Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Современные глобальные проблемы

Современные глобальные проблемы [25.06.09]

Тема: Современные глобальные проблемы

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.79K | Скачано: 260 | Добавлен 25.06.09 в 10:00 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы


Содержание
Введение 3
Глава Ι. Современные глобальные проблемы 4
1. Основные группы глобальных проблем 4
1.1 . Интерсоциальные проблемы 5
1.2 Экологические проблемы 6
1.3 . Антропосоциальные проблемы 8
2. Особенности современных глобальных проблем 10
Глава ΙΙ. Формирование новой глобальной цивилизации 12
Заключение 16
Список литературы 17

Введение

Всё взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды.

Сегодняшний и завтрашний день человечества можно рассматривать как «диалог» цивилизаций – такое взаимовлияние народов и культур, при котором они заимствуют кое-что друг у друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. С точки зрения глобалистского подхода различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно возрастает, приобретает все больший удельный вес, так, что в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человечества.

В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Цель данной работы изучить основные глобальные проблемы и классифицировать их по группам; определить характер этих проблем и их влияние на человечество; выявить необходимые меры по предотвращению глобальной экологической катастрофы.

Для достижения данной цели был произведен анализ научных работ и публикаций разных авторов в частности: В. С. Барулин, В. А. Канке, А. Н. Чумаков, В. Н. Лавриненко, В. Б. Сапунов, и некоторых других.

Ι. Современные глобальные проблемы

1. Основные группы глобальных проблем

Проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные - это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара. Локальные - существующие в пределах региона. Основные глобальные проблемы современности связаны с перспективами взаимоотношения человечества с природой Земли и ближнего космоса в ходе, как мирного развития, так и в результате глобального военного конфликта.

Отечественными учеными И.Т.Фроловым и В.В.Загладиным разработан вариант классификации глобальных проблем.

Первую группу составляют проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств. Эти проблемы следует называть интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установление справедливого международного экономического порядка.

Вторая группа объединяет проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы как обеспеченность энергией, топливом, пресной водой, чистым воздухом и т.д. К этой же группе относится проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, разумного освоения мирового океана и космического пространства.

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.

1.1. Интерсоциальные проблемы

До недавнего прошлого такого рода проблемы были связаны с противостоянием двух политических систем: капиталистической и социалистической. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный, что повлекло изменения характера проблем.

Во-первых, на место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон, в том числе, и не имеющих отношения к его возникновению. Нельзя также полагать, что угроза всеобщей военной катастрофы в современных условиях исключена полностью. Мировой конфликт может быть вызван непреднамеренно, в результате расползания локальных противоречий, утраты контроля над ядерным вооружением и т.п. Полностью не исключен захват ядерных арсеналов со стороны террористических групп.

Во-вторых, в отсутствие противостояния противоположных общественно-политических систем еще более очевидной стала проблема установления справедливого экономического порядка. На планете существую группы стран резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. Экономика отсталых стран отличается, как правило, ярко выраженным сырьевым характером. По этой причине здесь особенно остро стоят экологические проблемы, как и огромное множество других. Отсталые и среднеразвитые страны составляют большинство населения планеты - около пяти миллиардов из шести. Общая тенденция такова, что разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает.

1.2. Экологические проблемы

Вначале надо сказать несколько слов о самом понятии "экология". Экология родилась как чисто биологическая наука о взаимоотношениях "организм - среда". Однако с усилением антропогенного и техногенного давления на окружающую среду стала очевидной недостаточность такого подхода. Ведь в настоящее время нет явлений, процессов и территорий, незатронутых этим мощным давлением. И нет науки, которая могла бы устраниться от поисков выхода из экологического кризиса.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды. Растущее давление антропогенных факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения вод, почвы, атмосферы.

Начавшееся во второй половине CC века резкое потепление климата является достоверным фактом. Мы его чувствуем по более мягким, чем раньше, зимам. Средняя температура приземного слоя воздуха по сравнению с 1956-1957 годами, когда проводился Первый международный геофизический год, возросла на 0,7°С. На экваторе потепления нет, но чем ближе к полюсам, тем оно заметнее. За Полярным кругом оно достигает 2°С. На Северном полюсе подледная вода потеплела на 1°С, и ледяной покров начал подтаивать снизу.

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя.

Гибель и вырубка лесов, опустынивание, загрязнение воды – все это происходит не без вмешательства человека.

Одна из причин гибели лесов во многих регионах мира – кислотные дожди, главными виновниками которых являются электростанции.

