связей в промышленности, финансах, торговле. Оборудование требовало обновления и значительных капиталовложений. Ощущался острый дефицит в самых необходимых продуктах. Растущая инфляция, неустойчивость европейских валют подрывали заинтересованность аграрного сектора экономики в обмене своей продукции на деньги, вели, несмотря на повышенный спрос на его товары к вынужденному сужению аграрного сектора.
Фактически страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить свои потребности, к примеру, в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце и цинке на 30%, сале и масле примерно на 15%, жидком топливе и мясе только на 10%.
Следуя из выше указанной информации, я бы и хотела начать раскрытие своей темы с анализа послевоенного состояния экономики Германии.
2.1. Экономика страны после второй мировой войны
На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающе выглядела Германия. В 1946 г. промышленное производство составляло около 1/3 от довоенного 1939 г., лет на 30 назад было отброшено сельское хозяйство. Инфляция достигала 600 % к довоенному уровню. Разработанные еще в ходе второй мировой войны и окончательно согласованные на Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. принципы послевоенного устройства Германии предусматривали ее полное разоружение и демилитаризацию. В порядке частичного возмещения убытков странам антигитлеровской коалиции Германия должна была выплатить репарации в объеме 20 млрд. долларов в том числе в виде оборудования.
Источники репараций:
· изъятие из национального богатства;
· товарные поставки сельскохозяйственной продукции;
· использование труда военнопленных;
· доход из зон оккупации стран-победителей.
После второй мировой войны немцы начали строить свое экономическое чудо на руинах. Ситуация была действительно катастрофической. Проведенные в начале 1946 года исследования не оставляли никакой надежды на оптимизм: каждый немец получит одну тарелку на 5 лет. Пара обуви будет выдаваться на 12 лет, одежда – 15 лет, каждый пятый ребенок будет иметь свои пеленки и только каждый третий немец будет похоронен в деревянном гробу. Эти стартовые условия гораздо хуже тех, которые имела Беларусь в начале 90-х. В 1946 году промышленность производила всего 33% товаров от уровня 1936 года. В трех зонах оккупации, занятых американцами, англичанами и французами, существовало тотальное ценорегулирование и административное распределение товаров. Большое количество постоянно дешевеющих денег заставляло людей переходить на бартер. Продовольственные карточки и нормы отпуска продуктов в одни руки стали инструментами распределения товаров. К примеру, в Мюнхене на один талон на получение одежды можно было получить 25 см простыни шириной 80 см, либо стельки для обуви или два носовых платка. После войны дневная норма потребления для немцев составляла 2 000 калорий. Суровая зима 1946-1947 годов привела к тому, что дневной рацион сократился до 800 калорий. Месячная норма жира на человека составляла 75 граммов. Для сравнения, во время мирового экономического кризиса в 1932 году потребление жира составляло 2,25 кг на человека. В американской сфере ФРГ месячный набор продуктов составлял 6 кг хлеба, 12 кг картошки, 250 г сахара, 400 г жира, 2,5 кг мяса. В советской зоне оккупации рацион был и того ниже. В то время была популярной шутка: "Еды слишком много, чтобы умереть, и слишком мало, чтобы жить". Как в странах Африки сегодня, частыми были случаи голодной смерти, а Бельгия и соседние страны предпринимали активные действия, чтобы оградить себя от немецких иммигрантов. Усугубило положение Германии то, что Восточная Пруссия была отдана Польше, а ведь эта территория давала 31,8% зерна, 30,8% картофеля и 25,2% кормового зерна всей страны. По сравнению с Германией образца 1945 – 1947 годов Беларусь 1990-х – это благополучная страна.
2.2. Программа Л. Эрхарда и результаты ее реализации
В феврале Германия отмечала столетие со дня рождения «отца немецкого экономического чуда» Людвига Эрхарда - создателя послевоенной валютной реформы в западной оккупационной зоне, одного из немногих в мировой истории экономиста, занимавшегося системными преобразованиями экономики и добившегося успеха. Приписывается Эрхарду и «отцовство» социальной (общественной) рыночной экономики.
Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного хозяйственного руководителя профессор Людвиг Эрхард (1897—1977) — директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949—1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963—1966 гг. (после смерти К.Аденауэра (1876—1967).
В книге «Благосостояние для всех», опубликованной в ФРГ в 1957 г., Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в создании «социального рыночного хозяйства», повышении покупательной способности всех слоев населения, сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода. Рычаги экономического возрождения страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни.
Планы Л.Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены и предпринимательство.
Пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой стала денежная реформа. Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20.
Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно «замороженная» вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20.
Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции.
Обязательства банков и учреждений бывшего Рейха, в основном, аннулировались. Новый эмиссионный банк — Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.