Под воздействием живых организмов, воды и воздуха на поверхностных слоях литосферы постепенно образуется важнейшая экосистема, тонкая и хрупкая, - почва, которую называют "кожей Земли". Это хранительница плодородия и жизни. Горсть хорошей почвы содержит миллионы микроорганизмов, поддерживающих плодородие. Чтобы образовался слой почвы мощностью (толщиной) в 1 сантиметр, требуется столетие. Он может быть потерян за один полевой сезон. По оценкам геологов, до того как люди начали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и распахивать земли, реки ежегодно сносили в Мировой океан около 9 миллиардов тонн почвы. Ныне это количество оценивают примерно в 25 миллиардов тонн.

Воду человек загрязняет с незапамятных времен. Наверное, одним из первых крупных загрязнителей водоемов стал легендарный греческий герой Геракл, который с помощью отведенной в новое русло реки очистил Авгиевы конюшни. За многие тысячелетия все свыклись с загрязнением воды, но все же есть что-то кощунственное и противоестественное в том, что человек сбрасывает все нечистоты и грязь в те источники, откуда он берет воду для питья. Как это ни парадоксально, но и вредные выбросы в атмосферу, в конце концов, оказываются в воде, а территории городских свалок твердых отходов и отбросов после каждого дождя и после снеготаяния вкладывают свою лепту в загрязнение поверхностных и подземных вод.

1.3. Антропосоциальные проблемы

Антропоцентризм был доминирующим мировоззрением человечества на протяжении многих веков. Человек противопоставлялся всем остальным существам на земле и считалось, само собой разумеющимся, что только интересы и потребности человека имеют важность, все остальные существа не имеют самостоятельной ценности. Это мировоззрение передает крылатое выражение: «Все для человека».

В эту группу входят проблемы непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема «человеческих качеств» - развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути, он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.

Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.

В связи с необходимостью формирования новых человеческих качеств на передний план выходят проблемы образования. Именно в системе образования закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей жизни человека. Следовательно от качества образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие ценности будут ориентироваться. От образования же зависит формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. Между тем значение и роль образования недооцениваются. Об этом свидетельствуют множество фактов: неграмотность; незначительные расходы бюджетных средств на образование; качество образования; неполная реализация творческого потенциала человека в процессе обучения; ориентация не на перспективу, а на текущие запросы и т.д. Без соответствующих человеческих качеств невозможно ни применение экологически чистых технологий, ни установление справедливого экономического порядка, ни разумная формулировка задач человечества.

2. Особенности современных глобальных проблем

Мы уже живем в 21-ом веке. Очевиден прогресс в области экономики, медицины, новых технологий, освоения космоса и т.п.  Сегодня люди летают на Луну, осваивают новые планеты, создают новые суперкомпьютеры, лечат многие болезни, которые в прошлом казались неизлечимы. Главы правительств встречаются вместе за одним столом и решают мировые проблемы. Общими усилиями создана Организация Объединенных Наций, цель которой состоит в сохранении мира во всем мире. Однако, несмотря на сегодняшний прогресс, у человечества меньше проблем не стало. Можно даже сказать стало больше.

Глобальные проблемы человечества стали важным объектом междисциплинарных исследований, в которых участвуют и общественные, и естественные, и технические науки.

Однако нас интересует эта тема с точки зрения философии. На мой взгляд, можно выделить несколько основных глобальных проблем: войны, недостаток продуктов питания, эпидемии, увеличение стихийных бедствий, умножение преступности, ухудшение качеств людей, страх перед будущим.

Осознание экологической проблемы привело к экологизации экономического развития в промышленно развитых странах. Во-первых, это выразилось в том, что затраты государства и монополий на охрану окружающей среды резко возросли. Во-вторых, налажено производство очистной техники - возникли «экоиндустрия», «экобизнес» - международный рынок экологически чистого оборудования и экологически чистой продукции. В-третьих, была сформирована система законов и организаций по защите среды (соответствующие министерства и ведомства). Были разработаны программы экологического развития отдельных стран и регионов. В-четвертых, усилилась международная координация в области охраны окружающей среды.

Центр тяжести глобальных проблем современности все более перемещается в мир развивающихся стран.

Можно сделать вывод - загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежна.

Возникает необходимость экологического воспитания, образования и законодательства, перестройка сознания людей. Сегодня от педагога в первую очередь, зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете. Наука утверждает, и мы обязаны признать это утверждение, сколь бы нам это ни было трудно, что человечество сможет иметь шанс на будущее только тогда, когда оно снова окажется в равновесии с биосферой, другими словами, когда прогресс человечества будет сопровождаться и развитием биосферы. Значит, деятельность человека, вся его активность должны быть подчинены определенным требованиям природы: человек обязан жить в рамках определенного экологического императива. И императив этот будет очень жестким.

Возникает понятие биополитики. Очевидно, что многие проблемы государственной политики имеют ярко выраженную «биологическую компоненту». Речь шла о взрывном росте населения планеты и относительном старении населения, проблемах генетической инженерии, биомедицинских проблемах, требующих политических мероприятий, угрожающих последствиях испытаний ядерного оружия, а также использования «мирного атома» в АЭС и, конечно, о нарастающем загрязнении всех сред планеты Земля, разрушении биосферы, призраке надвигающегося экологического бедствия. Поэтому в глобальном плане роль биополитики включает, наряду с прочими аспектами, борьбу (в том числе и политическими средствами) с назревающим экологическим кризисом, за сохранение биоразнообразия.

ΙΙ. Формирование новой глобальной цивилизации

Современная наука развивается и функционирует в особую историческую эпоху. Ее общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития.

Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями конца XX века, которые привели к возникновению современных глобальных проблем. Их осмысление требует по-новому оценить развитие техногенной цивилизации, которая существует уже на протяжении четырех веков. Многие ее ценности, связанные с отношением к природе, человеку, пониманием деятельности и т. д., ранее казавшиеся незыблемым условием прогресса и улучшения качества жизни, сегодня ставятся под сомнение.

Установка на преобразование, переделывание природы, а затем и общества постепенно превратилась в доминирующую ценность техногенной культуры. Исследователь, действующий в рамках данной культурной традиции и ориентирующийся на ту или иную научную картину мира, осознал себя активным творцом нового, «выпытывающим» у природы ее тайны с тем, чтобы расширить возможности подчинения природы потребностям человека. Цивилизация, ориентированная на подобный тип научной рациональности, имела свои несомненные достижения: в ней утвердились идеи прогресса, демократии, свободы и личной инициативы. Вместе с тем в конце XX столетия, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, с новой силой зазвучали вопросы о правильности выбора путей развития, принятых в западной (техногенной) цивилизации, и как следствие — об адекватности ее мировоззренческих ориентаций и идеалов.

Поиск путей развития цивилизации оказывается сопряженным с проблемой синтеза культур и формирования нового типа рациональности.

В современной ситуации формируется новое видение природной среды, с которой человек взаимодействует в своей деятельности. Она начинает рассматриваться не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменение которого может проходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, ее переходу в качественно иное состояние, способное вызвать необратимое разрушение целостной системы.

Экологическое знание играет особую роль в формировании научной системы представлений о той сфере природных процессов, с которой человек взаимодействует в своей деятельности и которая выступает непосредственной средой его обитания как биологического вида. Эта система представлений образует важнейший компонент современной научной картины мира, который соединяет знания о биосфере, с одной стороны, и знания о социальных процессах — с другой. Она выступает своеобразным мостом между представлениями о развитии живой природы и о развитии человеческого общества. Неудивительно, что экологическое знание приобретает особую значимость в решении проблем взаимоотношения человека и природы, преодоления экологического кризиса и поэтому становится важным фактором формирования новых мировоззренческих оснований науки.

Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили выработать и укрепиться новой мировоззренческой концепции противоположной антропоцентризму – биоцентризму.

Основной идеей биоцентризма является то, что человек, безусловно, принадлежит некоторому естественному порядку вещей, сложившемуся до, и независимо от человека. В природе все движется в соответствии с естественными законами, поддерживается самый тонкий и совершенный баланс до тех пор, пока не появляется «человек со всем его невежеством и самонадеянностью».

На глобальном (планетарном) уровне необходима оптимизация технологического прогресса с точки зрения целостного развития системы «общество-человек-техника-природная среда». Это означает проведение комплекса согласованных и целенаправленных мероприятий в масштабе планеты, причем в максимально сжатые сроки. Возможно ли такое воздействие на современном этапе развития системы? Безусловно, нет. Для успешного решения задачи такого масштаба человечеству необходимо в первую очередь единство, которого сегодня нет и в помине. На какой почве это единство может быть достигнуто в обозримом будущем?

История цивилизации знает немало попыток решить эту задачу силовыми методами. Результат всегда был плачевный.

Культурных или политических предпосылок сегодня также не наблюдается. В экономической сфере идет жесточайшая конкурентная борьба, иногда принимающая самые уродливые формы, вплоть до прямых военных столкновений. Мировые религии, послужившие фундаментом современной культуры, также остаются факторами, разделяющими человечество. Остается единственная сфера приложения сил, охватывающая практически все человечество. Это сфера технологического развития. Причем не следует забывать, что технологии - это не только производство. Существуют социальные технологии, политические и т.д. Реализация тех или иных социальных и политических технологий в различных регионах также может быть одним из параметров консолидации.