Другого способа покончить с инфляцией Л.Эрхард не видел. Фактически в один день, используя «военную диктатуру» весьма авторитетной оккупационной власти, Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег.
Через 3 дня после денежной последовала реформа цен. Они были отпущены на свободу. Опубликованный закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен предоставлял Л.Эрхарду право отменить сотни всяких предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми темпами, зачастую вопреки советам не только оккупационных властей, опасавшихся поспешного перехода к рыночным отношениям, но и значительным просоциалистическим настроениям в обществе. Между тем, правильность политики Л.Эрхарда была вскоре подтверждена на практике.
Буквально на глазах исчез «черный рынок». Магазины заполнились товарами. Вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась. Цены выросли не в 2—4 раза, а лишь на несколько процентов. Причем в той же примерно пропорции, что и заработная плата, которая, в свою очередь, росла в основном за счет повышения производительности труда, увеличившейся за год на одну треть.
Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен.
Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя.
На свободу предпринимательства, но без урезания прав потребителя была направлена кредитная и налоговая политика. По словам Л.Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка.
Оппонентов социального рыночного хозяйства оказалось немало: профсоюзы, левые партии, картели. Причем Л.Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, душивших свободную конкуренцию производителей и стремившихся к господству на рынке. И основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере.
Анализируя ход и первые итоги этой программы экономического возрождения, можно наметить определенные фазы ее реализации.
Так, первый период восстановления хозяйства (1948 — 1949 гг.) прошел под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учетом роста производительности труда и значительного роста производства.
1950 г. стал, пожалуй, периодом наибольшей напряженности в молодой истории немецкого послевоенного рыночного хозяйства. В 1951 г. перелом в сторону успешного преодоления трудностей обозначился еще отчетливей. Поднялся среднегодовой уровень занятости. Завершилась вторая фаза.
В 1952 г. прекращение роста цен ознаменовало третью фазу развития социального рыночного хозяйства — фазу испытания создаваемой экономической системы на прочность и пригодность.
На следующей, четвертой фазе (1953—1954 гг.) удалось осуществить тройное сочетание. При растущей производительности труда, росте объема выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим заработной плате цены не только не росли, но стабилизировались или даже упали, что вело к «благосостоянию для всех». Причем характерно перемещение в эти годы акцента народнохозяйственной энергии в сторону производства товаров широкого потребления. Это позволило назвать 1953 г. «годом потребителя». Строительный сектор во всевозрастающем объеме справился с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавших от бомбардировок. В 1954 г. был вдвое превышен уровень производства 1936 г.
К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов,) что явилось подлинным доказательством не только внутренней силы немецкого хозяйства и динамичной экономической политики, но и неустанной работоспособности всех слоев немецкого народа.
Уже в 1954 г. наметился переход к следующему, пятому периоду рыночного хозяйства — фазе высокой конъюнктуры. Возникал вопрос эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. С середины 1956 г. удалось совладать с угрозой хозяйственной деградации. После заторможения экономического подъема переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным.
ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. ФРГ стояла у истоков европейской экономической интеграции. К началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).
И в наши дни «немецкое чудо» несет изобилие на прилавки, доступное каждому. На дневную заработную плату немец может приобрести два двухкассетника или полдюжины джинсов, или десять килограммов свинины и т.п. Но «немецкое чудо» — это не только экономика. Как отметил в предисловии к своей книге «Благосостояние для всех» Л.Эрхард, главное чудо заключалось в том, что пройдя за десять лет чистилище экономических реформ, немецкий народ вышел из него новой нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной.
2.3. Роль плана Маршала в восстановлении экономики страны
План Маршалла был выдвинут 5 июня 1947 г. Его основные положения прошли согласования с представителями крупнейших монополий и банков. Последующую инициативу по его реализации проявили также Великобритания и Франция.
Летом того же 1947 г. на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла нашей страны был поддержан Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.
В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже и ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервах, военных разрушениях, восстановительных работах сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долларов.
Почти год потребовался для принятия американским конгрессом в апреле 1948 г. «Закона о помощи иностранным государствам». Оказание экономической «помощи» осуществлялось на основе двусторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них — отказ от национализации промышленности, предоставление полной свободы частного предпринимательства при заметном торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.
За 4 года выполнения плана Маршалла (1948 — 1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долларов. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран — Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение. Так, за первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2,422 млрд. долл. — почти столько же, сколько Англия (1,324 млрд.) и Франция (1,13 млрд.) вместе взятые, почти в три с половиной раза больше, чем Италия (0,704 млрд. долларов.)
Вместе с тем, пожалуй, не стоит рассматривать план Маршалла исключительно как продовольственную интервенцию. Хотя поставки продовольствия наряду с топливом и удобрениями в рамках этого плана действительно составили 70% всей помощи.
Объективности ради следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.
Формой обеспечения европейской кооперации стала ОЕЭС — Организация Европейского Экономического Сотрудничества. В рамках сотрудничества стран-участниц ОЕЭС по реализации плана Маршалла либерализация торговли и платежей потребовала, в свою очередь, координации инвестиций в целях направления капиталовложений на развитие ключевых отраслей и предотвращения дублирования инвестиций.
Весьма поучительным аспектом воплощения плана Маршалла может служить решение вопроса об источниках финансирования отдельных элементов плана. Так, все поставки были разделены на три основных вида.
Первый объединял предметы важнейшей жизненной необходимости — продукты питания, топливо, одежду. При этом ежегодный рост собственных ресурсов европейских стран сопровождался соответствующим сокращением американских ассигнований. А поскольку большинство стран Западной Европы были не в состоянии оплатить в долларах соответствующие поставки, основная их часть шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а следовательно, и темпов инфляции, для наращивания производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент, уголь, шахтное, энергетическое, текстильное оборудование, калийные удобрения, нефтепродукты, транспортные средства. Тем самым оказывалось противодействие инфляции в потребительском секторе экономики.
Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.
Наконец, третий вид поставок — сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части — финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.
Итак, план Маршалла был во многом ориентирован на «расшивку» узких мест в снабжении западноевропейского производства, на избирательный импорт сырья и материалов, на восстановление и обновление основных фондов?!
Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения, чему посвящаются следующие разделы второй главы, проявилась в росте выпуска продукции в базовых отраслях за 1947—1950 гг. более чем наполовину, а по отдельным видам продукции и того выше: калийных удобрений — на 65%, стали — на 70%, цемента — на 75%, транспортных средств — на 150%, нефтепродуктов — на 200%.
Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран служит и рост экспорта. За 1948—1952 гг. он увеличился в целом на 49 пунктов, а в США и Канаде — даже на 60 пунктов. Прогрессивные изменения затронули и структуру экспорта. На 40% вырос западноевропейский вывоз продукции. В свою очередь, поставка из США оборудования для традиционных отраслей не только укрепляла базовые отрасли, но и создавала ощутимые предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов экономики, энергичного поворота к перспективным технологиям и даже экспорту качественных материалов для новейших отраслей из Европы и США.
Вместе с тем, на фоне обострения послевоенной международной обстановки уже в 1951 г. план Маршалла стал превращаться в программу оказания странам-участницам американской военной помощи, способствовать послевоенному расколу Европы, формированию военно-политического блока Западных государств, усилению «холодной войны» против социалистических стран, зависимости западноевропейских государств от США.
На это был нацелен принятый в 1951 г. закон о взаимном обеспечении безопасности. На основе двусторонних соглашений он содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставки американских товаров и материалов. Однако страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз и прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами с социалистическими странами. Позднее президент США Г.Трумэн (1884—1972) отмечал, что экономическая помощь Европе была «направлена на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее общее расширение экономики».
3. Заключение
Положение Германии в первые послевоенные годы было весьма удручающим. Мало того, что была сильно разрушена экономика, так еще и происходила смена правительства. А это дополнительные неудобства. В совокупности все происходящее сильно влияло на сознание людей. И примечательно то, что европейские державы – недавние враги Германии, протянули руку помощи. Они одновременно и наложили обязательства по возмещению ущерба, нанесенного фашистской Германией, и в то же время дали возможность Германии выкарабкаться из сложившегося положения. Германия приняла помощь в целях собственного благополучия.
В 50–60-е годы в ФРГ произошел качественный скачок в экономическом развитии. Именно он способствовал выходу этой страны на ведущие роли в мире, что и позволило германским экономистам назвать этот период «золотым». В эти годы на базе возрождения промышленности Западная Германия вновь обрела статус промышленно-экспортной державы, экспорт стал быстро возрастать. С 1951 года торговый баланс страны уже постоянно сводился с превышением. Свободная рыночная экономика окончательно оздоровила денежную систему, и в 1958 году была восстановлена конвертируемость немецкой марки. Пошло ускорение накопление средств, и в 1963 году ФРГ выплатила большую часть долга, образовавшегося в связи с действием плана Маршалла. Начался период восстановления прежнего уровня и выход на мировую арену уже не как врага всех и вся, а в качестве мирной и дружественной державы, ставшей в последствие и передового.
4. Литература
1. История дипломатии. М.: Политиздат, 1974. Т. V. Кн.1. – С.254.
2. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 – 1990 гг. / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1995. – С. 51 – 62.
3. Эрхард Л. Благосостояние для всех: Пер. с нем. – М.: Начала-пресс, 1991. С. 25.
4. Экономическая история зарубежных стран. / Голубович В.И. – Минск, 1997. – С. 56.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.