Оптимизация технологического развития выглядит сегодня как локальное воздействие в масштабе одного или нескольких государств, благополучие которых основано на некоторых, исторически сложившихся видах производства, взаимодействующих между собой на межгосударственном уровне. На их основе к середине XX чека начали формироваться региональные социотехнологические комплексы.

Был предпринят и ряд конкретных шагов, призванных закрепить статус европейской цивилизации. Один из них - создание ООН. Однако функции этой всепланетной организации оставались и остаются чисто номинальными. Реальной власти у ООН не было и нет (и скорее всего в обозримом будущем не будет). Судьбы мира вершились в «ядерном клубе», который составлял основу Совета безопасности ООН. Именно решения этого органа были определяющими, именно они имели конкретное значение. Но «ядерный клуб» вовсе не был монолитным. Его составляли государства, разделенные по идеологическому признаку и жестко конкурирующие между собой. Таким образом, мировое развитие строилось на балансе сил и интересов двух сверхдержав, представлявших, как считалось, две взаимоисключающие системы. Однако разногласия, и довольно существенные, имели место и внутри конкурирующих лагерей.

Западная цивилизация никогда не смирится с тем, что в силу изменения геополитической ситуации на планете и крушения двухполюсной модели развития она превратилась из ведущей и направляющей в одну из многих, пусть и наиболее развитую в настоящее время. Очевидно, Запад во главе с США попытается любой ценой сохранить лидирующее положение в мире. В противном случае будет просто невозможно поддерживать ставший привычным стандарт жизни для своих граждан, который многими экспертами и аналитиками оценивается как необоснованно завышенный. Развал коммунистической системы не только позволил с новой силой разгореться застарелым конфликтам, но и открыл дорогу новым опасностям, таким, как распространение оружия массового поражения и попадание его в руки все новых государств и негосударственных образований. Мы должны объективно оценивать подобные угрозы и заблаговременно готовиться к их отражению.

Заключение

Движение  вперёд,  изменение   мира   и   человека   -   его  производственной,  трудовой  деятельности,  образа  жизни,  сознания  (в  том  числе  экологического)  -  вот  перспектива  разрешения  экологической  проблемы,  стоящей  перед человечеством.  Современный  человек  должен  развивать  гармонические  отношения  с  природой,  понимать  процессы  её  развития  и  разумно  их  использовать,  способствуя  обогащению,  очеловечению,  гуманизации  природы.

На  современном  этапе  философия  может  помочь  решению  экологической   проблемы   в   различных   направлениях,  так как  она  стимулирует  формирование    нового общественного  сознания, ориентированного  потребностью преодоления  экологических  противоречий,  связанных  с  культурными  установками прошлого,  способствует  преодолению  ограниченности частных научных позиций, односторонности  духовно – практических  ориентаций  человека  в  его  отношениях с природой, разобщенности мнений.

В  период  своего  становления  научное  познание  в  отношении  к  природе  исходило  главным  образом  из  представления  о  необходимости  «завоевания» её.  Этот  стереотип,  имеющий  вековую  историю и  еще  не  преодоленный  сегодня,  должен  постепенно  меняться;   соответственным  образом  должно  утверждаться  убеждение  в  том,  что  современный человек  не  может  ставить  себя  в  отношении  к  природе  в  положении завоевателя,  не  заботящегося  о  последствиях  своей деятельности.

Время  беспечности  миновало. Наступила  эра  экологической  этики. Надо чётко осознать, что  Homo  sapiens  должен  сменить  роль покорителя  природы на роль  её  рядового  члена  и  гражданина. Борьба  с  пагубными  тенденциями будет   укреплять  экологическую  этику. Тот  или  иной  поступок  будет  считаться правильным , если  он  не  нарушает порядок  и  красоту  биотического  сообщества , и  неправильным , если происходит  обратное .

Список литературы

  1. Барулин В.С. Социальная философия: учебник. – М., 1999. – Гл. 1 Х.
  2. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Логос, 2005. – Гл. 2, 5.
  3. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – Гл. 1. 4
  4. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов/Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 291-448.
  5. Ерасов Б.Е. Вступительная статья // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.С. 5.
  6. Антропоцентризм и биоцентризм: [электронный ресурс]. (http://www.ecoethics.ru/b01/12.htm)
  7. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.: Устойчивый мир, 2001. – Части 2, 3, 4.
  8. Философский словарь / под. ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+6
Размер: 21.79K
Скачано: 260
Скачать бесплатно
25.06.09 в 10:00 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе